способ контроля мореходности судна
Классы МПК: | B63B39/04 с помощью гироскопов B63B9/08 определение характеристик судов с точки зрения стабильности или уравновешенности |
Автор(ы): | Александров В.Л., Матлах А.П., Нечаев Ю.И., Поляков В.И., Ростовцев Д.М. |
Патентообладатель(и): | Александров Владимир Леонидович, Матлах Александр Петрович, Нечаев Юрий Иванович, Поляков Виктор Исаакович, Ростовцев Дмитрий Михайлович |
Приоритеты: |
подача заявки:
1998-06-26 публикация патента:
20.04.2000 |
Изобретение относится к судостроению и касается создания технологии контроля мореходных качеств судна в условиях его эксплуатации. Это изобретение может быть применено при создании экспертных систем обеспечения безопасности мореплавания. Способ контроля основан на измерении периода бортовой качки и определении расчетом метацентрической высоты. При ее вычислении дополнительно измеряют осадки носом и кормой, кажущийся период волны, курсовой угол и скорость судна на нерегулярном волнении. Также измеряют угловые перемещения относительно поперечной и вертикальной осей, линейные и угловые ускорения относительно продольной, поперечной и вертикальной центральных осей. Дополнительно измеряют глубину воды под килем на миделе судна. Устанавливают фактор, характеризующий наличие мелководья. В зависимости от этого фактора определяют фактическую метацентрическую высоту и скоростной режим, обеспечивающий безопасность эксплуатации судна. Технический результат от реализации изобретения состоит в повышении достоверности оценки безопасности эксплуатации судна в условиях мелководья путем контроля остойчивости и неблагоприятных явлений, возникающих при движении судна на ограниченном фарватере. 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
Способ контроля мореходности судна, основанный на измерении периода бортовой качки и определении расчетом метацентрической высоты, при вычислении которой дополнительно измеряют осадки носом и кормой, кажущийся период волны, курсовой угол и скорость судна на нерегулярном волнении, а также угловые перемещения относительно поперечной и вертикальной осей, линейные и угловые ускорения относительно продольной, поперечной и вертикальной центральных осей, отличающийся тем, что дополнительно измеряют глубину воды под килем на миделе судна, устанавливают фактор, характеризующий наличие мелководья, и в зависимости от этого фактора определяют фактическую метацентрическую высоту и скоростной режим, обеспечивающий безопасность эксплуатации судна.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к судостроению, в частности к способам контроля мореходных качеств судна в условиях эксплуатации, и может быть использовано при создании экспертных систем обеспечения безопасности мореплавания. Известен способ контроля мореходности [1], основанный на измерении периода бортовой качки и определении расчетом метанцентрической высоты, при вычислении которой дополнительно измеряют осадки носом и кормой, кажущийся период волны, курсовой угол и скорость судна на нерегулярном волнении, а также угловые перемещения относительно поперечной и вертикальной осей и линейные и угловые ускорения относительно продольной, поперечной и вертикальной центральных осей. Изобретение направлено на повышение достоверности оценки безопасности эксплуатации судна в условиях мелководья за счет контроля устойчивости и неблагоприятных явлений, возникающих при движении судна на ограниченном фарватере. Технический результат достигается тем, что дополнительно измеряют глубину воды под килем на миделе судна, устанавливают фактор, характеризующий наличие мелководья, и в зависимости от этого фактора определяют фактическую метанцентрическую высоту и скоростной режим, обеспечивающий безопасность эксплуатации судна. На чертеже представлена структурно-функциональная схема устройства, реализующего предлагаемый способ. Способ контроля мореходности судна осуществляют следующим образом. Измеряют курсовой угол волны, скорость судна, кажущийся период волны, осадки носом кормой, угловые перемещения относительно продольной, поперечной и вертикальной центральных осей, линейные и угловые ускорения всех видов колебательного движения судна на волнении как динамической системы с шестью степенями свободы и одновременно производят регистрацию глубины H воды под килем на миделе судна. По данным измерений устанавливают водоизмещение, метацентрическую высоту и соответствующую аппликату ЦТ, производят оценку остойчивости и других мореходных качеств судна, для чего вычисляют спектральную плотность и параметры морского волнения, дисперсии перемещений, скоростей и среднюю частоту колебаний волнового профиля относительно корпуса судна, дисперсию и среднюю частоту колебаний минимального погружения оси гребного винта, дисперсию рыскания, дисперсии проекций вектора ускорений при колебательном движении судна на волнении, а также фактор




1. Фактической метацентрической высоты
hн= h


где h



F(HW/TH)=0,013[3,5-(HW/TH)]+0,0076 [3,5-(HW/TH)]2,
2. Характерных явлений, возникающих при движении судна на ограниченном фарватере:
- увеличения средней осадки
Tн> T

- наличия ходового дифферента



- возможности удара днища судна о ложе фарватера
Hw< 1,3Tн,
где





1. Патент Российской Федерации N 2040429, МПК B 63 B 39/04, опублик. 27.07.95.
Класс B63B39/04 с помощью гироскопов
Класс B63B9/08 определение характеристик судов с точки зрения стабильности или уравновешенности