шаровая опора с винтовыми канавками
Классы МПК: | F16C11/00 Шарниры; шарнирные соединения F16C11/06 шаровые шарниры; прочие шарниры, имеющие более чем одну степень свободы углового перемещения, например универсальные шарниры F16M11/14 с шаровым шарниром |
Автор(ы): | Савицкий В.Я., Браун Э.Д., Баклин А.А., Шибаев А.С., Горохов С.В., Валиф Диаб |
Патентообладатель(и): | Савицкий Владимир Яковлевич, Браун Эдуард Давидович, Баклин Андрей Александрович, Шибаев Андрей Станиславович, Горохов Сергей Владимирович, Валиф Диаб |
Приоритеты: |
подача заявки:
1995-07-26 публикация патента:
10.05.2000 |
Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкциям артиллерийских орудий. Технический результат - повышение надежности артиллерийских орудий путем исключения сухого трения и уменьшения абразивного износа в трибосопряжениях. Новым в шаровой опоре является наличие комбинации винтовых и кольцевой канавок, наполненных твердым смазочным материалом, которые служат смазочными резервуарами и через которые удаляются абразивные частицы с поверхности трения. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
Шаровая опора, полусферическая поверхность грузового шара которой профилирована пазами, отличающаяся тем, что грузовой шар снабжен комбинацией кольцевого паза, выполненного на входе в рабочий зазор и сообщающегося с двумя или более винтовыми пазами, соединенными прямолинейным пазом, и все пазы заполнены твердым смазочным материалом.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области машиностроения, а именно к конструкциям артиллерийского вооружения, содержащим шаровые опоры в открытом исполнении. Известна шаровая опора, содержащая центральный металлический шар, размещенный в металлической чашеобразной детали. К недостаткам известных конструкций следует отнести то, что они при эксплуатации в условиях высокой запыленности окружающей среды обладают низкой эксплуатационной надежностью. Удаление загрязнений и абразивных частиц, а также смазывание трибосопряжения невозможно без разработки, что приводит к образованию зон сухого трения, схватыванию и катастрофическому износу. Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является опора скольжения на газовой смазке, полусферическая поверхность грузового шара которой профилирована спиральными микроканавками, сообщающимися с дренажными отверстиями (1). Недостатком прототипа является невозможность использования имеющейся конструкции в тяжелонагруженных узлах трения, а также невозможность удаления абразива из нижней части зоны трения. Целью настоящего изобретения является повышение КПД механизмов артиллерийских орудий, а также повышение эксплуатационной надежности трибосопряжений за счет уменьшения абразивного износа и реализации в них режима трения при граничной смазке. Указанная цель достигается тем, что грузовой шар согласно изобретению снабжается кольцевым пазом, выполняемым на входе в рабочий зазор трибосопряжения и сообщающимся с двумя винтовыми пазами, соединенными в нижней части шара прямолинейным пазом. Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг. 1 показан общий вид шаровой опоры (вид снизу); на фиг. 2 показан вид трибосопряжения в разрезе. Заявляемая шаровая опора работает следующим образом. Грузовой шар 1 в чашеобразной детали 3 совершает качательно-вращательные движения за счет функционирования механизмов артиллерийского орудия. Постоянное смазывание трущихся поверхностей в местах контакта обеспечивается за счет твердого смазочного материала, которым заполнены пазы 2 грузового шара. Абразивные частицы 4, проникающие в рабочий зазор 5 из окружающей среды, частично поглощаются кольцевым пазом, а частично комбинацией винтовых и прямолинейного пазов при вращении шаровой опоры. Использование заявляемой шаровой опоры позволяет обеспечить постоянное смазывание трибосопряжения в процессе его работы, тем самым исключая схватывание рабочих поверхностей, а также значительно уменьшить абразивный износ трибосопряжения. Предлагаемая конструкция обладает высокой эксплуатационной надежностью и не требует частой разборки для проведения технического обслуживания. При сохранении конструктивных размеров существующих конструкций предлагаемая схема обеспечивает увеличение ресурса трибосопряжения в 2...3 раза. Пазы заполняются твердым смазочным материалом, обеспечивающим равномерное смазывание рабочих поверхностей и реализацию режима трения при граничной смазке. Кроме этого, твердый смазочный материал в силу своих физико-механических свойств способствует удалению абразивных частиц из зоны трения путем их поглощения. Вид смазочного материала определяется в зависимости от его свойств и нагрузки, возникающей в конкретных трибосопряжениях. Сопоставительный анализ с прототипом позволяет сделать вывод, что заявляемая шаровая опора отличается конструкцией и формой пазов, а также принципиально другим способом смазки и методом удаления абразивных частиц из зоны контакта. Таким образом, заявляемое техническое решение соответствует критерию "новизна". Анализ известных технических решений (аналогов) в исследуемой области и смежных областях позволяет сделать вывод об отсутствии в них признаков, сходных с существенными отличительными признаками в заявляемой шаровой опоре, и признать заявляемое техническое решение соответствующим критерию "существенные отличия". Источник информации1. Авт.cв. N 1260572, F 16 C 32/06, 1986, БИ N 36.
Класс F16C11/00 Шарниры; шарнирные соединения
палец шарового шарнира и шаровой шарнир - патент 2519597 (20.06.2014) | |
шарнир равных угловых скоростей - патент 2518883 (10.06.2014) | |
шарнир квазисинхронный кулачковый - патент 2518429 (10.06.2014) | |
опорный узел - патент 2502637 (27.12.2013) | |
шаровой шарнир рулевого управления - патент 2501995 (20.12.2013) | |
шаровой шарнир - патент 2499919 (27.11.2013) | |
карданный механизм - патент 2499918 (27.11.2013) | |
шарнирное устройство - патент 2493020 (20.09.2013) | |
шарнир поворотного круга - патент 2482975 (27.05.2013) | |
резинометаллический шарнир - патент 2481503 (10.05.2013) |
Класс F16C11/06 шаровые шарниры; прочие шарниры, имеющие более чем одну степень свободы углового перемещения, например универсальные шарниры
палец шарового шарнира и шаровой шарнир - патент 2519597 (20.06.2014) | |
шарнир равных угловых скоростей - патент 2518883 (10.06.2014) | |
шарнир квазисинхронный кулачковый - патент 2518429 (10.06.2014) | |
опорный узел - патент 2502637 (27.12.2013) | |
шаровой шарнир рулевого управления - патент 2501995 (20.12.2013) | |
шаровой шарнир - патент 2499919 (27.11.2013) | |
двойной карданный шарнир с внутренней опорой - патент 2480636 (27.04.2013) | |
шаровой шарнир - патент 2475652 (20.02.2013) | |
сегментный радиальный подшипник скольжения - патент 2474737 (10.02.2013) | |
шаровой шарнир с ограниченным ходом - патент 2466306 (10.11.2012) |
Класс F16M11/14 с шаровым шарниром
усовершенствованный универсальный подвес - патент 2442069 (10.02.2012) | |
опорное устройство для дисплея - патент 2288400 (27.11.2006) |