автоматический клиноременный вариатор
Классы МПК: | F16H9/18 с одним регулируемым фланцем шкива F16H55/56 регулируемые в осевом направлении |
Автор(ы): | Балакин П.Д., Биенко В.В. |
Патентообладатель(и): | Омский государственный технический университет |
Приоритеты: |
подача заявки:
1996-12-31 публикация патента:
27.11.1998 |
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в бесступенчатых трансмиссиях мотоциклов, мотороллеров, мопедов, снегоходов, а также в бесступенчатых приводах машин с автоматической регулировкой угловой скорости, в зависимости от момента сил сопротивления. Автоматический клиноременный вариатор скорости содержит ведомый вал. На ведомом валу установлены подпружиненный подвижный вдоль оси и неподвижный полушкивы и тела качения. Вариатор снабжен сепаратором и опорным диском. Диск жестко закреплен на ведомом валу. Тела качения установлены в гнездах сепаратора. Гнезда сепаратора выполнены в виде криволинейных прорезей, с возможностью взаимодействия с опорным диском и канавками подвижного полушкива. Канавки выполнены круглого сечения. Изобретение позволяет оптимизировать КПД вариатора, а также решает задачу повышения долговечности автоматического клиноременного вариатора и увеличения возможного диапазона регулирования передаточного отношения. 2 з. п. ф-лы, 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
1. Автоматический клиноременный вариатор скорости, содержащий ведомый вал, установленные на нем подпружиненный подвижный вдоль его оси и неподвижный полушкивы и тела качения, отличающийся тем, что вариатор снабжен сепаратором и опорным диском, жестко закрепленными на ведомом валу, а тела качения установлены в гнездах сепаратора, выполненных в виде криволинейных прорезей, с возможностью взаимодействия с опорным диском и канавками подвижного полушкива, выполненными круглого сечения. 2. Вариатор по п.1, отличающийся тем, что канавки на подвижном полушкиве расположены радиально, а гнезда сепаратора выполнены по архимедовой спирали. 3. Вариатор по п.1, отличающийся тем, что гнезда сепаратора выполнены по эвольвенте круга.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в бесступенчатых автоматических трансмиссиях мотоциклов, мотороллеров, мопедов, снегоходов, а также в бесступенчатых приводах машин с автоматической регулировкой угловой скорости в зависимости от момента сил сопротивления. Известен автоматический клиноременный вариант скорости [1], на ведомом валу которого расположены пальцы с роликами, неподвижный полушкив и подвижный полушкив с цилиндрическим хвостовиком с винтовым пазом, выполненным с постоянным углом подъема винтовой линии, с которым взаимодействуют ролики. Недостатком такого вариатора является перегрузка ремня и снижение его долговечности ввиду того, что хвостовик выполнен цилиндрическим. Наиболее близким техническим решением к заявляемому является автоматический клиноременный вариатор [2], в котором передаточное отношение изменяется автоматически за счет движения пальца по пазу хвостовика, закрепленного на подвижном полушкиве. Вариатор содержит ведомый вал, установленные на нем неподвижный и подвижный вдоль его оси полушкивы, пальцы с роликами и расположенный на подвижном полушкиве хвостовик с винтовым пазом с постоянным углом подъема винтовой линии, с которым взаимодействуют ролики, хвостовик выполнен в виде тела вращения переменного диаметра вдоль оси симметрии, закрепленного на полушкиве основанием большeго диаметра. Недостатками такого автоматического клиноременного вариатора являются невысокая долговечность и малый диапазон регулирования передаточного отношения, т. к. управляющий палец представляет собой консоль, управляющий момент на которой переменен по величине и значительно увеличивается с увеличением вылета, что накладывает ограничения