велосипед

Классы МПК:B62K1/00 Одноколесные велосипеды
Патентообладатель(и):Максимов Николай Иванович
Приоритеты:
подача заявки:
1992-08-18
публикация патента:

Использование: изобретение относится к велостроению - к конструкции велосипедов /В/ с приводом /П/ передне-верхнего расположения и шатунами /Ш/ возвратно-углового перемещения. Сущность: решает задачу улучшения эксплуатационных свойств путем перераспределения во время движения нагрузки на различные группы мышц. /В/ состоит из рамы с жесткими узлами, передним и задним рулями /Р/ с передними отгибами, соединенными управляющими тросами /Т/ перекрестно, с /П/ из соосных полувалов с штифтово-пазовым соединением их и трособлочной системой на /Ш/. /П/ и сиденье на верхней трубе установлены с возможностью регулировочного перемещения, стойка заднего Р имеет спинку и ведущая звездочка выполнена с выступами на окружной поверхности диска и условным числом зубьев, равным 70. Ведущая звездочка /П/ свободно вращается на опорах полувалов и имеет храповые элементы на внутренней поверхности для взаимодействия с аналогичными элементами опор полувалов. 2 з.п. ф-лы, 10 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10

Формула изобретения

1. Велосипед, содержащий раму, средства регулирования под антропометрические данные, два руля, передний из которых установлен на стойке и передней втулке рамы с возможностью свободного вращения, управляющие тросы, соединяющие передний и задний рули, переднее и заднее управляемое колесо, установленное в вилке, сиденье, привод переднего колеса с шатунами, педалями, ведущей и ведомой звездочками, соединенными цепью, с муфтой свободного хода, систему торможения, отличающийся тем, что рама выполнена в виде жестко соединенной с передней и задней втулками верхней трубы с вилкообразной консолью на ее переднем конце, нижней трубы, жестко соединенной с задней втулкой, и наконечников, жестко соединенных с наконечниками передней вилки, задний руль со стойкой установлен в задней втулке и соединен с вилкой заднего колеса, которое выполнено с меньшим диаметром, чем диаметр переднего колеса, оба руля выполнены с отгибами вперед по направлению движения, спинка сидения установлена на стойке заднего руля, а сидение скамеечного типа установлено на заднем конце верхней трубы, корпус привода установлен на вилкообразной консоли с возможностью регулировочного перемещения, педали установлены с возможностью перемещения по шатунам, и соединены между собой трособлочной системой, а ведущая звездочка выполнена с выступами на окружной поверхности с шагом, кратным шагу роликов цепи и с условным числом зубьев, соответствующим числу зубьев звездочки серийной конструкции, равным 70, или 84, или 96, или 108, или 120, при этом муфта свободного хода выполнена с дополнительным рядом храповых элементов.

2. Велосипед по п.1, отличающийся тем, что шатуны привода переднего колеса установлены на наружных концах полувалов, смонтированных в корпусе привода и имеющих на внутренних концах опоры с пазовым секторным отверстием на одном и смонтированным на нем штифтом с возможностью углового перемещения, закрепленным на другом полувалу, который установлен в осевом отверстии первого полувала, при этом оба ряда храповых элементов муфты свободного хода установлены на втулках, расположенных в ступице ведущей звездочки, смонтированной с возможностью вращения на опорах полувалов, а втулки выполнены с выступами на внутренней поверхности для взаимодействия с храповыми элементами полувалов.

3. Велосипед по п. 1, отличающийся тем, что сиденье выполнено в виде подушки из упругого материала и установлено в направляющих полки, смонтированных на верхней трубе рамы.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к велостроению, преимущественно к конструкции велосипедов с передне-верхним расположением привода и шатунами возвратно-углового перемещения.

