спидометр с цветовой индикацией
Классы МПК: | G01P1/07 устройства для индикации, например для дистанционной индикации |
Автор(ы): | Гаврилов А.Ю. |
Патентообладатель(и): | Гаврилов Андрей Юрьевич, Гаврилова Эмилия Евгеньевна, Пимкин Александр Васильевич, Салтыков Борис Георгиевич |
Приоритеты: |
подача заявки:
2000-10-24 публикация патента:
10.11.2002 |
Изобретения относятся к транспортной контрольно-измерительной технике. Спидометр выполнен с указателем, изменяющим свой цвет в зависимости от скорости движения транспортного средства. При этом изменяющая цвет область указателя имеет относительно большие визуально воспринимаемые размеры и характеризуется неравномерным свечением в пространстве. Кроме того, данная область указателя может пульсировать во времени или сохранять неизменным свой цвет при некоторых значениях скорости, а также циклически повторять свой цвет при непрерывном ее увеличении или уменьшении. Изобретения дают возможность сократить время переключения внимания водителя транспортного средства на спидометры, необходимое для отражения в сознании значения скорости, вплоть до полного исключения необходимости упомянутого переключения. Изобретения позволяют также создавать компактные и недорогие спидометры, обеспечивающие минимизацию энергетической и информационной нагрузки на зрительный анализатор водителя. 2 с. и 7 з.п.ф-лы.
Формула изобретения
1. Спидометр, отражающий скорость движения транспортного средства, включающий блок управления цветом, а также принимающий от него управляющие сигналы указатель, цвет как минимум одного объекта которого изменяется при изменении упомянутой скорости, отличающийся тем, что упомянутый блок выполнен с возможностью изменения упомянутого цвета при изменении упомянутой скорости без воспринимаемых глазом скачков цветности и одновременно с возможностью фиксации цвета упомянутого объекта при изменении упомянутой скорости на заданную величину в заданном диапазоне. 2. Спидометр по п. 1, отличающийся тем, что упомянутый блок выполнен с возможностью задания свечения упомянутого объекта с переменной во времени яркостью при определенных значениях упомянутой скорости. 3. Спидометр по п. 1, отличающийся тем, что упомянутый блок выполнен с возможностью изменения упомянутого цвета циклично при непрерывном увеличении или уменьшении упомянутой скорости. 4. Спидометр по п. 1, отличающийся тем, что упомянутый блок выполнен с возможностью задания различных цветов упомянутого объекта, которые позволяют распознать как минимум скорость в начале движения, рекомендуемую скорость, максимальную скорость и скорость, максимально допустимую для данного транспортного средства. 5. Спидометр, отражающий скорость движения транспортного средства, включающий блок управления цветом, а также принимающий от него управляющие сигналы указатель, цвет как минимум одного объекта которого изменяется при изменении упомянутой скорости, отличающийся тем, что упомянутый объект установлен так, что как минимум один из его видимых угловых размеров превышает 1o30". 6. Спидометр по п. 5, отличающийся тем, что упомянутый блок выполнен с возможностью задания свечения упомянутого объекта с переменной во времени яркостью при определенных значениях упомянутой скорости. 7. Спидометр по п. 6, отличающийся тем, что упомянутый блок выполнен с возможностью изменения упомянутого цвета циклично при непрерывном увеличении или уменьшении упомянутой скорости. 8. Спидометр по п. 6, отличающийся тем, что упомянутый объект выполнен с площадью, превышающей 200 мм2. 9. Спидометр по п. 8, отличающийся тем, что упомянутый объект выполнен светящимся не равнояркостно по всей упомянутой площади, а с пространственной модуляцией периодического характера.Описание изобретения к патенту
Изобретения относятся к области эксплуатации транспортных средств. Известен спидометр со стрелочной индикацией, отражающий скорость движения транспортного средства, в котором в соответствии с изменением скорости движения транспортного средства изменяется угловое положение стрелки относительно шкалы. Например, в автомобилях "Жигули" на панель приборов вынесен стрелочный указатель спидометра, отображающий скорость движения автомобиля. (См. В. А. Вершигора и др. Автомобили "Жигули" ВАЗ-2104, -2105, -2107. Устройство и ремонт. М.: Транспорт, 1996.) Желая узнать приблизительную скорость движения автомобиля, водитель в процессе движения переключает внимание с дорожной обстановки и сосредотачивает его на определении места положения стрелки спидометра относительно основного габарита шкалы (речь идет о подготовленном