катодный узел
Классы МПК: | F03H1/00 Использование плазмы для получения реактивной тяги H01J37/077 электронные пушки с использованием разряда в газах или парах в качестве источников электронов |
Автор(ы): | Горшков О.А., Григорьян В.Г., Минаков В.И., Муравлев В.А. |
Патентообладатель(и): | Исследовательский центр им.М.В.Келдыша |
Приоритеты: |
подача заявки:
1997-03-18 публикация патента:
10.04.1998 |
Изобретение относится к электроракетным двигателям и можеи использоваться при их конструировании. Для повышения ресурса и эффективности работы катода, использующего в качестве плазмообразующего газа ксенон, внутренний источник эмиттирующего вещества образован установленным на выходе трубопровода подвода плазмообразующего газа жиклером и термогенератором паров цезия. Термогенератор расположен во внутренней полости катода. Отверстие жиклера ориентировано соосно с капиллярным отверстием корпуса катодного узла. Рабочий зазор между торцом жиклера и торцовой стенкой корпуса составляет не более диаметра капилляра. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
Катодный узел, содержащий полый цилиндрический корпус с центральным капиллярным отверстием в одной из торцевых стенок, трубопровод подвода плазмообразующего газа к капиллярному отверстию, внутренний источник эмиттирующего вещества и нагревательный элемент, отличающийся тем, что внутренний источник эмиттирующего вещества образован установленным на выходе трубопровода жиклером и термогенератором паров цезия, расположенным во внутренней полости катода, причем отверстие жиклера ориентировано соосно с капиллярным отверстием корпуса, а рабочий зазор между торцом жиклера и торцовой стенкой корпуса составляет не более диаметра капилляра.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к электроракетным двигателям и может использоваться при их конструировании. При создании ионного двигателя одной из важнейших задач является разработка эффективного катода - источника первичных электронов в газоразрядной камере. В связи с этим становится весьма актуальным вопрос о разработке катода, обладающего низким энергопотреблением и высоким ресурсом. Экспериментальные исследования показали, что наилучшие характеристики ионного двигателя по энергозатратам и коэффициенту использования рабочего тела реализуются, когда катод работает в режиме контрагированного дугового разряда с вольтамперной характеристикой, имеющей насыщение по току эмиссии, поэтому к требованию по эффективности и ресурсу добавляется устойчивая работа в режиме контрагированного дугового разряда. Известны полые катоды, работающие на щелочных металлах, в частности на цезии [1] . Такие катоды обладают значительным ресурсом, необходимой эффективностью, но использование в качестве рабочего тела цезия не всегда возможно на борту космического летательного аппарата из-за опасности осаждения цезия на оптических поверхностях КА. В настоящее время в космических двигателях в качестве рабочего тела используется ксенон, а для снижения работы выхода материала катода используются присадки, например гексаборид лантана. Примером такого катода может служить устройство, описанное в [2]. Основным его недостатком является высокая рабочая температура, сокращающая ресурс катода. Ближайшим техническим решением является катодный узел на основе капиллярного пленочного полого катода [3]. Данное устройство содержит катод 1 (фиг. 1) с центральным капиллярным отверстием в одной из торцовых стенок, трубопровод плазмообразующего газа 6, внутренний источник эмиссионного вещества (гексаборида лантана) 2 и нагревательный элемент 3. При включении нагревателя гексаборид испаряется и осаждается на боковой поверхности отверстия, снижая работу выхода материала катода. При подаче ксенона в отверстии устанавливается давление на 2 - 3 порядка выше, чем в газоразрядной камере, а при зажигании разряда там образуется плотная плазма, наличие которой позволяет реализовать эффект полого катода - существенное увеличение плотности тока эмиссии. Недостатком известной конструкции является высокая температура катода, при которой реализуется необходимый уровень эмиссии (1900 K), что приводит к повышению энергетических затрат и уменьшению ресурса. Целью изобретения является повышение ресурса и эффективности работы катода. Эта цель достигается тем, что внутренний источник эмиттирующего вещества образован установленным на выходе трубопровода жиклером, отверстие которого соосно с капиллярным отверстием, причем рабочий зазор между торцом жиклера и торцовой стенкой катода составляет не более диаметра капилляра, и термогенератором паров цезия, размещенным во внутренней полости катода. Сущность изобретения поясняется на фиг. 2. Внутри корпуса катода 1 расположен жиклер 2, по которому подается плазмообразующий газ (ксенон), внутри полости катода находится термогенератор паров цезия, например в виде таблеток цезийсодержащего материала 3, который выделяет цезий при нагреве с помощью нагревателя 4. Катодный узел работает следующим образом. При нагреве катода пары цезия поступают в капилляр и образуют на его боковой поверхности покрытие, снижающее работу выхода. После зажигания разряда в капилляре образуется плазма, обеспечивающая высокий уровень эмиссии и протекание электронного тока. Эксперименты показывают, что при давлении ксенона 4

Класс F03H1/00 Использование плазмы для получения реактивной тяги
Класс H01J37/077 электронные пушки с использованием разряда в газах или парах в качестве источников электронов
фокусатор газоразрядной плазмы - патент 2339191 (20.11.2008) | ![]() |
катод плазменного ускорителя - патент 2304858 (20.08.2007) | ![]() |
плазменный катод-компенсатор - патент 2287203 (10.11.2006) | |
плазменный электронный источник ленточного пучка - патент 2231164 (20.06.2004) | |
катод-компенсатор - патент 2173002 (27.08.2001) | |
катод-компенсатор - патент 2173001 (27.08.2001) | |
катод-компенсатор - патент 2168793 (10.06.2001) | |
катодный узел - патент 2139590 (10.10.1999) | |
широкоапертурный плазменный эмиттер - патент 2096857 (20.11.1997) | |
плазменный катод и способ его запуска - патент 2031472 (20.03.1995) |