поршневой электрогидравлический двигатель и способ управления им
Классы МПК: | F03C1/40 управление гидравлическими двигателями объемного вытеснения F01B29/10 двигатели |
Автор(ы): | Солоухина Екатерина Николаевна, Солоухин Николай Дмитриевич |
Патентообладатель(и): | Солоухина Екатерина Николаевна, Солоухин Николай Дмитриевич |
Приоритеты: |
подача заявки:
1996-06-14 публикация патента:
27.03.1998 |
Изобретение может быть использовано в транспортных средствах передвижения. В корпусе расположены химический источник тока, зарядное устройство, колебательный контур, включающий конденсатор и катушку индуктивности, блок управления и две рабочие камеры, размещенные по разные стороны поршня и заполненные рабочей жидкостью. В каждой камере расположены N пар плоских токопроводов, попарно соединенных и установленных с возможностью линейного перемещения. Для управления двигателем последовательно пропускают импульсный ток разряда от конденсатора через N пар токопроводов, расположенных по одну сторону поршня, создают магнитное поле катушки, перемещают токопроводы каждой пары в противоположных направлениях, создавая гидравлическое давление, и перемещают поршень. Затем пропускают импульсный ток разряда конденсатора через N пар токопроводов, расположенных по другую сторону поршня, создают магнитное поле катушки и перемещают токопроводы каждой пары второй камеры в противоположных направлениях. В результате поршень перемещается в обратном направлении, одновременно сжимая при этом токопроводы каждой пары первой рабочей камеры, что увеличивает импульсную мощность и уменьшает расход рабочей жидкости. 2 с. и 2 з.п.ф-лы, 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3
Формула изобретения
1. Поршневой электрогидравлический двигатель, содержащий две рабочие камеры с электродами, заполненные рабочей жидкостью, поршень и кривошипно-шатунный механизм, кинематически связанный с поршнем, отличающийся тем, что он снабжен электрически связанными конденсатором и катушкой индуктивности, образующими колебательный контур, 2N парами токопроводов, расположенными между конденсатором и катушкой индуктивности, зарядным устройством и химическим источником тока, каждый токопровод выполнен в виде металлической плоскопараллельной пластины, одна из сторон которой оптически обработана и на ее поверхностях нанесены диэлектрические пленки, токопроводы каждой пары ориентированы друг к другу оптически обработанными поверхностями, установлены с возможностью линейного перемещения по нормали друг к другу, причем каждая пара токопроводов соединена между собой по периметру эластичным герметиком, рабочие камеры расположены по разные стороны поршня, выполнены герметичными и в каждой из них равномерно установлено N пар токопроводов, которые соединены между собой с возможностью противоположного направления тока в токопроводах каждой пары, а в токопроводах соседних пар - с возможностью направления в одну сторону, при этом объем рабочей жидкости в каждой камере выбирается из условияVраб.жидк= Vкам-

где N - число пар токопроводов в камере, равное n (n + 1);
n - последовательность чисел арифметического ряда;





S - площадь взаимодействующей поверхности токопроводов;

