транспортное средство (варианты)
Классы МПК: | B62D51/02 которыми водитель управляет стоя |
Автор(ы): | АМБРОДЖИ Роберт Р. (US), ДУГГАН Роберт Дж. (US), КАМЕН Дин Л. (US), КИ Брайан Р. (US), КРИСТАЛ Филлис К. (US), ХАЙНЦМАНН Ричард Курт (US), ШОСКИВИЧ Андржей (US) |
Патентообладатель(и): | ДЕКА ПРОДАКТС ЛИМИТЕД ПАРТНЕРШИП (US) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2000-06-09 публикация патента:
10.06.2003 |
Изобретение относится к транспортным средствам и способам транспортирования объектов, в частности, по местности, поверхность которой может быть неровной. Транспортное средство содержит опору для транспортируемого объекта, пару поперечно расположенных колес, соединенных с опорой и выполненных с ней в едином узле, привод от двигателя, установленный на указанном узле и соединенный с колесами. Система автоматического управления снабжена средством выработки сигналов рассогласования по скорости и перемещению транспортного средства, средством выработки сигналов угла продольного наклона и угловой скорости продольного наклона транспортного средства, а также снабжена суммирующим устройством, входы которого связаны соответствующими выходами указанных средства выработки сигналов рассогласования по скорости и перемещению и средства выработки сигналов угла продольного наклона и угловой скорости продольного наклона, а выход которого связан с приводом от двигателя. Второй вариант выполнения транспортного средства отличается от первого колеса объединением колес в две группы, установленные с возможностью поворота вокруг оси, проходящей через центры групп, наличием привода от двигателя, включающего в себя двигатель привода колес и двигатель привода групп. Техническим результатом данного изобретения является способность транспортного средства динамически сохранять равновесие на месте или в движении, в том числе по лестницам, посредством привода на колеса. 2 с. и 39 з.п. ф-лы, 13 ил., 1 табл.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12, Рисунок 13, Рисунок 14
Формула изобретения
1. Транспортное средство, содержащее опору для транспортируемого объекта, пару поперечно расположенных колес, соединенных с опорой и выполненных с ней в едином узле, привод от двигателя, установленный на указанном узле и соединенный с колесами, и систему автоматического управления транспортным средством, отличающееся тем, что система автоматического управления снабжена средством выработки сигналов рассогласования по скорости и перемещению транспортного средства, средством выработки сигналов угла продольного наклона и угловой скорости продольного наклона транспортного средства и суммирующим устройством, входы которого связаны с соответствующими выходами указанных средства выработки сигналов рассогласования по скорости и перемещению и средства выработки сигналов угла продольного наклона и угловой скорости продольного наклона, а выход которого связан с приводом от двигателя. 2. Транспортное средство по п.1, отличающееся тем, что опора выполнена в виде платформы с возможностью расположения на платформе стоящего человека. 3. Транспортное средство по п.1, отличающееся тем, что опора имеет основание, расположенное над поверхностью перемещения на высоте, которая меньше высоты шага человека. 4. Транспортное средство по п.1, отличающееся тем, что опора установлена с возможностью поворота вокруг горизонтальной оси. 5. Транспортное средство по п.1, отличающееся тем, что опора имеет площадь, в основном равную следу ступней человека, стоящего на опоре. 6. Транспортное средство по любому из пп.1-5, отличающееся тем, что оно содержит рукоятку, установленную закрепленной на опоре. 7. Транспортное средство по п.1, отличающееся тем, что средство выработки сигналов угла продольного наклона и угловой скорости продольного наклона транспортного средства содержит уклономер для измерения продольного наклона транспортного средства. 8. Транспортное средство по п.1, отличающееся тем, что средство выработки сигналов рассогласования по скорости и перемещению транспортного средства содержит устройство управления движением транспортного средства. 9. Транспортное средство по п.8, отличающееся тем, что устройство управления движением транспортного средства содержит датчик наклона транспортируемого объекта в заданном направлении. 10. Транспортное средство по п.9, отличающееся тем, что датчик наклона выполнен в виде нажимной плиты. 