искусственный механизированный целик
Классы МПК: | E21D23/00 Шагающая шахтная крепь, например в комбинации с конвейерами, добычными машинами или направляющими для них E21D11/36 особо выполненная крепь для выработок или туннелей со специфическим поперечным сечением E21D19/04 применяемая при проходке штреков |
Автор(ы): | Орехов И.С., Потапенко В.А., Ялевский В.Д., Сидорчук В.К., Грицаюк Б.И., Цыплаков Е.М., Пензин В.И., Чулочников В.П., Дубовский Ю.П., Комаров М.И., Фридфельд Э.А., Коржов И.Б., Каюшин В.А. |
Патентообладатель(и): | Акционерное общество открытого типа "Подмосковный научно- исследовательский и проектно-конструкторский угольный институт" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1995-05-04 публикация патента:
10.07.1997 |
Использование: при креплении очистных забоев и сопряжений очистных забоев и спряжений очистных забоев с горными выработками на пологих пластах с устойчивой труднообразующейся кровлей, преимущественно при длиннокамерной системе разработки. Сущность изобретения: искусственный механизированный целик, включающий роторное транспортное устройство с рамой, имеющей продольный паз, обоймы с гидроопорами, установленные с возможностью относительного перемещения вдоль паза, направляющие по контуру транспортного устройства и взаимодействующие с направляющими роликами, установленные на обоймах. С рамой гидроцилиндрами передвижения связаны через опорную платформу забойная и посадочная секции крепи, расположенные вдоль продольной оси опорной платформы и установленной на ней рамы. Паз рамы может быть фигурным, тяговый орган может быть выполнен бесконечным и иметь толкатели, взаимодействующие на определенных участках с упорами, расположенными на обоймах. На одном валу с ведущей звездочкой могут быть расположены кривошипы и управляющие копиры с гидрораспределителями, механически связанными с копирами и гидравлически связанными с приводными цилиндрами кривошипов. Управляющие копиры могут быть установлены на валу ведомой звездочки. 3 з.п. ф.-лы, 9 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9
Формула изобретения
1. Искусственный механизированный целик, включающий роторное транспортное устройство с рамой, имеющей продольный паз, обоймы с размещенными в них гидроопорами, установленные с возможностью относительного перемещения вдоль продольного паза, направляющие, выполненные по замкнутому контуру роторного транспортного устройства и взаимодействующие с направляющими ролики, установленные на обоймах, тяговый орган роторного транспортного устройства с приводом, гидроцилиндры передвижения, связанные с рамой, отличающийся тем, что роторное транспортное устройство снабжено отдельной передвижной опорной платформой и расположенными вдоль продольной оси опорной платформы забойной и посадочной секциями, связанными с рамой гидроцилиндрами передвижения через опорную платформу. 2. Целик по п. 1, отличающийся тем, что роторное транспортное устройство имеет расположенный в продольном пазу бесконечным тяговым органом с толкателем, продольный паз выполнен фигурным, а обоймы гидроопор снабжены упором с возможностью взаимодействия толкателя тягового органа с упором на одних участках продольного паза и прекращения взаимодействия на других участках паза. 3. Целик по пп. 1 и 2, отличающийся тем, что роторное транспортное устройство снабжено расположенными на одном валу с ведущей звездочкой кривошипами и управляющими копирами, причем кривошипы снабжены приводными цилиндрами, а управляющие копиры гидрораспределителями, механически связанными с копирами и гидравлически связанными с приводными цилиндрами. 4. Целик по пп. 1 и 2, отличающийся тем, что управляющие копиры, которыми снабжено роторное транспортное устройство, могут быть установлены на валу ведомой звездочки.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к горной промышленности, а именно к передвижным механизированным крепям, предназначенным для крепления очистных забоев и сопряжений очистных забоев с горными выработками на пологих пластах с устойчивой труднообрушающейся кровлей, преимущественно при длиннокамерной системе разработки полезных ископаемых подземным способом. Известно устройство для поддержания выработок, включающее гидростойки, устанавливаемые под рамы штрековой крепи, и расположенное внутри замкнутого монорельса, который имеет направляющие, по которым перемещается каретка с механизмом захвата для гидростоек. Передвижение монорельса осуществляется домкратом, а каретка имеет