устройство для выработки механизма певческого дыхания и тренировки анатомических структур
Классы МПК: | G09B15/00 Обучение музыке G10D3/18 держатели для подбородка, плеч и рук; предохранительные приспособления как часть музыкальных инструментов |
Автор(ы): | Адулов Н.А. |
Патентообладатель(и): | Адулов Николай Алексеевич |
Приоритеты: |
подача заявки:
1996-02-27 публикация патента:
20.07.1999 |
Предложенное устройство содержит опору, выполненную в виде тройного тугоподвижного узла, и две направляющие, внутри которых расположены прокладки и два капроновых ремня. 1 з. п. ф-лы, 15 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12, Рисунок 13, Рисунок 14, Рисунок 15
Формула изобретения
1. Устройство для выработки механизма певческого дыхания и тренировки анатомических структур, содержащее опору, отличающееся тем, что опора выполнена в виде тройного тугоподвижного узла, содержит две направляющие, внутри которых расположены прокладки и два капроновых ремня, при этом направляющие расположены по одну сторону опоры и выполнены в виде полос, одна из которых выполнена с расширяющимся одним концом от опоры, а капроновые ремни - по другую сторону опоры с отверстиями на концах, причем направляющая в виде полосы жестко соединена с одним из ремней и выполнена с возможностью перемещения в опоре, а другая направляющая своим узким концом жестко соединена с вторым ремнем. 2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что направляющие выполнены из прочной нерастягивающейся ткани, имеющей на лицевой стороне поперечный рельеф ребристости, а прокладки - из прочной эластичной синтетической ткани.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к вокальной педагогике, в частности к методике постановки голоса. Для качественного (поставленного) звука голоса требуется выработка и высокая степень тренировки механизма певческого дыхания, структур его осуществляющих, а также сознательное управление ими. От степени развития дыхания зависит качество звука голоса и время, затрачиваемое на его постановку. В механизме этого дыхания участвуют анатомические образования туловища (легкие, диафрагма, мышцы живота, мышцы спинки и т.д.) и шеи (гортань, глотка, ротоглоточное кольцо и др.). Известно, что в связи с указаниями проф. Аспелунда о том, что "мышечные ощущения тесно связаны с кожной чувствительностью" (Аспелунд. Развитие певца и его голоса, дис. М., Муз.,1962), и эмперически, многие вокалисты для выработки дыхания применяют гимнастические упражнения, беззвучные упражнения Ковнера (Вопросы вокальной педагогики. Сб.статей, выпуск 5, 1974, с. 39), тренируют диафрагму в позиции "лежа на спине" путем подъема тяжестей, уложенных на переднюю стенку живота (Левик. Записки оперного певца. М., Искусство, 1962), занимаются в плотно облегчающем тело платье, обтягивают грудную клетку тканью, контролируют качество звучания при помощи лацканов пиджака (Вопросы вокальной педагогики. Сб. статей, выпуск 5, с. 162) и т.д. Недостатком всех этих методов и способов является то, что при применении их на беззвучных упражнениях разрывается единая цепь механизма певческого дыхания и исключаются анатомические образования шеи из тренировки. До сих пор этот механизм и тренировка мышечных структур ротоглоточного рупора достигаются только при исполнении звуковых упражнений. Но использование звука голоса в качестве основного регулятора степени тренировки, а голосового затвора (сфинктера) в виде опоры для развития мощных мышечных систем, участвующих в механизме фонационного (певческого) дыхания в начале обучения малоэффективно, что значительно тормозит процесс его выработки, а следовательно, постановки голоса. Известно устройство для тренировки дыхательных мышц (см. а.с. N 1762928, A 61 H 31/02, 1990), содержащее дыхательную камеру, связанную через клапаны вдоха и выдоха со средствами сопротивления вдоху и выдоху соответственно, которые выполнены в виде герметичной нагрузочной камеры, с одной стороны ограниченной эластичной мембраной, жесткий центр которой связан с плунжером запорного элемента, а с другой стороны - уплотненным поршнем, в штоке которого выполнен сквозной канал, перекрытый дроссельным клапаном с продольным пазом, при этом шток поршня с возможностью относительного перемещения связан с регулировочной гайкой, на шток поршня нанесена шкала для индикации величины установочной нагрузки, в камере между клапанами и