летательный аппарат
Классы МПК: | B64C29/00 Летательные аппараты с вертикальным взлетом или посадкой B64C27/32 несущие винты B64C11/00 Воздушные винты, например туннельного типа; элементы, общие для тяговых и несущих винтов |
Автор(ы): | Гонгадзе Т.А.(RU), Орджоникидзе И.Н.(RU), Матвеенко А.М.(RU), Тордия Пантико Шалвович (GE), Дадунашвили С.Ш.(RU) |
Патентообладатель(и): | Московский государственный авиационный институт (технический университет) (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
1999-04-12 публикация патента:
27.11.2000 |
Изобретение относится к области воздухоплавания и касается конструкции летательного аппарата вертикального взлета и посадки. Летательный аппарат содержит фюзеляж, приводной от силовой установки механизм, имеющий по каждому борту фюзеляжа приводной вал. С каждым из приводных валов кинематически посредством тяг связаны лопасти. Лопасти выполнены с возможностью вращения в плоскости с постоянной угловой скоростью вокруг оси приводного вала с положительным углом атаки каждой лопасти. Приводной механизм выполнен с функцией дополнительного вращения указанных лопастей с такой же угловой скоростью вокруг перпендикулярной оси приводного вала неподвижной оси, расположенной в вышеуказанной плоскости вращения лопастей. Такое выполнение летательного аппарата позволяет повысить его эксплуатационную эффективность и надежность. 4 з.п. ф-лы, 10 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10
Формула изобретения
1. Летательный аппарат тяжелее воздуха, содержащий фюзеляж, приводной от силовой установки механизм, имеющий по каждому борту горизонтально расположенный поперек продольной оси фюзеляжа приводной вал, с каждым из которых кинематически посредством тяг связаны лопасти, выполненные с возможностью вращения в плоскости с постоянной угловой скоростью вокруг оси приводного вала с положительном углом атаки каждой лопасти, отличающийся тем, что приводной механизм выполнен с функцией дополнительного вращения указанных лопастей с такой же угловой скоростью вокруг перпендикулярной оси приводного вала неподвижной оси, расположенной в указанной плоскости вращения лопастей, при этом каждый приводной вал представляет собой крестовину, а приводной механизм - выполненный в корпусе конический редуктор. 2. Летательный аппарат по п.1, отличающийся тем, что боковые шестерни конического редуктора установлены с возможностью вращения на осях крестовины, при этом центральная шестерня зафиксирована неподвижно в опоре для корпуса, корпус установлен относительно указанной опоры с возможностью вращения, а боковые шестерни выполнены с возможностью вращения относительно корпуса, с каждой боковой шестерней связана по крайней мере одна тяга, ось которой перпендикулярна оси этой шестерни и на концах которой закреплены указанные лопасти так, чтобы при вращении каждая лопасть занимала соответствующее положение по потоку навстречу движения. 3. Летательный аппарат по п.2, отличающийся тем, что каждая тяга установлена с возможностью поворота вокруг своей оси на угол
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области воздухоплавания, а именно к конструкции летательного аппарата тяжелее воздуха, подъемная сила в котором обеспечивается за счет движения аэродинамических поверхностей. В частности, изобретение относится к летательным аппаратам вертикального взлета и посадки. Известен летательный аппарат тяжелее воздуха, содержащий фюзеляж, приводной от силовой установки механизм, имеющий горизонтально расположенные поперек продольной оси фюзеляжа приводные валы, с которыми кинематически связаны лопасти, располагаемые при вращении в плоскости с постоянной угловой скоростью вокруг осей указанных валов с положительным углом атаки каждой лопасти навстречу движению (US, 5265827, B 64 C 29/00, 244-20, опубл. 30.11.93). В данном летательном аппарате подъемная сила формируется за счет вращения лопастей с постоянной угловой скоростью вокруг горизонтальной оси. Недостатками данного летательного аппарата являются то, что лопасти совершают вращение в одной плоскости и поэтому вращаются в спутной струе, отчего эффект создания подъемной силы ухудшается, а так же то, что управление положением лопастей по углу атаки осуществляется микропроцессором, что существенно усложняет конструкцию самого летательного аппарата. Настоящее изобретение направлено на решение технической задачи по усовершенствованию механизма создания подъемной силы. Достигаемый при этом технический результат заключается в повышении эксплуатационной эффективности и надежности летательного аппарата. Указанный технический результат достигается тем, что в летательном аппарате тяжелее воздуха, содержащем фюзеляж, приводной от силовой установки механизм, имеющий по каждому борту горизонтально расположенный поперек продольной оси фюзеляжа приводной вал, с каждым из которых кинематически посредством тяг связаны лопасти, выполненные с возможностью вращения в плоскости с постоянной угловой скоростью вокруг оси приводного вала с положительным углом атаки каждой лопасти, отличающийся тем, что для обеспечения вращения каждой лопасти по схеме движения, представленной на фиг. 2, приводной механизм выполнен с функцией дополнительного вращения указанных лопастей с такой же угловой скоростью вокруг перпендикулярной к оси приводного вала неподвижной оси, расположенной в вышеуказанной плоскости вращения лопастей, при этом каждый приводной вал представляет собой крестовину, а приводной механизм представляет собой выполненный в корпусе конический редуктор. При этом бочковые шестерни конического редуктора установлены с возможностью вращения на осях крестовины, при этом центральная шестерня зафиксирована неподвижно в опоре для корпуса, корпус установлен относительно указанной опоры с возможностью вращения, а боковые шестерни выполнены с возможностью вращения относительно корпуса, с каждой боковой шестерней связана по крайней мере одна тяга, ось которой перпендикулярна оси этой шестерни и на концах которой закреплены указанные лопасти таким образом, чтобы при вращении каждая лопасть занимала соответствующее положение по потоку навстречу движения. При этом каждая тяга установлена с возможностью поворота вокруг своей оси на угол


