энергопоглощающая часть транспортного средства
Классы МПК: | B60R19/24 приспособления для установки бамперов на транспортных средствах |
Автор(ы): | Орлов А.Л., Аганин Л.Г., Усов В.А., Галкин М.В. |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "АВТОВАЗ" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1999-04-27 публикация патента:
27.08.2000 |
Изобретение относится к области автомобилестроения, в частности к энергопоглощающей части автомобиля в зоне переднего или заднего бампера. Задача изобретения направлена на улучшение энергопоглощающих свойств транспортного средства, а также технологичности при сборке. Энергопогощающая часть транспортного средства содержит бампер 1, поперечную балку 3, жестко соединенную посредством кронштейнов 4 с концевыми частями 5 продольных брусьев 6. Поперечная балка 3 расположена напротив торцевой поверхности 8 концевой части 5 продольного бруса 6 с зазором W, напротив которого размещен усиливающий элемент 13, закрепленный на поперечной балке 3. 5 з.п.ф-лы, 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4
Формула изобретения
1. Энергопоглощающая часть транспортного средства, содержащая бампер, поперечную балку, жестко соединенную посредством кронштейнов с концевыми частями продольных брусьев, отличающаяся тем, что поперечная балка расположена напротив торцевой поверхности концевой части продольного бруса с зазором, напротив которого размещен усиливающий элемент, закрепленный на поперечной балке. 2. Энергопоглощающая часть транспортного средства по п.1, отличающаяся тем, что поперечная балка выполнена из двух жестко соединенных частей поперечины панели и поперечины пола, образующих по крайней мере в зоне крепления кронштейна с последней замкнутое поперечное сечение. 3. Энергопоглощающая часть транспортного средства по п.1, отличающаяся тем, что усиливающий элемент имеет вытянутую по горизонтали стаканообразную форму с отогнутыми фланцами боковых стенок. 4. Энергопоглощающая часть транспортного средства по п.1, отличающаяся тем, что усиливающий элемент имеет переменную форму поперечного сечения. 5. Энергопоглощающая часть транспортного средства по п.3, отличающаяся тем, что отогнутые фланцы боковых стенок усиливающего элемента расположены напротив крепежных поверхностей кронштейна. 6. Энергопоглощающая часть транспортного средства по п.3, отличающаяся тем, что отогнутые фланцы боковых стенок усиливающего элемента жестко соединены с внутренней поверхностью поперечины пола.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области автомобилестроения, в частности к энергопоглощающей части автомобиля в зоне переднего или заднего бампера. Из уровня техники известно техническое решение энергопоглощающей части транспортного средства (аналог - патент США N 5080412, кл. B 60 R 19/24, публ. 14.01.92), включающей в себя бампер с трубчатой балкой, выполненной из сверхвысокопрочной стали и соединенной с кузовом транспортного средства посредством монтажного устройства - двух кронштейнов, взаимосвязанных между собой и закрепленных при помощи болтовых соединений. Описанное монтажное устройство обеспечивает регулировку бампера относительно кузова по меньшей мере в продольном направлении. Однако выполнение балки бампера из сверхвысокопрочной стали, а также применение болтового соединения как в самом монтажном устройстве, так и его связи с кузовом ведет к удорожанию конструкции, что особенно актуально в массовом производстве. Наиболее близким техническим решением к заявляемой конструкции относится энергопоглощающая часть транспортного средства (прототип - заявка Японии N 63-66698 (B), кл. B 60 R 19/24, B 62 D 25/08, B 60 R 19/52, опубл. 