опора моста
Классы МПК: | E01D19/02 быки; береговые устои |
Автор(ы): | Соколов А.Д., Беда В.И., Балючик Э.А. |
Патентообладатель(и): | Соколов Александр Дмитриевич |
Приоритеты: |
подача заявки:
1999-07-14 публикация патента:
27.02.2000 |
Изобретение относится к мостостроению и может быть использовано при строительстве автодорожных или железнодорожных мостов в сложных инженерно-геологических условиях, например на оползневых геомассивах. Опора моста содержит оголовок для опирания пролетных строений, столбчатые элементы и фундамент, содержащий объединенные ростверком опорные элементы. Отличия состоят в том, что опорные элементы выполнены в виде пересекающих оползень по толщине и заглубленных в несущий слой грунта плит, расположенных вдоль движения оползня на расстоянии друг от друга, определяемом зависимостью
B C+2[Htg(45+/2)]tg/2,
где В - расстояние между плитами, м;
C - ширина поперечного сечения плиты, м;
Н - толщина оползня;
- угол внутреннего трения грунта оползня. При этом плиты могут быть выполнены прямоугольного поперечного сечения в виде расположенных в грунте стен из буросекущихся свай. Технический результат, обеспечиваемый изобретением, состоит в увеличении надежности работы, снижении силового воздействия оползня на фундамент опоры моста путем согласования параметров и направления оползня и плит фундамента, снижении материалоемкости и стоимости. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4
B C+2[Htg(45+/2)]tg/2,
где В - расстояние между плитами, м;
C - ширина поперечного сечения плиты, м;
Н - толщина оползня;
- угол внутреннего трения грунта оползня. При этом плиты могут быть выполнены прямоугольного поперечного сечения в виде расположенных в грунте стен из буросекущихся свай. Технический результат, обеспечиваемый изобретением, состоит в увеличении надежности работы, снижении силового воздействия оползня на фундамент опоры моста путем согласования параметров и направления оползня и плит фундамента, снижении материалоемкости и стоимости. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.
Формула изобретения
1. Опора моста, содержащая оголовок для опирания пролетных строений, столбчатые элементы и фундамент, содержащий объединенные ростверком опорные элементы, отличающаяся тем, что опорные элементы фундамента выполнены в виде пересекающих оползень по толщине и заглубленных в несущий слой грунта плит, расположенных вдоль движения оползня на расстоянии друг от друга, определяемом зависимостьюB C+2[Htg(45+/2)]tg/2,
где B - расстояние между плитами, м ;
C - ширина поперечного сечения плиты, м;
H - толщина оползня, м;
- угол внутреннего трения грунта оползня,
а ростверк расположен не ниже поверхности грунта. 2. Опора моста по п.1, отличающаяся тем, что плиты выполнены прямоугольного поперечного сечения. 3. Опора моста по п.1, отличающаяся тем, что плиты выполнены в виде стен в грунте из буросекущихся свай.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к мостостроению и может быть использовано при строительстве автодорожных или железнодорожных мостов в сложных инженерно-геологических условиях, например на оползневых геомассивах. Известны противооползневые конструкции в виде рядов свай, объединенных ростверком, расположенных по всей территории оползневого геомассива и установленных на участках, определяемых расчетом, что позволяет повысить устойчивость оползневого склона (см. книгу Л.К. Гинзбурга "Противооползневые удерживающие конструкции", Москва, Стройиздат, 1979, с.8-9). Однако такой подход укрепления геомассива под строительство мостов имеет лишь ограниченное применение, т.к. сложен, приводит к значительным расходам и срокам строительства, имеет повышенную материалоемкость. Известны опоры моста, содержащие оголовок для опирания пролетных строений, столбчатые элементы и фундамент, содержащий объединенные ростверком опорные элементы (см. книгу Колоколова Н.М. "Сборные железобетонные свайные мосты". Государственное транспортное железнодорожное издательство, Москва, 1955 г., с.38-39, фиг.20б). Это устройство выбрано за прототип. В этом устройстве не предусмотрены средства, позволяющие в условиях оползневых явлений учесть направление оползня и снизить оползневые давления, воздействующие на фундамент, путем подбора и согласования параметров. Это приводит к недостаточной эксплуатационной надежности, повышенной материалоемкости и повышенной стоимости строительства. Задачей предложенного технического решения является обеспечение эксплуатационной надежности, снижение материалоемкости и стоимости. Для решения этой задачи в опоре моста, содержащей оголовок для опирания пролетных строений, столбчатые элементы и фундамент, содержащий объединенные ростверком опорные элементы, согласно изобретению, опорные элементы