способ контроля детонации в двигателях внутреннего сгорания
Классы МПК: | G01L23/22 для обнаружения и индикации перебоев в работе двигателя внутреннего сгорания; устройства, содержащие датчики давления, комбинированные с системой зажигания двигателей внутреннего сгорания F02P11/06 сигнализация об опасных условиях работы и неисправностях |
Автор(ы): | Семенов Е.С., Карпов В.П. |
Патентообладатель(и): | Семенов Евгений Семенович, Карпов Владимир Петрович |
Приоритеты: |
подача заявки:
1994-09-28 публикация патента:
20.08.1997 |
Использование: при регулировке двигателей внутреннего сгорания с принудительным зажиганием в стационарных условиях и в процессе ремонта и эксплуатации. Сущность изобретения: способ контроля детонации в двигателях внутреннего сгорания с принудительным зажиганием заключается в измерении ионизированного тока, протекающего при горении топливно-воздушной смеси в измерительной печи, содержащей источник питания и подключенной к свече зажигания. Причем измерение осуществляют в условиях защиты измерительной электрической цепи от действия высокого напряжения искры зажигания, для чего в цепь вводят комбинацию высоковольтного сопротивления с пороговым элементом. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
1. Способ контроля детонации в двигателях внутреннего сгорания с принудительным зажиганием путем измерения ионизационного тока, протекающего при горении топливно-воздушной смеси в цепи, состоящей из дополнительного источника питания, высоковольтного сопротивления, зазора свечи зажигания и измерительного сопротивления, отличающийся тем, что измерение ионизационного тока осуществляют в условиях защиты измерительной электрической цепи от действия высокого напряжения с помощью порогового элемента, через который замыкается часть энергии искры. 2. Способ по п.1, отличающийся тем, что в качестве порогового элемента используют стабилитрон или неоновую лампу. 3. Способ по п.1, отличающийся тем, что в качестве порогового элемента используют динистор или тиристор.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области контроля детонации в двигателях внутреннего сгорания (ДВС) с искровым зажиганием и может быть использовано при регулировке ДВС в стационарных условиях и в процессе ремонта и эксплуатации. При работе ДВС в напряженных режимах при определенных условиях возникает детонация [1, 2] резко снижающая мощность и угрожающая в дальнейшем прогаром поршня и разрушением двигателя, с другой стороны, режим работы вблизи порога детонации наиболее эффективен по мощности и экономичности, поэтому поиски способов и устройств, решающих задачу контроля появления и определения интенсивности детонации, начатые еще в 30-е годы, продолжаются до сих пор. Известные способы контроля детонации в ДВС можно разделить на несколько групп: механические (игла Миджлея); пьезоэлектрические [3] электроакустические [4, 5] ионизационные [6, 7]Большинство известных способов контроля детонации используют специальные датчики, расположенные на головках цилиндров ДВС, либо вводимые внутрь них, что требует отдельных специальных отверстий. К другим недостаткам известных способов можно отнести следующее: механические способы архаичны ввиду их малой чувствительности. Для электроакустических способов характерны помехи от посадки клапанов и от детонации в других цилиндрах многоцилиндрового двигателя. Такие же помехи возникают и в пьезоэлектрических способах. Известен способ контроля детонации путем измерения ионизационного тока, возникающего в цепи датчика с приходом пламени к ионизационному датчику, вводимому в камеру сгорания (КС) каждого цилиндра. Ионизационный датчик соединен с источником питания и с измерительной схемой, регулирующей возникновение детонации [7]
Известный способ [7] обеспечивает достаточно высокую чувствительность измерений, однако этот вариант ионизационного контроля детонации также требует сверления дополнительного отверстия под датчик в каждой камере сгорания. Наиболее близким к предлагаемому способу является способ контроля детонации в ДВС с принудительным зажиганием путем измерения ионизационного тока, протекающего через свечу зажигания, соединенную через высоковольтное сопротивление с дополнительным источником питания и последовательно с ним с измерительным сопротивлением, при этом в качестве дополнительного источника питания используют громоздкую батарею напряжением 500 В, а в качестве измерительного сопротивления низкоомное сопротивление [8]
