электропривод автономного транспортного средства
Классы МПК: | B60L11/16 с использованием энергии, аккумулируемой механическим путем, например в маховике |
Автор(ы): | Власов В.И. |
Патентообладатель(и): | Акционерное общество "Новолипецкий металлургический комбинат" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1996-04-15 публикация патента:
27.10.1997 |
Использование: электрические тяговые системы транспортных средств с применением энергии, аккумулируемой в маховике. Сущность изобретения: произведено объединение в органическое целое маховикового накопителя энергии, бесступенчатой трансмиссии и некоторых других составляющих шасси транспортных средств. Отличительной особенностью электропривода является то, что в герметичном корпусе, в котором создан глубокий вакуум, на стабилизированном при помощи радиально-аксиальной магнитной подвески валу жестко закреплены ступица ободкового супермаховика и якори двух дисковых униполярных электрических машин, у которых общий центральный жидкометаллический контакт выполнен прерываемым и возобновляемым, а раздельные периферийные бесконтактные термоэмиссионные токосъемы снабжены сеточным управлением. При этом обеспечиваются режимы: зарядки от внутреннего или наружного источника энергии; разгона, плавной регулировки силы тяги в соответствии с условиями движения в разрядном цикле; подзарядки; рекуперативного торможения с увеличением запасенной энергии маховика. Управление режимами осуществляется воздействием на величину и направление тока возбуждения и потенциал сетки. I ил, 2 табл.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
Электропривод автономного транспортного средства, содержащий установленные на общем валу и связанные с ведущими колесами бесступенчатой трансмиссией тяговый электродвигатель, маховиковый накопитель энергии и зарядно-разрядный электромашинный орган, из которых два последних размещены в герметичном вакуумированном корпусе, отличающийся тем, что зарядно-разрядный электромашинный орган выполнен с одной или двумя дисковыми униполярными машинами электромагнитного возбуждения, а накопитель энергии в виде ободкового супермаховика, навитого из высокопрочных нитей, при этом якоря дисковых униполярных машин выточены за одно со ступицей супермаховика или жестко закреплены на установленном вертикально посредством радиально-аксиальной магнитной подвески токопроводящем валу и расположены между полюсами статоров, общий центральный токосъем для дисковых униполярных машин выполнен в виде жидкометаллического контакта, связанного с управляющим электромагнитом с возможностью дистанционного прерывания и возобновления, а раздельные периферийные токосъемы являются термоэмиссионными и включают в себя неподвижные нагреваемые катоды, помещенные в кольцевые выточки статорных магнитопроводов, аноды, образованные краями якорных дисков, и управляющие сетки, установленные между анодами и катодами.Описание изобретения к патенту
Изобретение представляет собой совокупность частей транспортного средства, например автомобиля, гирокара, локомотива, трактора и т.д. предназначенных для передачи энергии от маховикового накопителя к ведущим колесам и обратно через бесступенчатую трансмиссию. Известны конструктивные схемы привода транспортных средств с маховиковым накопителем энергии и бесступенчатой трансмиссией: гидрообъемной, фрикционной, с муфтой свободного хода, многоступенчатой с фрикционной муфтой и т. д. (Мани Л. Транспорт, энергетика и будущее. М. Мир, 1987, с. 47 56). Кроме конструктивной сложности собственного шасси, включающего передачу усиления от двигателя через сцепление к маховику с редуктором, второе сцепление к бесступенчатой трансмиссии, карданной передаче, главной передаче и движителю (колесам), эти технические решения привода автономных транспортных средств имеют существенные недостатки, связанные с конкретным исполнением известной бесступенчатой трансмиссии. Например, гидрообъемные трансмиссии тяжелы и громоздки; фрикционные бесступенчатые и муфты свободного хода осуществляют передачу энергии только в одном направлении; эффективность многоступенчатой передачи с фрикционной муфтой зависит от допустимой величины пробуксовки, которая, в свою очередь, зависит от числа передач. Известны также электрические тяговые системы транспортных средств. Они содержат аккумулятор энергии в виде вращающегося маховика, зарядный электродвигатель, в качестве которого применена электрическая машина постоянного тока, связанная через редуктор зарядки с маховиком, который соединен через редуктор хода и муфту реверса с ведущей осью движителя, и источник переменного тока с преобразователем (авт. св. СССР N 1516389, кл. B 60 L 11/16, 1989). При значительной сложности и громоздкости описанной схемы электропривода хороших характеристик трансмиссии и маховикового накопителя достичь не удается, так как основная трудность заключается в разработке бесступенчатой трансмиссии, которая позволяла бы плавно регулировать силу тяги в соответствии с условиями движения. В качестве прототипа может быть принят электропривод автономного средства (авт. св. СССР N 1425108, кл. B 60 L 11/16, 1988). Он содержит тяговый электродвигатель с блоком управления, который подключен к тяговой аккумуляторной батарее и электромеханическому аккумулятору энергии, который состоит из электрической машины с обмотками якоря и независимого возбуждения, маховикового двигателя и возбудителя. Прототипу