21.12.88, N 2-1668), включающая в себя бампер, закрепленный на концевых частях продольных брусьев посредством кронштейнов, имеющих сложную пространственную форму. Под концевыми частями продольных брусьев размещена поперечная балка, соединенная с первыми посредством упомянутых кронштейнов. Однако такое расположение поперечной балки может привести к ухудшению энергопоглощающих свойств конструкции. Задача изобретения направлена на улучшение энергопоглощающих свойств транспортного средства, а также технологичности при сборке. Для решения этой задачи энергопоглощающая часть транспортного средства содержит бампер, поперечную балку, жестко соединенную посредством кронштейнов с концевыми частями продольных брусьев, причем поперечная балка расположена напротив торцевой поверхности концевой части продольного бруса с зазором, напротив которого размещен усиливающий элемент, имеющий вытянутую по горизонтали стаканообразную форму с отогнутыми фланцами боковых стенок и закрепленный на поперечной балке, выполненной из двух жестко соединенных частей - поперечины панели и поперечины пола, образующих по крайней мере в зоне крепления кронштейна с последней замкнутое поперечное сечение, отогнутые фланцы боковых стенок усиливающего элемента расположены напротив крепежных поверхностей кронштейна и жестко соединены с внутренней поверхностью поперечины пола, также усиливающий элемент может иметь как постоянную, так и переменную форму поперечного сечения. На фиг. 1 показана энергопоглощающая частей транспортного средства;на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1;
на фиг. 3 - разрез Б-Б на фиг. 1;
Фиг. 4 показано крепление бампера к поперечной балке кузова. Энергопоглощающая часть транспортного средства включает в себя бампер 1, соединенный с кузовом 2, а именно с поперечной балкой 3, жестко связанной посредством кронштейнов 4 с концевыми частями 5 продольных брусьев 6, зеркально расположенными относительно продольной оси L кузова 2 и жестко соединенными с днищем 7, представляющим собой целую систему взаимосвязанных узлов и элементов (см. фиг. 1). Поперечная балка 3 расположена напротив продольных брусьев 6, а именно торцевых поверхностей 8 концевых частей 5, и выполнена из двух жестко соединенных частей - поперечины пола 9 и поперечины панели 10, образующих по крайней мере в зоне Z крепления кронштейнов 4 с поперечиной пола 9 замкнутое поперечное сечение (см. фиг. 2 и 3). Поперечная балка 3 может иметь и по всей своей длине замкнутое поперечное сечение, это зависит от компоновочных особенностей энергопоглощающей части транспортного средства. Кронштейн 4 имеет зоны, которыми он крепится к продольному брусу 6, а также крепежные поверхности 11, посредством которых он жестко соединяется с поперечной балкой 3, а именно с наружной поверхностью 12 поперечины пола 9. Между торцевой поверхностью 8 концевой части 5 продольного бруса 6 и поперечной балкой 3, а именно наружной поверхностью 12 поперечины пола 9, имеется зазор W, напротив которого размещен усиливающий элемент 13, закрепленный на внутренней поверхности 14 поперечины пола 9. Таким образом усиливающий элемент 13 размещен внутри поперечной балки 3 напротив торцевой поверхности 8 концевой части 5 продольного бруса 6. Усиливающий элемент 13 имеет вытянутую по горизонтали стаканообразную форму, на боковых стенках 15 которого выполнены отогнутые фланцы 16, посредством которых он жестко крепится к внутренней поверхности 14 поперечины пола 9. Причем отогнутые фланцы 16 усиливающего элемента 13 и крепежные поверхности 11 кронштейна 4 расположены друг против друга (см. фиг.3). Усиливающий элемент 13 может иметь как постоянное, так и переменное поперечное сечение, это обусловлено конструктивными и компоновочными особенностями узла. Бампер 1 представляет собой декоративную оболочку, выполненную из полимера и закрепленную разъемным соединением 17, например болт-гайкой, на поперечной балке 3, а именно на поперечине панели 10 (см. фиг. 4). В момент столкновения транспортного средства с препятствием первоначально деформируются бампер 1 и поперечная балка 3, передавая частично погашенную энергию удара P на усиливающий элемент 13, который деформируясь, например сминаясь, активно ее гасит. Оставшаяся энергия удара P передается через усилитель 4 на продольные брусья 6. Наличие зазора W увеличивает степень свободы сопрягающихся частей и элементов энергопоглощающей части транспортного средства, что улучшает технологический процесс сборки.
Класс B60R19/24 приспособления для установки бамперов на транспортных средствах