Известный способ [8] позволяет избежать необходимости сверления специального дополнительного отверстия для датчика и обеспечивает достаточную чувствительность измерений, но при этом необходимо использовать громоздкую высоковольтную батарею и низкоомное измерительное сопротивление, что не позволяет достичь тем не менее оптимального соотношения полезный сигнал/помеха от искры. Задачей предлагаемого изобретения является создание способа контроля детонации в ДВС, который сочетал бы высокую чувствительность измерений с отсутствием необходимости использования громоздкой высоковольтной батареи в качестве источника питания ионизационного тока и позволил бы значительно улучшить соотношение полезный сигнал/помеха от искры зажигания. Решение поставленной задачи достигается предлагаемым способом контроля детонации в двигателях внутреннего сгорания с принудительным зажиганием путем измерения ионизационного тока, протекающего через свечу зажигания, соединенную через высоковольтное сопротивление с дополнительным источником питания и последовательно с ним с измерительным сопротивлением, в котором дополнительный источник питания и измерительное сопротивление шунтируют стабилитроном, напряжение стабилизации которого превышает электродвижущую силу дополнительного источника питания, причем в качестве измерительного сопротивления используют высокоомное сопротивление. Дополнительный источник питания и измерительное сопротивление можно шунтировать неоновой лампой или динистором, или тиристором. Использование в предлагаемом способе свечи зажигания одновременно как зонда и как источника зажигания требует выполнения двух противоречащих друг другу условий: защиты питающей батареи (Б) (см. схему на чертеже), выходного измерительного сопротивления (Rи), а также последующих цепей, обрабатывающих полученный сигнал, от искрового пробоя, с одной стороны, и подачи на свечу зажигания, так как она является одновременно и датчиком напряжения батареи Б порядка 10 В с другой. В известном способе [8] получить допустимую величину помехи от искры (u1) на измерительном сопротивлении Ru удается, лишь выполнив условие Ru < Rb. При Uискры 20000 В и u1 10 В получаем:





т. е. по сравнению с известным способом [8] получим увеличение этого отношения в 4 раза при использовании несравнимо меньшего по напряжению и габаритам дополнительного источника питания Б. На чертеже приведены три части (I, II, III) общей схемы, используемой в предлагаемом способе. Части I и II позволяют получить ионизационный сигнал, характеризующий состояние продуктов горения в КС двигателя нормальное или детонационное от свечи зажигания. Не упомянутые ранее обозначения: Пр прерыватель, Р распределитель искры по цилиндрам, КЗ катушка зажигания, 1, 2, 3, 4 свечи в КС четырехцилиндрового двигателя, П переключатель, подключающий часть II схемы к одной из КС двигателя, Т тумблер, включающий питание свечи-зонда от батареи Б. Предлагаемый способ осуществляют следующим образом. Часть II схемы подключают переключателем П к КС исследуемого цилиндра работающего двигателя. Замыкают тумблер Т. По условиям процесса в ДВС через свечу зажигания до 50 раз в секунду (при числе оборотов до 6000 1/мин) проходит искровой разряд напряжением в максимуме до 30-40 кВ, продолжительностью 0,5-2,5 мс [10] после которого через несколько миллисекунд возникает очаг горения с ионизацией продуктов сгорания. При зажигании благодаря введению в электрическую измерительную схему части II высоковольтного сопротивления Rв (порядка сотен килоом) лишь небольшая (менее 1% ) доля энергии искры ответвляется в эту измерительную схему и почти вся замыкается через стабилитрон, что приводит к тому, что лишь малая часть этой доли (много менее миллионной доли энергии искры) проходит через батарею Б и измерительное сопротивление Rи в регистрирующую часть схемы (III) в виде помехи, легко устраняемой ею. Этим выполняется требование защиты измерительной цепи от искрового разряда. Второе требование питание свечи-зонда, выполняется тем, что свеча через Rв соединена с батареей питания Б. Возникающий при горении топливной смеси ток ионизации порядка микроампер течет от плюса батареи Б через Rв, ионизованный газ в зазоре свечи Ri, резистор Rи к минусу батареи. Падение напряжения на Rи от тока ионизации дает полезный сигнал, содержащий в случае детонации детонационные колебания, используемые далее для контроля детонации. Литература
1. Б.Льюис, Г. Эльбе. Горение, пламя и взрывы в газах. М. Мир, 1968, с. 544. 2. А. С. Соколик. Самовоспламенение, пламя и детонация в газах. М. АН СССР, 1960, с. 244, 234, 389. 3. А. П. Усачев. Пьезокварцевый индикатор детонации. ТВФ, 1946, N 2, с. 15. 4. А.С.Соколик, А.И.Соколик, Б.К.Шапиро, М.И.Родман. ТВФ, 1947, N 5. 5. М.И.Родман, Е.С.Семенов. Устройство для регистрации детонации в ДВС. Авт. св. N 79149, кл. G 01 L 23/08, 1947. 6. Таусс, Герлахер и Дрексель. Сб. ДВС, т. III. Под. ред. С.Н.Васильева, 1987, с. 153. 7. Л.А.Гуссак, Е.С.Семенов, Н.Г.Артемов, В.П.Зудин. Выяснение возможности применения ионизационной аппаратуры для определения начального момента, места возникновения, интенсивности и частоты детонации в ДВС. Отчет по теме N 70001112, И.ХФ АН СССР, 1974. 8. Заявка ФРГ N 2507286, кл. F 02 P 11/06, 1978. 9. В.В. Гусев. Формирование импульсов. М. Воениздат, 1958, с.27. 10. А. Х.Синельников. Электроника в автомобиле. М. Радио и связь, с. 7, 21, 39.
Класс G01L23/22 для обнаружения и индикации перебоев в работе двигателя внутреннего сгорания; устройства, содержащие датчики давления, комбинированные с системой зажигания двигателей внутреннего сгорания
Класс F02P11/06 сигнализация об опасных условиях работы и неисправностях