шпонка
Классы МПК: | F16B3/00 Шпоночные соединения; шпонки |
Автор(ы): | Стрелец Владимир Николаевич (UA), Буняк Любомир Константинович (UA), Костюк Александр Павлович (UA), Хрипун Олег Романович (UA) |
Патентообладатель(и): | Государственное акционерное общество "Магистральные нефтепроводы "Дружба" (UA) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2000-08-28 публикация патента:
20.03.2003 |
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в соединениях типа вал-ступица и других, работающих в условиях динамического нагружения. Шпонка с плоскими или округленными в одной плоскости торцами выполнена составной из более двух отдельных частей и соединительной планки. Сопряженные поверхности отдельных частей выполнены наклонными так, что при образовании шпонки в сопряжениях между отдельными частями образованы угловые зазоры. В каждой отдельной части выполнен паз по линии симметрии перпендикулярно к поперечному сечению шпонки для установки упомянутой соединительной планки. Соединительная планка выполнена составной из продольных пластин в виде равнопрочной балки так, что к середине длины шпонки имеет самое большое поперечное сечение, а к краям имеет наименьшее поперечное сечение, соответственно упомянутый паз у средних отдельных частей большей ширины, а к краям - меньшей ширины. В результате уменьшается жесткость шпонки. 6 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6
Формула изобретения
Шпонка с плоскими или округленными в одной плоскости торцами, отличающаяся тем, что выполнена составной из более двух отдельных частей и соединительной планки, сопряженные поверхности отдельных частей выполнены наклонными так, что при образовании шпонки в сопряжениях между отдельными частями образованы угловые зазоры, в каждой отдельной части выполнен паз по линии симметрии перпендикулярно к поперечному сечению шпонки для установки упомянутой соединительной планки, причем соединительная планка выполнена составной из продольных пластин в виде равнопрочной балки так, что к середине длины шпонки имеет самое большое поперечное сечение, а к краям имеет наименьшее поперечное сечение, соответственно упомянутый паз у средних отдельных частей большей ширины, а к краям - меньшей ширины.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в соединениях типа вал-ступица и других, работающих в условиях динамического нагружения. Известны специальные шпонки (см. кн. Орлов П.Н. Основы конструирования. Кн. 2. - М.: Машиностроение, 1988. - 544 с., рис. 577, с.261) разных поперечных сечений, которые обладают очень большой жесткостью, и крутящий момент от вала к ступице или наоборот передается ими мгновенно, а это отрицательно сказывается на долговечности деталей соединения и привода в целом. Известны шпонки по ГОСТ 23360-78, наиболее близкие по своей технической сущности к предлагаемой, выполненные с плоскими или округленными торцами в одной плоскости, но они обладают большой жесткостью и крутящий момент от вала к установленным на нем деталям и наоборот передается этими шпонками мгновенно, а это отрицательно сказывается на долговечности деталей соединения и привода в целом в условиях динамического нагружения. Особенно плохо такое соединение работает при передаче реверсивного крутящего момента. Соединение такой шпонкой представляет собой жесткое защемление, и вал в нем быстро выходит из строя из-за усталостных напряжений, которые возникают у его приступичной части. Задача изобретения - уменьшение жесткости шпонки. Технический результат достигается тем, что шпонка с плоскими или округленными в одной плоскости торцами выполнена составной из более двух отдельных частей и соединительной планки, сопряженные поверхности отдельных частей выполнены наклонными так, что при образовании шпонки в сопряжениях между отдельными частями образованы угловые зазоры, в каждой отдельной части выполнен паз по линии симметрии перпендикулярно к поперечному сечению шпонки для установки упомянутой соединительной планки, причем соединительная планка выполнена составной из продольных пластин в виде равнопрочной балки так, что к середине длины шпонки имеет самое большое поперечное сечение, а к краям имеет наименьшее поперечное сечение, соответственно упомянутый паз у средних отдельных частей большей ширины, а к краям - меньшей ширины. На фиг. 1 изображена шпонка, общий вид; на фиг.2 - вид А на фиг.1; на фиг. 3 - форма шпонки при ее нагружении; на фиг.4 - сечение Б-Б на фиг.2; на фиг.5 - сечение В-В на фиг.2; на фиг.6 - сечение Г-Г на фиг.2. Шпонка состоит из более двух отдельных частей, например 1, 2, 3, 4, 5, 6, и соединительной планки, состоящей из продольных пластин 7, 8 и 9. Длины пластин 7, 8 и 9 разные, а толщины равные, так что при сборке образована составная соединительная планка равной прочности, для установки соединительной планки выполнены пазы разной ширины, например наибольшие - в частях 3, 4, меньшие - в частях 2, 5 и наименьшие - в частях 1, 6. Торцевые грани 10 отдельных частей 1, 2, 3, 4, 5, 6 выполнены наклонными. Между отдельными частями 1, 2, 3, 4, 5, 6 образованы угловые зазоры 11. Внешние размеры составной шпонки b, h, l соответствуют ГОСТу 23360-78. Шпонка работает следующим образом. При передаче крутящего момента вал закручивается на определенный угол, который распространяется до приступичной части соединения. Далее в подступичной части соединения со стороны приложения крутящего момента отдельные части, например 6, 5, 4, вместе с пластинами 7, 8, 9 соединительной планки смещаются на угол и позволяют распространение угла закручивания вала в подступичную часть соединения. Так как соединительная планка выполнена равнопрочной, то пластины частей соединительной планки 7, 8, 9 деформируются одинаково, из-за этого увеличивается долговечность соединительной планки при циклическом нагружении, а из-за распространения угла закручивания вала в подступичной части соединения уменьшается концентрация напряжений в валу. В этой части соединения гасится часть нагрузки и она более мягко передается ступице, что исключено в шпоночном соединении вала и ступицы жесткой сплошной шпонкой, где нагрузка от вала к ступице передается мгновенно, без уменьшения. Таким образом, предложенная шпонка имеет меньшую жесткость, позволяет смягчить нагрузки, передаваемые от вала к ступице или наоборот, и тем самым повышает долговечность деталей соединения и привода в целом.Класс F16B3/00 Шпоночные соединения; шпонки
шпоночное соединение - патент 2502895 (27.12.2013) | |
каретка велосипеда - патент 2476345 (27.02.2013) | |
ненапряженное шпоночное соединение невыпадающей шпонкой - патент 2466302 (10.11.2012) | |
шпоночное соединение - патент 2443912 (27.02.2012) | |
шпоночное соединение - патент 2418998 (20.05.2011) | |
шпоночное соединение - патент 2374510 (27.11.2009) | |
велосипед "спорт-автомат" - патент 2329912 (27.07.2008) | |
шпоночное соединение е.в. бусыгина - патент 2277649 (10.06.2006) | |
способ соединения вала со ступицей колеса и предохранительное шпоночное соединение для него - патент 2253764 (10.06.2005) | |
шпоночное соединение - патент 2243423 (27.12.2004) |