Масленников В.Г., Ломаков П.С., Иванов Б.Ф., Плюснин А.И., Сиротов Н.Г.
Патентообладатель(и):
Открытое акционерное общество "Тверской вагоностроительный завод"
Приоритеты:
подача заявки: 1999-10-15
публикация патента: 10.05.2001
Изобретение относится к вагоностроению. Технический результат - повышение удобства в пользовании лестницей для подъема на верхние полки. Складная лестница купейного вагона содержит профильные стойки, ступени, шарнирно соединенные с профильными стойками, выполненными с возможностью вхождения ступней при сложении в профили стоек. Стойка соединена шарнирно посредством поводка с опорой продольной стены с возможностью установки в рабочее положение, и также лестница содержит элементы фиксации нерабочего и рабочего ее положений. При этом лестница снабжена вторым поводком, и оба поводка выполнены в виде гнутых профилей разной длины, соединены каждый шарнирно со стойкой и установлены на равноотстоящих от дверного проема осях настенных опор. По крайней мере один из поводков снабжен фиксирующим плечом, расположенным над осью настенной опоры и соединенным через подвеску и пружину натяжения с кронштейном настенной опоры, снабженной упором для фиксирования нижнего поводка в рабочем положении, причем верхний короткий поводок снабжен Г-образным захватом, вертикальный элемент которого, имеющий возможность торцевым скосом фиксировать верхнюю ступень от покачивания, смещен к ее середине на размер, соответствующий толщине сложенных стоек. 3 з.п. ф-лы, 5 ил.
1. Складная лестница купейного вагона, содержащая ступени, соединенные с профильными стойками, элементы фиксации рабочего и нерабочего положений лестницы, отличающаяся тем, что ступени шарнирно соединены с профильными стойками, выполненными с возможностью вхождения ступеней при сложении в профили стоек, одна из которых соединена шарнирно посредством верхнего поводка с опорой продольной стены с возможностью установки в рабочее положение, при этом лестница снабжена нижним поводком, оба поводка выполнены в виде гнутых профилей разной длины, соединены каждый шарнирно со стойкой и установлены на осях, размещенных в опорах, встроенных в кожух, установленный вертикально на продольной стене купейного вагона, верхний короткий поводок имеет Г-образный захват, по торцу которого имеет возможность скользить, предотвращая преждевременный поворот поводка, верхняя ступень лестницы при ее сложении, а вертикальный элемент захвата смещен параллельно продольной стене и от шарнира стойки к середине ступени на размер, обеспечивающий вождение "столбика", сложенных в одной плоскости ступеней и стоек, в захват при сложении с поводками "столбика" в другой плоскости. 2. Складная лестница по п.1, отличающаяся тем, что поводки снабжены фиксирующим плечом, расположенным над осью опоры и соединенным через подвеску и пружину натяжения с кронштейном опоры. 3. Складная лестница по п.1, отличающаяся тем, что стойка для шарнирного соединения с поводками усилена приваренным к ней уголком с проушиной, а между полками другого конца поводков параллельно их отверстиям вварена втулка для соединения с осями опор, кронштейн опоры снабжен регулировочным винтом для натяжения пружины. 4. Складная лестница по п.1, отличающаяся тем, что ее нижний поводок в рабочем положении зафиксирован регулирующим нужный наклон стоек упором опоры кожуха.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к вагоностроению и касается складных лестниц с жесткими продольными подъемными элементами. Известны выдвижные лестницы для занятия пассажирами верхних полок купе (авт. св. СССР N 1701880, E 06 C 5/00, заявлено 30.11.1989 г.; N 1261823, B 61 D 23/02, заявлено 28.06.1985 г.), содержащие складывающиеся ступени, подвесные элементы и упоры для фиксации лестницы в рабочем и собранном положении. Известные лестницы неудобны, т.к. купе в вагоне может быть оборудовано только одной такой лестницей и, кроме того, воспользоваться ей пассажир может будучи на второй полке только после того, как кто-то из пассажиров лестницу выдвинет в рабочее положение. За прототип принята лестница (авт. св. СССР N 1661022, B 61 D 23/02, заявлено 12.07.1988 г.), содержащая ступени, соединенные с профильными стойками, элементы фиксации рабочего и нерабочего положения лестницы. Основной недостаток прототипа - неудобство в пользовании, заключающееся в том, что лестница заграждает при пользовании выход пассажиров из купе. Данной лестницей трудно воспользоваться одиночному пассажиру, находящемуся на верхней полке относительно лестницы с противоположной стороны. Задачей предложения является облегчение использования верхних спальных мест в купе путем повышения удобства в пользовании лестницей за счет выполнения ее с требующимся наклоном к спальному месту, не препятствующим при ее пользовании выходу пассажиров из купе. Для этого складная лестница купейного вагона содержит ступени, соединенные с профильными стойками, элементы фиксации рабочего и нерабочего положения лестницы. Новым является то, что ступени шарнирно соединены с профильными стойками, выполненными с возможностью вхождения ступеней при сложении в профили стоек, одна из которых соединена шарнирно посредством верхнего поводка с опорой продольной стены с возможностью установки в рабочее положение, при этом лестница снабжена нижним поводком, оба поводка выполнены в виде гнутых профилей разной длины, соединены