червячный хомут
Классы МПК: | F16L33/08 в которых стяжной винт взаимодействует с охватывающим шланг элементом, имеющим зубья, подобно червячному колесу F16B2/08 лентами |
Автор(ы): | Колесников А.А., Колесников В.А., Заруба А.А., Истомин А.И. |
Патентообладатель(и): | Общество с ограниченной ответственностью "Таганрогское учебно-производственное предприятие Всероссийского общества слепых" |
Приоритеты: |
подача заявки:
2000-10-12 публикация патента:
10.12.2002 |
Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для соединения труб и шлангов, и может использоваться при монтаже гидравлических и пневматических систем. Червячный хомут содержит корпус, изготовленный из штампованной заготовки, винт и металлическую ленту, свернутую в кольцо. Корпус имеет цилиндрический участок, в котором установлен резьбовой стержень винта, и опорный участок, в котором размещены концы металлической ленты. На конце металлической ленты вырублен паз и выштампованы его арочные боковины, с помощью которых этот конец фиксируется на выштамповке-упоре в опорном участке корпуса. На конце металлической ленты выполнена гофрированная зубчатая дорожка, находящаяся в зацеплении с витками резьбы резьбового стержня. Расчетный шаг витков резьбы резьбового стержня в 1,03-1,08 раза превышает расчетный шаг зубцов зубчатой дорожки. Углы наклона профиля витков резьбы в нормальном сечении резьбового стержня и профиля зубцов зубчатой дорожки равны 10o
3o для рабочей стороны при затягивании металлической ленты в корпусе и 35o
5o для рабочей стороны при выпуске металлической ленты из корпуса. Предложенная конструкция направлена на повышение надежности работы червячного хомута в широком диапазоне диаметров зажимаемых шлангов за счет увеличения активной линии зацепления и предотвращения интерференции зубцов зубчатой дорожки и витков резьбы резьбового стержня при малых диаметрах зажимаемых шлангов, а также повышение технологичности конструкции. 6 з.п.ф-лы, 13 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12, Рисунок 13


Формула изобретения
1. Червячный хомут, содержащий корпус, имеющий цилиндрический участок, в котором установлен резьбовой стержень винта с упорным профилем витков резьбы в нормальном сечении, и опорный участок, выполненный плоским в поперечном и выгнутым в продольном направлениях, в котором размещены концы свернутой в кольцо гибкой металлической ленты, один из которых зафиксирован в корпусе, а на другом выполнена гофрированная зубчатая дорожка с упорным профилем зубцов, находящаяся в зацеплении с резьбовым стержнем винта, отличающийся тем, что расчетный шаг витков резьбы резьбового стержня винта в 1,03-1,08 раза превышает расчетный шаг зубцов гофрированной зубчатой дорожки при высоте зубцов (глубине впадин витков), равной 0,4-0,5 шага зубцов, а углы наклона профиля в нормальном сечении витка резьбы резьбового стержня винта и профиля зубца гофрированной зубчатой дорожки равны 10o





Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для соединения труб и шлангов, и может использоваться при монтаже гидравлических и пневматических систем. Известны червячные хомуты, содержащие металлическую ленту в виде кольца с поперечными сквозными просечками, на одном конце которой выполнен сквозной паз и установлен кожух, в котором расположен червячный винт, взаимодействующий с перемычками ленты (см. , например, авторское свидетельство СССР 1638426, МПК 5 F 16 L 33/08, публ. 1991г., патент США 4099304, МПК 2 F 16 L 33/08, публ. 1978г.). Такие червячные хомуты отличаются высокой технологичностью и хорошо себя зарекомендовали в гидравлических и пневматических системах низкого давления. Их общий недостаток - невысокая надежность, так как элементы волнового зацепления контактируют с витками червячного винта по касательной к прямоугольной плоскости. Патентом Российской Федерации 2075002, МПК 6 F 16 L 33/06, публ. 1997г. защищен червячный хомут, содержащий корпус с червячным винтом и металлическую ленту в виде кольца с элементами винтового зацепления, закрепленную одним концом в корпусе, а другим контактирующую с червячным винтом, и в котором элементы винтового зацепления выполнены волнообразно-профильной формы, причем каждый имеет две волнообразно-профильные поверхности, а площадь поперечного сечения определяется формулой, учитывающей