водителе). В случае, когда необходимо определить точную скорость движения автомобиля, водитель дополнительно сосредотачивает внимание и на самой шкале. Известны также спидометры со шкаловой и цифровой индикацией. Для снятия отсчета по таким спидометрам также необходимо переключать внимание с дорожной обстановки на соответствующие указатели (индикаторы). Данные спидометры просты и удобны в эксплуатации, однако при их использовании водителю требуется переключать зрительное внимание, последовательно переводя его с дорожной обстановки на указатели спидометров и обратно, т. е. при использовании таких спидометров водителю приходится прерывать процесс непосредственного управления транспортным средством, фактически заменяя его расчетом на правильное прогнозирование развития дорожной обстановки, в течение времени, требуемого для упомянутого переключения внимания. Ситуация усугубляется для водителей, имеющих дефекты зрения (особенно для тех из них, кто пользуется различными видами корригирующих очков для близи и дали, и тем более для тех, кто пользуется бифокальными контактными линзами). Причина здесь кроется в том, что мгновенное поле зрения человека (в пределах которого он может точно определить взаимное расположение предметов, например стрелки и шкалы спидометра) невелико - порядка двух угловых градусов, еще меньше поле зрения человека, в пределах которого он может отчетливо различить геометрическую форму объектов (например, цифр на шкале спидометра) - порядка одного углового градуса. В этой связи показания спидометра в то время, когда внимание водителя сосредоточено на дорожной обстановке, практически им не воспринимаются, по крайней мере изменения в упомянутых показаниях не отражаются в его сознании, поскольку ему приходится постоянно держать под наблюдением динамично развивающуюся обстановку в поле обзора более 30o по вертикали и порядка 160o по горизонтали. Здесь необходимо также отметить следующее. Практические исследования показывают, что осмысленное снятие значения скорости (результат которого подготовленный водитель в состоянии восстановить в памяти через пять секунд) с учетом перевода внимания на соответствующий указатель и обратно - на дорогу при использовании упомянутых спидометров занимает порядка 1,5 с, что при скорости транспортного средства 110 км/ч предполагает перемещение приблизительно на 45 м. Следует иметь в виду, что после перевода внимания обратно на дорожную обстановку водитель непроизвольно "просканирует" своим мгновенным полем зрения упомянутое поле обзора, на что уйдет еще порядка 1,5 с, т.е. путь, который при указанной скорости автомобиль пройдет за время, "потраченное" водителем на один акт снятия значения скорости, составит приблизительно 90 м. Необходимость же (дополнительно к воспринимаемому перемещению, которое в результате действия адаптационных механизмов внимания позволяет, на самом деле, оценить не саму скорость, а лишь ее изменение) знания абсолютного значения скорости движения автомобиля возникает довольно часто, например, в сумерки и в условиях недостаточной видимости, при съезде с автомагистралей (особенно в комфортабельных автомобилях), при въезде в населенный пункт, на опасных участках дороги (на неожиданно затянувшихся поворотах), при подъезде к посту ГБДД и проч. Такое знание является основой упомянутого выше прогнозирования дорожной обстановки. И вообще, скорость - основной параметр безопасности движения, который оставляют доступным для внимания водителя даже в транспортных средствах с салоном, построенным по принципу "темной" кабины. С другой стороны, из сказанного выше (особенно в части "снятия" приблизительного значения скорости) вытекают и нежелательные с точки зрения эксплуатации требования к размерам упомянутых указателей. Очевидно, что чем больше размер, например, шкалы, тем более точный отсчет можно по ней снять. Известно устройство по заявке ЕР 0379762, представляющее собой спидометр, отражающий скорость движения транспортного средства, включающий блок управления цветом, а также воспринимающий от него управляющие сигналы указатель, цвет как минимум одного объекта которого изменяется при изменении упомянутой скорости. Такой спидометр включает набор ограниченного числа разноцветных индикаторов, установленных на шкале напротив некоторых делений. В результате его работы при изменении скорости происходит изменение цвета от зеленого к красному воспринимаемого упомянутым лицом света, идущего от шкалы спидометра. Данное устройство выбрано в качестве прототипа для объектов изобретения. Прототип удачно дополняет штатный спидометр, например стрелочный указатель скорости. Недостатком прототипа является то, что упомянутое лицо воспринимает скачки в смене упомянутого цвета во времени (глаз человека различает более 100 цветов и оттенков - Справочник конструктора оптико-механических приборов / Под ред. М.