шарнирный трубопровод
Классы МПК: | F16L27/02 универсальные шарнирные соединения, те механические |
Автор(ы): | Хохолков Ю.Я., Рубаненко Ф.Ф. |
Патентообладатель(и): | Акционерное общество открытого типа "Научно- производственное предприятие "Старт" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1996-07-05 публикация патента:
20.02.1998 |
Использование: в гидроприводах для передачи рабочей жидкости подвижному потребителю. Сущность изобретения: шарнирный трубопровод содержит полые подвижные звенья, связанные между собой гидравлическими шарнирами, при этом первое звено шарнирно связано с источником рабочей жидкости, а последнее с потребителем. Гидравлические шарниры выполнены цилиндрическими, при этом оси шарниров параллельны и располагаются в одной плоскости при прохождении звеньев через среднее положение. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4
Формула изобретения
1. Шарнирный трубопровод преимущественно для передачи рабочей среды потребителю, периодически совершающему повороты относительно источника, содержащий полые звенья, связанные между собой шарнирными соединениями, отличающийся тем, что упомянутые звенья связаны одношарнирными соединениями, из которых одно закреплено на источнике, а другое на потребителе, причем оси шарнирных соединений параллельны и расположены в одной плоскости при нулевом угле поворота потребителя относительно источника, при этом одно из шарнирных соединений заневолено упругим элементом. 2. Трубопровод по п.1, отличающийся тем, что упругим элементом заневолено шарнирное соединение, закрепленное на потребителе, при этом упругий элемент выполнен в виде пакета тарельчатых пружин.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области машиностроения, преимущественно транспортного, и может быть использовано в гидросистемах для передачи рабочей среды подвижному потребителю, периодически совершающему повороты относительно источника. Известно поворотное соединение труб, содержащее патрубки переменного сечения, соединяемые посредством фланцев [1]. Указанное соединение применяется в прокладываемых трубопроводах при необходимости изменения направления магистрали. Известен также трубопровод для соединения гидросистемы с использованием подвижного органа, содержащий цилиндрический шарнир со встроенным плунжером [2]. Указанное соединение применяется для придания одному из звеньев трубопровода дополнительной степени свободы. Наиболее близким по технической сути к предлагаемому изобретению является шарнирный трубопровод, содержащий полые звенья, связанные между собой тремя шарнирными соединениями, причем одно из шарнирных соединений выполнено одношарнирным, второе - двухшарнирным, а третье - трехшарнирным [3] (прототип). К недостаткам прототипа следует отнести сложность его шарнирных соединений. Кроме того, если такой трубопровод использовать в транспортном средстве, например, для передачи рабочей жидкости с седельного автотягача на полуприцеп, то при поворотах автотягача относительно полуприцепа на трубопровод будут воздействовать значительные деформирующие нагрузки, вызванные непараллельностью осей шарниров. Цель изобретения - упрощение конструкции, повышение надежности. Поставленная цель достигается тем, что в шарнирном трубопроводе для передачи рабочей среды потребителю, совершающему повороты относительно источника, содержащем полые звенья, связанные между собой шарнирными соединениями, указанные соединения выполнены одношарнирными, причем один шарнир закреплен на источнике, а другой - на потребителе, при этом оси шарнирных соединений параллельны и расположены в одной плоскости при нулевом угле поворота потребителя относительно источника. Как показывают расчеты, звенья такого шарнирного трубопровода не всегда возвращаются в исходное положение после завершения поворота транспортным средством. Ввиду того, что оси шарниров параллельны, при их практически одинаковой подвижности, в принципе, любой из них может служить "мертвой точкой", через которую произойдет "излом" многозвенника при обратном повороте тягача. Это явление нежелательно, поскольку звенья трубопровода после завершения поворота должны всегда возвращаться в исходное положение и складываться в одной плоскости в отведенном пространстве между тягачом и полуприцепом. С целью повышения надежности трубопровода путем обеспечения возврата звеньев в исходное положение, шарнирное соединение, закрепленное на полуприцепе, заневолено пакетом тарельчатых пружин. Достигаемый технический результат заключается в том, что выполнение соединений трубопровода одношарнирными упрощает его конструкцию и повышает технологичность. Заневоливание одного из шарниров обеспечивает возврат звеньев трубопровода в исходное положение, что повышает надежность работы трубопровода в целом. Фиг. 1 изображает общий вид транспортного средства, в котором использованы шарнирные трубопроводы, конкретно - автотягача с полуприцепом; фиг. 2 - шарнирный трубопровод, вид снизу: магистрали напорная и сливная; на фиг. 3 - продольный разрез сливной магистрали в исходном положении (соответствующем движению автотягача по прямой линии); на фиг. 4 - шарнирный трубопровод, вид снизу (показано взаимное расположение звеньев сливной и напорной магистралей при поворотах автотягача на
Класс F16L27/02 универсальные шарнирные соединения, те механические