фундамента выполнены в виде пересекающих оползень по толщине и заглубленных в несущий слой грунта плит, расположенных вдоль движения оползня на расстоянии друг от друга, определяемом зависимостью B C+2[Htg(45+/2)]tg/2, где B - расстояние между плитами, м; C - ширина поперечного сечения плиты, м; H - толщина оползня, м; - угол внутреннего трения грунта оползня, а ростверк расположен не ниже поверхности грунта. Кроме того, для решения этой задачи плиты могут быть выполнены прямоугольного поперечного сечения. Кроме того, для решения этой задачи плиты могут быть выполнены в виде стен в грунте из буросекущихся свай. Технический результат, достигаемый при этом, состоит в снижении силового воздействия оползня на фундамент опоры моста за счет согласования параметров и направления оползня и плит фундамента, чем и достигается увеличение надежности работы, снижение материалоемкости и стоимости. На фиг.1 представлена конструктивная схема предложенной опоры моста, расположенной на оползневом склоне. На фиг.2 приведено сечение А-А плит фундамента прямоугольного поперечного сечения. На фиг.3 приведено сечение А-А плит фундамента, выполненных в виде стен в грунте из буросекущихся свай. На фиг. 4 приведен пример положения плит фундамента относительно оси пролетного строения моста, которое расположено под углом к движению оползня. Опора моста содержит фундамент 1, включающий опорные элементы, выполненные в виде плит 2, и объединяющий их ростверк 3, который расположен не ниже поверхности грунта 4. Пролетное строение 5 опирается на оголовок 6 или ригель, который объединяет столбчатые элементы 7, расположенные на ростверке 3 фундамента 1. Плиты 2 фундамента 1 заглублены в несущий слой 8 грунта ниже поверхности скольжения 9 оползня 10, пересекают оползень по толщине и установлены друг относительно друга на расстоянии, определяемом зависимостью B C+2[Htg(45+/2)]tg/2, где B - расстояние между плитами, м; C - ширина поперечного сечения плиты, м; H - толщина оползня, м; - угол внутреннего трения грунта оползня. Плиты 2 установлены вдоль движения оползня. При расположении оси пролетного строения 5 под углом к направлению движения оползня (см. фиг.4) плиты 2 располагают под тем же углом к оси пролетного строения 5. Плиты 2 могут быть выполнены прямоугольного поперечного сечения 11 (см. фиг. 2) или в виде стен в грунте из буросекущихся свай 12 (см. фиг. 3). Устройство работает следующим образом. При строительстве мостов на оползневых склонах к нагрузкам на фундамент 1 добавляются значительные дополнительные нагрузки - от оползневых давлений неустойчивых грунтовых масс оползневых склонов. Предложенная конструкция опоры моста содержит фундамент 1, выполненный в виде опорных элементов-плит 2, и объединяющий их ростверк 3. Плиты 2 заглублены в несущий слой грунта 8 ниже поверхности скольжения 9 оползня 10, а ростверк 3 расположен не ниже поверхности грунта 4. При расположении моста на оползневом склоне грунтовая масса оползня 10 проходит между плитами 2 фундамента 1, как бы обтекая их, что позволяет снизить сопротивление движению оползня 10 и оползневое давление на плиты 2 фундамента 1. Для уменьшения силового воздействия оползневых давлений на фундамент 1 до минимума плиты 2 установлены вдоль движения оползня, на расстоянии друг от друга, которое определяется расчетом и соответствует зависимости B C+2[Htg(45+/2)]tg/2, где B - расстояние между плитами, м; C - ширина поперечного сечения плиты, м; H - толщина оползня, м; - угол внутреннего трения грунта оползня. Это позволяет осуществить пропуск грунтовых масс оползня 10 между плитами 2 с минимальным сопротивлением движению оползня 10 и снизить оползневое давление до минимума. Возможность подбора параметров фундамента - ширины поперечного сечения плиты 2, расстояния между плитами 2 и их согласования с параметрами оползня - толщиной и углом трения грунта оползня - и расположение ростверка не ниже поверхности грунта позволяют повысить эксплуатационную надежность и оптимизировать материалоемкость и стоимость конструкции. При совпадении направления оси пролетного строения 5 моста с направлением движения оползня 10 плиты 2 установлены вдоль оси пролетного строения 5 моста. В случае необходимости расположения моста под углом к направлению движения оползня (см. фиг. 4) плиты 2 расположены под тем же углом к оси пролетного строения 5 моста. Это позволяет снизить до минимума влияние оползневых давлений на фундамент опоры моста. Поперечные размеры плит фундамента и глубина их заложения практически не ограничены. Технико-экономический эффект предложенного технического решения состоит в увеличении эксплуатационной надежности, в снижении материалоемкости и в снижении стоимости строительства.Класс E01D19/02 быки; береговые устои