Я. Кругера.,Л.: Машиностроение, 1968, с. 211, в то время как число делений на шкале спидометра существенно меньше 100) и в пространстве (упомянутые деления находятся на расстоянии, существенно превышающем линейное разрешение глаза, т.к. предназначены для раздельного восприятия). В этой связи в момент переключения упомянутых индикаторов, внимание упомянутого лица непроизвольно отвлекается от дорожной обстановки на панель приборов, что может привести к дорожно-транспортному происшествию. Это объясняется природой избирательного внимания человека, активизируемого всякой дискретной сменой в объектах визуально воспринимаемой картины мира. В этой связи прототип избыточно нагружает зрительное внимание лица, управляющего транспортным средством. У прототипа есть и другой недостаток, связанный с видимым угловым размером светящегося определенным цветом объекта, загорающегося при достижении скоростью определенного значения. Когда изображение упомянутого объекта на сетчатке существенно меньше размера цветового рецептивного поля, изменение цвета может быть не воспринято либо воспринято ложным. Практические исследования показывают следующее. Если упомянутый размер меньше 1o30", то наблюдатель путает изменение цвета упомянутого света с изменением его яркости, а в случае, когда визуально воспринимаемые яркости упомянутых объектов различного цвета выравнены, то упомянутое изменение просто пропускает. Последнее особенно выражено при движении в темное время суток. Известно устройство со шкаловым индикатором, построенным на базе линейки светоизлучающих диодов, часть из которых имеет зеленый цвет свечения, а часть - красный. Например, к автомобилям "Жигули" выпускается устройство - "эконометр", отражающее экономичность работы двигателя. (См. приведенный выше источник. ) Водитель в процессе движения визуально воспринимает показание "эконометра". Если "горит" большое число диодов с зеленым цветом свечения, значит режим подачи топлива экономичный, уменьшение числа "горящих" "зеленых" диодов и затем "загорание" диодов с красным цветом свечения указывает на то, что режим подачи топлива становится неэкономичным, при этом, чем больше "красных" диодов активизировано, тем менее экономичен режим подачи топлива (такой принцип давно и широко используется в радиоаппаратуре, например в профессиональных аудиопроцессорах и т.д.). Здесь важно то, что при работе упомянутого устройства меняется цвет свечения его указателя (с зеленого на красный и наоборот). Это позволяет без обращения внимания непосредственно на панель приборов (т.е. воспринимая ее периферийным зрением) определить, в каком режиме идет подача топлива - в экономичном или неэкономичном. Это крайне удобно, однако в контексте вышесказанного (про снятие отсчетов со спидометров) использование "зеленых" диодов представляется лишним. Они в данном случае как бы заменяют черный цвет. Ведь тот же результат мог бы быть достигнут просто при включении диодов с красным (а на самом деле с любым) цветом свечения, когда режим подачи топлива неэкономичен. Что касается возможности с использованием периферийного зрения определить количество включенных светоизлучающих диодов (т.е., какое их количество "горит"), то здесь мы вновь приходим к приведенным выше рассуждениям, которые необходимо дополнить сведениями из прикладной оптики, касающимися нечувствительности периферийного зрения к изменению яркости объекта в 2, а порой и в 4 раза, т.е. глазу все равно: один, два или четыре диода в данный момент активизированы (в качестве иллюстрации следует указать на невозможность определения скорости, например, по объекту, изменяющему в соответствии с ней свою яркость - это будет столь же успешно, как и по упомянутому выше восприятию перемещения). Малогабаритные светоизлучающие диоды, применяемые в упомянутом устройстве, воспринимаются водителем как некий точечный излучатель, и оценить точное показание (насколько экономичен или не экономичен режим подачи топлива) по обсуждаемому здесь указателю (по линейке светоизлучающих диодов) возможно лишь при сосредоточении на нем внимания, причем на большее время, нежели того требовало бы снятие отсчета по стрелочному или цифровому индикатору. Причина здесь в инвариантности восприятия зрительным анализатором человека размера - инвариантности к преобразованиям масштаба, связанной с кодированием (псевдоголографическим переописанием) информации при ее передаче в корковые структуры мозга (известно, что при упомянутой передаче выполняется преобразование Фурье). В связи с вышесказанным следует отметить, что упомянутое устройство при обращении внимания на дорожную обстановку воспринимается водителем как бинарное "экономично/неэкономично", и его (в аспекте настоящей заявки) следует отождествлять, например, с широко известными индикаторами превышения температуры охлаждающей жидкости на заданную величину, снижения давления в масломагистрали, постановки автомобиля на стояночный тормоз и проч. и проч., когда при нештатной ситуации "загорается" красная лампочка. Изобретения направлены на повышение безопасности движения (автомобильного, водного, рельсового, воздушного и иного). Заявляемые изобретения позволят минимизировать световую нагрузку на зрительный аппарат водителя или, например, летчика (т.е. обеспечат возможность восприятия показаний спидометра при существенно более низкой светимости его указателя), что также обеспечит более удобные и безопасные условия управления транспортным средством. Они позволят также минимизировать и зрительную нагрузку на упомянутые лица. Помимо указанного, технический результат изобретений заключается и в эффекте сокращения времени, требуемого для переключения внимания на указатель спидометра, при котором в сознании лица, управляющего транспортным средством, отражаются значения скорости, вплоть до полного исключения необходимости упомянутого переключения внимания. Речь идет о сокращении времени, необходимого для снятия по спидометру отсчета, практически до времени срабатывания первичной (по Павлову) сигнальной системы человека. Иными словами: речь идет о быстром вводе информации посредством использования генетически заложенных механизмов привлечения внимания, работающих на уровне периферийного зрения. Иначе - технический результат изобретений заключается в предоставлении возможности снятия отсчета, показывающего значение скорости, с использованием периферийного зрения без сосредоточения внимания на соответствующем указателе. Техническая суть изобретений - обеспечение возможности без переключения внимания с дорожной (или, например, с фоно-целевой) обстановки снимать точное (с установленным для данного транспортного средства допуском) значение скорости движения управляемого транспортного средства, воспринимая указатель спидометра периферийным зрением, при минимальной энергетической и информационной нагрузке на зрительный анализатор водителя, а также при высокой вероятности снятия точного отсчета. В ряде случаев (например, при неисправном штатном спидометре автомобиля) эксплуатация транспортных средств запрещена. Установка дополнительно к штатному аналогичного "запасного" спидометра вряд ли целесообразна. Использование спидометра, работающего на ином принципе, дополнительно к штатному в указанном смысле позволит расширить область возможной эксплуатации транспортных средств, что также является достигаемым при использовании заявляемых изобретений техническим результатом. Заявляемые изобретения позволяют также построить компактные и недорогие устройства отображения скорости движения транспортного средства. Сущность изобретений заключается в следующем. В спидометр, отражающий скорость движения транспортного средства, включающий блок управления цветом, а также принимающий от него управляющие сигналы указатель, цвет как минимум одного объекта которого изменяется при изменении упомянутой скорости, введены следующие отличительные признаки: упомянутый блок выполнен с возможностью изменения упомянутого цвета при изменении упомянутой скорости без воспринимаемых глазом скачков цветности и одновременно с возможностью фиксации цвета упомянутого объекта при изменении упомянутой скорости на заданную величину в заданном диапазоне; упомянутый блок выполнен с возможностью задания свечения упомянутого объекта с переменной во времени яркостью при определенных значениях упомянутой скорости; упомянутый блок выполнен с возможностью изменения упомянутого цвета циклично при непрерывном увеличении или уменьшении упомянутой скорости; упомянутый блок выполнен с возможностью задания различных цветов упомянутого объекта, которые позволяют распознать как минимум скорость в начале движения, рекомендуемую скорость, максимальную скорость и скорость максимально допустимую для данного транспортного средства. В спидометр, отражающий скорость движения транспортного средства, включающий блок