цепь скребковая

Классы МПК:B65G19/24 крепление перемещающих элементов к тяговому элементу 
Автор(ы):, , , , , , ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Подмосковный научно- исследовательский и проектно-конструкторский угольный институт"
Приоритеты:
подача заявки:
2001-01-24
публикация патента:

Изобретение относится к транспортирующим органам конвейеров угледобывающих комплексов. Цепь скребковая включает круглозвенную цепь, соединительные планки, которые выполнены в виде скобы, поперечно охватывающей горизонтальное звено, концы которой утоплены в теле скребка, и элементы крепления, обеспечивающие фиксацию скребка на круглозвенной цепи безрезьбовыми замковыми соединениями, выполненными на сопрягаемых частях скребка и соединительной планки с двух сторон круглозвенной цепи, замкнутых через сопрягаемые отверстия при помощи соединительного элемента. Соединительный элемент выполнен в виде оси, при этом сопрягаемые части скребка и соединительной планки выполнены соответственно в виде вилкообразных захватов или серег. Технический результат заключается в создании безрезьбового замкнутого соединения, обеспечении высокого ресурса, высокой прочности скребков и элементов крепления по тяговым цепям, достаточной устойчивости скребков, доступа к порожней ветви без подъема става, вывода аварийного участка при обрыве одной из цепей с порожней, нижней ветви на груженую. В итоге, цепь имеет высокую надежность в работе и удобна в обслуживании. 3 з.п. ф-лы, 7 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7

Формула изобретения

1. Цепь скребковая, включающая круглозвенную цепь, соединительные планки, которые выполнены в виде скобы, поперечно охватывающей горизонтальное звено, концы которой утоплены в теле скребка, и элементы крепления, обеспечивающие фиксацию скребка на круглозвенной цепи безрезьбовыми замковыми соединениями, выполненными на сопрягаемых частях скребка и соединительной планки с двух сторон круглозвенной цепи, замкнутых через сопрягаемые отверстия при помощи соединительного элемента, отличающаяся тем, что соединительный элемент выполнен в виде оси, при этом сопрягаемые части скребка и соединительной планки выполнены соответственно в виде вилкообразных захватов или серег.

2. Цепь по п.1, отличающаяся тем, что сопрягаемые отверстия у торцов, обращенных встречно к грузопотоку на выходе, сужены в диаметре.

3. Цепь по п.1, отличающаяся тем, что скоба выполнена крестообразной за счет расширения перемычки между серьгами на величину поперечного размера скребка.

4. Цепь по п.1, или 2, или 3, отличающаяся тем, что ось блокируется в сопрягаемых отверстиях запорным кольцом.

Описание изобретения к патенту

Цепь скребковая относится к транспортирующим органам конвейеров угледобывающих комплексов и может использоваться в конвейерах.

Известен тяговый орган зарубежного скребкового конвейера, включающий цепь круглозвенную, скребки, соединительные планки и элементы крепления (Тяговые органы зарубежных скребковых конвейеров. Обзорная информация. Вып. 16.МУП СССР ЦНИЭИуголь. М., 1985, c.37-39).

Тяговый орган должен удовлетворять определенным требованиям в отношении транспортирующей способности: надежность цепи, эксплуатационная надежность, доступ к порожней ветви без подъема става, наличие безболтового соединения скребков к цепи. Согласно прогнозам совершенствования оборудования очистных забоев, в горнодобывающей промышленности основным средством доставки насыпного груза на ближайшее десятилетие останется скребковый передвижной конвейер. Перспективы развития высокопроизводительных забойных конвейеров определяются в первую очередь возможностью создания тяговых органов, обеспечивающих надежную работу в оптимальном режиме.

Наиболее близким аналогом - прототипом к предложенному техническому решению является устройство крепления скребка с тяговой цепью скребкового конвейера (патент DЕ 3705914 А1, кл. B 65 G 19/24, 25.08.1988).

