зенитный ракетно-пушечный комплекс
Классы МПК: | F41A23/34 на колесных или гусеничных транспортных средствах |
Автор(ы): | Шипунов А.Г., Образумов В.И., Кисляк В.А., Машкин А.С., Емельянов С.И. |
Патентообладатель(и): | Государственное унитарное предприятие "Конструкторское бюро приборостроения" |
Приоритеты: |
подача заявки:
2001-06-08 публикация патента:
27.05.2003 |
Изобретение относится к военной технике, в частности к зенитным ракетным комплексам ближнего действия. Реализация устройства позволяет уменьшить время перевода комплекса на стрельбу ракетным вооружением с пушечного, а также уменьшить нагрузки на привод вертикального наведения. Сущность изобретения заключается в том, что комплекс дополнительно снабжен блоками направляющих для установки контейнеров с зенитными ракетами и механизмом сцепки, жестко закрепленным на качающейся части башни. Блоки направляющих шарнирно закреплены на кронштейнах башни и снабжены стопорным устройством в виде подпружиненного стержня, взаимодействующего с упором башни. В передней части блока направляющих установлены защелки, фиксирующие контейнеры с зенитными ракетами, а в задней части выполнены жесткий упор и подпружиненный фиксатор, взаимодействующие со стопором механизма сцепки. 8 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8
Формула изобретения
Зенитный ракетно-пушечный комплекс, содержащий вращающуюся башню с приводами наведения, установленную на шасси и оборудованную двумя автоматическими пушками, размещенными с внешней стороны на качающихся частях башни, и ракетным вооружением, отличающийся тем, что комплекс дополнительно снабжен блоками направляющих для установки контейнеров с зенитными ракетами и механизмом сцепки, жестко закрепленным на качающейся части башни, блоки направляющих шарнирно закреплены на кронштейнах башни и снабжены стопорным устройством в виде подпружиненного стержня, взаимодействующего с упором башни, в передней части блока направляющих установлены защелки, фиксирующие контейнеры с зенитными ракетами, а в задней части выполнены жесткий упор и подпружиненный фиксатор, взаимодействующие со стопором механизма сцепки, кинематически связанным с ходовым винтом, установленным в корпусе механизма сцепки с возможностью перемещения вдоль его оси в пазу корпуса механизма сцепки, на конце ходового винта на шпонке установлена шестерня с возможностью перемещения в осевом направлении вдоль шпонки, шестерня кинематически связана через паразитную шестерню с валом-шестерней, на другом конце которого закреплено зубчатое колесо, внутренний венец которого через паразитные шестерни кинематически связан с валом электродвигателя, при этом на валу-шестерне жестко закреплен тормозной барабан, внутренние шлицы которого сцеплены с наружными дисками тормозной муфты, между которыми установлены внутренние диски, сцепленные с шлицевой втулкой, установленной внутри якоря тормозной муфты и жестко скрепленной с корпусом механизма сцепки.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к военной технике, а более конкретно к зенитным комплексам ближнего действия, имеющим на вооружении автоматические пушки и зенитные ракеты. Известна самоходная реактивно-артиллерийская уставка (1), которая содержит многоствольные устройства для пуска ракет. На платформе, поворачивающейся вокруг вертикальной оси с целью горизонтальной наводки, предусмотрены, по меньшей мере, два держателя для каждого многоствольного пускового устройства. Держатели поворачиваются вокруг общей горизонтальной оси с целью вертикальной наводки. Один из держателей поворачивается вокруг горизонтальной оси между боевым положением, в котором держатели по одну сторону горизонтальной оси располагаются один над другим с одинаковым направлением, и походным положением, в котором держатели, направленные в противоположные стороны, располагаются по обе стороны горизонтальной оси. Известна бронемашина с зенитным вооружением (2), которая имеет вращающуюся башню, на боковых стенках которое симметрично установлены две вращающиеся цапфы. В направляющих цапф установлены автоматические зенитные пушки. Цапфы обеспечивают вертикальное наведение пушек. Недостатком бронемашины