11. Транспортное средство по п.9, отличающееся тем, что датчик наклона выполнен в виде бесконтактного датчика. 12. Транспортное средство по п.8, отличающееся тем, что устройство управления движением транспортного средства установлено на рукоятке. 13. Транспортное средство по любому из пп.1-12, отличающееся тем, что система автоматического управления выполнена с возможностью циклического считывания поступающих в нее сигналов. 14. Транспортное средство по любому из пп.1-13, отличающееся тем, что оно содержит сенсорное устройство для управления транспортным средством в зависимости от особенностей поверхности передвижения. 15. Транспортное средство по любому из пп.1-14, отличающееся тем, что оно содержит регулятор ограничения скорости транспортного средства до заданного порогового значения, меньшего максимальной скорости транспортного средства. 16. Транспортное средство по п.1, отличающееся тем, что привод от двигателя выполнен с возможностью дифференциального привода колес и заданного поворота транспортного средства в горизонтальной плоскости. 17. Транспортное средство по п.16, отличающееся тем, что устройство управления движением транспортного средства содержит интерфейс пользователя. 18. Транспортное средство по п.1, отличающееся тем, что средство выработки сигналов угла продольного наклона и угловой скорости продольного наклона транспортного средства содержит датчик фиксирования опрокидывания средства. 19. Транспортное средство по любому из пп.8-18, отличающееся тем, что устройство управления движением транспортного средства содержит устройство ввода пользователем заданного направления движения. 20. Транспортное средство по п. 19, отличающееся тем, что устройство управления движением транспортного средства содержит устройство ввода пользователем заданной скорости движения, в том числе нулевой скорости. 21. Транспортное средство, содержащее опору для транспортируемого объекта, несколько колес, соединенных с опорой и выполненных с ней в едином узле, привод от двигателя, установленный на указанном узле и соединенный с колесами, и систему автоматического управления транспортным средством, отличающееся тем, что колеса объединены в две группы, установленные с возможностью поворота вокруг оси, проходящей через центры групп, привод от двигателя включает в себя двигатель привода колес и двигатель привода групп, причем система автоматического управления снабжена средством выработки сигналов рассогласования по скорости и перемещению транспортного средства, средством выработки сигналов рассогласования по угловому положению групп, выход которого связан с двигателем привода групп, средством выработки сигналов угла продольного наклона и угловой скорости продольного наклона транспортного средства, суммирующим устройством, входы которого связаны соответствующими выходами указанных средства выработки сигналов рассогласования по скорости и перемещению и средства выработки сигналов угла продольного наклона и угловой скорости продольного наклона, а выход которого связан с двигателем привода колес. 22. Транспортное средство по п.21, отличающееся тем, что группы содержат по три колеса. 23. Транспортное средство по п.21, отличающееся тем, что опора выполнена в виде платформы с возможностью расположения на платформе стоящего человека. 24. Транспортное средство по п.21, отличающееся тем, что опора имеет основание, расположенное над поверхностью перемещения на высоте, которая меньше высоты шага человека. 25. Транспортное средство по п.21, отличающееся тем, что опора установлена с возможностью поворота вокруг горизонтальной оси. 26. Транспортное средство по п.21, отличающееся тем, что опора имеет площадь, в основном равную следу ступней человека, стоящего на опоре. 27. Транспортное средство по любому из пп.21-26, отличающееся тем, что оно содержит рукоятку, установленную закрепленной на опоре. 28. Транспортное средство по п.21, отличающееся тем, что средство выработки сигналов угла продольного наклона и угловой скорости продольного наклона транспортного средства содержит уклономер для измерения продольного наклона транспортного средства. 29. Транспортное средство по п.21, отличающееся тем, что средство выработки сигналов рассогласования по скорости и перемещению транспортного средства содержит устройство управления движением транспортного средства. 