способ испытаний космических аппаратов
Классы МПК: | G01M7/00 Испытание конструкций или сооружений на вибрацию, на ударные нагрузки B64G7/00 Имитация космических условий, например для установления условий жизнеобеспечения |
Автор(ы): | Орлов С.А. |
Патентообладатель(и): | Научно-производственное объединение прикладной механики |
Приоритеты: |
подача заявки:
1998-05-18 публикация патента:
10.08.2001 |
Изобретение относится к области наземных испытаний изделий космической техники на механические нагрузки. Согласно изобретению нагружают динамически подобный макет изделия по методам качающейся частоты, широкополосной случайной вибрации и ударных спектров ускорений. При этом испытания проводят последовательно на каждый из указанных видов нагружения. Нагрузки изменяют по амплитуде дискретно от минимальных уровней до уровней, полученных при натурной эксплуатации изделия. Амплитудно-частотные характеристики испытательного режима рассчитывают путем минимизации некоторого квадратичного функционала, при условии непревышения допустимых значений нагрузок в контрольных точках макета в каждом частотном диапазоне. Изобретение направлено на сокращение времени и номенклатуры оборудования для испытаний при обеспечении качества воспроизведения реальных воздействий на изделия. 3 табл.
Рисунок 1
Формула изобретения
Способ испытаний космических аппаратов, заключающийся в нагружении динамически подобного макета по методам качающейся частоты, широкополосной случайной вибрации и ударных спектров ускорений, отличающийся тем, что испытания проводятся последовательно на каждый из указанных видов нагружения, при этом воздействия изменяют по амплитуде дискретно от минимальных уровней, определяемых чувствительностью задающей и регистрирующей аппаратуры, до уровней, полученных при натурной эксплуатации, формируют испытательный режим, при условии непревышения допустимых значений воздействий в контрольных точках макета в каждом частотном поддиапазоне, по формулеG (w, g) = Argmin Ф,
где

где Ф - минимизируемый функционал;
G (w, g) - амплитудно-частотная функция нагружения космического аппарата, определяющая испытательный режим;
w - частота;
g - ускорение;
М - количество точек контроля;
j = 1 - обозначает коэффициенты, связанные с амплитудным спектром;
j = 2 - обозначает коэффициенты, связанные с широкополосной случайной вибрацией;
j = 3 - обозначает коэффициенты, связанные с ударным спектром ускорений;
N - количество частотных поддиапазонов;


KijAm - коэффициент передачи, полученный из эксперимента и связанный с амплитудными спектрами в m-й точке при j-м воздействии в i-м частотном поддиапазоне;




KijSm - коэффициент передачи, полученный из эксперимента и связанный со спектральной плотностью мощности виброускорений в m-й точке при j-м воздействии в i-м частотном поддиапазоне;




KijVm - коэффициент передачи, полученный из эксперимента и связанный с ударными спектрами ускорений в m-й точке при j-м воздействии в i-м частотном поддиапазоне;


Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области испытаний космической техники, в частности к области испытаний на вибрационные и ударные воздействия. В настоящее время имеется достаточно много различных способов испытаний космических аппаратов (КА). В зависимости от своего назначения эти испытания могут быть либо квалификационными (отработочными) либо приемными. Как квалификационные, так и приемочные испытания на механические воздействия в настоящее время включают испытания на гармоническую вибрацию (ГВ), на широкополосную случайную вибрацию (ШСВ), на ударные воздействия по методу ударных спектров ускорений (УСУ) (см. Вибрации в технике. Справочник в 6 томах, т. 5, под ред. М. Д.Генкина. М.: Машиностроение, 1981 г., стр.455-456, 459-472, 475-487). Или "Испытательная техника" справочник в 2-х томах под ред. В.В.Клюева, книга 1, М.: Машиностроение, 1982 г., стр.287-289, 334-337, или В.Ф. Гладкий "Прочность, вибрация и надежность конструкции летательного аппарата. M. : Наука, 1975 г., стр.415-420 (прототип). Формирование режимов нагружения (В. Ф.Гладкий "Прочность, вибрация и надежность конструкции летательного аппарата" M.: Наука, 1975 г., стр. 19) проводят обычно на динамически подобных инженерных моделях КА. Эти испытания могут быть последовательными или комбинированными. Однако и тот и другой подход к испытаниям имеют существенные недостатки. Комбинированное нагружение КА существенно усложняет испытательное оборудование и ведет к значительному удорожанию испытаний (для некоторых видов комбинированного нагружения необходимое оборудование не может быть создано на сегодняшнем уровне развития техники). Последовательные испытания существенно увеличивают время нагружения КА и по этой причине применяются на приемных испытаниях в сокращенном объеме (например, ГВ+ШСВ или только ШСВ). Наиболее распространенным испытательным оборудованием на механические нагрузки являются электродинамические стенды. Они позволяют проводить испытания на ГВ, ШСВ, УСУ. Отличие при этих испытаниях будет заключаться в алгоритме управления, закладываемом в компьютер. Целью приемных испытаний, например, является подтверждение отсутствия брака во время изготовления КА и подтверждение его стойкости, в первую очередь, к воздействию максимальных нагрузок. Предлагаемый способ испытаний позволит исключить указанные недостатки. Во-первых, проводить приемные испытания на различные виды воздействий без существенного увеличения времени нагружения КА, во-вторых, проводить нагружение КА максимальными эксплуатационными нагрузками от трех видов воздействий (ГВ, ШСВ, УСУ), не превышая ограничений ни по одному из них, и, в-третьих, проводить фактически комбинированное нагружение с помощью одного вибростенда. Это позволит более точно воспроизводить реальные воздействия на КА и повысить качество проводимых испытаний. Эта цель достигается тем, что испытания проводятся последовательно на каждый вид нагружения, при этом воздействия изменяют по амплитуде дискретно от минимальных, определяемых чувствительностью задающей и регистрирующей аппаратуры, до уровней полученных при натурной эксплуатации, формируют испытательный режим из условия непревышения допустимых значений в контрольных точках в каждом частотном диапазоне по формуле:G(w,g)=ArgminФ
где

где Ф - функционал, подлежащий минимизации;
G (w, g) - испытательный режим (амплитудно-частотная функция нагружения космического аппарата);
w - частота;
g - ускорение;
М - количество точек контроля;
j=l коэффициенты, связанные с амплитудным спектром;
j=2 коэффициенты, связанные с широкополосной случайной вибрацией;
j=3 коэффициенты, связанные с ударным спектром ускорений;
N - количество частотных поддиапазонов;


КijAm - коэффициент передачи, полученный из эксперимента и связанный с амплитудными спектрами в "m" точке при "j" воздействии в "i" частотном поддиапазоне;




KijSm - коэффициент передачи, полученный из эксперимента и связанный со спектральной плотностью мощности виброускорений в "m" точке при "j" воздействии в "i" частотном поддиапазоне;




КijVm - коэффициент передачи, полученный из эксперимента и связанный с ударными спектрами ускорений в "m" точке при "j" воздействии в "i" частотном поддиапазоне;


после чего нагружению подвергают штатное изделие сначала на минимально возможных уровнях от испытательного режима, а затем на откорректированном по приведенной выше формуле с учетом коэффициентов передачи штатного изделия испытательном режиме. Суть предлагаемого решения может быть пояснена следующим образом. При отработке режимов приемных испытаний на динамически подобном макете космического аппарата, когда необходимо проводить отработку на гармоническую вибрацию, широкополосную случайную вибрацию, ударные воздействия, то на каждый вид воздействия получают коэффициенты передачи от точек задания режимов испытаний к точкам контроля. Причем, при проведении испытаний по одному из видов нагружения получают коэффициенты передачи и проводят контроль ограничений, накладываемых на другие виды воздействий. При этом коэффициенты передачи получают при различных уровнях нагружения, чтобы оценить влияние нелинейности конструкции КА. Коэффициенты передачи по ГВ, ШСВ, УСУ всегда можно получить, т. к. при всех видах воздействия регистрация нагружения проводится одними и теми же датчиками ускорений. Затем по полученным коэффициентам формируют функционал Ф, минимизация которого позволяет получить необходимый режим испытаний. Минимизация функционала Ф производится по коэффициентам передачи