является малая эффективность поражения целей на дальности больше 4000 м стрелково-пушечным вооружением. Известен самоходный зенитный ракетно-пушечный комплекс "Тунгуска" (3), который, по мнению авторов, является наиболее близким техническим решением к заявляемому объекту и выбран в качестве прототипа. Принципиальной особенностью комплекса является совмещение в одной боевой машине пушечного и ракетного вооружения, радиолокационных и оптических средств управления огнем и гидравлических приводов наведения. Недостатком комплекса является низкая боевая производительность за счет большого времени перевода стрельбы с пушечного на ракетное вооружение и наоборот. Задачей предлагаемого изобретения является повышение эффективности и боевой производительности комплекса за счет уменьшения времени перевода комплекса на стрельбу ракетным вооружением с пушечного, а также уменьшение нагрузки на привод вертикального наведения за счет быстрого расцепления блока ракетного вооружения с пушечным. Задача решается тем, что зенитный ракетно-пушечный комплекс содержит вращающуюся башню с приводами наведения, установленную на шасси и оборудованную двумя автоматическими пушками, размещенными на качающихся частях башни. Рядом с пушками с внешней стороны размещено ракетное вооружение. Комплекс дополнительно снабжен блоками направляющих для установки контейнеров с зенитными ракетами и механизмом сцепки. Механизм сцепки жестко закреплен на качающейся части башни. Блоки направляющих шарнирно закреплены на кронштейнах башни и снабжены стопорным устройством в виде подпружиненного стержня, взаимодействующего с упором башни. В передней части блока направляющих установлены защелки, которые фиксируют контейнеры с зенитными ракетами. В задней части блока направляющих выполнен жесткий упор и подпружиненный фиксатор, взаимодействующие со стопором механизма сцепки, кинематически связанным с ходовым винтом с возможностью перемещения вдоль его оси в пазу корпуса механизма сцепки. На конце ходового винта на шпонке установлена шестерня, которая может перемещаться в осевом направлении вдоль шпонки. Шестерня кинематически связана через паразитную шестерню с валом-шестерней. На другом конце вала-шестерни закреплено зубчатое колесо, внутренний венец которого через паразитные шестерни кинематически связан с валом электродвигателя, при этом на валу-шестерне жестко закреплен тормозной барабан, внутренние шлицы которого сцеплены с наружными дисками тормозной муфты, между которыми установлены внутренние диски, сцепленные с шлицевой втулкой, установленной внутри якоря тормозной муфты и жестко скрепленной с корпусом механизма сцепки. Предлагаемое техническое решение поясняется графическими материалами, где на фиг. 1 показан общий вид зенитного ракетно-пушечного комплекса, вид сбоку; на фиг. 2 - вид на комплекс сверху; на фиг.3 - вид на блок направлявших спереди; на фиг. 4 - вид на блок направлявших сбоку; на фиг.5 - фрагмент стопорного устройства; на фиг. 6 - фрагмент, поясняющий взаимодействие стопора механизма сцепки с блоком направляющих; на фиг.7 - вид на механизм сцепки спереди; на фиг.8 - механизм сцепки в разрезе, вид сбоку. Зенитный ракетно-пушечный комплекс содержит вращающуюся башню 1 (фиг.1), установленную на шасси 2. На качающихся частях 3 (фиг.2) установлены автоматические пушки 4. С внешней стороны башни 1 (фиг.1) размещены контейнеры 5 (фиг.2) для зенитных ракет. На качающихся частях 3 жестко закреплены механизмы сцепки 6. Контейнеры 5 установлены в блоках направляющих 11 (фиг.3), которые шарнирно крепятся на кронштейнах 7 (фиг.4), приваренных к башне 1 (фиг. 1). На блоках направлявших 11 (фиг.3) выполнено стопорное устройство (фиг. 5) в виде подпружиненного стержня 8, который входит в прорезь упора 9 башни. В передней части блока направляющих установлены защелки 10 (фиг.3), которые фиксируют контейнеры 5 (фиг.1) с зенитными ракетами. В задней части блока направляющих выполнен жесткий упор 12 (фиг.6) и подпружиненный фиксатор 13, с которыми взаимодействует стопор 14 механизма сцепки. Стопор 14 перемещается вдоль оси ходового винта 15 (фиг.7, 8), установленного в корпусе 16 механизма сцепки. На конце