устройство для определения типа транспортного средства
Классы МПК: | G08G1/04 с оптическими или ультразвуковыми детекторами |
Автор(ы): | Спирин А.В., Ткачевский Д.В., Шабаков Е.И. |
Патентообладатель(и): | Военный инженерно-космический университет им. А.Ф. Можайского |
Приоритеты: |
подача заявки:
1999-05-17 публикация патента:
27.11.2000 |
Изобретение предназначено для определения типа транспортного средства в системах контроля дорожного движения. Технический результат заключается в повышении достоверности определения типа транспортного средства. Устройство содержит стойку с фотопреобразователями, выход каждого из которых через усилитель и пороговый элемент соединен с управляющими входами ключей соответствующей пары блоков анализа. Каждый блок анализа содержит последовательно соединенные ключ, счетчик импульсов, элемент задержки, блок деления и блок вычитания. Выходы блоков вычитания соединены с входами элемента ИЛИ, выход которого соединен с управляющим входом ключа, через который осуществляется передача данных в блок индикации. При прохождении транспортного средства между стойкой со светоизлучателями и стойкой с фотопреобразователями устройством фиксируются интервалы времени прерывания каждого луча, которые фиксируются в соответствующих блоках анализа в виде числа импульсов установленных длительности и периода следования. Таким образом получается временной контур транспортного средства, в котором сохраняются геометрические соотношения линейных и угловых размеров кузова транспортного средства. Отдельным счетчиком импульсов фиксируется время прохождения транспортного средства. Полученный временной контур нормируется и сравнивается с эталонными нормированными временными контурами известных транспортных средств, хранящимися в блоках хранения данных. По результатам этого сравнения определяется тип транспортного средства. 1 з.п.ф-лы, 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
1. Устройство для определения типа транспортного средства, содержащее последовательно соединенные усилитель и пороговый элемент, формирователь импульсов, элемент ИЛИ, элемент задержки, блок анализа и блок индикации, отличающееся тем, что дополнительно введены N-1 последовательно соединенных усилителей и пороговых элементов, 2N-1 блоков анализа, два ключа, счетчик импульсов, делитель частоты, дополнительный элемент ИЛИ и последовательно соединенные блок хранения данных и блок последовательной выборки данных, выход индикации типа которого подключен к информационному входу первого ключа, выходом соединенного с входом блока индикации, а управляющим входом - с выходом дополнительного элемента ИЛИ, i-й вход которого подключен к выходу i-го блока анализа

Описание изобретения к патенту
Данное предложение относится к устройствам автоматического опознования наземных транспортных средств по типам, в частности автотранспортных средств, и может быть использовано в системах регулирования дорожного движения. Устройства для определения типа транспортного средства известны. В устройстве [1] в качестве критерия для определения типа транспортного средства выбрана длина транспортного средства. Повысить достоверность опознования типа автомобиля в устройстве [2] предложено за счет подсчета количества характерных точек, суммирования всех значений полученных точек и сравнения полученного результата с эталоном, то есть за критерий опознования принято количество осей автомобиля. В устройстве [3] осуществляется раздельное опознование двух- и трехосных автомобилей с прицепами, а также автопоездов. Наиболее близким по технической сущности к заявленному устройству является устройство [3], которое содержит два чувствительных элемента, выполненных в виде индуктивных рамок, первый генератор, два выпримителя, первый усилитель, формирователь импульсов, блок индикации, второй генератор, два фильтра низкой частоты, два пороговых элемента, два триггера, элемент И, элемент задержки, элемент ИЛИ и блок анализа, первая индуктивная рамка через последовательно включенные первые генератор, выпрямитель, фильтр низкой частоты, усилитель и пороговый элемент подключена к первому входу первого триггера, выход которого подключен к первому входу элемента И, выход которого через последовательно включенный элемент задержки соединен с первым входом элемента ИЛИ, второй вход которого является управляющим входом устройства, вторая индуктивная рамка через последовательно включенные вторые генератор, выпрямитель, фильтр низкой частоты и усилитель соединена с первым входом второго триггера и через последовательно включенные второй пороговый элемент и формирователь импульсов - с первым входом блока анализа, второй вход которого соединен с выходом элемента ИЛИ и вторыми входами первого и второго триггеров, третий и четвертый входы блока анализа соединены соответственно с выходами первого и второго триггеров, второй вход элемента И соединен с первым выходом блока анализа, группа выходов которого подключена к группе входов блока индикации. При этом блок анализа содержит элемент И, первую и вторую группы элементов И, элементы задержки и по числу осей определяемых типов транспортных