уплотнительное устройство поршня
Классы МПК: | F16J9/00 Поршневые кольца; канавки для них; уплотнительные кольца подобных конструкций |
Автор(ы): | Горшков В.Н., Михайлов В.В., Межецкий Г.Д., Чесноков Б.П., Ивашенцев Г.А., Сидоров В.Е., Калинников Н.Я., Богданов А.Ф. |
Патентообладатель(и): | Горшков Валерий Николаевич, Михайлов Владилен Васильевич, Межецкий Геннадий Дмитриевич, Чесноков Борис Павлович, Ивашенцев Геннадий Алексеевич, Сидоров Владимир Евгеньевич, Калинников Николай Яковлевич, Богданов Александр Федорович |
Приоритеты: |
подача заявки:
2000-06-15 публикация патента:
27.05.2001 |
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве уплотнения пар поршень - цилиндр двигателей внутреннего сгорания. Устройство включает поршень, в канавке которого соосно располагаются два плоских разрезных компрессионных кольца, верхнее и нижнее. Кольца сдвинуты одно относительно другого так, что расстояние между односторонними кончиками верхнего и нижнего колец равно расчетной длине l. Эта длина соответствует половине периода волновых колебаний кончиков колец. В поршневой канавке установлен круглый фиксатор с верхней и нижней лапками, которые входят в прорези замков верхнего и нижнего колец соответственно, обеспечивая заданное расстояние l. Изобретение повышает надежность работы уплотнительного устройства и увеличивает срок службы. 5 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5
Формула изобретения
Уплотнительное устройство поршня, содержащее в канавке поршня два соосно расположенных и контактирующих между собой плоских компрессионных кольца, перекрывающих прорези замков друг у друга, в заколечном пространстве установлен фиксатор, выполненный из полосы пружинной ленточной стали шириной, равной осевой высоте обоих колец, при этом фиксатор имеет две лапки, верхнюю и нижнюю, отогнутые по радиусу к зеркалу цилиндра так, что каждая из них входит в прорезь прямого замка соответствующего компрессионного кольца, причем осевая высота каждой лапки не превышает осевую высоту соответствующего кольца, а длина не превышает радиальную толщину кольца, фиксатор выполнен разрезным круглым и контактирует всей наружной поверхностью с поверхностями тыльной стороны колец, создавая равномерное радиальное давление на оба кольца одновременно, при этом лапки получены путем сквозной просечки одновременно в осевом и окружном направлениях верхнего и нижнего краев полосы фиксатора, отличающееся тем, что кольца сдвинуты в окружном направлении одно относительно другого так, что расстояние между двумя прямыми замками верхнего и нижнего колец равно длине колеблющегося кончика кольца l, определяемой половиной периода волновых колебаний кончиков колец, причем верхняя и нижняя лапки фиксатора отогнуты на расстояние l между собой, соответствующее расстоянию между двумя замками.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качество уплотнения пары поршень-цилиндр двигателей внутреннего сгорания. Известны уплотнительные поршневые кольца прямоугольного поперечного сечения, пружинящие наружу, которые в свободном состоянии на своих концах должны иметь для достижения пружинного эффекта соответствующие зазоры (Энглиш К. Поршневые кольца.- М.: Машгиз, 1962, с. 436, фиг. 325). Они предназначены для уплотнения и создания совместно с поршнем изолированных пространств, находящихся по обе стороны поршня в цилиндре поршневой машины. К недостаткам указанных уплотнительных устройств можно отнести такое явление, как вибрация колец. Вибрация сопровождается поперечными колебаниями кончиков кольца вблизи замка. Работа в таких условиях нередко заканчивается поломкой колец - у замка отламываются кусочки небольшой длины, а на торцевых поверхностях канавок поршня образуются выбоины. Вибрация возникает у быстроходных двигателей за пределами некоторой "критической" частоты вращения коленчатого вала и при этом резко повышается пропуск кольцами газа, увеличивается расход смазки, а мощность двигателя снижается (Гинцбург Б.Я. Теория поршневого кольца.- М.: Машиностроение, 1979, с. 174). Существует несколько причин, вызывающих вибрацию и поломку колец. Одной из причин, вызывающих вибрацию, является наличие зазора в стыке поршневого кольца. При работе двигателя и возвратно-поступательном движении поршня на кольцо действует несколько силовых факторов - силы давления газов, переносные силы инерции самого кольца и силы трения, направленные вдоль оси поршня. Эти силовые факторы не зависят друг от друга и являются переменными как по величине так и по направлению (Гинцбург Б.Я. Теория поршневого кольца.- М.: Машиностроение, 1979, с. 179). Если бы кольцо не имело прорези в замке, то силы давления газов равномерно распределились бы по торцу кольца по всей окружности, а переносные силы инерции равномерно распределились бы по объему кольца. В этом случае и результирующие от сил давления газа и сил инерции также равномерно распределились бы по окружности кольца и вызывали перемещение кольца в канавке поршня как целого элемента. Наличие прорези в замке, куда устремляется поток газа, делает эпюру давления газа криволинейной. Равномерность распределения результирующих сил от сил давления газа и сил инерции по окружности кольца нарушается вблизи прорези замка и у кончиков замка появляется поперечный изгибающий момент переменного направления. Этот момент вызывает многоузловую форму колебаний кольца по всей его окружности (Гинцбург Б.