способ транспортирования по трубопроводу вязких нефтей и нефтепродуктов с высоким содержанием асфальтосмолистых веществ
Классы МПК: | F17D1/17 смешиванием с другой жидкостью |
Автор(ы): | Хайруллин И.А., Рафиков А.А., Козин В.Г., Гусев Ю.В., Башкирцева Н.Ю., Трифонова О.Ю., Рахматуллин Р.Р. |
Патентообладатель(и): | Козин Виктор Георгиевич |
Приоритеты: |
подача заявки:
2001-03-27 публикация патента:
20.04.2003 |
Изобретение относится к области трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов и предназначено для транспортирования высоковязкой нефти. Способ транспортирования высоковязких нефтей включает введение в нефть блоксополимера на основе гликолей общей формулы:
Н(С2Н4О)n(С3Н6О)mОАО(С3Н6О)m(С2Н4О)nН,
где А = -С2Н4 или -С3Н6-; n = 14-16; m = 24-27, с молекулярной массой 4300 у. е. в смеси с полиалкилбензольной смолой - побочным продуктом производства изопропилбензола в соотношении блоксополимер : полиалкилбензольная смола 1:1-4, причем в качестве растворителя может быть использована этилбензольная, или бутилбензольная, или изопропилбензольная фракция. Способ эффективен для транспортирования по трубопроводу вязких нефтей и нефтепродуктов с содержанием воды 0-3% и повышенным содержанием асфальтосмолистых веществ за счет снижения вязкости транспортируемых продуктов. 2 з.п.ф-лы, 7 табл., 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7
Н(С2Н4О)n(С3Н6О)mОАО(С3Н6О)m(С2Н4О)nН,
где А = -С2Н4 или -С3Н6-; n = 14-16; m = 24-27, с молекулярной массой 4300 у. е. в смеси с полиалкилбензольной смолой - побочным продуктом производства изопропилбензола в соотношении блоксополимер : полиалкилбензольная смола 1:1-4, причем в качестве растворителя может быть использована этилбензольная, или бутилбензольная, или изопропилбензольная фракция. Способ эффективен для транспортирования по трубопроводу вязких нефтей и нефтепродуктов с содержанием воды 0-3% и повышенным содержанием асфальтосмолистых веществ за счет снижения вязкости транспортируемых продуктов. 2 з.п.ф-лы, 7 табл., 2 ил.
Формула изобретения
1. Способ транспортирования высоковязких нефтей, включающий введение в нефть блоксополимера, содержащего окись этилена, отличающийся тем, что в качестве блоксополимера берут блоксополимер на основе гликолей общей формулыН(С2Н4О)n(С3Н6О)mОАО(С3Н6О)m(С2Н4О)nН,
где А - -С2Н4- или -С3Н6-;
n = 14-16;
m = 24-27,
с молекулярной массой 4300 у.е. в смеси с полиалкилбензольной смолой - побочным продуктом производства изопропилбензола в соотношении блоксополимер:полиалкилбензольная смола 1:1

Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов и предназначено для транспортирования высоковязкой нефти. Существующие способы трубопроводного транспорта высоковязкой нефти можно разделить на несколько групп:1) способы, основанные на перекачке нефти по маловязкому пристенному слою. Причем этот пристенный слой может быть создан как с помощью воды с добавлением поверхностно-активных веществ, так и образованием маловязкой эмульсии нефть в воде. В патенте РФ 2105923, F 17 D 1/16, 27.02.98, БИ 6 описан способ трубопроводного транспорта высоковязких нефтей с использованием в качестве поверхностно-активного вещества продукта окисления озоном высокомолекулярной части нефти. Обработку нефти озоном проводят перед смешением ее с водой. В результате протекаемой реакции в объеме нефти накапливаются кислородосодержащие соединения, которые придают нефти высокую поверхностную активность на границе с водой, а также способность образовывать маловязкие эмульсии прямого типа. Недостатком данного способа является образование водонефтяных эмульсий в процессе транспортировки, увеличение затрат на последующий процесс обезвоживания и дополнительные эксплутационные затраты на специальное