дисковый тормоз
Классы МПК: | F16D55/2265 причем осевое перемещение осуществляется с помощью одного или нескольких штифтов |
Автор(ы): | Жерар Ле Дейт[FR] |
Патентообладатель(и): | Бендикс Франс С.А. (FR) |
Приоритеты: |
подача заявки:
1990-04-27 публикация патента:
20.10.1997 |
Использование: в транспортных средствах. Сущность изобретения: дисковый тормоз состоит из скобы, установленной на неподвижной опоре. Две фрикционные накладки установлены в опоре с возможностью перемещения от привода тормоза. Стержень жестко связан с неподвижной опорой и расположен с возможностью перемещения в выполненном в скобе отверстии. Имеется средство фиксации поворота скобы относительно стержня, выполненное в виде пальца, закрепленного одним концом на выступе скобы. Другой конец пальца выполнен с опорным участком овального поперечного сечения, расположенным в отверстии в опоре с контактом с его поверхностью. На конце пальца выполнен заплечник. Заплечник может иметь форму шестигранника. Имеется уплотнение, охватывающее конец пальца с заплечником. 3 з. п. ф-лы, 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4
Формула изобретения
1. Дисковый тормоз, содержащий скобу, установленную с возможностью перемещения в неподвижной опоре, две фрикционные накладки, установленные в опоре с возможностью осевого перемещения и поворота посредством привода тормоза и взаимодействия с противоположными поверхностями тормозного диска, аксиально расположенный стержень, жестко связанный с неподвижной опорой и размещенный с возможностью перемещения в выполненном в скобе отверстии и средство фиксации поворота скобы на неподвижной опоре относительно стержня, отличающийся тем, что средство фиксации выполнено в виде пальца, закрепленного одним концом на выступе скобы, другой конец которого выполнен с небольшим опорным участком овального поперечного сечения, расположенного в выполненном в неподвижной опоре отверстии с контактом с его поверхностью. 2. Тормоз по п.1, отличающийся тем, что на конце пальца, противоположном опорному участку, выполнен заплечик, образующий плоскую упорную поверхность, перпендикулярную оси пальца, и расположенный в контакте с плоской частью выступа скобы, на конце пальца с заплечиком выполнено резьбовое отверстие для элемента фиксации, расположенного с зазором в пазу, выполненном в выступе скобы для обеспечения осевого центрирования стержня при сборке тормоза. 3. Тормоз по п. 2, отличающийся тем, что заплечик имеет форму шестигранника и расположен в выполненной на плоской части выступа скобы выемке. 4. Тормоз по пп.1 3, отличающийся тем, что он снабжен средством уплотнения, охватывающим конец пальца с заплечиком и расположенным между последним и неподвижной опорой.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к дисковым тормозам для транспортного средства. Известен дисковый тормоз, содержащий скобу, установленную с возможностью перемещения в неподвижной опоре, две фрикционные накладки, установленные в опоре с возможностью осевого перемещения и поворота посредством привода тормоза и взаимодействия с противоположными поверхностями тормозного диска, стержень жестко связан с неподвижной опорой, расположен аксиально с возможностью перемещения в выполненном в скобе отверстии и средство фиксации поворота скобы на неподвижной опоре относительно стержня [1]В таком типе дискового тормоза в процессе его сборки скоба обычно удерживается на неподвижной опоре с помощью пальца, проходящего через отверстия, просверленные в выступах неподвижной опоры, и через отверстие, выполненное в удлиненном конце скобы или с помощью второго стержня, идущего в осевом направлении и закрепленного на неподвижной опоре посредством резьбового соединения. Однако подобные способы фиксации при возбуждении привода тормоза могут препятствовать продольному скольжению скобы в результате появления закручивания скобы или могут привести к раздавливанию фиксирующего элемента или частей скобы в результате контакта с частями неподвижной опоры. Для повышения надежности работы в дисковом тормозе содержащем скобу, установленную с возможностью перемещения в неподвижной опоре, две фрикционные накладки, установленные в опоре с возможностью осевого перемещения и поворота посредством привода тормоза и взаимодействия с противоположными поверхностями тормозного диска, аксиально расположенный стержень, жестко связанный с неподвижной опорой и размещенный с возможностью перемещения в выполненном в скобе отверстии и средство фиксации поворота скобы на неподвижной опоре относительно стержня, выполненное в виде пальца, закрепленного одним концом на выступе скобы, другой конец которого выполнен с небольшим опорным участком овального поперечного сечения, расположенным в выполненном в неподвижной опоре отверстия с контактом с его поверхностью. На конце пальца, противоположном опорному участку, может быть выполнен заплечник, образующий плоскую упорную поверхность, перпендикулярную оси пальца, и расположенный в контакте с плоской частью выступа скобы, на конце пальца с заплечиком выполнено резьбовое отверстие для элемента фиксации, расположенного с зазором