на фиг. 2 представлена схема движения лопасти;
на фиг. 3 - вид по оси ОХ на траекторию движения лопасти;
на фиг. 4 - вид по оси OZ на траекторию движения лопасти;
на фиг. 5 - вид по оси OY на траекторию движения лопасти;
на фиг. 6 - продольный разрез приводного механизма;
на фиг. 7 - узел связи тяги с боковой шестерней и приводным валом для летательного аппарата, первый пример исполнения;
на фиг. 8 - узел связи тяги с боковой шестерней и приводным валом для летательного аппарата, второй пример исполнения;
на фиг. 9 - общий вид летательного аппарата, второй пример исполнения;
на фиг. 10 - узел связи тяги с боковой шестерней и приводным валом для летательного аппарата по второму примеру исполнения. Летательный аппарат, например, вертикального взлета и посадки типа вертолета (фиг. 1) по первому примеру исполнения содержит фюзеляж 1 заданной конструкции, перпендикулярно продольной оси которого расположены приводные валы 2 по одному с каждого борта. Указанные приводные валы получают вращение от силовой установки (не показана), располагаемой либо внутри фюзеляжа, либо снаружи него в зависимости от типа и схемы построения летательного аппарата. На свободном конце каждого приводного вала 2 смонтирован в виде отдельного узла приводной механизм 3, посредством которого приводной вал связан с тягами 4, на концах которых закреплены лопасти 5. С каждого борта летательного аппарата с приводным валом связаны по две крестообразно расположенных тяги. Каждый приводной механизм закреплен соответствующим образом на опоре 6, фиксируемой на фюзеляже летательного аппарата. При этом лопасти, закрепленные на концах каждой тяги противоположно расположены по отношению друг к другу. Для летательного аппарата с крестообразно расположенными тягами указанный приводной механизм, элементы которого получают вращение от приводного вала, обеспечивает вращение лопастей по траектории лемнискаты (траектория в виде объемной восьмерки), обеспечивающее получение подъемной силы. Согласно настоящего изобретения реализуется способ создания подъемной силы, заключающийся во вращении лопасти в плоскости с постоянной угловой скоростью вокруг оси и дополнительном вращении с такой же угловой скоростью вокруг перпендикулярной к ней неподвижной горизонтальной оси, расположенной в указанной плоскости. При этом обеспечивают при вращении лопасти положительный угол атаки лопасти навстречу движению. На фиг. 2 представлена схема движения лопасти 5. Лопасть 5 вращается с угловой скоростью


Y = Rsin



а R - аэродинамическая сила, зависящая от


cy - коэффициент подъемной силы,
S - площадь несущей поверхности лопасти,
p - плотность воздуха,
v(

v2(






тогда Y(




усредним ее за один период обращения лопасти

Аналогично подъемной силе рассчитываем силу лобового сопротивления Q(



где cx - коэффициент лобового сопротивления, а усредненная сила сопротивления будет

Сравнение с аналогичными параметрами вертолета показывает, что использование принципа движения лопасти по лемнискате при создании такой же подъемной силы создает силу сопротивления в результате маховых движений примерно на 30% ниже. Благодаря такому способу создания подъемной силы повышается эффективность и надежность создания подъемной силы, например, летательного аппарата типа вертолет. Каждый приводной вал 2 (фиг. 6) выполнен со стороны конца, располагаемого вне фюзеляжа (то есть снаружи него), в виде крестовины с тремя взаимно перпендикулярными осями 7, на которых на подшипниках расположены конические шестерни приводного механизма. На центральной оси крестовины расположена центральная коническая шестерня 8, ступица которой, установленная на подшипниках в корпусе 9 приводного механизма, зафиксирована от проворота и осевого смещения в опоре 6. Таким образом, приводной вал может вращаться внутри этой шестерни, а корпус приводного механизма может вращаться относительно центральной шестерни. В корпусе 9 с возможностью свободного вращения относительно последнего расположены боковые конические шестерни 10, ступицы которых выведены за пределы корпуса наружу. Указанные боковые шестерни оппозитно расположены относительно друг друга и зацеплены с центральной шестерней 8 с обеспечением равного передаточного отношения в зацеплениях шестерен, величина которого определяется из условия, что угловая скорость вращения приводного вала равна угловой скорости вращения каждой боковой шестерни. В ступицах боковых шестерен 10 выполнены сквозные отверстия, через которые пропущена по крайней мере одна тяга 4, несущая на своих концах лопасти 5. При этом лопасти расположены противоположно друг другу с тем, чтобы при вращении всякий раз каждая лопасть занимала соответствующее положение по потоку навстречу движения. При этом ось тяги перпендикулярна оси боковой шестерни. Каждая тяга, кроме того, что она совершает вращательное движение с угловой скоростью вращения боковой шестерни, имеет возможность вращения на угол








Класс B64C29/00 Летательные аппараты с вертикальным взлетом или посадкой
Класс B64C11/00 Воздушные винты, например туннельного типа; элементы, общие для тяговых и несущих винтов