дисковый поворотный затвор
Классы МПК: | F16K1/226 форма или расположение уплотнения |
Автор(ы): | Сербин В.М., Пенкин Н.С., Копченков В.Г., Шелудько Г.П., Соловьев А.А. |
Патентообладатель(и): | Сербин Виктор Михайлович, Пенкин Николай Семенович, Копченков Вячеслав Григорьевич, Шелудько Геннадий Петрович, Соловьев Александр Александрович |
Приоритеты: |
подача заявки:
2000-03-20 публикация патента:
27.02.2002 |
Изобретение относится к запорно-регулировочной арматуре трубопроводов и может быть использовано в горно-обогатительной, химической, энергетической, нефтяной и других отраслях промышленности. Дисковый поворотный затвор состоит из металлического корпуса, установленного в корпусе на поворотном валу запорного органа в виде металлического диска, гуммированного по всей поверхности, включая периметр, резиной с модулем упругости E
. В корпусе размещено седло, выполненное из резины с модулем упругости Еc. Модуль упругости диска больше модуля упругости седла. Седло установлено в корпусе с образованием кольцевой полости между корпусом и седлом. Кольцевая полость образована выполненной на внутренней поверхности корпуса канавкой, имеющей в поперечном сечении форму сегмента с длиной хорды С больше или равной ширине корпуса затвора В,
В, радиусом сегмента Rс, равным Rc= (Dу+2
)/[2cos(
/2)], и центральным углом
, равным
= 2
arctg[C/(Dу+2
)], где В - ширина корпуса затвора, С - длина хорды, Dy - диаметр условного прохода затвора,
- толщина стенки резинового седла,
- центральный угол сегмента, Rc - радиус сегмента, позволит оптимизировать параметры канавки и кольцевой полости. В корпусе выполнено сквозное отверстие для сообщения кольцевой полости с внешней средой. Изобретение позволяет повысить надежность и долговечность дисковых поворотных затворов, а также расширить области их применения. 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3










Формула изобретения
Дисковый поворотный затвор, содержащий корпус, установленный в корпусе на поворотном валу запорный орган в виде диска, седло, выполненное из резины с модулем упругости Ес и установленное в корпусе с образованием кольцевой полости между корпусом и седлом, отличающийся тем, что диск выполнен металлическим и гуммирован резиной с модулем упругости E

С

радиусом

и центральным углом

где С - длина хорды;
Dу - диаметр условного прохода затвора;
В - ширина корпуса затвора;

Описание изобретения к патенту
Предлагаемое техническое решение относится к запорно-регулировочной арматуре трубопроводов и может быть использовано в горно-обогатительной, химической, энергетической, нефтяной и других отраслях промышленности. Известен дисковый поворотный затвор, включающий корпус с футеровочным слоем из эластичного материала, на котором выполнено кольцевое седло, а также установленный в корпусе на поворотном валу запорный орган в виде диска, футерованного эластичным материалом и снабженного по периметру металлическим уплотнительным кольцом [А.с. 170738 (СССР), кл. F 16 К 1/226]. Недостатком известной конструкции является то, что при транспортировании по трубам высокоабразивной пульпы выступ кольцевого седла и металлическое уплотнительное кольцо подвергаются интенсивному абразивному изнашиванию, что нарушает герметичность уплотнения. Известно, что футерование рабочих органов машин эластичным материалом производится прежде всего с целью повышения из износостойкости. В предлагаемой конструкции затвора не защищенной от износа оказывается наиболее ответственная часть диска - его периметр. Практикой также установлено, что в результате уменьшения живого сечения трубопровода в зоне кольцевого седла происходит нарушение сплошности течения пульпы, что, в свою очередь, приводит к интенсивному износу выступов этого элемента. Низкая эффективность предлагаемого затвора также обусловлена необходимостью приложения к поворотному валу значительного крутящего момента при перекрытии пульпопровода из-за плотного прилегания седла к внутренней поверхности корпуса. Наиболее близким к предлагаемому изобретению по технической сущности и достигаемому результату является уплотнительная дроссельная заслонка, в корпусе которой установлены резиновое седло и запорный орган в виде диска, жестко соединенного с поворотным валом, при этом между корпусом и резиновым седлом образована кольцевая полость, сообщающаяся с входным патрубком с помощью канала в резиновом седле [А.с. 376620 (СССР), кл. F 16 К 3/02: F 16 К 1/226]. В предлагаемом изобретении отсутствует кольцевой выступ на резиновом седле и за счет кольцевой полости повышается податливость запорной системы: диск - седло, что позволяет существенно снизить крутящий момент при перекрытии затвора. К недостаткам предлагаемого затвора относится низкая надежность при эксплуатации на трубопроводах, транспортирующих пульпы. В этом случае кольцевая полость и канал в седле быстро "запесочатся", т.е. окажутся забитыми твердыми частицами, и предлагаемая конструкция потеряет свои преимущества. Если "запесочится" только канал, то при перекрытии затвора под действием внутреннего давления жидкости произойдет неконтролируемая деформация материала седла в кольцевую полость и возможна разгерметизация стыка. Кроме того, цилиндрическая форма внутренней поверхности седла создает неоптимальные условия взаимодействия с внешним контуром запорного органа (диска), который при повороте описывает в пространстве фигуру в форме сферы. В результате этого воздействия в зоне контакта диск - седло развиваются высокая сила трения и сложный комплекс напряжений, приводящих к преждевременному разрушению рабочих элементов. Целью настоящего изобретения является повышение надежности и долговечности дисковых поворотных затворов, а также расширение области их применения. Для достижения поставленной цели в конструкции дискового поворотного затвора, содержащего установленный в корпусе на поворотном валу запорный орган в виде диска, седло, выполненное из резины с модулем упругости Ес и установленное в корпусе с образованием кольцевой полости между корпусом и седлом, этот диск выполнен металлическим и гуммирован резиной с модулем упругости E

C

центральным углом



и радиусом
Rc= (Dу+2


где С - длина хорды канавки,
Dy - диаметр условного прохода затвора,
В - ширина корпуса затвора,








C

где В - ширина корпуса затвора,
С - длина хорды канавки. При этом ширина корпуса затвора зависит от размеров опорных узлов 2 и 3 и может быть определена с учетом их конструктивных особенностей. С учетом неравенства (4) параметры канавки 9 могут быть определены при помощи расчетной схемы, показанной на фиг 2. Согласно этой схеме центральный угол сегмента

и радиус

где Dy - диаметр условного прохода затвора,


где

Класс F16K1/226 форма или расположение уплотнения
затвор - патент 2427749 (27.08.2011) | ![]() |
арматура для запирания или регулирования среды - патент 2423635 (10.07.2011) | ![]() |
затвор - патент 2374537 (27.11.2009) | ![]() |
уплотнение - патент 2315217 (20.01.2008) | ![]() |
дисковый затвор - патент 2259506 (27.08.2005) | ![]() |
запорная заслонка и способ её изготовления (варианты) - патент 2243435 (27.12.2004) | ![]() |
поворотная заслонка - патент 2224157 (20.02.2004) | |
затвор - патент 2172881 (27.08.2001) | |
клапан-заслонка - патент 2170869 (20.07.2001) | |
быстродействующая герметичная заслонка - патент 2158865 (10.11.2000) |