диаметр червячного винта. В сравнении с описанными выше этот червячный хомут, за счет увеличения площади взаимодействия элементов винтового зацепления с витками червячного винта, может обеспечить более высокий крутящий момент затяжки, менее критичен к точности изготовления червячного хомута. Недостаток червячного хомута, защищенного патентом 2075002, сравнительно низкая технологичность и невысокая надежность, так как при малейшем поперечном смещении червячного винта относительно исходного контура элементов зацепления ленты нарушается надежность зацепления из-за интерференции элементов зацепления, а обеспечить точность сборки крайне затруднительно. Кроме того, выполнение элементов винтового зацепления металлической ленты волнообразно-профильной формы невозможно без специального оборудования для изготовления матрицы и пуансона штампа. Патентом Российской Федерации 2117207, МПК 6 F 16 L 33/08, публ. 1998г. защищен червячный хомут, содержащий металлическую ленту в виде кольца, на одном конце которой сформирован резьбовой профиль, а на другом установлен корпус, охватывающий ленту по ее внутренней поверхности, с расположенным внутри него червячным винтом, состоящим из непосредственного винта, взаимодействующего с резьбовым профилем ленты, опорных поясков меньшего диаметра, взаимодействующих с корпусом, и головки под ключ, в котором с целью повышения надежности, упрощения конструкции, сборки и ремонта хомута, корпус выполнен в виде сплошной по окружности трубки, при этом в корпусе оппозитно его основанию, охватывающему ленту, выполнен паз с размерами, обеспечивающими размещение в нем непосредственно винта и получение несущих поясков корпуса, взаимодействующих с опорными поясками червячного винта, а вершина корпуса имеет радиус, равный радиусу опорных поясков винта, кроме того, со стороны основания на корпусе выполнены скосы, а на ленте выполнены выштамповки-упоры, контактирующие с торцевыми поверхностями основания корпуса. Недостаток этого червячного хомута - сравнительно низкая технологичность, так как технология изготовление корпуса включает фрезерные и токарные работы, а к толщине ленты и трубчатой заготовки предъявляются повышенные требования. Наиболее близким к заявляемому червячному хомуту, то есть прототипом, является червячный хомут, охраняемый патентом Российской Федерации 2119116, МПК F 16 L 33/08, публ. 1998г. Этот червячный хомут содержит корпус, выполненный из бесшовной трубчатой заготовки, винт с резьбовым стержнем цилиндрической или глобоидной формы с упорной резьбой и ленту, свернутую в кольцо, с упорами для фиксации корпуса и гофрированной зубчатой дорожкой с упорным профилем зубцов. Цилиндрический участок корпуса охватывает резьбовой стержень более чем наполовину его длины окружности. Края торца корпуса загнуты, размещены в канавке, выполненной на стержне винта у борта головки, и обхватывают канавку по ее внутреннему диаметру ниже оси винта. Опорный участок корпуса имеет асимметричную плоскую в поперечном и выгнутую в продольном направлениях поверхность. Недостаток прототипа - низкая технологичность, так как технология изготовления корпуса из бесшовной трубчатой заготовки включает операции, противопоказанные при массовом производстве - токарную и фрезерную, и невысокая надежность работы червячного хомута при малых диаметрах зажимаемых шлангов (менее 30 мм) из-за интерференции зубьев зубчатой дорожки с витками резьбового стержня. Задача, решаемая изобретением, - повышение надежности работы червячного хомута в широком диапазоне зажимаемых шлангов за счет увеличения активной линии зацепления и предотвращения интерференции зубцов зубчатой дорожки металлической ленты и витков резьбового стержня винта, а также повышение технологичности конструкции червячного хомута. Решение указанной задачи достигается тем, что в червячном хомуте, содержащем корпус, имеющий цилиндрический участок, в котором установлен резьбовой стержень винта с упорным профилем витков резьбы в нормальном сечении, и опорный участок, выполненный плоским в поперечном и выгнутым в продольном направлениях, в котором размещены концы свернутой в кольцо гибкой металлической ленты, один из которых зафиксирован в корпусе, а на другом выполнена гофрированная зубчатая дорожка с упорным профилем зубцов, находящаяся в зацеплении с резьбовым стержнем винта, расчетный шаг витков резьбы резьбового стержня винта в 1,03...1,08 раза больше расчетного шага зубцов гофрированной зубчатой дорожки металлической ленты при высоте зубцов (глубине впадин витков) равной 0,4...0,5 расчетному шагу зубцов, а углы наклона профиля витка резьбы резьбового стержня в нормальном сечении и профиля зубцов зубчатой дорожки металлической ленты равны 10o

