аэродинамическое судно
Классы МПК: | B63H9/04 применение парусов и тп B60V1/08 в которых подушка создается за счет скоростного напора во время движения транспортного средства |
Автор(ы): | Макаров Ю.В. |
Патентообладатель(и): | Макаров Юрий Васильевич |
Приоритеты: |
подача заявки:
1998-03-16 публикация патента:
27.01.2002 |
Изобретение относится к судостроению и касается создания судов парусного экранопланного типа, которые могут использоваться в спортивных или транспортных целях. Судно имеет надводный аэродинамический корпус. На корпусе установлены хвостовое оперение и Т-образное жесткое крыло-парус, перекидное с борта на борт вокруг горизонтального шарнира посредством тросов с приводом. Судно имеет бортовые водоизмещающие плавучести. Надводный аэродинамический корпус выполнен в виде экранопланного крыла малого удлинения. Водоизмещающие плавучести снабжены швертами. Шверты расположены на свободных концах этого корпуса. Корпус выполнен с поворотной вокруг вертикального шарнира мачтой. Мачта имеет кольцеобразный гик. Вертикальный шарнир размещен на крыле аэродинамического корпуса на расстоянии от центра тяжести судна, равном 5% от средней хорды крыла-корпуса. Горизонтальный шарнир крыла-паруса расположен по оси его центра тяжести и размещен на вершине поворотной мачты. Левая и правая поверхности V-образного крыла-паруса соединены тросами и тягами с ручкой перекладки паруса, установленной сбоку от сиденья пилота. Мачта выполнена со сквозной полостью и снабжена блоками на ее вершине для проводки через мачту тросов перекладки крыла-паруса. Технический результат реализации изобретения заключается в упрощении системы управления парусом и в увеличении скорости движения судна. 13 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12, Рисунок 13
Формула изобретения
Аэродинамическое судно, содержащее надводный аэродинамический корпус, на котором установлены хвостовое оперение и V-образное жесткое крыло-парус, перекидное с борта на борт вокруг горизонтального шарнира посредством тросов с приводом, а также бортовые водоизмещающие плавучести, отличающееся тем, что надводный аэродинамический корпус выполнен в виде экранопланного крыла малого удлинения, а бортовые опоры - водоизмещающие плавучести снабжены швертами, расположенными на свободных концах этого корпуса, который выполнен с поворотной вокруг вертикального шарнира мачтой с кольцеобразным гиком, при этом вертикальный шарнир мачты расположен на крыле-корпусе на расстоянии от центра тяжести судна, равном
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к судостроению и касается конструирования спортивных парусных судов экранопланного типа, которые могут использоваться и в транспортных целях. Из патентной литературы известны устройства аэродинамических судов (пат. США кл. 244-16 N 3966143; 3987382, пат. Англии кл. B 7 W 1463397, состоящие из водоизмещающего корпуса с парусами-крыльями, к которым крепится хвостовое оперение. Крылья-паруса имеют поперечное V-образное крыло и снабжены элеронами. Прототипом предлагаемого изобретения является аэродинамическое судно, имеющее корпус, на котором установлены хвостовое оперение, сиденье пилота со спинкой и V-образное жесткое крыло-парус, перекладываемое с борта на борт вокруг горизонтального шарнира посредством тросов перекладки с приводом, а также бортовые водоизмещающие плавучести (см. патент США 3800724, кл. В 63 Н 9/04, опубл. 1974). Однако у такого судна отсутствует вертикальный шарнир крыла-паруса, а профиль корпуса не спрофилирован крылообразным, что снижает аэродинамическое качество и скорость хода судна. Решаемая техническая задача обеспечивает упрощение системы управления парусом и увеличение скорости движения судна. Указанная техническая задача решается следующим образом. Надводный аэродинамический корпус судна выполнен в виде экранопланного крыла малого удлинения, а бортовые водоизмещающие плавучести снабжены швертами и расположены на свободных концах этого корпуса, который выполнен с поворотной вокруг вертикального шарнира мачтой с кольцеообразным гиком, при этом вертикальный шарнир мачты расположен на крыле-корпусе на расстоянии от центра тяжести судна, равном
на фиг. 2 то же, вид сверху;
на фиг. 3 то же, вид спереди;
на фиг. 4 изображен боковой вид одноместного судна на буерном шасси;
на фиг. 5 показаны план скоростей и векторная схема, поясняющая принцип движения судна в процессе разгона;
на фиг. 6 и 7 показано судно на коньках спереди и сбоку;
на фиг. 8 дана схема управления крылом-парусом судна;
на фиг. 9, 10 и 11 изображено тридцатиместное пассажирское аэродинамического судно в трех проекциях;
на фиг. 12 показана схема управления крылом парусом в двух проекциях;
