вибратор для системы зажигания
Классы МПК: | F02P15/12 со средствами для усиления искры при запуске F02P3/04 схемы электрических цепей |
Автор(ы): | Рогачев В.Д.(RU), Аль Насер Сухель Фуад (SY) |
Патентообладатель(и): | Военный автомобильный институт (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
1997-09-29 публикация патента:
27.09.1999 |
Изобретение относится к системам зажигания и может быть использовано в качестве аварийного коммутатора системы зажигания на двигателях внутреннего сгорания, а также в отопительно-вентиляционных и предпусковых устройствах для воспламенения рабочей смеси и в устройстве проверки катушек зажигания. Вибратор содержит коммутирующий транзистор, эмиттер которого соединен с корпусом, а коллекторно-эмиттерный переход включен в первичную цепь системы зажигания, конденсатор, трансформатор с двумя обмотками и резисторы, причем первичная обмотка трансформатора соединена последовательно с коллекторно-эмиттерным переходом транзистора, один из выводов первичной обмотки трансформатора соединен с коллектором транзистора, а второй - с выводом первичной обмотки катушки зажигания, параллельно транзистору и последовательно соединенной с ним первичной обмотке трансформатора подключен конденсатор, вторичная обмотка трансформатора включена между базой транзистора и одним из выводов резистора, второй вывод которого подключен к точке соединения дополнительного резистора и другого вывода первичной обмотки катушки зажигания, при этом дополнительный конденсатор включен между корпусом и точкой соединения резистора со вторичной обмоткой трансформатора. Изобретение направлено на повышение эксплуатационных показателей вибратора и упрощение его схемы. 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
Вибратор для системы зажигания, содержащий коммутирующий транзистор, эмиттер которого соединен с корпусом, а коллекторно-эмиттерный переход включен в первичную цепь системы зажигания, конденсатор, трансформатор с двумя обмотками и резисторы, отличающийся тем, что первичная обмотка трансформатора соединена последовательно с коллекторно-эмиттерным переходом транзистора, один из выводов первичной обмотки трансформатора соединен с коллектором транзистора, а второй - с выводом первичной обмотки катушки зажигания, параллельно транзистору и последовательно соединенной с ним первичной обмотке трансформатора подключен конденсатор, вторичная обмотка трансформатора включена между базой транзистора и одним из выводов резистора, второй вывод которого подключен к точке соединения дополнительного резистора и другого вывода первичной обмотки катушки зажигания, при этом дополнительный конденсатор включен между корпусом и точкой соединения резистора со вторичной обмоткой трансформатора.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к системам зажигания и может быть использовано в качестве аварийного коммутатора системы зажигания на двигателях внутреннего сгорания, а также в отопительно-вентиляционных и предпусковых устройствах для воспламенения рабочей смеси и в устройствах проверки катушек зажигания. Известен транзисторный коммутатор (Данов Б.А., Рогачев В.Д. "Электронные приборы автомобилей", М.: Транспорт, 1992, с. 33), используемый в предпусковых устройствах. Однако он требует специальной катушки зажигания (имеющей три обмотки), что снижает его применяемость. Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому устройству является вибратор для системы зажигания, содержащий коммутирующий транзистор, для прерывания тока в первичной обмотке катушки зажигания, конденсатор, трансформатор положительной обратной связи и резисторы (заявка Японии N 43-1447, кл. F 02 P, 1968 г., реферат, черт.). Вибратор позволяет получать серии искровых разрядов. Изобретение направлено на повышение эксплуатационных показателей вибратора и упрощение его схемы. Решение поставленной задачи достигается тем, что в вибраторе для системы зажигания, содержащем коммутирующий транзистор, эмиттер которого соединен с корпусом, а коллекторно-эмиттерный переход включен в первичную цепь системы зажигания, конденсатор, трансформатор с двумя обмотками и резисторы, первичная обмотка трансформатора соединена последовательно с коллекторно-эмиттерным переходом транзистора, один из выводов первичной обмотки трансформатора соединен с коллектором транзистора, а второй - с выводом первичной обмотки катушки зажигания, параллельно транзистору и последовательно соединенной с ним первичной обмотке трансформатора подключен конденсатор, вторичная