Я. Теория поршневого кольца.- М.: Машиностроение, 1979, с. 179). Другой причиной, вызывающей поломку кончиков кольца, являeтся неравномерность радиального давления кольца на зеркало цилиндра двигателя. В тех местах кольца, где радиальное давление больше, появляются значительные силы трения. Эти силы создают изгибающие моменты относительно тех точек кольца, где радиальное давление меньше, где небольшие силы трения. При возвратно-поступательном движении поршня величина и направленние сил трения меняются, и в материале возникают знакопеременные напряжения. Эти силы существенно увеличиваются вблизи верхней мертвой точки в момент зажигания в результате высокого давления газов в заколечном пространстве поршня, полусухого трения и инерционных усилий. Изгибающие моменты действуют в поперечной плоскости, перпендикулярной окружной оси кольца, и возникают эти явления в результате искривления окружной оси кольца вблизи его замка по обе стороны от его прорези. Излом кольца начинается большей частью в том месте, где действует максимальное суммарное напряжение (место наименьшего радиального давления) (Энглиш К. Поршневые кольца.- М.: Машиностроение, 1963, т. 2, с. 283, фиг. 192). В принципе неравномерность радиального давления кольца на зеркало цилиндра двигателя кроется уже в самой технологии изготовления поршневого кольца. Дело в том, что по причине прорыва газа высокой температуры через просвет замка давление от сил упругости кольца в первую очередь падаeт вблизи замка. Поэтому кольца изготавливают с неравномерным давлением по окружности: у замка - повышенные давления, а на других участках - пониженные. Такая эпюра давления получила название "грушевидной" (Гинцбург Б.Я. Теория поршневого кольца. - М.: Машиностроение, 1979, с. 132, рис. 73, эпюра N 7; Болтинский В.Н. Теория, конструкция и расчет тракторных и автомобильных двигателей. - М.: Сельскохозяйственная литература, 1962, с. 162, рис. 69). Сравнивая давление у кончиков замка и давление на участках кольца в 30-60o от замка, видно, что у кончиков замка радиальное давление в несколько раз больше. Таким образом, совместное действие переменных по величине и по направлению сил давления газов, сил инерций и сил трения особенно ярко проявляется вблизи замка. Все они вызывают высокочастотное колебание кончиков кольца, повышенные переменные напряжения на некотором относительно близком расстоянии от прорези замка и последующий излом кольца в этих местах. В этих местах происходит искривление окружной оси кольца, и эти места называют узлами. Наиболее близким к предлагаемому устройству по достигаемому эффекту является уплотнительное устройство поршня, содержащее в канавке поршня два соосно расположенных и контактирующих между собой плоских компрессионных кольца, замки которых расположены диаметрально противоположно друг другу, в заколечном пространстве установлен фиксатор, выполненный из полосы пружинной ленточной стали шириной, равной осевой высоте обоих колец, при этом фиксатор имеет в диаметральных плоскостях две лапки: верхнюю и нижнюю, отогнутые по радиусу к зеркалу цилиндра так, что каждая из них входит в прорезь прямого замка соответствующего компрессионного кольца, причем осевая высота каждой лапки не превышает осевой высоты соответствующего кольца, а длина не превышает радиальную толщину кольца, фиксатор выполнен разрезным круглым и контактирует всей наружной поверхностью с поверхностями тыльной стороны колец, создавая равномерное радиальное давление на оба кольца одновременно, при этом лапки получены путем сквозной просечки одновременно в осевом и окружном направлениях верхнего и нижнего краев полосы фиксатора (патент RU N 2133856, МКИ 6 F 02 F 5/00, F 16 J 9/06 - прототип). Такое уплотнительное устройство работает следующим образом. При возвратно-поступательном движении поршня верхнее и нижнее разрезные кольца испытывают переменное давление газов как со стороны камеры сгорания, так и со стороны картера двигателя. Поэтому существует угроза прорыва газов в картер двигателя и масла в камеру сгорания. Однако прорези замков колец располагаются диаметрально противоположно друг другу, и поэтому они взаимно перекрываются в осевом направлении верхним и нижним кольцами соответственно. Чтобы не было смещения колец относительно друг друга по окружности канавки поршня и, следовательно, сближения прорезей замков в поршневой канавке, в его заколечном пространстве установлен круглый разрезной фиксатор, который имеет в диаметральной плоскости верхнюю лапку и нижнюю лапку, каждая из которых входит в соответствующие прорези замков верхнего и нижнего колец. Фиксатор создает равномерное радиальное