на фиг. 13 изображена общая система управления судном и крылом-парусом. Аэродинамическое судно состоит из надводного аэродинамического корпуса 1, выполненного в виде экранопланного крыла малого удлинения, на котором в передней части расположена одно- или многоместная кабина 2 экипажа. Сиденье 3 пилота расположено в районе центра тяжести судна (фиг. 1). В кормовой части крыла - корпуса расположен воздушный киль 4 с рулем поворота 5 хвостового оперения и водный киль 6 с водным рулем 7. Управление рулями поворота пилот производит при помощи педалей 8. Крыло-корпус 1 имеет дугообразную переднюю кромку при виде спереди. Задняя кромка этого крыла расположена в одной (горизонтальной) плоскости и в плане она имеет вид параболы (полуокружности) или имеет элипсовидную форму. Крыло-корпус 1 имеет аэродинамический профиль (например, Р-3), а его осевое центральное сечение имеет установочный угол 7-9o. По концам крыла-корпуса установлены бортовые опоры - водоизмещающие плавучести, выполненные в виде поплавков 9 со швертами 10. Шверты пристыкованы к боковой грани поплавка 9 под углом 90-60o к горизонтальной плоскости. К концевым частям крыла-корпуса крепятся концевые аэродинамические поверхности 11. Аэродинамическое судно вместо поплавков может иметь буерное шасси. В этом случае по концам крыла-корпуса 1 в хвостовой части (вместо водного киля 6) устанавливают колеса 12 для движения по грунту или коньки (показаны на фиг. 6 и 7) для движения по льду. Движение аэродинамического судна на буерном шасси не отличается от обычной колесной яхты (буера). По продольной оси крыла-корпуса 1 на расстоянии

Увеличенная вымпельная скорость вызывает повышение скорости судна, что, в свою очередь, увеличивает скорость вымпельного ветра (диаграмма фиг. 5). В процессе разгона пилот устанавливает с помощью гика 19 (колеса 35) крыло-парус 24 на наивыгоднейший угол атаки и поддерживает направление движения судна с помощью воздушного 5 и водного 6 рулей, управляя и ручкой управления 36 (на многоместном судне). Таким образом, пилот разгоняет судно до скорости 65-80 км/ч. При этом вектор скорости вымпельного ветра направлен практически по продольной оси крыла-корпуса, так как крыло-корпус 1 имеет несущую площадь 15-20 м2, то при нагрузке 15-20 кг/м2 крыло-корпус 1 обеспечивает подъемную силу, равную массе судна. Поплавки 9 судна выходят из воды, и оно совершает движение в режиме экранного полета, что соответствует ватерлинии В. Л. 2. (шверты сохраняют контакт с водой). Для парирования сноса шверты 10 все время находятся в воде. В случае их выхода из воды происходит дрейф судна, падает тяга крыла-паруса 24 и уменьшается подъемная сила крыла-корпуса 1 судна. При движении обратным курсом пилот снимает барабан 24 с фиксатора 33, переставляет крыло-парус 24 на другую сторону, фиксирует его и осуществляет движение в указанном выше порядке. Маневрирование в процессе движения пилот производит рулями 5 и 6 с помощью педалей и ручки управления, а гиком он управляет крылом-парусом 24. Благодаря незначительной высоте мачты, равной 0,9-1,2 м, предложенное устройство паруса 24 создает незначительный момент крена, который парируется частично подъемной силой крыла-паруса, которая направлена не горизонтально, а под углом 30-45o вверх. Парирует крен, в основном, момент от перемещения центра давления в сторону, противоположную подветренному крылу-корпусу 24 (фиг. 5). За счет его косого обдува вымпельным ветром центр давления (Ц. Д. ) смещается в сторону, противоположную крену, и выравнивает крыло-корпус 1 над водой. Площадь крыла-паруса 24 для указанного судна (фиг. 1) достаточна, если она равна 4-5 м2 при размахе крыла-корпуса до 6 м. На многоместном судне крен парируют с помощью элеронов. А заданную высоту судна выдерживают с помощью руля высоты. Движение судна на буерном шасси (колесном или на коньках) происходит таким же образом, как и на поплавках 9. Аэродинамическая разгрузка в этом случае происходит до тех пор, пока существует контакт колес или коньков с опорной поверхностью. При подлете судна возникает его дрейф, и исчезает тяга крыла-паруса 24. Предложенное аэродинамическое судно имеет большое аэродинамическое качество, которое может достигать 20-25 единиц при движении на минимальном удалении от экрана (от поверхности воды), тогда как лучшее парусное вооружение имеет аэродинамическое качество 5-7, а качество всего судна в этом случае - 2-3 единицы.
Класс B63H9/04 применение парусов и тп
складной парус-зонт - патент 2441801 (10.02.2012) | ![]() |
яхта - патент 2426670 (20.08.2011) | ![]() |
парусное вооружение - патент 2378151 (10.01.2010) | |
парусное судно - патент 2178756 (27.01.2002) | |
парусно-моторная яхта - патент 2130854 (27.05.1999) |
Класс B60V1/08 в которых подушка создается за счет скоростного напора во время движения транспортного средства
аэроглиссер-амфибия - патент 2508997 (10.03.2014) | ![]() |
самолет-амфибия "гадкий утенок" - патент 2474515 (10.02.2013) | ![]() |
экраноплан - патент 2471660 (10.01.2013) | ![]() |
экраноплан - патент 2466888 (20.11.2012) | ![]() |
транспортная система (варианты), экранопоезд и направляющая для нее - патент 2463182 (10.10.2012) | ![]() |
аппарат на воздушной подушке с дополнительной аэродинамической поддержкой корпуса - патент 2456185 (20.07.2012) | ![]() |
мягкий реданированный поплавок - патент 2442709 (20.02.2012) | ![]() |
профилированная нижняя часть мягкого поплавка с поперечным реданом - патент 2442708 (20.02.2012) | ![]() |
скоростное судно - патент 2436707 (20.12.2011) | ![]() |
судно на подводных крыльях - патент 2434778 (27.11.2011) | ![]() |