30. Транспортное средство по п. 29, отличающееся тем, что устройство управления движением транспортного средства содержит датчик наклона транспортируемого объекта в заданном направлении. 31. Транспортное средство по п.30, отличающееся тем, что датчик наклона выполнен в виде нажимной плиты. 32. Транспортное средство по п.30, отличающееся тем, что датчик наклона выполнен в виде бесконтактного датчика. 33. Транспортное средство по п. 29, отличающееся тем, что устройство управления движением транспортного средства установлено на рукоятке. 34. Транспортное средство по любому из пп.21-33, отличающееся тем, что система автоматического управления выполнена с возможностью циклического считывания поступающих в нее сигналов. 35. Транспортное средство по любому из пп.21-34, отличающееся тем, что оно содержит сенсорное устройство для управления транспортным средством в зависимости от особенностей поверхности передвижения. 36. Транспортное средство по любому из пп.21-35, отличающееся тем, что оно содержит регулятор ограничения скорости транспортного средства до заданного порогового значения, меньшего максимальной скорости транспортного средства. 37. Транспортное средство по п. 21, отличающееся тем, что привод от двигателя выполнен с возможностью дифференциального привода колес и заданного поворота транспортного средства в горизонтальной плоскости. 38. Транспортное средство по п.37, отличающееся тем, что устройство управления движением транспортного средства содержит интерфейс пользователя. 39. Транспортное средство по п.21, отличающееся тем, что средство выработки сигналов угла продольного наклона и угловой скорости продольного наклона транспортного средства содержит датчик фиксирования опрокидывания средства. 40. Транспортное средство по любому из пп.29-39, отличающееся тем, что устройство управления движением транспортного средства содержит устройство ввода пользователем заданного направления движения. 41. Транспортное средство по п. 40, отличающееся тем, что устройство управления движением транспортного средства содержит устройство ввода пользователем заданной скорости движения, в том числе нулевой скорости.Описание изобретения к патенту
Настоящая заявка является заявкой, выделенной из заявки 97114751 на выдачу патента РФ на изобретение. Настоящее изобретение относится к транспортным средствам и способам транспортирования объектов, в частности к транспортным средствам и способам транспортирования объектов по местности, поверхность которой может быть неровной. Уровень техникиИзвестен широкий диапазон транспортных средств и способов транспортирования, предназначенных для транспортирования людей. Конструкции таких транспортных средств обычно являются результатом компромисса, при котором остойчивости отдается предпочтение перед маневренностью. Например, трудно создать самодвижущееся и направляемое пользователем транспортное средство, предназначенное для транспортирования человека по местности с поверхностью, которая может быть неровной, и в то же время обеспечивающее возможность удобного передвижения по местности с относительно плоской поверхностью. Транспортные средства, которые обеспечивают передвижение по неровным поверхностям, обычно сложны, тяжелы и с затруднениями выполняют обычное передвижение. Из патента США 3374845 известно транспортное средство для транспортирования человека, содержащее опору для человека, группу вращающихся элементов, соединенных с опорой и выполненных с ней в едином узле, привод от двигателя, установленный на указанном узле и соединенный с вращающимися элементами, и устройство управления остойчивостью транспортного средства, связанное с приводом от двигателя (ближайший аналог изобретения). Из авторского свидетельства СССР 948734 известна ручная тележка для перемещения по лестницам. По бокам этой тележки расположены группы колес, установленные на свободно вращающихся крестовинах, для транспортировки грузов по лестницам. Однако до сих пор не было предложено использовать подобную конструкцию на транспортном средстве, которое, будучи неустойчивым при выключенном приводе, было бы способно динамически сохранять равновесие на месте или в движении, в том числе по лестницам, посредством привода на колеса. Сущность изобретения
