система управления воздухозаборником двигателя самолета
Классы МПК: | F02C7/057 управление или регулирование B64D33/02 заборников первичного воздуха |
Автор(ы): | Мовчановский И.Б., Люсов Н.Н., Суцкевер А.И. |
Патентообладатель(и): | Акционерное общество открытого типа "ОКБ Сухого" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1997-10-31 публикация патента:
27.05.1999 |
Изобретение относится к области авиационной техники и, в частности, касается систем управления воздухозаборником двигателя самолета. Система управления воздухозаборником двигателя самолета содержит корректирующее устройство с сумматором и измерителем высоты, блок фиксирования приведенного числа оборотов двигателя, формирователь программ, блок запрета коррекции программ, корректор программ и привод перемещения панели воздухозаборника. Формирователь программ связан с приводом перемещения панели воздухозаборника, выход привода перемещения панели воздухозаборника через блок обратной связи подключен к формирователю программ. Измеритель высоты подключен к сумматору. Блок разовых команд включает преобразователи, связанные с сумматором. Выход сумматора соединен со входом блока запрета коррекции программ. Блок запрета коррекции программ соединен с корректором программы. Корректор программы связан с блоком формирования числа приведенных оборотов двигателя и с формирователем программ. Такое выполнение системы улучшает характеристики воздухозаборника при компоновке самолета с треугольным крылом и передним горизонтальным оперением. 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3
Формула изобретения
Система управления воздухозаборником двигателя самолета, содержащая корректирующее устройство с сумматором, блок формирования приведенного числа оборотов двигателя, формирователь программ, связанный с приводом перемещения панели воздухозаборника, выход которого через блок обратный связи подключен к формирователю программ, отличающаяся тем, что корректирующее устройство дополнительно снабжено измерителем высоты, подключенным к сумматору, блоком разовых команд, включающим преобразователи, связанные с сумматором, выход которого соединен со входом блока запрета коррекции программ, соединенного с корректором программы, связанным с блоком формирования числа приведенных оборотов двигателя и с формирователем программ,Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области авиационной техники и, в частности, касается системы управления воздухозаборником двигателя самолета. Известна система управления воздухозаборником, содержащая блок формирования приведенного сила оборотов двигателя, формирователь программы, привод положения панели воздухозаборника и корректирующее устройство ("Теория автоматического управления силовыми установками ЛА", Шевяков А.А., М., Машиностроение, 1976, с. 134-137). Недостатком известной системы является падение эффективной тяги силовой установки при полете на малых высотах с большими приборными скоростями, а также уменьшение диапазона устойчивой работы силовой установки при применении бортовых средств поражения и срабатывания противопомпажной системы двигателя. Наиболее близким техническим решением к заявляемому является система для управления воздухозаборником двигателя, содержащая корректирующее устройство с сумматором, блок формирования приведенного числа оборотов двигателя, формирователь программ, связанный с приводом перемещения панели воздухорзаборника, выход которого через блок обратной связи подключен к формирователю программы (SU 716238 A1, 27.03.96). Недостатком прототипа является неэффективные характеристики воздухозаборника при его подкрыльевой компоновке на самолете с треугольным крылом с наплывом и передним горизонтальным оперением. Новой задачей, решаемой предлагаемой системой управления воздухозаборником, является улучшение характеристик последнего при компоновке самолета с треугольным крылом, наплавом и передним горизонтальным оперением. Также предлагаемая система обеспечивает увеличение области устойчивой работы силовой установки при применении бортовых средств поражения и срабатывании противопомпонажной системы двигателя. Решение поставленной задачи достигается тем, что в системе управления воздухозаборником двигателя самолета, содержащей корректирующее устройство с сумматором, блок формирования приведенного числа оборотов двигателя, формирователь программ, связанный с приводом перемещения панели воздухозаборника, выход которого через блок обратной связи подключен к формирователю программ, корректирующее устройство дополнительно снабжено измерителем высоты, подключенным к сумматору, блоком разовых команд, включающим преобразователи, связанные с сумматором, выход которого соединен со входом блока запрета коррекции программы, соединенного с корректором программы, связанным с блоком формирования числа приведенных оборотов двигателя и с формирователем программ. На фиг. 1 изображена системы управления воздухозаборником. На фиг. 2 - зависимость коэффициента полного давления в воздухозаборнике по числу М полета. На фиг. 3 - увеличение запасов устойчивости работы воздухозаборника при наличии сигналов применения бортовых средств поражения и от противопомпажной системы двигателя. Предлагаемая система управления воздухозаборником двигателя самолета содержит блок формирования числа приведенных оборотов двигателя 1, формирователь программы 2, связанный с приводом 3 перемещения панели воздухозаборника, соединенным через блок обратной связи 4 по положению панели с формирователем программы 2. В систему входят корректирующее устройство 5, содержащее измеритель высоты 6, и блок разовых команд 7. Блок разовых команд включает в себя преобразователи 8 и 9, подключенные к сумматору 10, к которому подсоединен и измеритель высоты 6. Сумматор 10 подключен к блоку запрета коррекции программы 11, связанному с корректором программы 12. Входы блока формирования числа приведенных оборотов двигателя 1 соединены с датчиками оборотов (п) и температуры (Т0), а выход через корректор программы 12, формирователь программы 2 подключен к приводу 3 перемещения панели воздухозаборника. Вход измерителя высоты 6 соединен с датчиком высоты полета Н, а выход - с первым входом сумматора 10, второй и третий входы которого соединены с блоком разовых команд 7 через преобразователи 8, 9, а выход - со входом блока запрета коррекции программы 1. Принцип действия системы управления воздухозаборником двигателя самолета заключается в следующем:В процессе полета на вход блока формирования числа приведенных оборотов двигателя 1 подаются сигналы от датчика числа оборотов двигателя (п) и датчика температуры (Т0) наружного воздуха, по которым в нем формируются сигналы по приведенному числу оборотов двигателя. Эти сигналы поступают через корректор программ 12 на вход формирователя программы 2, выдающего сигнал управления на привод 3 перемещения панели воздухозаборника. При изменении высоты полета и при поступлении сигналов из блока разовых команд 7 (К1 и К2) корректирующее устройство 5 посредством измерителя высоты 6, блока разовых команд 7 с преобразователями 8,9, сумматора 10 и блока запрета коррекции программы 11 формирует дополнительные сигналы на перемещение панели воздухозаборника: h1= f1(H), h2= f2(k1) и h3= f3(k2), которые, суммируясь на корректоре программы 12, поступают на вход привода 3 перемещения панели воздухозаборника. Этим самым обеспечивается увеличение эффективной тяги (увеличение ) силовой установки при полете на малых высотах и больших приборных скоростях и увеличение запасов устойчивой работы воздухозаборника при применении бортовых средств поражения и срабатывании противопомпажной системы двигателя в условиях подкрыльевой компоновки воздухозаборника на самолете с треугольным крылом с наплывом и наличии переднего горизонтального оперения.
Класс F02C7/057 управление или регулирование
самонастраивающийся воздухозаборник - патент 2171211 (27.07.2001) | |
авиационный турбогенератор стабильной частоты - патент 2063531 (10.07.1996) |
Класс B64D33/02 заборников первичного воздуха