запорными элементами средства сопротивления вдоху или выдоху выполнены каналы для связи с атмосферой, а дыхательная камера подсоединена к измерителю давления. Известное устройство относится к медицинской технике, к пульмонологическим терапевтическим устройствам, и может быть использовано для тренировки дыхательных мышц у лиц, страдающих заболеваниями органов дыхания, для тренировки спортсменов и профилактики легочных заболеваний, а также для измерения респираторного давления и исследования выносливости дыхательных мышц. Но это изобретение не может быть использовано для постановки певческого и разговорного голоса, поскольку исключает из тренировки мышечные структуры шеи и громоздко в исполнении. Экспертизой выявлено техническое решение - устройство для выработки механизма певческого дыхания и тренировки анатомических структур, содержащее опору (патент СССР N 714, кл. G 10 D 3/18, 31.10.25). Однако предлагаемое устройство отличается от известного устройства тем, что опора выполнена в виде тройного тугоподвижного узла, содержит две направляющие, внутри которых расположены прокладки, и два капроновых ремня, при этом направляющие расположены по одну сторону опоры и выполнены в виде полос, одна из которых выполнена с расширяющимся одним концом от опоры, а капроновые ремни - по другую сторону опоры с отверстиями на концах, причем направляющая в виде полосы жестко соединена с одним из ремней и выполнена с возможностью перемещения в опоре, а другая направляющая своим узким концом жестко соединена со вторым ремнем. В основу создания изобретения положена задача относительно быстротой выработки механизма певческого дыхания, сознательного управления им и тренировки всего мышечного аппарата (анатомических структур), участвующих в его формировании для ускорения процесса постановки речевого и певческого голоса. Поставленная задача решается следующим образом. Устройство содержит опору, выполненную в виде тройного тугоподвижного узла, две направляющие, внутри которых расположены прокладки и два капроновых ремня. Направляющие расположены по одну сторону опоры, одна из которых выполнена в виде полосы, жестко соединена с одним из ремней и имеет возможность перемещаться внутри опоры, а вторая направляющая выполнена в виде полосы с расширяющимся одним концом от опоры и жестко соединена своим узким концом со вторым ремнем. Капроновые ремни расположены по другую сторону опоры с отверстиями на концах. Направляющие выполнены из прочной, нерастягивающейся ткани, имеющей на лицевой стороне поперечный рельеф ребристости, а прокладки внутри направляющих выполнены из прочной эластичной синтетической ткани. Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг. 1 показан общий вид устройства с дополнительным элементом - воротничком, на фиг. 2 - направляющая устройства с широким концом с одной стороны и ремнем, на фиг. 3 - вторая направляющая устройства в виде полосы с ремнем, на фиг. 4 дополнительный элемент устройства - воротник с прокладкой, на фиг. 5 - 8 - технология образования опоры, на фиг. 9 - 15 - устройство в работе. Устройство для выработки механизма певческого дыхания и тренировки анатомических структур состоит из опоры 1, выполненной в виде тройного тугоподвижного узла, с одной стороны которого расположены направляющие 2 и 3, а с другой стороны опоры 1 расположены капроновые ремни 4 и 5, соединенные с направляющими 2 и 3 соответственно. На концах ремней 4 и 5 выполнены отверстия 6. Направляющие 2 и 3 изготавливаются из прочной, нерастягивающейся ткани, имеющей на лицевой стороне поперечный рельеф ребристости, из цельных кусков материи без стыковочных швов, что, с одной стороны, увеличивает сопротивление скольжению опорного узла 1, а с другой стороны - предотвращает неравномерность скольжения. Продольный шов выполняется по предварительно вытянутой материи нитками высокой прочности и прострачивается дважды. Направляющие 2 и 3 выполнены в виде полос длиной порядка 700 мм. При этом направляющая 3 выполнена шириной порядка 30 мм по всей длине, а направляющая 2 с одной стороны выполнена шириной порядка 30 мм с расширением к другому концу до 60 - 70 мм. Направляющие 2 и 3 своими узкими концами (30 мм) очень туго соединяются с капроновыми ремнями 4 и 5 соответственно, при этом направляющая-ремень 3 - 5 выполнена с возможностью перемещения с опорном узле 1. Внутри направляющих 2 - 3 расположена прокладка 