давление на оба кольца по всей окружности и тем самым предотвращает смещение их относительно друг друга в радиальной плоскости и одновременно перекрывает окружной зазор между кольцами, который может образовываться в осевом направлении в результате воздействия на кольца переменных сил давления газов, сил инерции и сил трения. Недостатком такого устройства является то, что замки колец расположены диаметрально противоположно и создают в плане всей этой системы определенную симметрию колец друг относительно друга. А из практики известно, что такие двойные соосно расположенные кольца также подвержены вибрации. Во-первых, это связано с тем, что два кольца в принципе не составляют одно сплошное кольцо, и в процессе работы двигателя переменные нагрузки сил давления газов, сил инерции и сил трения могут вызвать осевое смещение одного кольца относительно другого. Во-вторых, этому способствуют и то, что нижнее кольцо более или менее разгружается от давления газов, а потому лежит в канавке поршня в неустойчивом положении в отношении прилегания к торцевой поверхности верхнего кольца и имеет повышенную склонность к вибрации (Энглиш К. Поршневые кольца. - М: Машиностроение, 1963, т. 2, с. 286). Колеблясь в осевом направлении, нижнее кольцо может ударяться о торец верхнего кольца и возбуждать резонансные колебания многоузловой формы с определенной частотой или кратной ей (Гинцбург Б. Я. Теория поршневого кольца.- М.: Машиностроениe, 1979, с. 180). Диаметрально противоположное расположение замков соосно составленных колец делит систему колец в плане на две симметричные друг другу половины - две полуокружности. Волновые колебания исходят от кончиков колец и распространяются по полуокружностям каждого кольца к их спинкам. Ввиду одинаковой кратности частот колебаний верхнего и нижнего колец появляется большая вероятность наложения амплитуд упругих волн колеблющихся колец, а следовательно, и возникновения резонанса. За этим следуeт, как правило, разрушение колец. Характер возникновения деформаций вибрирующего кольца подробно описан в труде Ивашенцева Г.А. Повышение срока службы поршневых колец путем учета их вибростойкости при изготовлении (монография). Саратов, СГАУ, 1996, 200 с. Депонирована в ВИНИТИ 25.11.96, библ. карточка N 3412-В96. На рис. 28, с. 48 видно, что возможны такие частоты колебания колец, при которых у двух плоских колец с одинаковыми характеристиками, соосно расположенных в одной канавке, замки которых расположены диаметрально противоположно, будет совпадение по величине амплитуд волновых деформаций спинки кольца и кончиков кольцах. Это вызывает резонанс колец. За таким явлением следует пропуск газов кольцами и вероятное их разрушение. Очевидно, что такое соосное расположение составных колец, когда их замки расположены диаметрально противоположно друг другу, делает эксплуатацию уплотнительного устройства ненадежной. Технической задачей изобретения является устранение вибрации колец и тем самым повышение надежности работы уплотнительного устройства и увеличение срока службы. Задача достигается в уплотнительном устройстве поршня, содержащем в канавке поршня два соосно расположенных и контактирующих между собой плоских компрессионных кольца, перекрывающиx прорези замков друг у друга, в заколечном пространстве установлен фиксатор, выполненный из полосы пружинной ленточной стали шириной, равной осевой высоте обоих колец, при этом фиксатор имеет две лапки, верхнюю и нижнюю, отогнутые по радиусу к зеркалу цилиндра так, что каждая из них входит в прорезь прямого замка соответствующего компрессионного кольца, причем осевая высота каждой лапки не превышает осевую высоту соответствующего кольца, а длина не превышает радиальную толщину кольца, фиксатор выполнен разрезным круглым и контактирует всей наружной поверхностью с поверхностями тыльной стороны колец, создавая равномерное радиальное давление на оба кольца одновременно, при этом лапки получены путем сквозной просечки одновременно в осевом и окружном направлениях верхнего и нижнего краев полосы фиксатора, где согласно изобретению, кольца сдвинуты в окружном направлении одно относительно другого так, что расстояние между двумя прямыми замками верхнего и нижнего колец равно длине l колеблющегося кончика кольца, определяемой половиной периода волновых колебаний кончиков колец, причем верхняя и нижняя лапки фиксатора отогнуты на расстояние l между собой, соответствующее расстоянию между двумя замками. Здесь следует пояснить, что длину колеблющегося кончика кольца можно определить по известной формуле (Гинцбург Б.Я. Теория поршневого кольца.- М.: Машиностроение, 1979, c. 180)
где l - длина консоли колеблющегося кончика кольца, м;
D - диаметр цилиндра, м;
Sп - ход поршня, м;

n - частота вращения коленчатого вала, об/мин;
P1 - давление газа над верхним поршневым кольцом в соответствии с индикаторной диаграммой, Н/м2;
E - модуль продольной упругости, Н/м2;


f(







Класс F16J9/00 Поршневые кольца; канавки для них; уплотнительные кольца подобных конструкций