привод, с которым она связана канатом, расположенным по периметру монорельса. Вслед за продвижением лавы гидростройка при помощи каретки с механизмом захвата перемещается по монорельсу вперед, после чего домкратом монорельса передвигается на шаг установки крепи [1]К недостаткам известного устройства следует отнести узкую область применения, распространяющуюся на поддержание выработок, прилегающих к очистным забоям, при установке гидростоек под верхняки рам штрековой крепи и невысокую надежность устройства, использующего канат в качестве элемента приводного устройства. Наиболее близким к предложенному по технической сущности и достигаемому результату является механизированная крепь для поддержания горных выработок, включающая роторное транспортное устройство с рамой, имеющей продольной паз, обоймы с размещенными в них гидроопорами, установленные с возможностью относительного перемещения вдоль продольного паза, направляющие, выполненные по замкнутому контуру роторного транспортного устройства и взаимодействующие с направляющими ролики, установленные на обоймах, тяговый орган роторного транспортного устройства с приводом, гидроцилиндры передвижения и секции крепи, связанные с рамой [2] принято за прототип. Известная механизированная крепь не предназначена для работы в лавах в условиях труднообразующейся кровли, а служит для поддержания выработок с целью сохранения штрека для его повторного использования в качестве крепи усиления. Серьезным недостатком известного технического решения является перемещение секций крепи с помощью тягового каната лебедки, что не только вынуждает использовать ручные работы при сцеплении каната с секцией и отцеплении от нее, приводящие к снижению производительности труда, но и вызывает снижение надежности механизированной крепи и безопасность ведения работ в зоне действия тягового каната лебедки. Известные механизированные крепи не позволяют надежно поддерживать относительно широкую ( до 15 м) полосу труднообрушающейся кровли в лаве для выемки мощных ископаемых по технологии длиннокамерной системы разработки, обеспечивающей значительное снижение затрат по сравнению с существующей столбовой системой. Сущность изобретения заключается в том, что роторное транспортное устройство снабжено отдельной передвижной опорной платформой и расположенными вдоль продольной оси опорной платформы забойной и посадочной секциями, связанными с рамой гидроцилиндрами через опорную платформу. Кроме того, транспортное устройство искусственного целика снабжено расположенными в продольном пазу бесконечным тяговым органом с толкателем, продольный паз выполнен фигурным, а обоймы гидроопор, с возможностью взаимодействия толкателя тягового органа с упором на одних участках продольного паза и прекращение взаимодействия на других участках паза. Кроме того, роторное транспортное устройство искусственного целика снабжено расположенными на одном валу ведущей звездочкой, кривошипами и управляющими копирами, причем кривошипы снабжены приводными цилиндрами, а управляющие копиры снабжены гидрораспределителями, механически связанными с копирами и гидравлически связанными с приводными цилиндрами. Кроме того, транспортное устройство искусственного целика может быть снабжено управляющими на валу ведомой звездочкой. Причинно-следственная связь между совокупностью существенных признаков заявляемого изобретения и достигаемым техническим результатом следующая. Несмотря на внедрение последних достижений техники и технологии в подземную угледобычу в России в конце 80-х и начале 90-х годов существенного прогресса особенно в экономических показателях достигнуто не было, что привело к плачевным результатам падения добычи угля, закрытию ряда шахт, увольнению рабочих и безработице в отрасли. Даже в Кузбассе, характеризующемся громадными разведанными запасами угля, наличием в большом количестве высококачественных углей, добыча становится неэффективной. Одной из причин этого является наличие труднообрушающейся кровли, которая не позволяет использовать наиболее высокопроизводительную технику и технологии. Для выхода из создавшегося положения предлагаются новые технологии и техника, одной из которых является так называемая длиннокамерная система разработки, позволяющая поддерживать в очистном забое широкую от 8-10 до 15 м полосу труднообрушающейся кровли. Использование предложенной системы разработки позволяет разгрузить краевую часть пласта, снизить концентрацию напряжений в призабойной