Известны велосипеды, широко применяемые в эксплуатации в быту и спорте с колесами одинакового диаметра, приводом ниже среднего расположения и с шатунами кругового вращения имеют низкие эксплуатационные свойства даже при обеспечении большого расстояния между осями колес. Аналогичные недостатки имеют и известные в науке решения, например описанный в а.с. N 1703541, кл. В 62 К 15/00, 1992 веломобиль с двумя креслами и приводами с круговым вращением шатунов.

Наиболее близким к предлагаемому решению по технической сути является велосипед тандемной компоновки, описанный в а.с. N 1 497 097, кл. В 62 К 3/02, 1989. Он содержит колеса на двух шарнирно соединенных полурамах с приводом переднего расположения и с шатунами возвратно-углового перемещения, с рулями на передней втулке и на подседельной опоре переднего седла, соединенными управляющими тросами и вторым седлом на задней втулке.

Низкие эксплуатационные свойства этого велосипеда, как и всех известных предопределены тем, что резко разграничены /концентрированы/ нагрузки на разные группы мышц, причем только мышцы ног испытывают динамические нагрузки, а мышцы спины, рук и шеи, вследствие посадки "верхом сидя согнувшись" подвержены статическим нагрузкам. Применение специальных приставок в известных конструкциях /например на спортивных шоссейных, трековых велосипедах/ позволяет разгрузить отдельные группы, но при этом увеличивается нагрузка на другие. Так, увеличение сгибания в случае применения увеличенного выноса руля с опорами для рук, позволяет разгрузить мышцы спины, но явно увеличивается нагрузка на мышцы шеи, предплечий и промежности. И это при том, что даже на обычной посадке верхом такая концентрация и фиксирование нагрузок зачастую является причиной травмирования этих мышц /потертостей и т.п./, что в известной мере ограничивает и объем, и сферу применения велосипедов.

Предлагаемое решение велосипед "Макси-5" решает задачу улучшения эксплуатационных свойств путем изменения посадок в процессе движения и, тем самым, перераспределения нагрузки на отдельные группы мышц и даже исключения нагрузки на отдельную группу.

Суть изобретения состоит в том, что содержащий два соединенных управляющих тросами руля, переднее ведущее и заднее управляемое колеса, привод с шатунами возвратно-углового перемещения и с одной, по крайней мере, ведомой звездочкой, соединенной цепью с ведущей, с муфтой свободного хода и системой торможения, велосипед "Макси-5" снабжен рамой с жесткими узлами соединения верхней трубы с передней и задней втулками, нижней трубы с задней втулкой и наконечников ее с наконечниками передней вилки, рули выполнены с отгибами рулевой трубы вперед, задний руль соединен с вилкой заднего колеса, имеющего диаметр меньше, чем диаметр переднего колеса, стойка руля снабжена спинкой, сиденье скамеечного типа установлено на заднем конце верхней трубы с возможностью регулировочного перемещения по нему, корпус привода на вилкообразном консольном участке ее переднего конца также имеет возможность регулируемого перемещения, педали имеют возможность регулированного перемещения и фиксирования в требуемом положении на шатунах и соединены трособлочной системой друг с другом, а звездочка выполнена с выступами на окружной поверхности диска с шагом, кратным шагу роликов цепи и с условным числом зубьев Z 70, где условное число зубьев соответствует числу зубьев звездочки серийной конструкции с аналогичным диаметром зубчатой "гребенки".

Привод велосипеда "Макси-5" выполнен с шатунами на наружных концах полувалов, снабженных на внутренних концах опор базовым секторным отверстием на одним из них штифтом, размещенным в нем с возможностью перемещения по нему и жестко закрепленным на концевике другого полувала с храповыми элементами на сторонах опор, размещенных в ступицах звездочки, свободно вращающейся на опорах и снабженной выступами на окружной поверхности с условным числом зубьев Z 70, например Z 96, 108 и/или 120.

Сиденье велосипеда "Макси-5" выполнено из укрепленного на полке синтетического материала, например уз углепластика, подушки из упругого синтетического материала /поролон/, полка снабжена на нижней стороне направляющими с отверстиями для закрепления сиденья на направляющей верхней трубы.