1 - корпус;
2 - винт;
3 - металлическая лента;
4 - цилиндрический участок корпуса;
5 - резьбовой участок винта;
6 - опорный участок корпуса;
7 - конец металлической ленты, зафиксированный в корпусе;
8 - конец металлической ленты с зубчатой дорожкой;
9 - паз в металлической ленте;
10 - арочные боковины;
11 - выштамповка-упор;
12 - зубчатая дорожка;
13 - заготовка корпуса;
14 - замок;
15 - головка винта;
16 - буртик головки винта;
17 - шейка винта;
18 - канавка на шейке винта;
19 - фиксаторы винта;
20 - паз замка;
21 - торец опорного участка;
22 - отбортовка металлической ленты;
23 - канавка в буртике;
24 - активная линия зацепления. Червячный хомут (фиг.1-3) содержит корпус 1, винт 2 и свернутую в кольцо металлическую ленту 3. Корпус 1 имеет цилиндрический участок 4, в котором установлен резьбовой стержень 5 винта 2 с упорным профилем витков резьбы в нормальном сечении, и опорный участок 6 - плоский в поперечном и выгнутый в продольном сечении, в котором размещены концы 7 и 8 металлической ленты 3. Корпус 1 (фиг.4-6) изготовлен из вырубной заготовки 13, согнутой соответствующим образом, с замком 14 на боковине опорного участка 6, выгнутая часть которого выполнена по окружности с радиусом, равным (0,8...1,0)Dмин, где Dмин - минимальный диаметр зажимаемых шлангов. На конце 7 металлической ленты 3 (фиг. 7-11) вырублен паз 9 и выштампованы его арочные боковины, с помощью которых конец 7 фиксируется в корпусе 1 на выштамповке-упоре 11 опорного участка 6 (фиг.6). Для надежной фиксации конца 7 металлической ленты 3 в корпусе 1 высота выштамповки-упора 11 с технологической точностью равна толщине металлической ленты 3, длина паза 9 превышает длину опорного участка 6 не более чем на расчетный шаг зубцов гофрированной зубчатой дорожки 12, выполненной на конце 8 металлической ленты 3 и находящейся в зацеплении с витками резьбы резьбового стержня 5 винта 2. Ширина паза 9 превышает ширину выштамповки-упора 11, а арочные боковины 10 представляют собой выдавленные на толщину опорного участка 6 корпуса 1 сегменты с внутренним радиусом меньше радиуса окружности поверхности опорного участка 6 на 5...10%. Внутренний диаметр цилиндрического участка 4 соответствует (равен) диаметру вершин витков резьбы резьбового стержня 5, шаг витков которого в 1,03...1,08 раза больше расчетного шага зубцов гофрированной зубчатой дорожки 12. Винт 2 имеет головку 15 с буртиком 16, диаметр которого больше наружного диаметра цилиндрического участка 4 корпуса 1. Между головкой 15 и резьбовым стержнем 5 винта 2 (фиг.12) в его шейке 17 выполнена канавка 18, внутренний диаметр которой меньше диаметра впадин витков резьбы резьбового стержня 5, но больше половины диаметра вершин витков. Края торца цилиндрического участка 4 корпуса 1 со стороны головки 15 винта 2 имеют фиксаторы 19, которые загнуты и размещены в канавке 18 шейки 17 винта 2, охватывая шейку 17 ниже оси винта 2 (фиг.3). Замок 14 реализован путем ввода при гибке заготовки в паз 20 торца 21 (фиг. 4). Витки резьбы резьбового стержня 5 винта 2 и зубцы гофрированной зубчатой дорожки 12 имеют упорный профиль в нормальном сечении с углами наклона 10o




Класс F16L33/08 в которых стяжной винт взаимодействует с охватывающим шланг элементом, имеющим зубья, подобно червячному колесу
хомут для шланга - патент 2444670 (10.03.2012) | |
фиксирующее устройство для шлангового зажима - патент 2397401 (20.08.2010) | |
червячный резьбовой хомут - патент 2387913 (27.04.2010) | |
ленточный зажим - патент 2314452 (10.01.2008) | ![]() |
червячный резьбовой хомут - патент 2258861 (20.08.2005) | ![]() |
хомут для крепления резиновой манжеты на трубопроводе - патент 2229652 (27.05.2004) | |
червячный хомут - патент 2193133 (20.11.2002) | |
червячный хомут - патент 2187738 (20.08.2002) | |
червячный хомут - патент 2172445 (20.08.2001) | |
хомут для крепления шланга - патент 2155292 (27.08.2000) |