на длину пальца, а также повышает требования к его изгибной жесткости. Задачей изобретения является повышение долговечности вариатора и увеличение диапазона регулирования передаточного отношения. Поставленная задача может быть решена за счет того, что вариатор снабжен сепаратором и опорным диском, жестко закрепленными на ведомом валу, а тела качения установлены в гнездах сепаратора, выполненных в виде криволинейных прорезей, с возможностью взаимодействия с опорным диском и канавками подвижного полушкива, выполненными круглого сечения. На фиг.1 показан общий вид вариатора в разрезе; на фиг.2 - разрез А-А на фиг. 1. Автоматический клиноременный вариатор содержит ведомый вал 1, установленные на нем подвижный вдоль его оси полушкив 2, неподвижный вдоль его оси полушкив 3, опорный диск 4 и тела качения 5. Тела качения размещены в гнездах 6 силового сепаратора 7 и взаимодействуют с канавками 8 подвижного полушкива 2 и опорным диском 4. Опорный диск и силовой сепаратор жестко закреплены на ведомом валу. Гнезда 6 силового сепаратора 7 выполнены в виде криволинейных прорезей (фиг. 2), например по архимедовой спирали или по эвольвенте круга. Канавки 8 подвижного полушкива имеют круглое сечение и могут быть выполнены радиально. Подвижный полушкив 2 подпружинен пружиной 9. Передача работает следующим образом. При увеличении нагрузки на ведомом валу 1 происходит поворот полушкивов 2 и 3 относительно ведомого вала и относительно жестко закрепленных на нем опорного диска 4 и силового сепаратора 7. Так как тела качения 5 утоплены в канавках 8 подвижного полушкива 2, увеличивается сила давления тел качения 5 на силовой сепаратор 7, в результате чего тела качения 5 по криволинейной прорези 6 силового сепаратора 7 сближаются к общей оси вариатора, при этом создается осевое усилие, которое превосходит осевое усилие, создаваемое ремнем, подвижный полушкив 2 перемещается в осевом направлении, т.е. уменьшается расстояние между полушкивами, ремень вытесняется на периферию полушкивов, передаточное отношение вариатора увеличивается, в передаваемая мощность сохраняется. Изменение передаточного отношения вариатора происходит до тех пор, пока не установится равенство созданного осевого усилия и осевого усилия, создаваемого ремнем. В предлагаемом вариаторе управляющее усилие передается к подвижному полушкиву посредством тел качения, размещенных в гнездах силового сепаратора, а нагрузка распределяется на несколько тел качения, благодаря чему оптимизируется КПД вариатора, повышается его долговечность и увеличивается возможный диапазон регулирования передаточного отношения. Список литературы1. Патент 3365967 США, кл. 74-230, 1968. 2. А.С. 724845 СССР, кл. F 16 H 9/18. Автоматический клиноременный вариатор. - 1980.
Класс F16H9/18 с одним регулируемым фланцем шкива
снегоход с усовершенствованным приводным механизмом - патент 2485001 (20.06.2013) | ![]() |
центробежное нажимное устройство - патент 2258851 (20.08.2005) | ![]() |
автоматический вариатор - патент 2039901 (20.07.1995) |
Класс F16H55/56 регулируемые в осевом направлении
центробежный регулятор клиноременной передачи - патент 2442921 (20.02.2012) | ![]() |
привод - патент 2265764 (10.12.2005) | ![]() |
центробежное нажимное устройство - патент 2258851 (20.08.2005) | ![]() |
ведущий шкив для бесступенчато-регулируемой передачи - патент 2251639 (10.05.2005) | ![]() |
ремень для вариатора с приводными кольцами (варианты) - патент 2247272 (27.02.2005) | ![]() |
ведомый шкив - патент 2232319 (10.07.2004) | |
автоматический клиноременный вариатор - патент 2186271 (27.07.2002) | |
центробежное нажимное устройство - патент 2137961 (20.09.1999) | |
шкив клиноременного вариатора - патент 2027093 (20.01.1995) | |
шкив клиноременного вариатора - патент 2027092 (20.01.1995) |