свойственны вышеотмеченные недостатки электрических тяговых систем транспортных средств с использованием энергии, аккумулируемой в маховике. Кроме того, запасаемой в маховике энергии недостаточно для расчетной автономности, о чем свидетельствует обязательное наличие связи с сетью трехфазового тока или тяговой аккумуляторной батареей. Цель изобретения создание электропривода автономных транспортных средств, позволяющих за счет разделения во времени процессов и потребления энергии оптимизировать эти процессы, упростить устройство и обслуживание транспорта, улучшить удельные показатели энергоемкости и другие характеристики трансмиссии и маховикового накопителя, обеспечить автономность, экологичность и экономичность транспортных средств. Цель достигается объединением в органическое целое и взаимным дополнением свойств и достоинств супермаховика, магнитной подвески, дисковой униполярной электрической машины и бесконтактного термоэмиссионного токосъема с сеточным управлением по аналогии с трехэлектронной лампой. Сущность изобретения заключается в том, что зарядно-разрядный электромашинный орган выполнен с одной или двумя дисковыми униполярными машинами электромагнитного возбуждения, а накопитель энергии в виде ободкового сумермаховика, навитого из высокопрочных нитей. При этом якоря дисковых униполярных машин выточены со ступицей супермаховика или жестко закреплены на установленном вертикально посредством радиально-аксиальной магнитной подвески токопроводящем валу и расположены между полюсами статоров, общий центральный токосъем для дисковых униполярных машин выполнен в виде жидкометаллического контакта, связанного с управляющим электромагнитом с возможностью дистанционного прерывания и возобновления, а раздельные периферийные токосъемы являются термоэмиссионными и включают в себя неподвижные нагреваемые катоды, помещенные в кольцевые выточки статорных магнитопроводов, аноды, образованные краями якорных дисков, и управляющие сетки, установленные между анодами и катодами. Проведенный патентный поиск показал отсутствие электропривода автономных транспортных средств с предлагаемой совокупностью признаков. Таким образом, в данном случае известные элементы объединены новыми связями, придают тяговым системам новые свойства, проявившиеся в положительных эффектах, вследствие чего решение может быть признано имеющим изобретательский уровень. На чертеже показан электропривод, продольный разрез по оси вращения ротора, с вариантом применения машин переменного тока в качестве тягового электродвигателя. Электропривод автономного транспортного средства состоит из герметичного корпуса 1 с силовыми 2 и управленческими 3 электрическими выводами. Внутри корпуса 1 на радиально-аксиальной магнитной подвески 4 вертикально подвижно закреплен вал 5. На валу 5 неподвижно закреплены или вытачиваются заодно ступица 6 ободкового супермаховика 7 и два диска-якоря 8 двух униполярных электрических машин электромагнитного возбуждения. Супермаховик 7 навивается из высокопрочных нитей, например стекловолокна, бора, кеелара, графита, кварца, полимеров и т. д. (Гулиа Н. В. Накопители энергии. М. Наука, 1980). Якорные диски 8 выполняются из электропроводного материала, располагаются между полюсами магнитопривода (статора) 9 каждой электрической машины и вместе с супермаховиком 7 образуют общий ротор. Общий центральный жидкометаллический контакт 10 вытачивается вместе с валом 5, имеет минимально возможный диаметр и располагается в изолированном стакане 11. Для него в магнитоприводе 9 предусмотрена кольцевая выемка. В качестве жидкого металла, обеспечивающего надежный центральный токосъем с подвижного диска-якоря 8, могут применяться ртуть, эвтектика (сплав Na-R), индий, палладий и др. Наиболее предпочтительным является применения сплава Na-K как обеспечивающего минимальные гидравлические потери, которые пропорциональны окружной скорости вращения в третьей степени. Его химическая активность к кислороду и влаге будет несущественна для ваккумированного герметичного корпуса 1. Периферийные токосъемы 12 каждого диска-якоря 8 выполнены бесконтактными, работающими на основе термоэлектронной эмиссии. Нагреваемый катод 13 и управляющая сетка 14 неподвижны, располагаются в кольцевой расточке магнитопривода 9, анодом является периферийная часть подвижного диска-якоря 8. Внутри корпуса 1 создается разрежение порядка 10 мм рт.ст. В среде столь разреженного газа электроны распространяются беспрепятственно, а нужная величина снимаемого тока нагрузки обеспечивается расчетной площадью нагреваемого катода. Для оценки возможностей такого бесконтактного токосъема в табл. 1 приведены некоторые данные распространенных типов катодов. Например, импренированный катод может дать токосъем 8 А/см2 при температуре 1000oC (Менке Х. Гундлах Ф. Радиотехнический справочник, Т. II, М-Л. Госэнергоиздат, 1962, с. 45). Вместе с тем для форсированного разгона ротора и сокращения времени заряда может быть применен дополнительно периферийный жидко металлический контакт, но в этом случае он должен быть обязательно прерываемым и возобновляемым (авт. св. СССР N 1450538, кл. G 01 C 19/08, q 01 C 19/24, 1986). Для обеспечения неизменности принятого расположения катода 13 и анода 8 в зарядном и разрядном циклах принят электромагнитный способ создания магнитного потока







Класс B60L11/16 с использованием энергии, аккумулируемой механическим путем, например в маховике