Vкам - свободный объем рабочей камеры. 2. Двигатель по п.1, отличающийся тем, что он снабжен последовательно электрически связанными вторым колебательным контуром, вторым зарядным устройством и вторым химическим источником тока, а каждый колебательный контур электрически связан с токопроводами одной из разрядных камер. 3. Двигатель по п.1, отличающийся тем, что в качестве рабочей жидкости используют коллоидно-дисперсную систему, в которой растворенным веществом является твердый ферромагнетик, а растворителем может быть любая жидкость с малым коэффициентом сжимаемости и малой динамической вязкостью. 4. Способ управления поршневым электрогидравлическим двигателем, заключающийся в том, что периодически создают в рабочей камере гидродинамическое давление, с помощью которого перемещают поршень, отличающийся тем, что перед созданием гидродинамического давления последовательно пропускают импульсный ток разряда от конденсатора через N пар плоских токопроводов, расположенных в рабочей жидкости по одну сторону поршня, создают магнитное поле катушки одновременно с током разряда и перемещают плоские токопроводы каждой пары в противоположных направлениях, а после перемещения поршня на рабочее расстояние уменьшают магнитное поле катушки, одновременно заряжают конденсатор, последовательно пропускают импульсный ток разряда конденсатора через N пар плоских токопроводов, расположенных в рабочей жидкости по другую сторону поршня, вновь создают магнитное поле катушки одновременно с током разряда, перемещают плоские токопроводы каждой пары второй камеры в противоположных направлениях, создавая гидродинамическое давление в рабочей камере, и перемещают поршень в обратном направлении, одновременно сжимая при этом токопроводы каждой пары первой рабочей камеры.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к разделу двигатели и насосы и может быть использовано в транспортных средствах передвижения. Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому изобретению является поршневой электродвигатель [1] , содержащий две рабочие камеры с электродами, заполненные рабочей жидкостью, поршень и кривошипно-шатунный механизм, кинематически связанный с поршнем. Недостатком известного двигателя является невысокая импульсная мощность вследствие ограниченной силы, создаваемой ударной волной при подаче электрического импульс на пару электродов, расположенных в рабочей жидкости, а также большой объем рабочей жидкости, обусловленный наличием подпиточной емкости. Целью изобретения является увеличение импульсной мощности двигателя и уменьшение объема рабочей жидкости. Указанная цель достигается тем, что двигатель снабжен электрически связанными конденсатором и катушкой индуктивности, образующими колебательный контур, 2N парами токопроводов, расположенными между конденсатором и катушкой индуктивности, зарядным устройством, химическим источником тока и блоком управления, каждый токопровод выполнен в виде металлической плоскопараллельной пластины, на одной из сторон которой нанесена диэлектрическая пленка, токопроводы каждой пары ориентированы друг к другу диэлектрическими пленками, установлены они с возможностью линейного перемещения по нормали друг к другу и каждая пара токопроводов соединена между собой по периметру эластичным герметиком, рабочие камеры, расположенные по разные стороны поршня, выполнены герметичными и в каждой из них установлено N пар токопроводов, которые соединены между собой таким образом, что направление тока в токопроводах каждой пары противоположны, а в токопроводах соседних пар направлены в одну сторону и количество рабочей жидкости в каждой камере выбирается из условияVраб.жидк= Vкам-

где
N - число пар токопроходов в камере, равное n (n + 1);
n - последовательность чисел арифметического ряда;



S - площадь взаимодействующей поверхности токопровода;

Vраб.жидк. - объем рабочей жидкости в камере;
Vкам. - свободный объем рабочей камеры. Кроме того, двигатель снабжен последовательно электрически связанными вторым колебательным контуром, вторым зарядным устройством и вторым химическим источником тока, а каждый колебательный контур электрически связан с токопроводом одной из разрядных камер. В качестве рабочей жидкости используют коллоидно-дисперсную систему, в которой растворенным веществом является твердый ферромагнетик, а растворителем может быть любая жидкость с малым коэффициентом сжимаемости и малой динамической вязкостью. Известен также способ управления двигателем, реализованный в устройстве [1] , заключающийся в том, что периодически создают в рабочей камере гидродинамическое давление, с помощью которого перемещают поршень. Недостатком известного способа управления двигателем является невысокая мощность. Целью изобретения является повышение мощности двигателя. Указанная цель достигается тем, что перед созданием гидродинамического давления последовательно пропускают импульсный ток разряда от конденсатора через N пар плоских токопроводов, расположенных в рабочей жидкости по одну сторону поршня, создают магнитное поле катушки одновременно с током разряда и перемещают плоские токопроводы каждой пары в противоположных направлениях, а после перемещения поршня на рабочее расстояние уменьшают магнитное поле катушки и одновременно заряжают конденсатор, последовательно пропускают импульсный ток разряда конденсатора через N пар плоских токопроводов, расположенных в рабочей жидкости по другую сторону поршня, вновь создают магнитное поле катушки одновременно с током разряда, перемещают плоские токопроводы каждой пары второй камеры в противоположных направлениях, создавая гидродинамическое давление в рабочей камере, и перемещают поршень в противоположном направлении, одновременно сжимая токопроводы каждой пары первой рабочей камеры. На фиг. 1 представлена схема двигателя; на фиг. 2 показано положение пары токопроводов при прохождении по ним тока; на фиг. 3 - то же при его отсутствии. Поршневой электрогидравлический двигатель содержит две герметичные рабочие камеры 1, 2, 2N пар плоских токопроводов 3 с диэлектрическими пленками 4 /фиг. 2/, эластичный герметик 5, соединяющий по периметру токопроводоы в каждой паре, поршень 6, расположенный между рабочими камерами, рабочую жидкость 7, заполняющую обе рабочие камеры, шток 8, соединенный с поршнем, шатун 9, коленчатый вал 10, корпус 11, в котором расположены обе рабочие камеры, химический источник тока 12, зарядное устройство 13, электрический колебательный контур 14, содержащий емкостной накопитель (конденсатор) и катушку индуктивности, блок управления 15, второй химический источник тока 16, второе зарядное устройство 17 и второй колебательный контур 18. На чертежах также показаны устройство герметизации 19 штока и нагрузка 20. Каждый токопровод 3 выполнен в виде металлической плоскопараллельной пластины, одна из сторон которой оптически обработана. В каждой рабочей камере равномерно расположены N пар токопроводов. Пары токопроводов 3 каждой рабочей камеры последовательно соединены между собой через одну соседнюю пару, один конец общего токопровода соединен с конденсатором, а другой - с катушкой индуктивности. Каждый из колебательных контуров электрически соединен с токопроводами одной из рабочих камер. Количество рабочей жидкости в рабочей камере обеспечивает полное ее заполнение при сжатых токопроводах и крайнем (поднятом) положении поршня в соответствующей рабочей камере. Количество рабочей жидкости в каждой камере выбирается из условия
Vраб.жидк= Vкам-

