электрический двигатель постоянного тока
Классы МПК: | H02K23/02 отличающиеся по выполнению системы возбуждения H02K23/24 с обмоткой дополнительного полюса |
Автор(ы): | Гололобов Владимир Васильевич (UA), Рымша Виктор Иванович (UA), Рымша Виталий Викторович (UA), Ивлев Анатолий Дмитриевич (UA), Ивлев Дмитрий Анатольевич (UA) |
Патентообладатель(и): | Общество с ограниченной ответственностью Научно- производственное предприятие "Одесмонтажспецпроект" (UA), Гололобов Владимир Васильевич (UA), Рымша Виктор Иванович (UA), Рымша Виталий Викторович (UA), Ивлев Анатолий Дмитриевич (UA), Ивлев Дмитрий Анатольевич (UA) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2000-10-02 публикация патента:
10.07.2002 |
Изобретение относится к области электромашиностроения. Технический результат, заключающийся в упрощении изготовления двигателя и повышении удельных значений мощности и момента, достигается путем того, что электрический двигатель постоянного тока, содержащий неподвижный статор, обмотки якоря и возбуждения и ротор с ферромагнитными полюсами, дополнительно снабжен коммутатором-коллектором, щеточный узел которого установлен с возможностью вращения, кроме того, двигатель снабжен добавочными полюсами, каждый из которых состоит из двух встречно ориентированных когтеобразных выступов, установленных на ферромагнитном цилиндре, несущем общую обмотку добавочных полюсов, выводы которых включены последовательно с обмоткой якоря посредством двух вращающихся контактных колец и неподвижных щеток. 6 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6
Формула изобретения
Электрический двигатель постоянного тока, включающий неподвижный статор, содержащий обмотки якоря и возбуждения, и ротор с ферромагнитными полюсами, отличающийся тем, что он дополнительно снабжен коммутатором - коллектором, щеточный узел которого установлен с возможностью вращения, кроме того, двигатель снабжен добавочными полюсами, каждый из которых состоит из двух встречно ориентированных когтеобразных выступов, установленных на ферромагнитном цилиндре, несущем общую обмотку добавочных полюсов, выводы которых включены последовательно с обмоткой якоря посредством двух вращающихся контактных колец и неподвижных щеток.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области электромашиностроения и может быть использовано в электроприводах общепромышленных механизмов для обеспечения устойчивой и регулируемой частоты вращения в широком диапазоне скоростей. Известна классическая машина постоянного тока вращательного движения, неподвижная часть которой представляет собой индуктор с источником магнитодвижущей силы (МДС), а вращающаяся часть - якорь с обмоткой и коллектор (см. Вольдек А.И., Электрические машины. Л.: Энергия, 1974, с.33-39, 130-132). Общеизвестным недостатком ее является значительная трудоемкость изготовления якоря. Наиболее близким к заявляемому является вентильный двигатель постоянного тока (ВДПТ), созданный на базе синхронной машины с когтеобразными полюсами (см. Бут А.А. Бесконтактные электрические машины. М.: Высшая школа, 1990 г., с.240-248, 123-133). Данный двигатель выбран в качестве прототипа. Прототип совпадает с заявляемым изобретением в том, что имеет общие признаки:- неподвижный статор, который содержит обмотку якоря и обмотки возбуждения;
- ротор с ферромагнитными полюсами. Однако двигатель по прототипу очень сложный. Во-первых, это связано со сложностью полупроводникового коммутатора, а во-вторых, со сложностью датчика положения ротора. Кроме того, двигатель имеет повышенное значение удельных масс, в частности при мощности двигателя 0,5 кВт и собственной массе электродвигателя 2,3 кг, масса полупроводникового коммутатора и блока управления составляет 2 кг. В основу изобретения поставлена задача создать электрический двигатель постоянного тока, в котором за счет снабжения его дополнительным коммутатором-коллектором и добавочными полюсами, а также особенностями их выполнения и связи деталей и узлов, обеспечить упрощение изготовления двигателя и повышения удельных значений его мощности. Поставленная задача решена в электрическом двигателе постоянного тока, включающем неподвижный статор, содержащий обмотки якоря и возбуждения и ротор с ферромагнитными полюсами тем, что он дополнительно снабжен коммутатором-коллектором, щеточный узел которого установлен с возможностью вращения, кроме того, двигатель снабжен добавочными полюсами, каждый из которых состоит из двух встречно ориентированных выступов, установленных на ферромагнитном цилиндре, несущем общую обмотку добавочных полюсов, выводы которой включены последовательно с обмоткой якоря посредством двух вращающихся контактных колец и неподвижных щеток. Новым в заявляемом изобретении является наличие следующих признаков:
- дополнительный коммутатор-коллектор;
- установка щеточного узла с возможностью вращения;
- добавочные полюса;
- особенности выполнения добавочных полюсов;
- принцип (схема) соединения обмотки добавочных полюсов с обмоткой якоря. Причинно-следственную связь между совокупностью заявляемых признаков и достигаемым результатом можно объяснить следующим. В заявляемом электрическом двигателе постоянного тока коммутация секций обмотки якоря обеспечивается не полупроводниковым коммутатором по сигналам датчика положения ротора (как у прототипа), а щеточным узлом, вращающимся синхронно с ротором относительно неподвижно установленного коммутатора-коллектора. Отсутствие, по сравнению с прототипом, сложного как в изготовлении, так и в обслуживании полупроводникового коммутатора, обладающего, как известно, массой, соизмеримой с массой собственно электрической машины, позволяет упростить технологию изготовления предлагаемого двигателя постоянного тока и уменьшить значения удельных масс m*=m/p, где m - масса двигателя, кг; р - мощность двигателя, кВт,
т.к. для ВДПТ полная масса m

mЭМ - масса электрической машины,
mПК - масса полупроводникового коммутатора и схемы управления. Для предлагаемого двигателя m

mК - масса щеточно-коммутаторно-коллекторного узла. Применение добавочных полюсов позволяет увеличить линейную нагрузку машины постоянного тока и тем самым уменьшить ее размеры и стоимость, обеспечивая повышение ее удельных значений момента и мощности mm=Mэт/Sa; mp= P/Sa, где
Sa - площадь активной поверхности якоря. Таким образом, в предлагаемом электрическом двигателе постоянного тока основной магнитный поток Ф0 является внешнезамкнутым, а поток добавочных полюсов Фд - внутризамкнутым. На чертежах изображен заявляемый электрический двигатель постоянного тока:
фиг.1 - конструктивная схема предлагаемого двигателя;
фиг.2 - двигатель, сечение А-А;
фиг.3 - вращающиеся элементы двигателя;
фиг.4 - конструктивная схема коммутатора-коллектора;
фиг.5 - конструктивная схема вращающейся части с добавочными полюсами;
фиг.6 - сечение А-А двигателя с добавочными полюсами. Предлагаемый электрический двигатель состоит из неподвижного статора 1, подвижного ротора 2 и коммутатора-коллектора 3. На статоре 1 расположены две обмотки возбуждения 4, 5 и обмотка якоря 6, секции которой размещены в пазах шихтованного стального сердечника якоря 7. Ярмо 8 выполнено из магнитомягкой стали. Два ферромагнитных кольца 9 и 10 отделены от ротора 2 технологическими зазорами







Класс H02K23/02 отличающиеся по выполнению системы возбуждения