динамометр буксировочной тележки

Классы МПК:B63B9/02 с использованием буксировки моделей в опытных бассейнах 
G01M10/00 Гидродинамические испытания; устройства, связанные с гидроканалами или испытательными бассейнами для судов
G01L3/00 Способы и устройства общего назначения для измерения моментов, работы, мощности и механического коэффициента полезного действия (КПД)
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Калининградский технический институт рыбной промышленности и хозяйства
Приоритеты:
подача заявки:
1993-09-09
публикация патента:

Использование: экспериментальная гидромеханика корабля, касается конструирования динамометров для буксировочных испытаний моделей судов и для самоходных их испытаний в жесткой запряжке. Сущность: динамометр буксировочной тележки содержит установленное на ней устройство с чувствительным элементом, связывающим модель судна с буксировочной тележкой, и выполнен с установленным на буксировочной тележке грузом, связанным с моделью и имеющим возможность перемещения относительно буксировочной тележки в сторону, противоположную возможному перемещению модели относительно этой тележки, причем величина массы груза выбрана из условия: m = i(M+динамометр буксировочной тележки, патент № 2104206M-K), где m - масса груза, M - масса модели, динамометр буксировочной тележки, патент № 2104206M - присоединенная масса воды, K - постоянная величина, устанавливаемая опытным путем для конкретного динамометра, i - передаточное отношение связи между моделью и массой. 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

Формула изобретения

Динамометр буксировочной тележки, содержащий установленное на ней устройство с чувствительным элементом, связывающим модель судна с буксировочной тележкой, отличающийся тем, что он выполнен с установленным на буксировочной тележке грузом, связанным с моделью и имеющим возможность перемещения относительно буксировочной тележки в сторону, противоположную возможному перемещению модели относительно этой тележки, причем величина массы груза выбрана из условия

m = i(M+динамометр буксировочной тележки, патент № 2104206M-K),

где m масса груза;

M масса модели;

динамометр буксировочной тележки, патент № 2104206M - присоединенная масса воды;

К постоянная величина, устанавливаемая опытным путем для конкретного динамометра;

i передаточное отношение связи между моделью и массой.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к экспериментальной гидромеханике корабля и касается конструирования динамометров для буксировочных испытаний моделей судов и для самоходных их испытаний в жесткой запряжке.

Известен динамометр буксировочной тележки (Г.Е. Павленко. Сопротивление воды движению судов. - "Морской транспорт", М., 1956, с. 272-275), содержащий установленное на ней устройство с чувствительным элементом, связывающим модель судна с буксировочной тележкой. Однако такой динамометр обладает инерционной погрешностью при измерениях с его применением.

Технический результат от внедрения изобретения состоит в устранении инерционной погрешности измерений с помощью динамометра буксировочной тележки.

Этот результат достигается тем, что динамометр буксировочной тележки содержит установленное на ней устройство с чувствительным элементом, связывающим модель судна с буксировочной тележкой, и выполнен с установленным на буксировочной тележке грузом, связанным с моделью и имеющим возможность перемещения относительно буксировочной тележки в сторону, противоположную возможному перемещению модели относительно этой тележки, причем величина массы груза выбрана из условия:

m = i(M+динамометр буксировочной тележки, патент № 2104206M-K)

где m - масса груза;

M - масса модели;

динамометр буксировочной тележки, патент № 2104206M - присоединенная масса воды;

K - постоянная величина, устанавливаемая опытным путем для конкретного динамометра;

i - передаточное отношение связи между моделью и массой.

На фиг. 1 показана конструкция динамометра буксировочной тележки; на фиг. 2 - сечение А-А фиг. 1; на фиг. 3 - сечение Б-Б фиг. 1.

Модель судна 1 через шарнир 2 Кардана и N-образную тягу 3 шарнирами 4 соединена с измерительным рычагом 5, имеющим вид пространственной фермы. Рычаг 5 имеет ось вращения 6, расположенную на подвижной раме 7. Чувствительный элемент 8, например, в виде преобразователя линейных перемещений в частоту переменного тока закреплен на подвижной раме 7 и шарнирно связан с рычагом 5 посредством тяги 9. На верхней части рычага 5 закреплена сменная масса 10, а также сменные пружины 11, другим своим концом закрепленные на подвижной раме 7, где также установлены ограничители хода 12 рычага 6 и неподвижные части гидравлических демпферов 13, подвижные части которых закреплены на рычаге 5. Механизм тарировки чувствительного элемента 8 состоит из двух шкивов 14, установленных на подвижной раме 7 и перекинутых через них нитей, одним концом закрепленных на рычаге 5, в то время как другой конец несет подвеску 15, где размещаются тарировочные грузы 16. На одной из этих подвесок размещается такой же груз, служащий для уравновешивания главной части буксировочного сопротивления.