7, которая изготавливается из прочной эластичной синтетической ткани. Капроновые ремни 4 и 5 выполнены в виде полос шириной порядка 25 мм и длиной порядка 600 мм. На чертеже дополнительно показан воротник 8. В стойку 9 воротника 8, которая облегает шею тренирующегося, вставляется поролоновая прокладка 10 шириной 10 мм. Воротник служит защитой кожи шеи и спины от давления и трения во время тренировки и изготавливается из прочной мягкой ткани. Техника образования опоры 1. С одной стороны связываются ремни 4, 5, с другой стороны, приблизительно в месте соединения с ремнями 4 и 5, связываются также простым узлом направляющие 2 и 3 (фиг. 5). Образовавшееся кольцо надевается на любой хорошо закрепленный упор. Ладонью левой руки берется направляющая 3, при этом большим и указательным пальцами придерживается от расслабления образованный узел. После этого кистью правой руки берется широкий конец направляющей 2, вдевается снизу в кольцо, перехватывается также правой рукой и направляющая 2, охватывая первый узел после предварительного снятия указанного пальца левой руки с него, туго затягивается, образуя двойной узел с одной стороны направляющей 3 (фиг. 6 и 7). Затем вновь берется широкий конец направляющей 2 и, охватив петлей большой и указательный палец левой руки, придерживающих двойной узел, вдевается в кольцо снизу, образовывается третий узел с другой стороны направляющей 3 (фиг. 7). Этот узел не затягивается, а широкий конец направляющей 2 вдевается в его кольцо сверху (фиг. 8), после чего весь тройной узел затягивается таким образом, чтобы последний узел своей поперечной плоскостью охватил предыдущие узлы (фиг. 8). После образования опоры 1 развязываются ремни 4 и 5, поправляется весь опорный узел 1 и проверяется на прочность, при этом направляющая 3 и соединенный с ней ремень 5 должны иметь возможность перемещения вперед - назад, но при этом приходится прикладывать большие физические усилия. В противном случае затяжку узлов следует повторить, добиваясь тугого прохождения направляющей 3 и ремня 5 через опору 1. Устройство для выработки механизма певческого дыхания и тренировки анатомических структур содержащее опору работает следующим образом. Тренирующийся надевает брюки или шорты с встроченными в их пояс со стороны спины пряжками (не показано). Надевает воротник (фиг. 9) и застегивает его в передней области шеи (фиг. 10). Затем берет устройство, устанавливает за спину и крепит в пряжках (не показано). Обматывает направляющую 3 через кисть правой руки (фиг. 12). Кистью левой руки смещает опорный узел по направлению к гортани так, чтобы не соприкоснулся с поверхностью кожи (фиг. 13). Натягивая направляющую 3 от туловища правой рукой, тренирующийся должен ощутить сопротивление натяжению со стороны ремней 4 и 5, зафиксированных на поясе со стороны спины, и одновременно ощутить, что область гортани упирается в опорный узел 1 (фиг. 14). В этой позиции уже можно проводить тренировку мышц, расширяющих гортань и глотку, и мышц, опускающих гортань. Для этого следует еще больше опирать область гортани на опорный узел 1 и сознательно расширять или опускать эту часть анатомического образования. Это может выполняться как в связи с естественным типом дыхания, так и обособленно от него. Подобные тренировки дают возможность с самого начала их проведения сознательно управлять группами мышц ротоглоточного рупора и тренировать их. Следующий вариант тренировки ставит своей задачей развитие целостности механизма певческого дыхания и тренировки всех структур, участвующих в его образовании. Он может выполняться как на беззвучных, так и на звуковых упражнениях. Техника исполнения. Тренирующийся расставляет ноги шире плеч. Оттянув с силой от себя направляющую 3, расширяет ротоглоточный рупор и, опустив гортань, ощущая ее упор в опорный узел, приседает и одновременно делает максимальный вдох, подключив к его воспроизведению мышцы туловища и бедер (фиг. 14). В конце этого вдоха отмечается еще большее расширение гортани и максимальное опущение ее вниз. Вдох можно делать шумным, что позволяет контролировать степень расширения гортани, но звука при этом не должно быть. Сделав остановку вдоха и на мгновение задержав дыхание, тренирующийся делает медленный выдох через открытый рот без звука (фиг. 15). При этом он обязан ощутить, как его ротоглоточный рупор областью гортани опирается на сопротивляющийся растяжению