устройство и способ для охлаждения ленточно-колодочного тормоза
Классы МПК: | F16D65/813 с закрытой системой охлаждения |
Автор(ы): | Вольченко Диана Анастасиевна (UA), Петрик А.А.(RU), Вольченко Н.А.(RU), Рыбин Геннадий Петрович (UA), Вольченко Дмитрий Александрович (UA) |
Патентообладатель(и): | Ивано-Франковский государственный технический университет нефти и газа (UA), Кубанский государственный технологический университет (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
1997-04-01 публикация патента:
10.08.1999 |
Устройство для охлаждения ленточно-колодочного тормоза может быть использовано в буровых лебедках. Устройство содержит охлаждающие узлы, расположенные на набегающей и сбегающей ветвях тормозной ленты с фрикционными накладками. Устройство содержит также тепловую трубу, расположенную по всей длине тормозной ленты на ее нерабочей поверхности и связанную с упомянутыми охлаждающими узлами с возможностью отвода теплоты от охлаждающих узлов. Охлаждающие узлы выполнены в виде термобатарей, состоящих из термоэлементов с электронной и дырочной проводимостью, при этом указанные термоэлементы выполнены в виде стержней, установленных в теле фрикционных накладок и проходящих через отверстия в тормозной ленте. Способ охлаждения ленточно-колодочного тормоза состоит в том, что на набегающей ветви тормозной ленты термоэлемент с электронной проводимостью подсоединяют к положительной клемме источника постоянного тока, а термоэлемент с дырочной проводимостью - к отрицательной клемме источника постоянного тока для увеличения вырабатываемого термоэлектрогенераторами силы тока термоэлектрохолодильников. Достигаемый технический результат состоит в повышении долговечности пар трения тормоза. 2 с. и 2 з.п. ф-лы, 5 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5
Формула изобретения
1. Устройство для охлаждения ленточно-колодочного тормоза, содержащее охлаждающие узлы, расположенные на набегающей и сбегающей ветвях тормозной ленты с фрикционными накладками, тепловую трубу, расположенную по всей длине тормозной ленты на ее нерабочей поверхности и связанную с упомянутыми охлаждающими узлами с возможностью отвода теплоты от охлаждающих узлов, отличающееся тем, что охлаждающие узлы выполнены в виде термобатарей, состоящих из термоэлементов с электронной и дырочной проводимостью, при этом указанные термоэлементы выполнены в виде стержней, установленных в теле фрикционных накладок и проходящих через отверстия в тормозной ленте. 2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что тепловая труба имеет прямоугольное сечение. 3. Способ охлаждения ленточно-колодочного тормоза, содержащего тормозную ленту, включающую в себя набегающую и сбегающую ветви, на которых расположены охлаждающие узлы, отличающийся тем, что охлаждающие узлы выполнены в виде термобатарей, состоящих из термоэлементов с электронной и дырочной проводимостью, причем термобатареи, установленные на набегающей ветви тормозной ленты, работают в режиме термоэлектрохолодильника, а термобатареи, установленные на сбегающей ветви тормозной ленты, работают в режиме термоэлектрогенератора, что на набегающей ветви тормозной ленты термоэлемент с электронной проводимостью подсоединяют к положительной клемме источника постоянного тока, а термоэлемент с дырочной проводимостью - к отрицательной клемме источника постоянного тока для увеличения вырабатываемого термоэлектрогенераторами силы тока термоэлектрохолодильников. 4. Способ по п.3, отличающийся тем, что отводят теплоту от холодных спаев термоэлементов, работающих в режиме термоэлектрогенераторов, и от горячих спаев термоэлементов, работающих в режиме термоэлектрохолодильников, с помощью тепловой трубы.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в ленточно-колодочных тормозах буровых лебедок. Известен охлаждаемый ленточно-колодочный тормоз, в котором тормозная лента имеет сквозные прорези, а теплоотводящие элементы выполнены в виде пустотелых колодок, герметично соединенных через прорези ленты с тепловой трубой и установленных на ленте с возможностью радиального перемещения [1, аналог], данное устройство не позволяет регулировать и управлять количеством теплоты, генерируемой на поверхностях трения тормоза. Ленточно-колодочный тормоз имеет охлаждающий элемент, выполненный в виде кольцевой упругой тепловой трубы с выпуклой внутренней поверхностью, установленной в контакте с вогнутой поверхностью во фрикционных накладках. При этом наружная поверхность тепловой трубки покрыта фрикционным эластичным материалом [2, прототип] . Тепловой трубе тяжело выйти на режим работы из-за слабой степени нагретости фрикционных накладок тормоза. Цель изобретения - повышение долговечности пар трения ленточно-колодочного тормоза путем интенсивного их охлаждения. Поставленная цель достигается тем, что охлаждающие узлы тормоза выполнены в виде термобатарей, состоящих из термоэлементов с электронной (n-типа) и дырочной (p-типа) проводимостью, при этом термоэлементы выполнены в виде стержней, установленных в тело фрикционных накладок и проходящих через отверстия в тормозной ленте. Между термоэлементами по всей длине тормозной ленты на ее нерабочей поверхности установлена тепловая труба, имеющая прямоугольное сечение. Способ охлаждения тормоза состоит в том, что его охлаждающие узлы выполнены в виде термобатарей, состоящих из термоэлементов с электронной и дырочной проводимостью, причем термобатареи, установленные на набегающей ветви тормозной ленты, работают в режиме термоэлектрохолодильника, а термобатареи, установленные на сбегающей ветви тормозной ленты, работают и режиме термоэлектрогенератора. При этом на набегающей ветви тормозной ленты термоэлемент с электронной (n-типа) проводимостью подсоединяют к положительной клемме источника постоянного тока, а термоэлемент с дырочной (p-типа) проводимостью - к отрицательной клемме источника постоянного тока для увеличения вырабатываемого термоэлектрогенераторами силы тока термоэлектрохолодильников, подключенных между собой параллельно. В дальнейшем отвод теплоты с холодных спаев термоэлектрогенераторов и горячих спаев термоэлектрохолодильников осуществляется с помощью тепловой трубы. По сравнению с аналогом и прототипом предложенное техническое решение имеет следующие существенные отличительные признаки:с увеличением теплонагруженности пар трения ленточно-колодочного тормоза наблюдается повышение эффективности охлаждения за счет резкого роста удельной электрической проводимости термоэлементов;