оборудование для получение озона. Известен способ транспортирования высоковязких нефтей (АС СССР 767451, F 17 D 1/16, 30.09.80, БИ 36, с дополнительным изобретением АС СССР 1260632, F 17 D 1/17, 30.09.86, БИ 36) в условиях создания в трубопроводе периферийного кольцевого потока из водного раствора смеси неионогенных поверхностно-активных веществ. В качестве ПАВ используют сульфонол НП-2, сульфонат, смачиватель ДБ и 2-окси-1,3-диаминопропан-N, N, N1, N1-тетрауксусную кислоту. Однако используемый в данном способе периферийный кольцевой поток из водного раствора смеси ПАВ способствует образованию водонефтяных эмульсий, что крайне нежелательно при транспортировании нефти, не содержащей воды. Образование водонефтяной эмульсии создает проблему ее разрушения и требует соответствующего аппаратурного решения процесса. 2) способы, в которых повышение эффективности транспорта перекачиваемой нефти достигается за счет снижения температуры ее застывания путем введения различных поверхностно-активных веществ. Так, в способе подготовки высоковязкой парафинистой нефти, описанном в АС СССР 987277, F 17 D 1/16, 07.01.83, БИ 1, в качестве реагента для улучшения реологических свойств нефти используют смесь селективных растворителей в виде азотистых ПАВ и смачивающих реагентов. Нефть, содержащую реагент, транспортируют на пункт подготовки, где ее подвергают термообработке. Известен также способ подготовки и транспортировки по трубопроводу высоковязких нефтей и нефтепродуктов (АС СССР 1451434, F 17 D 1/17, 15.01.89, БИ 2), в котором в подогретую нефть вводят гидроксодикарбоксилаты алюминия на основе нафтеновых кислот промышленных фракций синтетических жирных кислот C17-20; C18-23, С10-16 или жирных кислот С10-18. Недостатком данных способов является использование термообработки нефти на стадии ее подготовки к транспортировке, что увеличивает энергозатраты и себестоимость процесса. Наиболее близким по технической сущности является АС СССР 1527451, F 17 D 1/17, 07.12.89, БИ 45, в котором описан способ подготовки и транспортировки по трубопроводу подогретых высоковязких нефтей и нефтепродуктов с использованием в качестве ПАВ блоксополимеров оксиэтилированных алкилфенолов типа неонол АФ9-12 в количестве 0,1-0,2 об.%. Недостатком данного способа также является использование термообработки нефти на стадии ее подготовки к транспортировке, что увеличивает энергозатраты и себестоимость процесса и сравнительно невысокая эффективность, что подтверждается количеством используемого ПАВ. Задачей предлагаемого изобретения является разработка эффективного способа транспортирования по трубопроводу вязких нефтей и нефтепродуктов с содержанием воды 0-3% и повышенным содержанием асфальтосмолистых веществ за счет снижения вязкости транспортируемых продуктов. Задача решается разработкой способа транспортирования высоковязких нефтей, включающего введение в нефть блоксополимера, содержащего окись этилена. Причем в качестве блоксополимера вводят блоксополимер на основе гликолей общей формулы
Н(С2Н4)n(С3Н6О)mОАО(С3Н6О)m(С2Н4O)nН,
где А=-С2Н4- или -С3Н6-;
n=14-16, m=24-27 с молекулярной массой 4300 у.е. в смеси с полиалкилбензольной смолой - побочным продуктом производства изопропилбензола в соотношении блоксополимер : полиалкилбензольная смола 1: 1-4. Задача решается также тем, что смесь блоксополимера (БС) и полиалкилбензольной смолы (ПАБС) может быть введена в нефтяной поток в растворителе в соотношении 1:1, в качестве растворителя может быть использована этилбензольная или бутилбензольная или изопропилбензольная фракции. В табл. 1 представлены физико-химические показатели и свойства блоксополимера окиси этилена и окиси пропилена на основе гликолей -Реапона-4В (Р-4В) - общей формулы