в пазу, выполненном в выступе скобы, для обеспечения осевого центрирования стержня при сборке тормоза. Заплечик может иметь форму шестигранника и расположен в выполненной на плоской части выступа скобы выемке. Тормоз может быть снабжен средством уплотнения, охватывающим конец пальца с заплечиком и расположенным между последним и неподвижной опорой. Изобретение иллюстрируется чертежами фиг. 1-4, где на фиг. 1 показан вид в плане с частичным сечением дискового тормоза; фиг. 2 вид в сечении, одного из вариантов опорной поверхности пальца для фиксации скобы на неподвижной опоре; фиг. 3 сечение по линии 3-3 фиг. 2; фиг. 4 вид в сечении, одного из вариантов реализации элемента для фиксации фиксирующего пальца. Дисковый тормоз содержит опору 1, которая должна быть соединена с неподвижной частью транспортного средства (не показано). В неподвижную опору 1 входит со скольжением подвижная скоба 2 с осью, не совпадающей с осью диска 3, который предназначен для соединения во вращении с колесом транспортного средства. Дисковый тормоз, кроме этого, содержит две фрикционные накладки 4 и 5, смонтированные на опорных пластинах 6 и 7, соответственно, которые могут фрикционно взаимодействовать с вращающимся диском 3 при включении гидравлического привода тормоза 8. Фрикционные накладки 4 и 5 входят со скольжением в отверстие 9 неподвижной опоры 1. Скоба 2 скользит относительно неподвижной опоры 1 посредством 10, ось которого параллельна оси диска 3. Стержень 10 составляет одно целое с неподвижной опорой 1 и входит со скольжением в соответствующее отверстие 11 в выступе 12 скобы 2. Дисковый тормоз содержит также отверстие для фиксации скобы на неподвижной опоре 1, которое препятствует наклону скобы относительно оси стержня 10. Средство фиксации выполнено в виде шарового шарнира и для этой цели состоит из пальца 13, ось которого в состоянии покоя параллельна оси диска 3. Этот палец 13 проходит в осевом направлении между отверстием 14 в неподвижной опоре 1 и выступом скобы 2 и имеет на своем конце, входящем в отверстие 14, малую опорную поверхность 15. Палец 13 по всей длине расположен в отверстии 14 с зазором. Стержень пальца 13 относительно упругий и его диаметр вне опорной поверхности 15 меньше диаметра участка с опорной поверхностью, что обеспечивает возможность его отклонения. Малая опорная поверхность 15 таким образом образует шаровой шарнир в отверстии 14 и может быть цилиндрической либо сферической. Длина малой опорной поверхности 15 достаточно невелика, чтобы обеспечивать проявление шарнирного эффекта, несмотря на очень малый зазор между отверстием 14 и этой опорной поверхностью 15, с учетом того, что эта опорная поверхность может быть цилиндрической. В варианте, показанном на фиг. 2 и 3, палец 13 на своем конце, входящем в отверстие 12, имеет малую овальную опорную поверхность 16. Такая конструкция делает возможным местный контакт между опорной поверхностью 16 и отверстием 14 и обеспечивает предпочтительную фиксацию в вертикальном направлении, одновременно оставляя определенную свободу в горизонтальном направлении. Палец 13 на своем конце, противоположном малой опорной поверхности 15, имеет заплечик 16, образующий плоскую упорную поверхность 17, перпендикулярную оси пальца и предназначенную для того, чтобы опираться на плоскую часть 18 выступа скобы 2. В упорной поверхности 17 имеется резьбовое отверстие 19, предназначенное для взаимодействия с фиксирующим элементом, образованным, например, винтом 20, который проходит с зазором через отверстие 21 в выступе скобы. Это отверстие 21 имеет, например, форму прорези. Между заплечиком 16 пальца 13 и неподвижной опорой 1 расположены уплотнительные гофрированные мембраны 22. Установка скобы 2 на неподвижной опоре 1 выполняется следующим образом. Стержень 10 уже ввинчен в неподвижную опору 1 и скоба 2 в наклонном положении устанавливается на этот стержень. Палец 13 вводится в отверстие 14. Затем скоба 2 наклоняется относительно оси стержня 10 до тех пор, пока это не препятствует ввинчиванию винта 20 в резьбовое отверстие 19 в пальце 13 через отверстие 21. Когда происходит ввинчивание винта 20, упорная поверхность 17 пальца 13 начинает опираться на плоскую часть 18 выступа скобы 2 и зазор, обеспеченный между телом винта 20 и отверстием 21, позволяет осуществить центрирование пальца 13 в отверстии 14. Согласно варианту реализации, показанному на фиг. 4, заплечик 16 с пальца 13 может иметь форму шестигранника, расположенного в выемке 23, образованной в плоской части 18 выступа скобы 2, что противодействует вращению пальца 13 при затягивании винта 20. В этом случае отверстие 21 имеет форму углубления. Кроме того, внутренняя поверхность отверстия 14 находится в контакте с внешней поверхностью пальца 13 только на небольшом участке, ограниченном малой опорной поверхностью 15. Очевидно, что благодаря такой конструкции скоба может свободно выдерживать обычные кручения, вызывающие в результате ее отклонения относительно неподвижной опоры, при возбуждении привода тормоза, тем самым исключается возможность заклинивания и улучшается эффективность торможения.