управления цветом, а также принимающий от него управляющие сигналы указатель, цвет как минимум одного объекта которого изменяется при изменении упомянутой скорости, введены следующие отличительные признаки: упомянутый объект установлен так, что как минимум один из его видимых угловых размеров превышает 1o30"; упомянутый блок выполнен с возможностью задания свечения упомянутого объекта с переменной во времени яркостью при определенных значениях упомянутой скорости; упомянутый блок выполнен с возможностью изменения упомянутого цвета циклично при непрерывном увеличении или уменьшении упомянутой скорости; упомянутый объект выполнен с площадью, превышающей 200 мм2; упомянутый объект выполнен светящимся не равнояркостно по всей упомянутой площади, а с пространственной модуляцией периодического характера. Заявляемые спидометры устроены следующим образом. В спидометр, отражающий скорость движения транспортного средства, вводят блок управления цветом. При этом как минимум один объект (как минимум одну часть, область) его указателя выполняют с возможностью изменения (при изменении сигналов, поступающих от блока управления) цвета (например, за счет его (объекта) освещения/подсветки источниками света с различными длинами волн при управлении яркостью каждого такого источника - для получения различного цвета) определенным образом (воспроизводимым как минимум после очередного запуска двигателя) при изменении упомянутой скорости, информация о котором поступает в упомянутый блок. Упомянутый же блок управления выполняют таким, что он посредством подачи на упомянутый указатель управляющих сигналов обеспечивает минимальное число различаемых цветов (включая черный), которые могут иметь все из совокупности изменяющих свой цвет объектов (частей, областей), используемых в указателе, такое (число), что оно позволяет выделять следующие скорости: скорость в начале движения транспортного средства, скорость, соответствующую рекомендуемой для всех идентичных участников движения в данных условиях движения, скорость, максимально допустимую для всех идентичных участников движения при данных условиях движения, и скорость, приближающуюся к максимально допустимой для данного транспортного средства (т.е. используется как минимум четыре различаемых цвета, в частном случае включая черный, при этом не обязательно последовательность смены цветов при разгоне повторяет таковую при торможении). Как минимум одно информационное поле, ограниченное в пространстве некоторыми границами (т.е. имеющее некоторую площадь) указателя спидометра выполняют с возможностью изменения (при изменении сигналов, поступающих от блока управления) его цвета (т.е. цвет меняет вся упомянутая площадь одновременно и однотипно, например, за счет его (поля) освещения/подсветки источниками света с различными длинами волн при управлении яркостью каждого такого источников - для получения различного цвета) определенным образом (воспроизводимым как минимум после очередного запуска двигателя) при изменении упомянутой скорости, информация о котором поступает в упомянутый блок. Как минимум один из угловых размеров упомянутого поля (как минимум в одном направлении), видимых лицом, управляющим упомянутым средством, выполняют большим 1o30" (одного углового градуса тридцати угловых минут), т.е. упомянутое информационное поле выполняют имеющим зрительно воспринимаемую площадь (в автомобильной практике превышающую приблизительно 200 мм2, что зависит от удаления упомянутого лица от упомянутого указателя), иначе - упомянутое поле выполняют в виде площадного излучателя с изменяющимся цветом площади свечения. Как минимум один упомянутый объект (часть, область) упомянутого указателя или как минимум одно его упомянутое информационное поле выполняют светящимися не равнояркостно по всей площади, одновременно меняющей свой цвет, при упомянутом изменении скорости, а с некоторой пространственной модуляцией периодического характера, т.е. имеющими как минимум по одной зоне убывания и возрастания светимости, иначе - то, что меняет свой цвет при упомянутом изменении скорости выполняют таким, что оно воспринимается упомянутым лицом как имеющее некоторую пространственную периодическую структуру (решетку). Как минимум один упомянутый объект (часть, область) упомянутого указателя или как минимум одно его упомянутое информационное поле выполняют с возможностью их свечения с переменной во времени яркостью, т.