В известном техническом решении скребок 2, 2а закреплен на тяговой цепи вложением звена 1 цепи в профильное ложе, выполненное в гнезде 5 скребка, и наложением на звено сверху планки 3 и 3а, снабженной аналогичным профильным ложем, с последующим соединением скребка и планки между собой клинообразными стержнями (4-круглого и 7-прямоугольного сечения) посредством защемления планки по ее клиновым полкам 10 и опорно выступающими элементами скребка, выполненными в виде охватывающих с двух сторон планку стенок 8, снабженных сквозными отверстиями 6 и 9, либо расклиниванием в распор между уступами 11 на скребке и клинообразными полками 12 на планках 3а.

Наиболее важные недостатки прототипа.

1. Клиновые соединения применительно к рассматриваемой конструкции в силу своего функционального назначения требуют наличия устройств блокировки клиньев от выпадания, поскольку соединение работает в условиях знакопеременных нагрузок в двух плоскостях и в противоположных направлениях (на забой, от забоя и по вертикали), что ведет к усложнению конструкции, увеличению габаритов и массы материалов и соответствующего увеличения энергоемкости конвейера.

2. Став и тяговая цепь конвейера работают в условиях постоянной вибрации. При этом скребковый орган воспринимает динамику усилий при погрузке отбиваемой массы, обрушений забоя, возможности заклинивания негабаритов под комбайном, что ведет к снижению надежности клиновых соединений и обеспечению прочности скребков.

3. Скребок и планка незамкнуты между собой в единое силовое сечение, что дает возможность ослабления соединения в пределах упругих деформаций и делает не корректным идею клинового распора.

Технический результат заявленного изобретения заключается в создании безрезьбового замкового соединения скребковой цепи, высоком ресурсе, высокой прочности скребков и элементов крепления их по тяговым цепям, достаточной устойчивости скребков, доступе к порожней ветви без подъема става, выводе аварийного участка при обрыве одной из цепей с порожней, нижней ветви на груженую.

Для достижения указанного технического результата в скребковой цепи, включающей круглозвенную цепь, соединительные планки, выполненные в виде скобы поперечно охватывающей горизонтальное звено, концы которой утоплены в теле скребка, фиксация скребка на круглозвенной цепи обеспечивается безрезьбовыми замковыми соединениями, выполненными на сопрягаемых частях скребка и соединительной планки с двух сторон круглозвенной цепи, замкнутых через сопрягаемые отверстия при помощи соединительного элемента, который выполнен в виде оси, при этом сопрягаемые части скребка и соединительной планки выполнены соответственно в виде вилкообразных захватов или серег.

Кроме того, сопрягаемые отверстия у торцев, обращенных встречно к грузопотоку на выходе сужены в диаметре.

Кроме того, скоба выполнена крестообразной за счет расширения перемычки между серьгами на величину поперечного размера скребка.

Кроме того, ось блокируется в сопрягаемых отверстиях запорным кольцом.

Причинно-следственная связь между заявленной совокупностью существенных признаков и достигаемым техническим результатом следующая.

Признак "сопрягаемые части скребка и соединительной планки выполнены соответственно в виде вилкообразных захватов или серег", признак при прямом ходе и при реверсе дает жесткую фиксацию при любом направлении транспортировки груза, разгружает соединительный элемент. Снимает осевую нагрузку на соединительную ось.

Признак "сопрягаемые отверстия у торцев, обращенных встречно к грузопотоку на выходе сужены в диаметре" снижает осевую нагрузку, упрощает конструкцию, не нужно буртика.

Признак "скоба выполнена крестообразной за счет расширения перемычки между серьгами на величину поперечного размера скребка" дает поперечную устойчивость скребка и хорошо сопрягается с ручьями звездочки, благодаря чему исключаются поломки цепи.

Признак "ось блокируется в сопрягаемых отверстиях запорным кольцом" упрощает монтаж, что особенно важно в шахтных условиях ограниченного пространства и плохой освещенности, само тело защищено от транспортируемой массы.

