автоколебательный автопилот управляемого снаряда
Классы МПК: | F42B15/01 средства наведения или управления для них G05B11/16 двухступенчатые, те регуляторы, действующие по принципу "включено - выключено" |
Автор(ы): | Бабичев В.И., Зыбин И.М., Тошнов Ф.Ф., Фимушкин В.С. |
Патентообладатель(и): | Конструкторское бюро приборостроения |
Приоритеты: |
подача заявки:
1992-12-14 публикация патента:
10.10.1997 |
Изобретение относится к силовым системам управления летательных аппаратов и может быть использовано в рулевых приводах и автопилотах малогабаритных управляемых снарядов. Целью изобретения является повышение точности автопилота. Сущность изобретения заключается в том, что в автоколебательном автопилоте управляемого снаряда, содержащем источник питания и последовательно соединенные блок вычитания, нелинейный элемент, усилитель мощности, рулевую машину с управляющим магнитом, датчик обратной связи, нелинейный элемент выполнен в виде последовательно соединенных суммирующего звена, выход которого соединен со вторым входом суммирующего элемента, первый вход которого подключен к выходу блока вычитания, а выход линейного усилителя/ограничителя соединен с входом усилителя мощности. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
1. Автоколебательный автопилот управляемого снаряда, содержащий источник питания и последовательно соединенные блок вычитания, нелинейный элемент, усилитель мощности, рулевую машину с управляющим магнитом, датчик обратной связи, отличающийся тем, что в нем нелинейный элемент выполнен в виде последовательно соединенных суммирующего элемента, линейного усилителя-ограничителя и дифференцирующего звена, подключенного выходом к второму входу суммирующего элемента, причем вход суммирующего элемента соединен с выходом блока вычитания, а выход линейного усилителя-ограничителя соединен с входом усилителя мощности.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к силовым системам управления летательных аппаратов и наиболее целесообразно может быть использовано в рулевых приводах и автопилотах малогабаритных управляемых снарядов (реактивных, артиллерийских и др.). Известна релейная автоколебательная система управления (аналог) в сборнике научных трудов Тульского политехнического института [1]Наиболее близким является известных автоколебательный рулевой привод (прототип) управляемого снаряда 9М117 в техническом описании и инструкции по эксплуатации снаряда [2]
Рулевой привод содержит суммирующее устройство, корректирующий фильтр, триггерное устройство (нелинейный элемент), усилитель мощности, рулевую машину. Сигнал обратной связи по положению рулей, снимаемый с потенциометра обратной связи, кинематически связанного с рулями, поступает на суммирующее устройство. Вследствие наличия отрицательной обратной связи и триггерного устройства рули работают в автоколебательном режиме. Недостатком известных автоколебательных приводов является их низкая точность отработки импульсных сигналов управления в автопилотах управляемых снарядов при необходимости удержания руля в нулевом положении при отсутствии сигнала управления. Низкая точность отработки сигнала управления объясняется наличием низкой частоты автоколебаний (40-70 Гц) при сравнительно большой амплитуде (5-8o). В функционировании автоколебательных автопилотов с импульсными сигналами управления можно выделить два режима:отработки большого входного ступенчатого воздействия и согласования и удержания нулевого положения при отсутствии на входе автопилота импульсного сигнала управления. Первый режим характеризуется функционированием автопилота на предельных ускорениях и скоростях, определяющим критерием качества при этом является минимальное время поворота рулей на максимальный угол. Критерием эффективности в режиме согласования и удержания нулевого положения руля является минимальное время его перемещения с упора в ноль и динамическая и статическая точность удержания рулей в нулевом положении. Исходя из анализа режимов работы автоколебательного автопилота с импульсным сигналом управления видно, что в режиме отработки большого входного ступенчатого воздействия одним из весомых факторов, влияющих на точность (время отработки) автопилота, является частота автоколебаний. Чем выше частота автоколебаний, тем точность выше. Это определяется тем обстоятельством, в какой фазе колебания поступает импульсный сигнал управления. Он может совпадать с ним ( ошибка во времени от частоты автоколебаний будет нулевой), а также не совпадать с ним максимум на половину периода автоколебаний, что при низкой частоте автоколебаний 30-40 Гц может составить значительную и недопустимую величину, равную