Полка с подушкой велосипеда "Макси-5" может иметь удвоенную ширину и снабжена двумя спинками, при этом рулевая труба заднего руля укреплена на кронштейне задней втулки с возможностью перемещения по нему, а на вилкообразном конце верхней трубы установлен приводной блок с общим валом и парой шатунов на каждой стороне корпуса, при этом каждый шатун укреплен на полой оси, противоположный шатуну конец которой контактирует торцевыми храповыми элементами с соответствующими элементами торца ступицы ведущей звездочки, свободно вращающейся на валу, внешние шатуны этого блока выполнены съемными и каждая пара их соединена между собой отдельной трособлочной системой /на фиг. условно не показано/.

На фиг. 1 изображен велосипед "Макси-5" /вид сбоку/, на фиг. 2 вид сверху на него, на фиг. 3 вид сзади на велосипед, на фиг. 4 сечение пл. Б-Б на фиг. 2, на фиг. 5 сечение пл. А-А на фиг. 4, на фиг. 6 вид сбоку на ведущую звездочку с условным числом /выступов/ зубьев, на фиг. 7 вид по стр. А на привод, на фиг. 8 вариант крепления сиденья на верхней трубе, на фиг. 9 схематично изображена трособлочная система привода, на фиг. 10 соединение переднего руля с головкой задней вилки управляющими тросами.

Велосипед "Макси-5" на фиг. 1, 2 и 3 состоит из рамы, выполненной из нижней трубы 1, имеющей общие наконечники 2 с передней вилкой, с втулкой 3 которой жестко соединена верхняя труба 4. Задние концы этих труб соединены с задней втулкой 5, в вилке которой установлено колесо 6. В наконечниках этих труб установлено колесо 7, ведомая звездочка /не показана/ которого соединена цепью 8 с ведущей звездочкой 9 привода с шатунами 10 и 11. На педалях этих шатунов закреплены концы приводного троса 12. Руль 13 свободно вращается в передней втулке 3 и соединен управляющими тросами 14 с головкой задней вилки перекрестно /фиг. 10/. Стойка заднего руля установлена в вилке заднего колеса 6 и снабжена спинкой 15, а рулевая труба паза его отгибами 16 на уровне локтевых сгибов. Сиденье 18 велосипеда установлено на верхней трубе 4 с возможностью регулировочного перемещения, как и корпус привода.

На передней трубе 4 укреплен хомутообразный кронштейн 19 с роликами 32 и 33 на осях /фиг. 9/.

В корпусе 20 привода установлены два соосных полувала 21 и 22; в пазовом секторном отверстии 23 полувала 21 размещен штифт 23 /фиг. 6/ и на опорах полувалов установлена ступица 24 с храповыми элементами на внутреннем диаметре, с которыми контактируют подпружиненные храповые элементы 25 и 26 полувалов. Звездочка 9 жестко соединена ступицей 24 и имеет выступы 27 с шагом 1 между ними, кратным шагу роликов цепи /фиг. 5/.

Корпус 20 привода болтами прикреплен к кронштейну 28 /фиг. 7/, жестко закрепленному на вилке трубы 4.

Подушка 18, например из поролона, укреплена на полке 29, например из углепластика, и соединена с кронштейном 30 на направляющей трубы 31 /фиг. 8/. Блоки-ролики 32, 33 установлены на кронштейне 19 с помощью отдельных соосных друг другу осей и имеют возможность отклоняться под действием концов троса, перемещающихся при педалировании.

Используют велосипед "Макси-5" следующим образом.