и расширению опорный узел 1, который не меняет положение, которое он занял в конце вдоха, сопротивляясь этой установкой нажатию мышц туловища на дыхание. Выдох также можно делать шумным на слог "Ха" и поддерживать его до окончания дыхания без звука. Окончив упражнение, после кратковременного отдыха тренирующийся может повторить его выполнение. После освоения техники этого вида упражнения выдох можно производить со звуком голоса. Поскольку глотка и гортань при выполнении упражнения находятся в максимальной степени расширения и выдыхатели производят мощный подпор воздушного (подсвязочного) давления, во избежание повреждения голосовых связок сначала следует освоить выдох со звуком на "мычании". Оттренировав таким способом механику голосообразования, можно тренироваться, совмещая выдох со звуком, воспроизводимым при естественно открытой полости рта. Так как сила звука голоса при таком способе исполнения упражнений максимальная, не следует выводить звучание голоса выше переходных нот тем более, если тренирующийся не владеет механизмом прикрытия звука. Это может повредить голосовые связки. Игнорировать это указание может только опытный певец. В ходе тренировки истончаются направляющие и внутренняя часть опорного узла 1 (истирается ребристая поверхность ткани). Это требует замены устройства через несколько месяцев тренировок. Периодически также требуется перезакреплять опорный узел 1, который в ходе тренировки может ослабляться или развязываться. Применение заявленного устройства на курсах по постановке голоса в г. Липецке позволяет констатировать:1. С первого занятия обучающиеся сознательно и активно на беззвучных упражнениях, используя опору устройства, тренируют мышечные структуры, расширяющие гортань и глотку, поднимающие и опускающие гортань и осуществляющие ее наклон вниз и вперед. 2. Применение устройства не сложно и доступно человеку любого пола и возраста. 3. Устройство помогает тренирующемуся усваивать рекомендации педагога, направленные на изменение положения ротоглоточного рупора (осваивать принцип полузевка и пр.). 4. Способствует освоению приема "мычание" и выработке внутренних ощущений. 5. Позволяет активно и эффективно тренировать все мышечные структуры, участвующие в фонации и фонационном дыхании. 6. С самого начала применения позволяет вокалисту на беззвучных упражнениях тренировать механику певческого дыхания. 7. Позволяет не прерывать тренировочные занятия в дни заболевания горла и голосовых связок или при отсутствии условий для проведения занятий с звуковыми упражнениями и постоянно поддерживать вокальную форму. 8. Представляет возможность быстро выработать умение производить или мгновенный и очень сильный, или максимально продолжительный по времени вдох и подчинить сознанию тренирующегося действие всей мускулатуры, участвующей в процессе певческого дыхания. 9. Ведет к выработке грудо-диафрагматического дыхания. 10. Способствует выработке "темного" голоса с техникой сильного импеданса. 11. Позволяет разогреть мышечные структуры, участвующие в фонации перед началом вокального занятия. 12. Облегчает и ускоряет выявление лучших тембровых качеств звука голоса. 13. В сочетании с приемом "мычания" способствует выявлению грудного и головного резонировния. 14. Позволяет достичь максимально низкого положения гортани и максимального расширения нижнего отдела глотки и контролировать сознанием эти акты при исполнении звуковых и беззвучных упражнений. 15. Способствует выработке автоматизма певческого вдоха и выдоха. 16. Расширяет возможность ученика при выполнении самостоятельной работы. 17. В сочетании с приемом "мычания" ускоряет выработку механизма прикрытия звука. 18. После выработки механизма певчевского дыхания дает при выполнении беззвучных упражнений улучшение качества тембра разговорного и певческого голоса. 19. Применение устройства не вступает в противоречие с методиками постановки голосов и способствует их усвоению учащимися. 20. Позволяет успешно тренировать весь организм и развивать вокально-телесную форму. 21. Применение заявленного устройства ускоряет процесс постановки голоса при любом методе обучения.
Класс G09B15/00 Обучение музыке
Класс G10D3/18 держатели для подбородка, плеч и рук; предохранительные приспособления как часть музыкальных инструментов
плечевая опора для скрипки - патент 2077740 (20.04.1997) | |
скрипичный мост - патент 2012069 (30.04.1994) |