Подвижная рама 7 шарнирно подвешена на двух N-образных тягах 17, верхние шарниры которых закреплены на неподвижной раме (не показана). К этой раме крепится клещевидный электромагнитный тормоз 18, взаимодействующий с тормозной планкой 19, закрепленной на подвижной раме 7. Подвижная и неподвижная рамы также связаны съемными пружинами 20 малой жесткости (например, резиновыми лентами) и съемной пружиной-амортизатором 21 большой жесткости, работающей на растяжение и сжатие и включающей резиновый элемент.

Неподвижная рама закреплена на буксировочной тележке (не показана) быстросъемными узлами с возможностью регулировки по высоте и, кроме того, подвешена на тросе, перекинутом через блоки и имеющем на другом своем конце противовес.

Ограничители хода 12 электрически изолированы от рамы 7 и при соприкосновении с измерительным рычагом 5 предназначены для замыкания электрической цепи соответственно передней или задней лампочки-индикатора. Чувствительный элемент 8 электрически связан с электронным частотомером, который высвечивает на своем табло среднюю частоту тока за время прохода моделью измерительного участка или за заданное время.

Величина массы 10 определяется по формуле:

m = i(M+динамометр буксировочной тележки, патент № 2104206M-K),

где m - масса груза;

M - масса модели;

динамометр буксировочной тележки, патент № 2104206M - присоединенная масса воды;

K - постоянная величина, устанавливаемая опытным путем для конкретного динамометра;

i = c/d - передаточное отношение связи между моделью судна 1 и массой 10;

с - длина нижнего плеча рычага 5;

d - расстояние от центра массы 10 до оси 6.

При этом величину К можно определить как величину некоторой точечной массы, закрепленной вместо модели судна, когда при ускорении буксировочной тележки динамометр с удаленной массой 10 находится в равновесии. Величина присоединенной массы динамометр буксировочной тележки, патент № 2104206M определяется по справочникам.

В опытном экземпляре динамометра ось 6 образована двумя парами крестообразно расположенных плоских пружин, а шарниры 4 и шарнир Кардана выполнены на шарикоподшипниках.

Динамометр эксплуатируется следующим образом.

Перед началом опытов устанавливаются пружины 11 такой жесткости, чтобы период собственных угловых колебаний измерительного рычага 5 вместе с моделью 1 и установленной на нем массой m был равен заданной величине, например 2 с. Затем производится тарировка чувствительного элемента 8. Непосредственно перед рабочим пробегом на левую (заднюю) подвеску кладется груз, равный ожидаемому буксировочному сопротивлению с учетом передаточного отношения. Зажигается левая (задняя) лампочка-индикатор. Производится разгон буксировочной тележки, после чего через некоторое время лампочка гаснет. Буксировочное усилие передается от тележки к подвижной раме 7 через амортизатор 21, который, кроме того, изолирует динамометр от горизонтальной вибрации буксировочной тележки. Шарнир 2 Кардана разгружает динамометр от возможных кренящих моментов, действующих на модель 1. После торможения вновь загорается левая лампочка.

При работе на волнении амортизатор 21 демонтируется. По условиям опыта в зависимости от массы модели 1 подбирается жесткость пружин 20. Перед стартом включается тормоз 18, затем начинает генерироваться волнение в бассейне. После разгона тормоз 18 автоматически выключается, модель судна 1 вместе с подвижной рамой 7 начинает испытывать продольно-горизонтальную качку около некоторого среднего положения. Непосредственно перед торможением буксировочной тележки автоматически включается тормоз 18, что предотвращает, как и при разгоне, возможный жесткий удар подвижной рамы 7 о свои ограничители.