Педалировать велосипедист может в посадке обычной сидя на сидение согнувшись вперед, располагая руки на выносных отгибах переднего руля 13 или откинувшись на спинку 15 и располагая руки при этом на отгибах 16 заднего руля, используя их как подлокотники и перемещая их вокруг туловища. При закреплении рулевой трубы на кронштейне задней втулки он может управлять направлением движения за отгибы руля 17, расположенные между головкой задней вилки и с концом верхней трубы 4 (фиг. 1, 2). Шатуны при педалировании последовательно перемещаются на угол альфа относительно друг друга (фиг. 1, 6).

При нагружении шатуна с педалью в верхнем положении (например, шатуна 11 на фиг. 1, 2, 3) он начинает разворачиваться относительно оси привода с полувалом 22 и штифтом 23 и при этом подпружиненный рычаг (собачка) 26 проскальзывает по выступам ступицы 24 ведущей звездочки 9 и таким образом шатун 11, нагруженный весом под усилием велосипедиста, совершает холостой ход. Одновременно с этим натягивается соединенный с его педалью конец приводного троса 12", от которого через блоки 32 и 33 приводное усилие передается концу 12 троса, соединенному с шатуном 10, который также начнет перемещаться на роликах тросом разворачиваться с полувалом 21. Вращение этого полувала через храповый элемент 25 (собачку подпружиненную), конец которого упирается в выступы ступицы 24, передается этой ступице, диску звездочки 9, а от выступов которой цепи 8 и далее ведомой звездочке колеса 7. При развороте шатунов 10 и 11 в противоположном направлении на угол альфа и штифт 23 по пазу 23" переместится из одного крайнего положения в другое, и его концы упрутся в торец выступа 23" (фиг. 6) и педаль шатуна 10 окажется в верхнем положении, а педаль шатуна 11, совершившего холостой ход соответственно в нижнем положении. После этого велосипедист нагружает приводным усилием педаль шатуна 10, который в обратном направлении будет разворачиваться на угол альфа, совершая холостой ход, а приводное усилие по трособлочной схеме передастся шатуну 11 (фиг. 9), который, вращаясь с полувалом 12 посредством храпового элемента 26, выполнит рабочий ход и провернет звездочку 9 с цепью 8 и колесом 7 в направлении движения. Далее циклы нагружения шатунов повторяются последовательно и велосипедист переместится в направлении цели движения.

Регулирование велосипеда под антропометрические данные велосипедиста выполняют, смещая на необходимую величину привод, сиденье 18 по направляющим трубы 4 и рулей. Для регулировки сиденья или привода необходимо снять крепежные болты (фиг. 7, 8), передвинуть корпус 20 или сиденье и снова закрепить болтами.

Перестановка кронштейна 19 по трубе 4, а также педалей по шатунам 10 и 11 может производиться как для регулировки под антропометрические данные велосипедиста, так и для изменения крутящего приводного момента и/или амплитуды перемещения (разворота) шатунов на оси привода: при движении на подъем или с грузом педали целесообразно установить на свободных концах шатунов, при движении по равнинной трассе их можно "придвинуть" к оси шатунов.

Штифт 23 в пазовом отверстии 23" целесообразнее установить, располагая его конец большего диаметра в верхнем секторе пазового отверстия (как на фиг. 6).

Класс B62K1/00 Одноколесные велосипеды

складной велосипед с линейным педалированием -  патент 2494910 (10.10.2013)
транспортное средство -  патент 2478056 (27.03.2013)
способ управления одноколесным транспортным средством -  патент 2466899 (20.11.2012)
одноколесное транспортное средство и устройство стабилизации транспортного средства -  патент 2456195 (20.07.2012)
транспортное средство и способ его передвижения -  патент 2369514 (10.10.2009)
колесное устройство для развлечений или занятий спортом, приводимое в движение ногой -  патент 2348562 (10.03.2009)
одноосное колесное транспортное средство -  патент 2333862 (20.09.2008)
устройство для транспортирования (варианты) -  патент 2245267 (27.01.2005)
самоходное наземное транспортное средство -  патент 2161576 (10.01.2001)
одноколесный моторный экипаж -  патент 2159194 (20.11.2000)
Наверх