ходового винта 15 на шпонке 17 установлена шестерня 18, которая перемещается вдоль оси ходового винта 15 для обеспечения работы механизма сцепки от ручного привода. При работе от электродвигателя шестерня 18 кинематически связана через паразитную шестерню 19 с зубчатым венцом вала-шестерни 20. На другом конце вала-шестерни 20 закреплена шестерня 21, внутренний венец, который через шестерни 22 и 23 связан с шестерней 24 вала электродвигателя 25. Внутренний зубчатый венец тормозного барабана 26, закрепленного на валу-шестерне 20, сцеплен с наружным зубчатым венцом наружных дисков 27 тормозной муфты. Между наружными дисками 27 установлены внутренние диски 28, сцепленные с шлицевой втулкой 29, установленной внутри якоря 30 тормозной муфты и жестко скрепленной с корпусом 16. Якорь 30 притягивается к корпусу 31, в котором размещается катушка 32. Зенитный ракетно-пушечный комплекс работает следующим образом. В походном положении и при стрельбе пушечным вооружением блоки направляющих 11 застопорены стержнями 8. Стопор 14 механизма сцепки 6 находится в промежуточном положении и не взаимодействует с упором 12 и подпружиненным фиксатором 13 блока направляющих. При прохождении команды на стрельбу зенитными ракетами срабатывает механизм сцепки 6, при этом стопор 14 входит в паз, образованный жестким упором 12 и подпружиненным фиксатором 13 одного из блоков направляющих 11. В этом случае сцепка производится на углу возвышения качающейся части 3, равном 0o. При отрицательном угле возвышения качающейся части 3 оценка может производиться за счет привода вертикального наведения при нахождении стопора 14 механизма сцепки над одним из подпружиненных фиксаторов 13. При захвате одного из блоков направляющих стопором 14 под действием привода вертикального наведения выключается стопорное устройство (фиг.5) и выбранный блок направляющих 11 вместе с качавшейся частью 3 поворачивается вокруг оси "О" (фиг.4). Механизм сцепки 6 зенитного ракетно-пушечного комплекса работает следующим образом. При нажатии кнопок выбора направляющих или кнопки нейтрального положения стопора 14 механизма сцепки на пульте командира комплекса подается напряжение на катушку 32 электромагнита тормозной муфты. При этом якорь 30 притягивается к корпусу 31 электромагнита. Между внутренними 28 и наружными 27 дисками тормозной муфты появляется зазор, что позволяет валу-шестерне 20 свободно вращаться относительно шлицевой втулки 29, жестко скрепленной с корпусом 16. Одновременно с подачей питания на тормозную муфту подается питание на электродвигатель 25. Вращение с вала электродвигателя 25 через шестерни 24, 23, 22 и 21 передается на вал-шестерню 20. Далее через паразитную шестерню 19 вращение передается на шестерню 18, которая через шпонку 17 вращает ходовой винт 15, при этом начинает перемещаться стопор 14 в горизонтальной плоскости до сцепления с соответствующей направляющей. При подходе стопора 14 к одному из крайних иди среднему положений замыкается микропереключатель 33 (фиг.7) и происходит выключение электродвигателя 25 (фиг. 8) и снятие напряжения с катушки 32 тормозной муфты, что обеспечивает быструю остановку стопора 14 за счет торможения вала-шестерни 20 сжатием внутренних 28 и наружных 27 дисков. Для осуществления работы механизма сцепки от ручного привода шестерня 16 перемещается вдоль вала 15 и выводится из зацепления с паразитной шестерней 19. В квадратное отверстие шестерни 18 вставляется рукоятка из комплекта ЗИП, вращение от которой через шпонку 17 передается на ходовой винт 15. Таким образом, предложенное техническое решение позволило повысить эффективность и боевую производительность зенитного комплекса за счет сокращения времени подключения ракетного вооружения к приводу вертикального наведения и уменьшения нагрузки на привод при работе пушечным вооружением. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ1. Заявка 2466732 от 19.06.81 г. ФРГ, Мкл.7 F 41 А 27/00 - аналог. 2. Заявка 1800330 от 18.08.77 г. Германия, Мкл.7 F 41 A 7/12 - аналог. 3. Журнал "Техника и оружие" 5, 1996 г. стр. 7-11, Издание АО "Авиакосмос" - прототип.
Класс F41A23/34 на колесных или гусеничных транспортных средствах