цилиндрическая прямозубая передача
Классы МПК: | F16H1/06 с параллельными осями |
Автор(ы): | Михайлов Г.И., Сидоренко А.К. |
Патентообладатель(и): | Научно-исследовательский институт тепловозов и путевых машин (ВНИТИ) |
Приоритеты: |
подача заявки:
1998-12-09 публикация патента:
27.01.2000 |
Изобретение относится к машиностроению, в частности к цилиндрическим прямозубым передачам, и может быть использовано в тяжелонагруженных передачах, тяговых передачах локомотивов, трансмиссиях. В прямозубой цилиндрической передаче зубья ведущего колеса выполнены с двухсторонним выпуклым профилем, зубья ведомого колеса выполнены с двухсторонним вогнутым профилем. Радиусы кривизны профилей определены зависимостями:
для ведущего колеса
для ведомого колеса
где m - модуль передачи;
- коэффициент перекрытия передачи;
Z1, Z2 - числа зубьев соответственно ведущего и ведомого зубчатых колес. Повышена несущая способность передачи. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
для ведущего колеса
для ведомого колеса
где m - модуль передачи;
- коэффициент перекрытия передачи;
Z1, Z2 - числа зубьев соответственно ведущего и ведомого зубчатых колес. Повышена несущая способность передачи. 2 ил.
Формула изобретения
Цилиндрическая прямозубая передача, содержащая ведущее и ведомое зубчатые колеса с внешним зацеплением и параллельными осями вращения, отличающаяся тем, что зубья ведущего колеса выполнены с двухсторонним выпуклым профилем, а ведомого - с двухсторонним вогнутым профилем, радиусы кривизны которых определены зависимостями:для ведущего колеса
r1= mZ1sin(180Z1),
для ведомого колеса
где m - модуль передачи;
- коэффициент перекрытия передачи;
Z1 и Z2 - числа зубьев соответственно ведущего и ведомого зубчатых колес.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к машиностроению, в частности к цилиндрическим прямозубым передачам, и может быть использовано в тяжелонагруженных передачах, тяговых передачах локомотивов, трансмиссиях. Известна цилиндрическая эвольвентная зубчатая передача внешнего зацепления, получившая наиболее широкое распространение в различных отраслях машиностроения, используемая для передачи вращения в системе валопроводов с параллельными осями (Производство зубчатых колес. Спр. под. ред. Б.А. Тайца. М.: Машиностроение, 1975, с. 24). Недостатком известной передачи является то, что она имеет высокие удельные нагрузки на зубьях вследствие линейчатого контакта взаимодействующих зубьев в зацеплении, площадь которого незначительна. Известна цилиндрическая передача Новикова-Вильдгабера, взятая за прототип, состоящая из зубчатых колес, у которых выпуклые поверхности головок зубьев шестерни контактируют с вогнутыми поверхностями ножек колеса, а зубья имеют сложный профиль, состоящий из выпуклого и вогнутого участков (Производство зубчатых колес. Спр. под. ред. Б.А. Тайца. М.: Машиностроение, 1975, с. 35). В передачах с зацеплением Новикова зубья расположены под постоянным углом к образующей начальной поверхности. Пара сопряженных зубьев входит в зацепление постепенно в направлении осей сопряженных колес благодаря перекрытию зубьев только в осевом направлении. В торцевой плоскости вращения перекрытие профилей отсутствует. Недостатком (ограничением) известной передачи в таким зацеплением является невозможность ее применения в более простой, прямозубой, передаче. Техническим результатом настоящего изобретения является повышение несущей способности прямозубой цилиндрической передачи. Технический результат достигается тем, что в цилиндрической прямозубой передаче, содержащей ведущее и ведомое зубчатые колеса с внешним зацеплением и параллельными осями вращения зубья ведущего колеса выполнены с двухсторонним выпуклым профилем, а ведомого - с двухсторонним вогнутым профилем, радиусы кривизны которых определены зависимостями:- для ведущего колеса
- для ведомого колеса
где: m - модуль передачи;
- коэффициент перекрытия передачи;
Z1 и Z2 - числа зубьев соответственно ведущего и ведомого зубчатых колес. На фиг. 1 изображена зубчатая передача в разрезе. На фиг. 2 показана расчетная схема радиусов кривизны профилей зубьев. Зубчатая передача содержит ведущее колесо 1, зубья которого выполнены с двухсторонним выпуклым профилем с радиусом кривизны r1, и ведомое колесо 2, зубья которого имеют двухсторонний вогнутый профиль с радиусом r2. Колеса 1 и 2 имеют параллельные оси вращения и внешнее зацепление. Радиусы кривизны этих колес определены зависимости: для ведущего колеса
для ведомого колеса
где m - модуль передачи; - коэффициент перекрытия передачи; Z1 и Z2 - числа зубьев соответственно ведущего и ведомого зубчатых колес. Начала радиусов r1 находятся на окружности радиусом Rк1, а радиусов r2 - на окружности радиусом Rк2, проведенных соответственно из центров зубчатых колес O1 и O2, между которыми имеется межцентровое расстояние aw. Радиусы Rк1 и Rк2 определяются расчетным путем из расчетной схемы радиусов кривизны профилей зубьев (фиг. 2). При модуле m, межосевом расстоянии aw, коэффициенте перекрытия = 2, суммарное число зубьев; Z = 2aw/m. При передаточном отношении u = Z2/Z1 контактные углы зацепления будут:
Радиусы делительных окружностей равны: R1 = 0,5mZ1, R2 = 0,5 mZ2. Радиус расположения центров кривизны зубьев ведомого зубчатого колеса
Rк2 = R2/cosк2.
Радиус окружности расположения радиусов r1
радиус кривизны зубьев ведомого зубчатого колеса
r2 = R2tgк2 = 0,5mZ2tg(360o/Z2).
Зубчатая передача работает следующим образом. При передаче крутящего момента рабочая поверхность зубьев зубчатого колеса 1 воздействует на рабочую поверхность зубьев зубчатого колеса 2. При передаче крутящего момента зубья зубчатого колеса 1 входят в зацепления с зубьями зубчатого колеса 2. При этом каждый зуб ведущего зубчатого колеса 1, имеющий двухсторонне выпуклую форму, практически по всей рабочей поверхности от нижней до верхней активных точек профиля, контактирует с вогнутой рабочей поверхностью зуба ведомого зубчатого колеса 2. Аналогичная форма контакта происходит в каждой паре зубьев. Вследствие такого выбора радиусов кривизны зубьев контакт ведущего 1 и ведомого 2 зубчатых колес осуществляется по контактному полю, равному по площади произведению длины зуба (ширине зубчатых колес) и величины активного участка профиля от нижней до верхней активной точек, что снижает удельные нагрузки и повышает несущую способность передачи. Благодаря значительно увеличенной площади контакта зубьев по сравнению с известной традиционной передачей, в заявляемой передаче резко снижаются удельные контактные давления и, следовательно, возникает возможность увеличения ресурса зубчатых колес и(или) уменьшения их масс-габаритных показателей. Такое зацепление (передачу) можно использовать в тяжелонагруженных насосных передачах, например, тяговых передачах транспортных средств. Возможно их использование в передачах с продолжительным контактом по фазе зацепления, например, шестеренных насосах.
Класс F16H1/06 с параллельными осями