е. пульсирующими (или мерцающими) с определенной глубиной модуляции яркости (например, равной 1 или 0,8) при определенных значениях упомянутой скорости, что достигается введением в упомянутый блок управления блока временной модуляции управляющих сигналов, подаваемых на упомянутый указатель. Как минимум один упомянутый объект (часть, область) упомянутого указателя или как минимум одно его упомянутое информационное поле выполняют с возможностью фиксации их цвета при изменении упомянутой скорости на заданную величину в заданном диапазоне, т.е. изменяющими свой цвет не линейно при линейном изменении упомянутой скорости, а метастабильно - с фиксацией отображения некоторого цвета при изменении упомянутой скорости на заданную величину в заданном диапазоне, т.е. изменяющими свой цвет таким образом, что при изменении скорости как минимум в одном из диапазонов на установленную величину они свой цвет не изменяют, что достигается введением в упомянутый блок управления блока, в котором хранится (или "зашита") информация, позволяющая распознать попадание текущего значения отражаемой скорости в упомянутый диапазон (либо в диапазоны, если метастабильных цветов более одного). Как минимум один упомянутый объект (часть, область) упомянутого указателя или как минимум одно его упомянутое информационное поле выполняют с возможностью изменения их цвета циклично при непрерывном увеличении (уменьшении) упомянутой скорости, т.е. изменяющими свой цвет так, что один и тот же цвет они имеют при различных значениях скорости, что достигается введением в упомянутый блок управления блока, в котором хранится (или "зашита") информация, обеспечивающая распознавание скорости, начиная с которой следует повторение ранее подаваемых на упомянутый указатель управляющих сигналов. Как минимум один упомянутый объект (часть, область) упомянутого указателя или как минимум одно его упомянутое информационное поле выполняют с возможностью повторения как минимум одного цвета, который они имели ранее при непрерывном увеличении (уменьшении) скорости, т.е. изменяющими свой цвет так, что как минимум один цвет, который они принимают при непрерывном увеличении (уменьшении) скорости повторяется, что достигается введением в упомянутый блок управления блока, в котором хранится (или "зашита") информация, обеспечивающая распознавание скорости, начиная с которой следует повторение ранее подаваемых на упомянутый указатель управляющих сигналов. При этом среди упомянутых цветов может присутствовать цвет, полученный смесью как минимум двух прочих используемых цветов (кроме черного) - например белый цвет, - что достигается подачей от упомянутого блока управления смешанного управляющего сигнала, активизирующего одновременное высвечивание различных цветов. Один из возможных вариантов спидометра с цветовой индикацией, в котором реализованы заявляемые изобретения, функционирует следующим образом. В поле зрения водителя легкового автомобиля размещают указатель спидометра, некоторая часть которого, имеющая прямоугольную форму с размерами 5015 мм2, при изменении скорости движения автомобиля меняет свой цвет без воспринимаемых глазом скачков цветности, причем при скорости до 20 км/ч она имеет белый цвет (метастабильно его сохраняя), при изменении скорости от 20 до 30 км/ч меняет свой цвет с белого к светло-голубому, от 30 до 40 км/ч - со светло-голубого к голубому, от 40 до 50 км/ч - с голубого к цвету морской волны, от 50 до 60 км/ч - с цвета морской волны к зеленому, от 60 до 70 км/ч - с зеленого к желто-зеленому, от 70 до 80 км/ч - с желто-зеленого к желтому, от 80 до 90 км/ч - с желтого к оранжевому, от 90 до 100 км/ч - с оранжевого к оранжево-красному, от 100 до 110 км/ч - с оранжево-красного к красному, от 110 до 120 км/ч - с красного к пурпурному, от 120 до 130 км/ч - с пурпурного к голубому с красным отливом, от 130 до 140 км/ч - с голубого с красным отливом к голубому, а при скорости свыше 140 км/ч - остается голубой, но при этом ее яркость меняется во времени (например, пульсирует). При достижении скорости движения автомобиля, например, значений 40, 60, 80 и 110 км/ч упомянутая часть кратковременно изменяет свою яркость со 100% модуляцией (мигает), информируя водителя о достижения каждой из указанных скоростей, при этом упомянутое мигание не повторяется в случае, когда спустя некоторое время скорость движения автомобиля вновь достигла какого-нибудь из указанных значений, если упомянутая скорость не изменилась на заданную от него величину. На упомянутую часть нанесена маска, модулирующая свечение этой части в пространстве в направлении, например, большего габарита по, например, синусоидальному закону, например, с пространственным периодом 10 мм, т.