На сегодняшний день в НПО ПМ реализуется технология запусков КА без электрических испытаний на полигоне после транспортирования. Поэтому в процедуру приемных испытаний включены испытания по имитации авиационной транспортировки. Эти испытания регламентируются "Программой и методикой транспортировочных вибрационных испытаний" (для КА Галс она имеет индекс "743.0000-0 ПМ99") и предполагает испытания КА на ШСВ. Выписка из 743.0000-0 ПМ99 приведена в Приложении 1. В процессе отработки методики приемных испытаний на авиатранспортирование для модернизируемого КА на изделии Галс 05ДИ была реализована рассматриваемая методика. На динамически подобном макете КА Галс (изделие 05ДИ) были проведены испытания на гармоническую вибрацию по методу качающейся частоты с уровнями от 0,1g до


до 80 Гц гармоническая вибрация (по методу качающейся частоты) с погрешностью 20-25% и амплитудой виброускорения от 0,6 до 1,6 g;
80-310 Гц широкополосная случайная вибрация погрешность

Следует заметить, что аналогичные работы были проведены и для испытаний КА в стартовом положении (диапазон воздействий до 2000 Гц), что позволило сформировать общий режим нагружения. 310-640 широкополосная случайная вибрация погрешность

640-1280 Гц испытания на ударный спектр ускорений погрешность ~40% и уровнем амплитуды ударного спектра от 2,7 до 3,9g;
1280-2000 Гц широкополосная случайная вибрация погрешность ~6дБ. Этот режим испытаний позволил без существенного изменения времени испытаний воспроизвести для приемных испытаниях различные виды нагружения КА при авиационной транспортировке. Таким образом, удалось объединить не только режимы испытаний на авиационное транспортирование (диапазон частот до 310 Гц), но и режимы приемных испытаний для участка выведения (диапазон частот до 2000 Гц). При этом гарантируется непревышение допустимых уровней нагружения бортовой аппаратуры КА. ВЫПИСКА ИЗ "ПРОГРАММЫ И МЕТОДИКИ ТРАНСПОРТИРОВОЧНЫХ ВИБРАЦИОННЫХ ИСПЫТАНИЙ 743.0000-0 ПМ99"
4. Объем и последовательность проведения испытаний. 4.1 Перед проведением испытаний на изделие установите технологические ВИП согласно рис.1. 4.2 Установите изделие на стенд. 4.3 Подключите технологические ВИП к системе измерительных средств. 4.4 Настройте блок ограничений задаваемых режимов DP317 на непревышение пиковых значений виброускорений 3,8 м/с2. 4.5 Возбудите в изделии ШВС в направлении оси Y на режимах табл.1. В процессе нагружения произведите регистрацию сигналов технологических ВИП, установленных на изделии. 4.6 Произведите обработку магнитограмм с целью определения СПМ виброускорений в местах установки ВИП. Получите коэффициенты передачи по СПМ. 4.7 Скорректируйте при необходимости уровни нагружения, приведенные в табл. 2, таким образом, чтобы ожидаемые уровни СПМ виброускорения в местах установки ВИП не превышали значений, приведенных в табл.3. 4.8 Возбудите в изделии ШВС в направлении оси Y на режимах, сформированных по п.4.7. В процессе нагружения зарегистрируйте сигналы ВИП.
Класс G01M7/00 Испытание конструкций или сооружений на вибрацию, на ударные нагрузки
Класс B64G7/00 Имитация космических условий, например для установления условий жизнеобеспечения