обмотка трансформатора включена между базой транзистора и одним из выводов резистора, второй вывод которого подключен к точке соединения дополнительного резистора и другого вывода первичной обмотки катушки зажигания, при этом дополнительный конденсатор включен между корпусом и точкой соединения резистора со вторичной обмоткой трансформатора. Предлагаемая схема обеспечивает две обратные связи: положительную - с помощью трансформатора и отрицательную - с помощью резистора. Заявляемый вибратор имеет широкую область применения, так как может работать в системах зажигания, содержащих катушки с двумя обмотками, и большой ресурс, так как первичный ток системы зажигания прерывается с помощью транзистора. На чертеже показана схема системы зажигания с предлагаемым вибратором. Вибратор 1 содержит транзистор 2, трансформатор 3, вторичная обмотка 4 которого соединена последовательно с транзистором 2, и включенa в первичную цепь системы зажигания, содержащую катушку зажигания 5, дополнительный резистор 6, выключатель 7 и аккумуляторную батарею 8, вторичная обмотка катушки зажигания 5 подключена к свече зажигания 9; конденсатор 10, подключенный параллельно транзистору 2 и соединенной с ним последовательно вторичной обмоткой 4 трансформатора 3; резистор 11, включенный последовательно со вторичной обмоткой 12 трансформатора 3 в базовую цепь транзистора 2, причем один из выводов резистора 11 подключен к точке соединения дополнительного резистора 6 и первичной обмотки катушки зажигания 5, а один из выводов вторичной обмотки 12 - к базе транзистора 2; дополнительный конденсатор 13, включенный между корпусом и точкой соединения резистора 11 и вторичной обмотки 12 трансформатора 3. Вибратор для системы зажигания работает следующим образом. При включении зажигания выключателем 7 начинает заряжаться конденсатор 13 и при определенном напряжении на нем приоткрывается транзистор 2, так как напряжение с конденсатора 13 через вторичную обмотку 12 трансформатора 3 приложено к базе транзистора 2, При открытии транзистора 2 в первичной цепи системы зажигания начинает протекать ток. Путь тока: "плюс" аккумуляторной батареи, выключатель 7, дополнительный резистор 6, первичная обмотка катушки зажигания 5, первичная обмотка 4 трансформатора 3, коллектор-эмиттер транзистора 2, "минус" аккумуляторной батареи. Появление тока в первичной обмотке 4 трансформатора 3 приводит к появлению ЭДС во вторичной обмотке 12, под действием которой происходит открытие транзистора 2 до режима насыщения и перезаряд конденсатора 13. При полном открытии транзистора 2 уменьшается одновременно и статическое смещение, подаваемое на базу через резистор 11 и снимаемое с дополнительного резистора 6. Прекращение изменения тока в первичной обмотке 4 трансформатора 3 приводит к исчезновению ЭДС во вторичной обмотке 12 трансформатора 3 и началу закрытия транзистора 2 под действием отрицательного напряжения на конденсаторе 13. Уменьшение тока в обмотке 4 трансформатора 3 приводит к появлению в обмотке 12 ЭДС, запирающей транзистор 2, и прекращению тока в первичной цепи системы зажигания. Одновременно под действием ЭДС обмотки 12 и возрастающего напряжения, снимаемого с дополнительного резистора 6 через резистор 11, начинает перезаряжаться конденсатор 13. Процесс перезаряда конденсатора 13 до определенного напряжения будет определять нахождение транзистора 2 в закрытом состоянии, и далее описанный процесс будет повторяться, периодически прерывая ток в первичной обмотке катушки зажигания, что приводит к появлению высокого напряжения во вторичной обмотке катушки зажигания 5 и искровым разрядам на свече зажигания 9. Конденсатор 10 образует колебательный контур с первичной обмоткой катушки зажигания 5 и увеличивает скорость изменения магнитного потока катушки зажигания 5 при закрывании транзистора 2. Таким образом, предлагаемая схема вибратора для системы зажигания позволяет обеспечить прерывание тока в первичной цепи системы зажигания при его совместной работе с катушками зажигания, устанавливаемыми на карбюраторных двигателях, не требует специальных катушек зажигания с тремя обмотками, что расширяет применяемость устройства, делает схему универсальной для использования в различных устройствах. Кроме того, коммутация первичного тока катушки зажигания с помощью транзистора обеспечивает повышенный ресурс, что также повышает применяемость вибратора для системы зажигания.Класс F02P15/12 со средствами для усиления искры при запуске
Класс F02P3/04 схемы электрических цепей