где




S - площадь поверхности взаимодействия токопровода;

N - число пар токопроводов в рабочей камере. Одна из поверхностей токопроводов оптически обработана. Работает двигатель следующим образом. Предварительно заряжают конденсатор колебательного контура. Последовательно пропускают импульсный ток разряда от конденсатора колебательного контура через N пар плоских токопроводов 3 первой рабочей камеры 1. Под действием импульсного тока, проходящего по плоским токопроводам каждой пары, они взаимодействуют друг с другом, поскольку каждый из них находится в магнитном поле другого. Токопроводы включены в электрическую цепь таким образом, что направления токов в каждой паре противоположны, а в токопроводах соседних пар направлены в одну сторону, в результате чего плоские токопроводы в каждой паре отталкиваются друг от друга и одновременно притягиваются к токопроводам соседних пар. Сила, действующая между параллельными токопроводами, определяется известным выражением

где





(воздуха


I1 = I2 - сила тока, проходящего по токопроводам;
l - длина пары токопроводов;


Fт.п./Sплас. = Fпор/Sпор,
откуда
Fпор.=Fт.п.Sпор/Sплас.,
где
Fт.п. - сила взаимодействия между токопроводами каждой пары,
Sплас. - площадь плоского токопровода (площадь взаимодействия);
Sпор - площадь поршня. Увеличение числа токопроводов и, следовательно, числа зазоров в рабочей камере обеспечивает увеличение объема





P = Fпор

где Vпор - скорость перемещения поршня. Значительное уменьшение площади поперечного сечения зазора по отношению к площади токопровода позволяет при небольшой скорости перемещения токопроводов получить значительную величину скорости потока рабочей жидкости из зазора, величина которой возрастает в канале поршня, т.к. его площадь поперечного сечения меньше суммарного сечения площади зазоров. Произведение значительной силы, действующей на поршень Fпор, и высокой скорости рабочей жидкости в канале поршня позволяют получить большую импульсную мощность, развиваемую предложенным двигателем. При прохождении тока по активному сопротивлению (токопроводам) совершается работа электрического тока (Wт), равная
Wt =I2Rt,
где
I - сила тока (ток разрядки);
R - сопротивление N токопроводов;
t - продолжительность протекания тока. Работа совершается и при перемещении (Wп)N пар токопроводов между собой на расстоянии, равное

Wп = F



где
F - сила взаимодействия токопроводов каждой пары при прохождении по ним тока. Общая работа W

W


F











Vз =




Приняв общее число пар токопроводов, установленных в каждой рабочей камере, равным N = 40, общий объем рабочий жидкости, вытесняемой из всех зазоров, равен
V



откуда

P = Fпор

где
V - скорость перемещения поршня. Определим скорость перемещения поршня. Из гидравлики известно, что A


где
m - масса плоского токопровода,
a - ускорение, приобретаемое им.











P = 2,4





что обеспечивает время перезарядки конденсатора на противоположную полярность. Ток за время, равное T/2 = 6,3





причем число витков N катушки - 10;
площадь поперечного сечения катушки, равная А = 10-3 м2 (диаметр катушки приблизительно 37 мм);
железный сердечник

длина катушки l = 0,15 м. Таким образом в двигателе могут быть реализованы указанные параметры. Колебательный контур с указанными параметрами позволяет получить максимальный ток разрядки конденсатора, равный Imax = 2,5


Wt = I2


при токе Iср = 1,25















W




где
Ф - количество электричества (заряд) [Кл = А

U - электрическое напряжение [В = кг





Q





Класс F03C1/40 управление гидравлическими двигателями объемного вытеснения