Применение динамометра с механическим компенсатором инерции позволяет практически устранить инерционную погрешность в буксировочных и самоходных испытаниях моделей судов, в том числе и при испытаниях с ускорением и замедлением. Это существенное повышение точности эксперимента открывает возможность постановки качественно новых, ранее недоступных исследований в существующих бассейнах для проведения опытов, например в длинных бассейнах экспериментов, требующих особой точности, ранее невозможных, а в коротких бассейнах - производство стандартных самоходных испытаний моделей крупных транспортных судов. Для них характерно высокое отношение водоизмещения к буксировочному сопротивлению и, следовательно, большое значение инерционной погрешности при использовании имеющихся динамометров, что ранее делало буксировочные и самоходные испытания в коротких бассейнах для опытов ненадежными.

Кроме того, предлагаемый динамометр позволит уменьшить длину и количество пробегов модели, что удешевит исследования. При проектировании новых бассейнов для опытов он позволит сократить их длину, что уменьшит стоимость строительства.

Класс B63B9/02 с использованием буксировки моделей в опытных бассейнах 

устройство для измерения характеристик нестационарных сил, возникающих на модели движительного комплекса типа "винт-насадка" -  патент 2487814 (20.07.2013)
многофункциональная тележка ледового опытового бассейна -  патент 2467910 (27.11.2012)
опытовый бассейн (варианты) -  патент 2460666 (10.09.2012)
способ правки перегиба корпуса судна -  патент 2443593 (27.02.2012)
ледовый опытовый бассейн -  патент 2440271 (20.01.2012)
способ определения безопасных скоростей движения скоростного судна на мелководье -  патент 2421368 (20.06.2011)
способ проведения в опытовом бассейне испытаний моделей плавучих объектов с протяженными якорными системами удержания и устройство для его осуществления -  патент 2389996 (20.05.2010)
способ проведения буксировочных модельных испытаний судов в ледовом опытовом бассейне -  патент 2385252 (27.03.2010)
способ проведения самоходных модельных испытаний судов в ледовом опытовом бассейне -  патент 2384828 (20.03.2010)
способ испытания модели морского инженерного сооружения в ледовом опытовом бассейне и устройство для его осуществления -  патент 2383462 (10.03.2010)

Класс G01M10/00 Гидродинамические испытания; устройства, связанные с гидроканалами или испытательными бассейнами для судов

гидродинамический стенд с системой поддержания давления -  патент 2520736 (27.06.2014)
устройство для измерения инерционных характеристик моделей плавучих инженерных объектов, оборудованных якорной системой удержания, и способ их определения -  патент 2509998 (20.03.2014)
способ гидроабразивных испытаний погружных насосов и стенд для его осуществления -  патент 2494363 (27.09.2013)
устройство для измерения характеристик нестационарных сил, возникающих на модели движительного комплекса типа "винт-насадка" -  патент 2487814 (20.07.2013)
многофункциональная тележка ледового опытового бассейна -  патент 2467910 (27.11.2012)
опытовый бассейн (варианты) -  патент 2460666 (10.09.2012)
гидродинамический стенд -  патент 2460054 (27.08.2012)
система диагностики погружных электродвигателей -  патент 2457456 (27.07.2012)
топливный насос высокого давления для сравнительных испытаний плунжерных пар на двух видах моторного топлива -  патент 2453724 (20.06.2012)
гидродинамический стенд -  патент 2449254 (27.04.2012)

Класс G01L3/00 Способы и устройства общего назначения для измерения моментов, работы, мощности и механического коэффициента полезного действия (КПД)

автоматизированный стенд контроля выходных характеристик спиральных пружин -  патент 2526553 (27.08.2014)
устройство для измерения вращающего момента -  патент 2499984 (27.11.2013)
устройство для измерения момента сопротивления от сил "магнитного трения" в неконтактных подвесах -  патент 2498244 (10.11.2013)
устройство для измерения крутящего момента -  патент 2498243 (10.11.2013)
устройство для измерения крутящего момента, передаваемого валом отбора мощности -  патент 2497087 (27.10.2013)
системы и способы регулирования устойчивости инерционного испытательного стенда с гидравлическим тормозом -  патент 2483231 (27.05.2013)
способ определения крутящего момента от газовых сил -  патент 2476840 (27.02.2013)
способ определения мощности механических потерь двигателя внутреннего сгорания -  патент 2454643 (27.06.2012)
устройство для определения энергетических параметров электродвигателя и относительной энергоемкости выполненной им работы -  патент 2449251 (27.04.2012)
датчик для измерения параметров вращающегося вала -  патент 2436052 (10.12.2011)
Наверх