е. водитель при переводе на нее взгляда видит пять светлых размытых по краям полос. Существенно то, что цвет упомянутой части указателя с большой площадью свечения воспринимается водителем при сосредоточении им внимания практически на любой области поля обзора, т.е. без перевода взгляда на саму эту часть. Большая площадь и пространственная модуляция свечения упомянутой части позволяют (независимо друг от друга) существенно (на два и более порядков по сравнению, например, со светоизлучающим диодом, имеющим диаметр выходной апертуры 5 мм) уменьшить ее светимость, при которой будет возможно различение цвета, что особенно значимо при восприятии упомянутого изменения цвета периферийным зрением. Упомянутые большой размер и пространственная модуляция повышают вероятность снятия точного отсчета, уменьшают вероятность пропуска значимого изменения показаний. Упомянутое мигание позволяет точно (например, с допуском 5 км/ч) оценить, в какой момент скорость транспортного средства достигла указанных выше значений. Метастабильность белого цвета упомянутой части при определенном значении скорости не отвлекает водителя, информируя его, что он идет в коридоре скоростей от 0 до 20 км/ч (также цвет мог бы, например, оставаться постоянно зеленым при скорости от 55 до 65 км/ч и т.д. ). Повторяющийся при скорости свыше 140 км/ч голубой цвет (имевший место также при скорости 40 км/ч) не введет водителя в заблуждение, а проинформирует его о приближении к предельной скорости (максимально допустимой для данного транспортного средства). Использование белого цвета и упомянутого циклического повторения цветов расширяет цветовую гамму, цвета которой "пробегают" по упомянутой части, при заданном изменении скоростей (хотя, как видно из приведенного примера спидометра без циклического повторения цветов, он обеспечивает возможность определения скорости транспортного средства с точностью не хуже 5 км/ч, что для автомобиля является достаточным). Примечательно, что различение цвета - генетически заложенный сверхбыстродействующий механизм выделения текстуры, не требующий "включения" второй (по Павлову) сигнальной системы - внутренней речевой фиксации результата сравнения. Дополнительно следует отметить, что, даже не изучая соответствие цвету, например, скорости автомобиля по инструкции к упомянутому устройству, водитель быстро освоит это соответствие в процессе эксплуатации устройства, сличая упомянутый цвет с показаниями, например, стрелочного спидометра, иначе - поверяя упомянутое устройство штатным спидометром. Упомянутое устройство может быть использовано как дополнительно к спидометру, так и (при некотором видоизменении) взамен спидометра. Возможно также использование правой части упомянутого устройства, назовем ее "спидометр с цветовой индикацией", в качестве подсветки шкалы, например, стрелочного или цифрового, например, жидкокристаллического спидометра. Возможно также использование спидометра с цветовой индикацией в качестве подсветки всех приборов, расположенных на приборной панели. Из вышесказанного следует, что заявляемые изобретения направлены на повышение безопасности движения (автомобильного, водного, рельсового, воздушного и иного). Они позволяют минимизировать световую нагрузку на зрительный аппарат водителя, минимизировать информационную нагрузку на его зрительный анализатор при высокой вероятности снятия точного отсчета, обеспечивая более удобные и безопасные (ввиду снижения требуемой для идентификации показания яркости свечения указателя) условия управления транспортным средством. За счет изменения цвета без воспринимаемых глазом скачков цветности между метастабильными цветами обнаруживает себя эффект сокращения времени, требуемого для переключения внимания на указатель спидометра, при котором в сознании лица, управляющего транспортным средством, отражаются значения скорости, вплоть до полного исключения необходимости упомянутого переключения внимания при снятии отсчета периферийным зрением, а также возможность снятия отсчета с использованием периферийного зрения без сосредоточения внимания на указателе при уменьшении вероятности снятия ошибочного отсчета. Заявляемый спидометр удачно заменит неисправный штатный спидометр, расширяя область возможной эксплуатации транспортных средств. Заявляемые изобретения позволяют также построить компактные и недорогие устройства отображения скорости движения транспортного средства - с использованием одного меняющего цвет объекта указателя, локализованного в одном месте.Класс G01P1/07 устройства для индикации, например для дистанционной индикации