Н(С2Н4O)n(С3Н6О)mОАО(С3Н6О)m(С2Н4O)nН, где А=-С2Н4- или -С3Н6- и n=14-16, m=24-27, выпускаемого по ТУ 6-55-54-91. В табл. 2 представлены показатели, характеризующие качество полиалкилбензольной смолы - побочного продукта производства изопропилбензола, состоящей из смеси ди-, три-, тетра-изопропилбензолов и других более высокомолекулярных полиалкилбензолов, выпускаемой под торговым названием полиалкилбензольная смола (ПАБС) в соответствии с ТУ 33.10296-83. Использование состава в виде раствора в алкилбензольной фракции (АлБФ): этилбензольной фракции (ЭБФ) или изопропилбензольной фракции (ИПБФ), или бутилбензольной фракции (ББФ) в массовом соотношении 1:1 связано с технологическими требованиями к реагентам, применяемым в промысловых условиях на температуру застывания и вязкость. Этилбензольная фракция выпускается по ТУ 6-01-10-37-78, изопропилбензольная фракция - по ТУ 38.402-62-140-42, бутилбензольная фракция - по ТУ 38-10297-78. В табл. 3 представлены характеристики исследуемой нефти Демкинского месторождения бобриковского горизонта скважины 628. Способ с использованием смеси БС и ПАБС осуществляют следующим образом. Пример. В 100 г нефти вводят 0,04 мл раствора реагента, нефть и реагент интенсивно перемешивают в течение нескольких минут. Затем пробу помещают в ячейку ротационного вискозиметра типа "Реотест-2" и определяют ее реологические характеристики. Проводят исследования реологических свойств "чистой" нефти и нефти в присутствии реагента. Результаты исследования представлены в табл. 4. Исследование реологических характеристик нефти в присутствии других композиционных смесей проводят аналогично приведенному примеру. Результаты исследований представлены в табл. 5-7 и на фиг. 1 и 2. В лабораторных условиях эффективность предлагаемого способа с использованием смеси БС и ПАБС оценивали методом ротационной вискозиметрии по значению эффективной вязкости нефти в зависимости от приложенных сдвигающих напряжений. В описании изобретения, выбранном в качестве прототипа, даны исходные параметры исследуемых нефтей. Судя по характеристике температуры застывания можно предположить, что в этих нефтях большое содержание твердых парафинов. В приведенной таблице не уточняется температура, при которой определялась вязкость нефтей. Очевидно, что, имея такую высокую температуру застывания, нефть не может иметь такие низкие значения вязкости при температуре 20oС. По-видимому, в данной таблице указана вязкость нефтей при температуре проводимых исследований, т.е. при Т=50-60oС. Введение реагента - оксиэтилированного алкилфенола - позволяет понизить температуру застывания нефтей. Можно предположить, что механизм действия реагента основан на предотвращении образования крупных кристаллов парафина. При этом молекулы реагента могут как сами являться центрами кристаллизации парафина, что ведет к образованию в основном мелких кристаллов парафина, так и адсорбироваться на поверхности кристаллов парафина и препятствовать их слипанию. Оба эти процесса позволяют изменять температуру застывания нефти после ее термообработки, в данном случае температура застывания снижается, и уменьшать динамическую вязкость. Из табл. 3 видно, что используемая в экспериментах нефть имеет несколько другой состав: в нефти Демкинского месторождения преобладают смолы и асфальтены. Поэтому механизм действия вводимого реагента будет иным. Индивидуальные реагенты были испытаны при температуре 20oС. Вязкость нефти без реагента в этих условиях не слишком высокая и лежит в пределах 260-200 сП в зависимости от скорости сдвига. При введении Р-4В и ПАБС происходит снижение вязкости нефти на 20-40 сП (см. табл. 4). На фиг. 1 представлена зависимость динамической вязкости




Класс F17D1/17 смешиванием с другой жидкостью