возможность управления тепловой нагруженностью пар трения ленточно-колодочного тормоза за счет использования термоэлектрогенераторов (сбегающая ветвь тормозной ленты) и тормоэлектрохолодильников (набегающая ветвь тормозной ленты) в интенсификационном процессе охлаждения;
достигается регулирование снижения теплонагруженности пар трения тормоза за счет подключения источника постоянного тока к термоэлементам фрикционных накладок набегающей ветви тормозной ленты, в результате чего обеспечивается почти одинаковая теплонагруженность фрикционных накладок тормоза;
применение для отвода теплоты с холодных спаев термоэлектрогенераторов и горячих спаев термоэлектрохолодильников эффекта тепловой трубки;
возможность использования термобатарей в любых климатических условиях;
повышается ресурс пар трения тормоза. На фиг. 1 показан ленточно-колодочный тормоз с охлаждением; на фиг.2 - поперечный разрез А-А на фиг.1, на которой показано устройство для охлаждения пар трения ленточно-колодочного тормоза; на фиг.3 - поперечный разрез Б-Б на фиг.2; на фиг.4 показана термобатарея-термоэлектрогенератор; на фиг.5 - термобатарея-термоэлектрохолодильник. Ленточно-колодочный тормоз с устройством для охлаждения пар трения содержит тормозной шкив 1, с которым при торможении взаимодействуют фрикционные накладки 2. Последние крепятся с помощью усиков (не показаны) к тормозной ленте 3, имеющей набегающую 4 и сбегающую 5 ветви. В каждую фрикционную накладку 2 установлены два полупроводниковых стержня 6 и 7, пропущенные через отверстия 8 в ленте 3 и выступающие над ее нерабочей поверхностью 9. Между полупроводниковыми стержнями 6 и 7 находится по всей длине ленты 3 тепловая трубка 10 прямоугольного сечения. Тепловая трубка 10 выполнена из эластичного теплопроводного материала, заполнена на 2/3 объема теплоносителем, например метиловым спиртом, вакуумирована и герметизирована. Она имеет зоны испарения 11 и конденсации 12. Полупроводниковые стержни 6 и 7, обладающие различными типами проводимости, составляют термобатарею. Полупроводниковый стержень 6 имеет электронную (n-типа) проводимость, а стержень 7 - дырочную (p-типа) проводимость. Концы стержней 6 и 7 соединены между собой металлическим мостиком P (13), который установлен с зазором 14 до величины допустимого износа накладок 2. Это позволяет соединительному мостику 13 под действием веса стержней 6 и 7 скользить по рабочей поверхности шкива 1 за счет его приподымания по мере износа накладок 2. Соединительный мостик 13 является горячим спаем термобатареи. Два других конца полупроводниковых стержней 6 и 7 соединены внешней электрической цепью 15. Способ охлаждения ленточно-колодочного тормоза состоит в следующем. При торможении, когда фрикционные накладки 2 взаимодействуют с тормозным шкивом 1, в результате чего температура соединительного мостика 13 увеличивается по сравнению с температурой T0 холодных концов стержней 6 и 7 (T > T0), тепловая энергия атомов горячего конца полупроводников возрастает. Эта энергия выполняет работу перехода электронов в свободное состояние. В связи с этим в стержне 6 на горячем конце появляется больше свободных электронов и с более высокой тепловой энергией, чем на холодном. Поэтому они переходят к холодному концу, заряжая его отрицательно. По причине теплового движения атомов в стержне 7 некоторая часть электронов уносится из горячей зоны. На их месте появляются свободные (незанятые) места - дырки, обладающие положительным зарядом. Направление перемещения дырок как положительных зарядов совпадает с направлением электрического поля, поэтому их движение ускоряется. Занять освободившиеся места (дырки) могут электроны, имеющие близкие к дырке значения энергии. Но электроны, движущиеся претив электрического поля, замедляются и переходят в зону меньших скоростей, а на их месте образуются новые дырки. Таким образом, происходит перемещение дырок к холодному концу стержня 7, и он заряжается положительно. При замыкании электрической цепи 15 в ней появляется электрический ток, обусловленный именно разностью температур. Фактически имеет место эффект Зеебека, а сама термобатарея является термоэлектрогенератором. Термобатареи-термоэлектрогенераторы устанавливаются во фрикционные накладки 2 сбегающей ветви 5 тормозной ленты 3. При этом до начала торможения температура спаев термобатареи одинакова и равна температуре окружающей среды. Если же наоборот по цепи, все элементы которой находятся в одинаковых температурных условиях (T = T0), пропустить электрический ток в направлении, указанном на фиг.5, то свободные электроны, находящиеся в полупроводниковом стержне 6, приобретают направленное движение от спая




















1. Авт.св. 1004684 (СССР), F 16 D 65/813, 1983, б.и. N 10 (аналог). 2. Авт.св. 1613736 (СССР), F 16 D 49/08, 1990, б.и. N 46 (прототип).
Класс F16D65/813 с закрытой системой охлаждения