способ контроля мореходности судна
Классы МПК: | B63B39/04 с помощью гироскопов B63B9/08 определение характеристик судов с точки зрения стабильности или уравновешенности |
Автор(ы): | Александров В.Л., Матлах А.П., Нечаев Ю.И., Поляков В.И., Ростовцев Д.М. |
Патентообладатель(и): | Александров Владимир Леонидович, Матлах Александр Петрович, Нечаев Юрий Иванович, Поляков Виктор Исаакович, Ростовцев Дмитрий Михайлович |
Приоритеты: |
подача заявки:
1998-06-26 публикация патента:
20.04.2000 |
Изобретение относится к судостроению и касается создания технологии контроля мореходных качеств судна в условиях его эксплуатации. Это изобретение может быть применено при создании экспертных систем обеспечения безопасности мореплавания. Способ контроля основан на измерении периода бортовой качки и определении расчетом метацентрической высоты. При ее вычислении дополнительно измеряют осадки носом и кормой, кажущийся период волны, курсовой угол и скорость судна на нерегулярном волнении. Также измеряют угловые перемещения относительно поперечной и вертикальной осей, линейные и угловые ускорения относительно продольной, поперечной и вертикальной центральных осей. Дополнительно измеряют глубину воды под килем на миделе судна. Устанавливают фактор, характеризующий наличие мелководья. В зависимости от этого фактора определяют фактическую метацентрическую высоту и скоростной режим, обеспечивающий безопасность эксплуатации судна. Технический результат от реализации изобретения состоит в повышении достоверности оценки безопасности эксплуатации судна в условиях мелководья путем контроля остойчивости и неблагоприятных явлений, возникающих при движении судна на ограниченном фарватере. 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
Способ контроля мореходности судна, основанный на измерении периода бортовой качки и определении расчетом метацентрической высоты, при вычислении которой дополнительно измеряют осадки носом и кормой, кажущийся период волны, курсовой угол и скорость судна на нерегулярном волнении, а также угловые перемещения относительно поперечной и вертикальной осей, линейные и угловые ускорения относительно продольной, поперечной и вертикальной центральных осей, отличающийся тем, что дополнительно измеряют глубину воды под килем на миделе судна, устанавливают фактор, характеризующий наличие мелководья, и в зависимости от этого фактора определяют фактическую метацентрическую высоту и скоростной режим, обеспечивающий безопасность эксплуатации судна.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к судостроению, в частности к способам контроля мореходных качеств судна в условиях эксплуатации, и может быть использовано при создании экспертных систем обеспечения безопасности мореплавания. Известен способ контроля мореходности [1], основанный на измерении периода бортовой качки и определении расчетом метанцентрической высоты, при вычислении которой дополнительно измеряют осадки носом и кормой, кажущийся период волны, курсовой угол и скорость судна на нерегулярном волнении, а также угловые перемещения относительно поперечной и вертикальной осей и линейные и угловые ускорения относительно продольной, поперечной и вертикальной центральных осей. Изобретение направлено на повышение достоверности оценки безопасности эксплуатации судна в условиях мелководья за счет контроля устойчивости и неблагоприятных явлений, возникающих при движении судна на ограниченном фарватере. Технический результат достигается тем, что дополнительно измеряют глубину воды под килем на миделе судна, устанавливают фактор, характеризующий наличие мелководья, и в зависимости от этого фактора определяют фактическую метанцентрическую высоту и скоростной режим, обеспечивающий безопасность эксплуатации судна. На чертеже представлена структурно-функциональная схема устройства, реализующего предлагаемый способ. Способ контроля мореходности судна осуществляют следующим образом. Измеряют курсовой угол волны, скорость судна, кажущийся период волны, осадки носом кормой, угловые перемещения относительно продольной, поперечной и вертикальной центральных осей, линейные и угловые ускорения всех видов колебательного движения судна на волнении как динамической системы с шестью степенями свободы и одновременно производят регистрацию глубины H воды под килем на миделе судна. По данным измерений устанавливают водоизмещение, метацентрическую высоту и соответствующую аппликату ЦТ, производят оценку остойчивости и других мореходных качеств судна, для чего вычисляют спектральную плотность и параметры морского волнения, дисперсии перемещений, скоростей и среднюю частоту колебаний волнового профиля относительно корпуса судна, дисперсию и среднюю частоту колебаний минимального погружения оси гребного винта, дисперсию рыскания, дисперсии проекций вектора ускорений при колебательном движении судна на волнении, а также фактор характеризующий наличие влияния мелководья, где TН - средняя осадка, замеренная в условиях мелководья по способу [1]; - средняя длина волны, м; - средний период волны, с; h3% - 5,28 - высота волны 3%-ной, обеспеченности; D - дисперсия волновых ординат, определенная по способу [1]. На основании этих данных производят оценку:1. Фактической метацентрической высоты
hн= h(Cн/C)2,
где h - величина метацентрической высоты на глубокой воде, вычисленная по способу [1]; Cн/C - относительное значение инерционного коэффициента на глубокой воде и мелководье, определенное по формуле:
F(HW/TH)=0,013[3,5-(HW/TH)]+0,0076 [3,5-(HW/TH)]2,
2. Характерных явлений, возникающих при движении судна на ограниченном фарватере:
- увеличения средней осадки
Tн> T при FrН > 0,3;
- наличия ходового дифферента
н> при FrН > 0,6;
- возможности удара днища судна о ложе фарватера
Hw< 1,3Tн,
где - число фруда по глубине; VН - скорость судна на мелководье, замеренная по способу [1], м/с; G - ускорение силы тяжести, м/с2; T, - значения средней осадки и дифферента на глубокой воде, замеренные по способу [1]; н - величина дифферента на мелководье. Описанные процедуры обработки данных измерений выполняются с помощью спецпроцессоров и быстродействующей персональной ЭВМ и реализуется в экспертной системе, позволяющей осуществлять оценку мореходных качеств судна и принимать обоснованные решения по устранению неблагоприятных явлений при движении судна на ограниченном фарватере и обеспечению безопасности эксплуатации. Устройство (см. чертеж) содержит датчики курсового угла 1 и скорости судна 2, значения которых вводят в ЭВМ с помощью дисплея 22, датчики осадок носом 3 и кормой 4, датчики угловых перемещений при колебательном движении судна относительно продольной 5, поперечной 6 и вертикальной 7 осей, датчики ускорений 8-13 всех видов качки судна на волнении, датчик глубины воды под килем на миделе судна 14, сигналы от которых через блок коммутации и предварительной обработки информации 15 поступают для дальнейшей обработки в специализированные процессоры: процессор-классификатор 16, позволяющий анализировать измеряемые сигналы с целью установления их статистических характеристик, проверки свойства стационарности, идентификации их распределений и оценки спектральных плотностей, процессор-редактор 17, осуществляющий редактирование выбросов и масштабирование измеряемых сигналов, и метрологический процессор 18, выполняющий периодическую самопроверку, самокалибровку и коррекцию измерений. Управление базой данных 20 и базой знаний 21 экспертной системы осуществляет интеллектуальный процессор быстродействующей ЭВМ 19, обеспечивающий также интерфейс с пользователем через цветной графический дисплей 22, вывод результатов на печать 23 и взаимодействие между специализированными процессорами 16 и 17. Литература
1. Патент Российской Федерации N 2040429, МПК B 63 B 39/04, опублик. 27.07.95.
Класс B63B39/04 с помощью гироскопов
Класс B63B9/08 определение характеристик судов с точки зрения стабильности или уравновешенности