каждый шарнирно со стойкой и установлены на осях, размещенных в опорах, встроенных в кожух, установленный вертикально на продольной стене купейного вагона, верхний короткий поводок имеет Г - образный захват, по торцу которого имеет возможность скользить, предотвращая преждевременный поворот поводка, верхняя ступень лестницы при ее сложении, а вертикальный элемент захвата смещен параллельно продольной стене и от шарнира стойки к середине ступени на размер, обеспечивающий вхождение "столбика", сложенных в одной плоскости ступеней и стоек, в захват при сложении, с поводками "столбика" в другой плоскости. Кроме того, поводки снабжены фиксирующим плечом, расположенным над осью опоры и соединенным через подвеску и пружину натяжения с кронштейном опоры. Стойка для шарнирного соединения с поводками усилена приваренным к ней уголком с проушиной, а между полками другого конца поводков параллельно их oтвеpcтиям вварена втулка для соединения с осями опор, кронштейн опоры снабжен регулировочным винтом для натяжения пружины. Нижний поводок складной лестницы в рабочем положении зафиксирован регулирующим нужный наклон стоек упором опоры кожуха. Технический результат заключается в следующем. Закрепление одной из стоек лестницы на поводках разной длины, параллельных продольной стене и связанных с ней посредством осей, размещенных в опорах, встроенных в кожух, позволяет лестницу устанавливать в развернутом положении наклонно к спальным местам. Возможность скольжения верхней ступени лестницы по торцу вертикального элемента захвата предотвращает преждевременный поворот поводка до сложения лестницы в фиксированный пакет, т.е. обеспечивается работоспособность конструкции при переводе лестницы из рабочего положения в нерабочее путем непрерывного движения рукоятки снизу вверх и наоборот. Наличие Г-образного захвата обеспечивает вхождение сложенных в одной плоскости ступеней со второй стойкой в захват при их сложении с поводками в другой плоскости, перпендикулярной первой. Наличие фиксирующего плеча, его расположение и связь через пружину с кронштейном опоры 13 позволит "вертикальный столбик" легко уравновесить коротким подпружиненным плечом. Наличие упора 22 (например, переставного) позволит изменять угол расположения лестницы и выставить ее в нужное положение. Прилагаемые чертежи изображают: на фиг. 1 - вид складной лестницы в купе; на фиг. 2 - вид сбоку складной лестницы; на фиг. 3 - вид по стрелке "А" на фиг. 1; на фиг. 4 - сечение по линии В-В на фиг. 3; на фиг. 5 - выноска на фиг. 2. Складная лестница купейного вагона закрыта кожухом 1 продольной стены 2 и содержит профильные стойки 3, 4, ступени 5, шарнирно соединенные с профильными стойками с возможностью вхождения при сложении в профили стоек, верхний 6 и нижний 7 поводки, выполненные в виде гнутых П-образных профилей разной длины, соединены шарнирно с профильной стойкой 3. Стойка 3 усилена приваренным к ней уголкам 8 с проушинами 9, соединенной осью 10 с верхним поводком 6. В полки поводков вварена втулка 11 для шарнирного закрепления на оси 12 опоры 13. Нижний поводок 7 соединен со стойкой 3 и осью аналогично поводку 6. Каждый поводок снабжен фиксирующим плечом 14, расположенным над осью 12 опоры 13 и выполненным в виде пальца, параллельного оси 12, соединенного через подвеску 15 и пружину натяжения 16 с кронштейном 17 опоры и снабженного для натяжения пружины 16 регулировочным винтом 18. Верхний поводок 6 снабжен Г-образным захватом 19, вертикальный элемент которого имеет возможность торцевым скосом 20 взаимодействовать с верхней ступенькой, препятствуя одновременному сложению лестницы, а вертикальный элемент захвата 21 смещен к середине ступени на размер, соответствующий толщине сложенных стоек. Для фиксации нижнего поводка в рабочем положении на встроенный в кожух 1 опоре 13 закреплен регулирующий упор 22, позволяющий ограничить в эксплуатации заданный вылет лестницы в проход. Оси 12 поводков равноудалены от дверного проема. Используется лестница следующим образом. Лестницу из фиксированного положения в переднее наклонное выводят за рукоятку 23. При выведении лестницы из кожуха 1 она удерживается "столбиком" до тех пор, пока Г-образный захват 19 не перейдет из горизонтального положения в вертикальное. Стойка 4 выдвигается в рабочее положение. При опускании стойки 3 на пол правая стойка 4 выдвигается той же рукояткой в рабочее наклонное положение. Раскрытая лестница не препятствует выходу пассажиров из купе и в тоже время позволяет подниматься пассажиру на верхнюю полку. Лестница складывается в обратном порядке. Стойку 4 рукояткой 23 поднимают вверх, при этом скос 20 захвата 19 взаимодействует с верхней ступенью, предотвращая преждевременный поворот поводков 6 и 7. Ступени 5, поворачиваясь в шарнирах 24, входят в желоба стоек 3 и 4, а стойки, смыкаясь, переходят в наклонный "столбик", параллельный продольной стене 2. При дальнейшем подъеме той же рукояткой 23 стойка 4 входит в захват 19 верхнего поводка и лестница "столбиком" сопровождается в кожух 1 на двух поводках 6 и 7, преобразуясь в "вертикаль", максимально приближенную к задней стенке кожуха. Вес лестницы в таком сложении легко уравновешивается нагружением и смещением фиксирующего плеча 14 относительно оси 12 к поперечной перегородке купе. Фиксирующее плечо 14 нагружается пружиной 16, натяжение которой регулируется винтом 18.