а) применение корректирующих устройств;
б) подавления низкочастотных автоколебаний внешними высокочастотными колебаниями;
в) охвата релейного элемента отрицательной обратной связью через апериодическое звено. Применение корректирующего устройства не позволяет существенно (в несколько раз) увеличить частоту автоколебаний, недостатком второго мероприятия является необходимость применения дополнительного генератора линеаризирующих колебаний [3]
Недостатком известной релейной автоколебательной системы автоматического регулирования с отрицательной обратной связью вокруг релейного элемента через апериодическое звено [3] является наличие запаздывания автоколебательного контура (релейного усилителя с обратной связью), определяемое величиной зоны неоднозначности релейного усилителя, и неизбежное в релейном усилителе временное запаздывание


усилителя мощности УМ 6, рулевой машины 7 в составе управляющего электромагнита УЭМ 8, исполнительного двигателя ИД 9, связанного с рулями, датчика обратной связи ДОС (10), подключенного к сравнивающему входу блока вычитания БВ (1), источника электро- и пневмопитания ИП 11. Устройство работает следующим образом. В контуре, состоящем из линейного усилителя-ограничителя ЛУО, охваченного положительной обратной связью через дифференцирующее звено ДЗ, устанавливаются автоколебания, частота которых определяется значениями постоянной времени Т дифференцирующего звена, коэффициента К положительной обратной связи, величины ограничения линейного усилителя-ограничителя. Причем частота автоколебаний тем выше, чем меньше значения Т и К. На выходе нелинейного элемента НЭ устанавливаются прямоугольные колебания 50%-ной скважины (при отсутствии сигнала на входе НЭ) с частотой автоколебаний контура амплитудой, равной величине ограничения усилителя-ограничителя ЛУО. С целью обеспечения на выходе автопилота допустимой амплитуды автоколебаний рулей, например, не более 3o, частота автоколебаний контура выбирается достаточно высокой, порядка нескольких сотен герц (около 250-300 Гц). При отсутствии входного сигнала управления Uвх на входе автопилота среднее значение сигнала ошибки на выходе блока вычитания БВ отсутствует (например, при отсутствии шарнирного момента на рулях). Скважность импульсов на выходе нелинейного элемента РЭ составляет 50% якорь управляющего электромагнита и соответственно шток исполнительного двигателя и связанные с ним рули колеблются около нулевого среднего значения с частотой, близкой к частоте колебаний внутреннего генератора-нелинейного элемента НЭ. При этом амплитуда автоколебаний автопилота пренебрежимо мала и является достаточной для линеаризации трения и люфтов механической системы шток исполнительного двигателя рули. При наличии входного сигнала среднее значение ошибки на выходе блока вычитания БВ не равно нулю, скважность импульсов на выходе нелинейного элемента НЭ отличается от 50% (пропорционально ошибке), соответственно якорь магнита, поршень исполнительного двигателя и рули сместятся на величину ошибки рассогласования, отработав тем самым команду управления, и будут колебаться около нового среднего положения


W(p)=Tp+1. Запаздывание в контуре, определяемое величиной


1. Релейная автоколебательная система управления. Сборник научных трудов. Моделирование и оптимизация систем автоматического управления и их элементов, Тульский политехнический институт, Тула, 1990, с.31-36. 2. Автоколебательный рулевой привод управляемого снаряда 9М117. Выстрел ЗУБК10 с управляемым снарядом 9М117. Техническое описание и инструкция по эксплуатации ЗУБК10.00.00.000 ТО, М. Военное издательство, 1987, с.15-19, рис.11. 3. Теория автоматического регулирования под редакцией В.В.Солодовникова. Кн. 3. Теория нестационарных, нелинейных и самонастраивающихся систем автоматического регулирования, ч.II, М. Машиностроение, 1969.
Класс F42B15/01 средства наведения или управления для них
Класс G05B11/16 двухступенчатые, те регуляторы, действующие по принципу "включено - выключено"