средств триггеры, первые входы которых являются вторым входом блока анализа, первым входом которого являются второй вход первого триггера и первые входы элементов И первой группы, выходы которых соединены со вторыми входами соответствующих триггеров, начиная со второго, первые входа триггеров, за исключением последнего, через соответствующие элементы задержки подключены к вторым входам элементов И первой группы, первый выход первого триггера является первым выходом блока анализа, третьим выходом которого являются первые входа элементов И второй группы и элемента И, второй вход которого соединен с первым выходом последнего триггера, вторые выходы триггеров, кроме первого, соединены со вторыми входами элементов И второй группы, третьи входы которых, начиная с второго, соединены с первыми выходами триггеров, кроме первого, третий вход первого элемента И второй группы является четвертым входом блока анализа, группы выходов которого являются выходами элементов И второй группы и элемента И. Недостатком известного устройства является низкая достоверность опознования типа транспортного средства. Устройство не позволяет отличить различные типы легковых автомобилей и грузовых автомобилей, микроавтобусы от легковых автомобилей и т. д. Цель настоящего предложения состоит в повышении достоверности определения типа транспортного средства на основе анализа формы его кузова. Поставленная цель достигается тем, что в устройство для определения типа транспортного средства, содержащее последовательно соединенные усилитель и пороговый элемент, формирователь импульсов, элемент ИЛИ, элемент задержки, блок анализа, блок индикации, дополнительно введены стойка с n светоизлучателями, стойка с n фотопреобразователями, n-1, последовательно соединенных усилителей и пороговых элементов, 2n-1 блоков анализа, два ключа, счетчик импульсов, делитель частоты, дополнительный элемент ИЛИ и последовательно соединенные блок хранения данных и блок последовательной выборки данных. Каждый светоизлучатель формирует узконаправленный луч, который принимается соответствующим фотопреобразователем. При прохождении транспортного средства между стойкой со светоизлучателями и стойкой с фотопреобразователями устройством фиксируются интервалы времени прерывания каждого луча, а также интервалы времени, прошедшие с момента прерывания луча, который прервался первым, до момента прерывания каждого луча. Эти интервалы времени фиксируются в соответствующих блоках анализа в виде числа импульсов установленной длительности и периода следования. Таким образом получается временной контур транспортного средства, в котором сохраняются геометрические соотношения линейных и угловых размеров кузова транспортного средства. Отдельным счетчиком импульсов фиксируется время прохождения транспортного средства между стойкой со светоизлучателями и стойкой с фотопреобразователями. Блоки деления служат для нормировки временного контура транспортного средства. Полученный нормированный временной контур последовательно и поэлементно сравнивается с эталонными нормированными временными контурами известных транспортных средств, хранящимися в блоках хранения данных. По результатам этого сравнения определяется тип транспортного средства. Структурная схема устройства представлена на чертеже. Устройство содержит стойку 1, расположенную вертикально. В стойке 1 расположены один под другим на расстоянии dR оптические излучатели. Общее количество излучателей равно N. В стойке 2, расположенной вертикально на противоположной стороне дороги напротив стойки 1, размещены один под другим на расстоянии dR фотопреобразователи. Они предназначены для преобразования оптического излучения в электрический сигнал. Общее число фотопреобразователей N. Выход каждого фотопреобразователя стойки 2 подключен через соответствующий усилитель 3 и пороговый элемент 4 к соответствующему входу элемента ИЛИ 5. Элемент ИЛИ 5 предназначен для выполнения операции логического сложения. Выход элемента ИЛИ 5 подключен к управляющему входу ключа 6, информационный вход которого соединен с выходом формирователя импульсов 7. Параллельно выход формирователя импульсов 7 подключен через делитель частоты 8 к управляющему входу блока последовательной выборки данных 9. Каждый блок хранения данных типовой марки автомобиля 10 содержит 2N выходов, подключенных к соответствующим входам блока последовательной выборки данных 9. Блок последовательной выборки данных 9 имеет 2N-число выходов эталона типа и выход индикации типа. Каждый выход эталона типа соединен с первым входом соответствующего блока анализа 11 или блока анализа 12. Общее число блоков анализа 11 и блоков анализа 12 равно 2N. Выход i-го

1. Устройство для определения типа и счета транспортных средств. Авторское свидетельство СССР 559265, Кл. G 08 G 1/01, 1977 г. 2. Устройство для определения типа и счета транспортных средств. Авторское свидетельство СССР 762027, Кл. G 08 G 1/01, 1980 г. 3. Устройство для определения типа и счета транспортных средств. Авторское свидетельство СССР 1048499, Кл. G 08 G 1/04, 1982 г.
Класс G08G1/04 с оптическими или ультразвуковыми детекторами