Предлагаемая цепь скребковая иллюстрируется чертежами, где на фиг.1 изображена цепь скребковая; на фиг.2- изображена скоба снабженная серьгами; на фиг.3 - вид А-А на фиг.1; на фиг.4 - вид Б-Б на фиг.3; на фиг.5 -вид В-В на фиг 4; на фиг.6 - вид Г на фиг.3; на фиг.7 -вариант усиления скобы.

Цепь скребковая (фиг.1) содержит отрезки цепи круглозвенной 1 с ориентированными горизонтальными звеньями 2 и скребки 3. Скоба 4, снабженная серьгами 5, показана на фиг.2. На фиг.3 представлен фрагмент скребка 3, снабженный вилкообразными захватами 6, в которых заключены серьги 5 скобы 4, соединенные осями 7. На фиг.4 показано безрезьбовое замковое соединение, в котором серьги 5 скобы 4 замкнуты в вилкообразных захватах осью 7, заблокированной запорным кольцом 8 в сопрягаемых отверстиях 9. На фиг.5 показано запорное кольцо 8 и ось 7 с торца. На фиг.6 - фрагмент скребка без соединяемых деталей, где проемы 10 в теле скребка образованы выполнением вилкообразных захватов 6, а позиция 11 - рельефное ложе для фиксации горизонтального звена 2 на скребке 3. На фиг.4 и 6 показаны отверстия 12, сужающие в диаметре на выходе сопряженных отверстий 9. На фиг.4 показан вариант усиления скребка путем образования вилкообразных захватов на скребке 3. На фиг.2 серьги 5 соединены перемычкой 13. На фиг.1 соединительные звенья 14 предназначены для соединения отрезков цепи 1 в бесконечную тяговую цепь конвейера.

Монтаж и работа скребковой цепи. При сборке, вначале, подбираются парные отрезки цепи круглозвенной 1. Скребки 3, образованными на них барельефными ложами 11, совмещают с горизонтальными звеньями 2 цепей круглозвенных 1 и накрывают скобами 4; при этом серьги 5 утапливают в проемы 10, образованные вилкообразными захватами 6. После чего скребки 3 и скобы 4 через сопрягаемые отверстия 9 замыкают осями 7 и блокируют оси запорными кольцами 8. Собранные таким образом отрезки скребковой цепи стыкуют соединительными звеньями 14 непосредственно на ставе конвейера до образования замкнутого в бесконечную цепь транспортирующего органа. После натяжения цепи устройство готово к эксплуатации. При этом эксцентричные серьги 5 скобы 4 контролируют горизонтальное звено 2 от поперечных смещений совместно с барельефным ложем 11 скребка 3. Перемычка 13 скобы 4 повышает вертикальную устойчивость скребков 3 и заданную ориентацию всех звеньев цепи для зацепления со звездочками на приводе конвейера. Сужающееся в диаметре отверстие 12 позволяет выполнять оси 7 гладкими без буртиков, уменьшая осевые усилия непосредственно от транспортируемой горной массы. Заключенная в захваты 6 серьгами 5, скоба 4 остается равнопрочной также при реверсивной работе.

Класс B65G19/24 крепление перемещающих элементов к тяговому элементу 

сменный звукопоглощающий скребок цепного конвейера -  патент 2523878 (27.07.2014)
цепной скребковый конвейер -  патент 2520825 (27.06.2014)
звеньевая цепь для цепных конвейеров и ее горизонтальные цепные звенья -  патент 2499755 (27.11.2013)
скребок для звеньевых цепей скребковых конвейеров и стопорный элемент для скребка -  патент 2401788 (20.10.2010)
скребковая цепная лента для цепных скребковых конвейеров -  патент 2189343 (20.09.2002)
скребковая цепная лента для цепного скребкового транспортера -  патент 2186015 (27.07.2002)
рабочий орган трубчатого конвейера -  патент 2172288 (20.08.2001)
рабочий орган трубчатого конвейера -  патент 2162431 (27.01.2001)
рабочий орган двухцепного скребкового конвейера -  патент 2049029 (27.11.1995)
Наверх