палец фиксатора замка двери автомобиля
Классы МПК: | E05B65/20 для дверей пассажирских транспортных средств и подобных дверей F16B35/00 Болты; анкерные болты и связи; шпильки; винты установочные и стопорные |
Автор(ы): | Гильманов Ф.С., Певнев Ю.В. |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "Автонормаль" |
Приоритеты: |
подача заявки:
2001-02-02 публикация патента:
10.07.2002 |
Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к замкам боковых дверей автомобилей. Палец фиксатора замка двери автомобиля содержит головку с внутренним пазом, стержень с цилиндрическим участком и выполненной в нем кольцевой канавкой с неметаллической оболочкой, резьбу на конце. Согласно изобретению кольцевая канавка выполнена седлообразной и расположена в месте контакта пальца с рычагами замка. Неметаллическая оболочка канавки образована материалом, заполнившим канавку литьем под давлением заподлицо с цилиндрическим участком. В результате палец прост по конструкции и технологичен в изготовлении, обладает высокой износостойкостью и долговечностью. 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3
Формула изобретения
Палец фиксатора замка двери автомобиля, содержащий головку с внутренним пазом, стержень с цилиндрическим участком и с выполненной в нем кольцевой канавкой с неметаллической оболочкой, резьбу на конце, отличающийся тем, что кольцевая канавка выполнена седлообразной и расположена в месте контакта пальца с рычагами замка, а неметаллическая оболочка канавки образована неметаллическим материалом, заполненным канавку литьем под давлением заподлицо с цилиндрическим участком.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к замкам боковых дверей автомобилей. Известен палец фиксатора замка двери автомобиля, содержащий головку с внутренним пазом и стержень с цилиндрическим участком и с резьбой на конце (Каталог запасных частей автомобилей ВАЗ - 2108, ВАЗ - 2109. М.: Машиностроение, 1988, с. 119, 120, поз. 2108 - 6105228). При открывании и закрывании дверей в контакт с металлическим стержнем - фиксатором, а именно с его цилиндрической частью, вступают другие металлические детали замка. Кинематика запирания замка достаточно динамична, и поэтому при взаимодействии металла о металл происходит сильный щелчок, создающий шум, снижающий комфортность эксплуатации автомобиля и его эргономические показатели. Наиболее близким к заявляемому техническому решению является винт-фиксатор, содержащий головку с внутренним пазом, стержень с цилиндрическим участком и с выполненной в нем кольцевой канавкой с неметаллической оболочкой, резьбу на конце (патент РФ 2159366, кл. F 16 B 35/00, 20.11.2000). Данный винт-фиксатор повышает эргономические показатели автомобиля, но имеет ряд недостатков. Вследствии того, что кольцевая канавка выполнена цилиндрической, снижается износостойкость детали, так как имеющиеся в ней прямые углы являются мощными очагами концентраций напряжений. Полиэтиленовая оболочка в кольцевую цилиндрическую канавку устанавливается, то есть сажается, что снижает срок ее использования, так как в процессе длительной эксплуатации возникает опасность ее прокручивания. Кроме того, такое конструктивное выполнение канавки и отдельное получение полиэтиленовой оболочки с последующей ее установкой не технологичны в изготовлении. Изобретение решает задачу создания простого по конструкции и технологичного в изготовлении пальца фиксатора замка двери автомобиля, обладающего высокой износостойкостью и долговечностью. Поставленная задача решена тем, что в пальце фиксатора замка двери автомобиля, содержащем головку с внутренним пазом, стержень с цилиндрическим участком и с выполненной в нем кольцевой канавкой с неметаллической оболочкой, резьбу на конце, согласно изобретению, кольцевая канавка выполнена седлообразной и расположена в месте контакта пальца с рычагами замка, а неметаллическая оболочка канавки образована неметаллическим материалом, заполненным ее литьем под давлением заподлицо с цилиндрическим участком. Предложенный палец обладает простой конструкцией и технологичен в изготовлении - седлообразную канавку в стержне можно получить точением, накаткой, холодной высадкой с последующем заполнением ее методом литья под давлением на всех видах литьевых пресс-автоматах: горизонтальных, вертикальных и роторных. Отсутствие прямых углов в канавке исключает концентрацию напряжений в какой-либо одной точке. Образованная литьем под давлением неметаллическая оболочка имеет более прочное сцепление с поверхностью канавки, чем оболочка, установленная на нее. Изобретение поясняется графическими материалами. На фиг.1 представлен общий вид пальца; на фиг.2 - вид слева; на фиг.3 - участок кольцевой седлообразной канавки. Палец фиксатора замка двери автомобиля содержит головку 1 с внутренним пазом 2 под отвертку или под ключ с рабочей поверхностью любой конфигурации, стержень с цилиндрическим участком 3, в котором выполнена в месте контакта с рычагами замка седлообразная кольцевая канавка 4, заполненная методом литья под давлением заподлицо с цилиндрическим участком неметаллическим материалом 5. На конце стержня выполнена резьба 6. Седлообразная кольцевая канавка образована сопряжением одного центрального большого радиуса R с меньшими радиусами r по переферии. Пример конкретного выполнения. Палец фиксатора замка дверей автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 2110 и их модификаций изготавливают на многопозиционном холодновысадочном автомате. Затем получают седлообразную канавку. Далее после термообработки и гальванопокрытия канавку заливают неметаллическим материалом, обеспечивающим прочность и износостойкость контактирующих поверхностей пальца и рычага замка. Применение предлагаемого пальца фиксатора замка улучшает эксплуатационные качества автомобиля вследствие его высокой износостойкости и долговечности, а благодаря простой конструкции и несложной технологии изготовления его себестоимость значительно ниже известного винта-фиксатора.Класс E05B65/20 для дверей пассажирских транспортных средств и подобных дверей
Класс F16B35/00 Болты; анкерные болты и связи; шпильки; винты установочные и стопорные