зоне, что облегчит поддержание кровли, уменьшит вероятность выброса угля и газа из забоя, снизит трудоемкость добычи. Предложенная система разработки по предварительным расчетам позволит обеспечить значительное снижение затрат по сравнению с существующей столбовой системой. Однако для внедрения и использования предложенной системы необходимо в первую очередь создать технические средства, обеспечивающие поддержание и подвигание очистного забоя при столь широкой полосе, поддерживаемой труднообрушаемой кровли. Для решения этой задачи и служит предлагаемый искусственный механизированный целик, включающий взоимоувязанную систему механизированной крепи, состоящую из забойной и посадочной секций и роторного транспортного устройства, обеспечивающего перестановку гидроопор при передвижении механизированого целика. Роторное транспортное устройство служит базой искусственного механизированного целика и для обеспечения устойчивости и управляемости снабжено отдельной передвижной опорной платформой, устанавливаемой на почве очистного забоя. Искусственный механизированный целик располагается продольной осью в направлении подвигания очистного забоя от забоя к обрушенным породам. В очистном забое располагается ряд искусственных целиков, устанавливаемых с необходимой частотой, определяемой эмпирическим путем в зависимости от тяжести проявлений горного давления. По мере выемки угля в забое передвигается и распирается забойная секция, к которой гидроцилиндром передвижения подтягивается роторное транспортное устройство, с помощью которого затем перемещают гидроопору в направлении от завальной части целика к забойной, а затем после распора к роторному устройству подтягивают посадочную секцию с необходимой корректировкой в поперечном вдоль очистного забоя направлении с помощью домкрата корректировки от сползания секции при наклоне очистного забоя. Технический результат предложенного решения выражается в обеспечении надежного поддержания широкой от 8-10 до 15 м полосы труднообрушаемой кровли в очистном забое, разгрузке краевой части пласта от опасной концентрации напряжений у забоя и снижении вероятности отжима и выброса угля и газа из забоя, оперативно механизированное передвижение искусственных целиков от завала к забою с корректировкой поперечного сползания, повышение безопасности ведения работ, снижение затрат по добыче по сравнению с существующей столбовой системой разработки. На фиг. 1 изображен искусственный механизированный целик, установленный на участке очистного забоя, вид сверху; на фиг.2 то же, вид сбоку; на фиг.3
роторное транспортное устройство, вид сверху; на фиг.4 отдельная передвижная опорная платформа, (вид А на фиг.3); на фиг.5 вид Б-Б на фиг.4; на фиг.6
узел В на фиг.3; на фиг.7 вид Г-Г на фиг.6; на фиг.8 кинематическая схема роторного транспортного устройство с расположенными на одном валу ведущей звездочкой, кривошипами; на фиг.9 то же, что на фиг.8, но управляющие копиры расположены на валу ведомой звездочки. Искусственный механизированный целик состоит из роторного транспортного устройства 1, выполненного на раме 2, жестко установленной на отдельной передвижной опорной платформе 3. С забойной стороны передвижной опорной платформы 3 жестко закреплена траверса 4, с которой при помощи гидроцилиндров передвижения 5 связано основание 6 забойной секции крепи 7. На основании 6 забойной секции крепи 7 установлены гидростойки 8, поверху связанные с верхняком 9. С противоположной стороны передвижная опорная платформа 3 гидроцилиндрами передвижения 10 связана с основанием 11 посадочной секции крепи 12. На основании 11 посадочной секции крепи 12 установлены три гидростойки 13, которые в свою очередь связаны с верхняком 14. К верхняку 14 со стороны обрушенных пород шарнирно прикреплено ограждение 15, которое контактирует с нижним оградительным листом 16, поддерживаемым от прогиба со стороны обрушенных пород упором 17, шарнирно установленным между оградительным листом и основанием 11. Посадочная секция крепи 12 имеет домкрат корректировки 18 от сползания секции в сторону наклона очистного забоя. Рама 2 роторного транспортного устройства 1 имеет выполненный криволинейным с двумя фигурными изгибами


Класс E21D23/00 Шагающая шахтная крепь, например в комбинации с конвейерами, добычными машинами или направляющими для них
Класс E21D11/36 особо выполненная крепь для выработок или туннелей со специфическим поперечным сечением
Класс E21D19/04 применяемая при проходке штреков