Предложены варианты транспортного средства, предназначенного для транспортирования объектов по местности, поверхность которой может иметь неровности. В первом варианте предложенное транспортное средство содержит опору для транспортируемого объекта, пару поперечно расположенных колес, соединенных с опорой и выполненных с ней в едином узле, привод от двигателя, установленный на указанном узле и соединенный с колесами, и систему автоматического управления транспортным средством. Отличие этого транспортного средства от ближайшего аналога состоит в том, что система автоматического управления снабжена средством выработки сигналов рассогласования по скорости и перемещению транспортного средства, средством выработки сигналов угла продольного наклона и угловой скорости продольного наклона транспортного средства, и суммирующим устройством, входы которого связаны с соответствующими выходами указанных средства выработки сигналов рассогласования по скорости и перемещению и средства выработки сигналов угла продольного наклона и угловой скорости продольного наклона, а выход которого связан с приводом от двигателя. Второй вариант отличается от первого тем, что транспортное средство содержит несколько колес, объединенных в две группы колес, установленные с возможностью поворота вокруг оси, проходящей через центры групп, при этом привод от двигателя включает в себя двигатель привода колес и двигатель привода групп, причем система автоматического управления дополнительно снабжена средством выработки сигналов рассогласования по угловому положению групп, выход которого связан с двигателем привода групп. Во втором варианте выполнения транспортного средства в каждой группе может быть по три колеса. В обоих вышеописанных вариантах опора может быть выполнена в виде платформы с возможностью расположения на ней стоящего человека, может иметь основание, расположенное над поверхностью перемещения на высоте, которая меньше высоты шага человека, или быть установлена с возможностью поворота вокруг горизонтальной оси. Площадь опоры может быть задана примерно равной следу ступней человека, стоящего на опоре. На опоре может быть закреплена рукоятка. Средство выработки сигналов угла продольного наклона и угловой скорости продольного наклона транспортного средства может содержать уклономер для измерения продольного наклона транспортного средства, а средство выработки сигналов рассогласования по скорости и перемещению транспортного средства может содержать устройство управления движением транспортного средства, установленное, например, на рукоятке, которое, в свою очередь, может содержать интерфейс пользователя, а также датчик наклона транспортируемого объекта в заданном направлении. Такой датчик может быть выполнен в виде нажимной плиты или бесконтактного датчика. Система автоматического управления может быть выполнена с возможностью циклического считывания поступающих в нее сигналов. На транспортном средстве могут быть предусмотрены сенсорное устройство для управления транспортным средством в зависимости от особенностей поверхности передвижения, регулятор ограничения скорости транспортного средства до заданного порогового значения, меньшего максимальной скорости транспортного средства. Привод от двигателя может быть выполнен с возможностью дифференциального привода колес и заданного поворота транспортного средства в горизонтальной плоскости. Средство выработки сигналов угла продольного наклона и угловой скорости продольного наклона транспортного средства может содержать датчик фиксирования опрокидывания средства. Кроме того, вышеупомянутое устройство управления движением транспортного средства может содержать устройство ввода пользователем заданного направления движения, а также заданной скорости движения, в том числе нулевой скорости. Перечень фигур чертежей и иных материалов
На фиг.1 представлен вид в перспективе варианта настоящего изобретения, на котором показан стоящий на нем человек. На фиг.2 представлен еще один вариант настоящего изобретения. На фиг.3 представлена схема управления применительно к упрощенному варианту согласно фиг.1 для обеспечения равновесия при использовании крутящего момента колес. На фиг.4 схематично показана работа ручкой управления при управлении колесами в вариантах конструкции согласно фиг.1. На фиг.5 представлено использование конструкции с трехколесными группами. На фиг. 6 представлена блок-схема характерного блока управления типа используемого в настоящем изобретении. На фиг. 7 представлена блок-схема, на которой показаны детали блока 273 интерфейса оператора. На фиг.8 представлена логическая блок-схема, отражающая алгоритм действия панели 272 с центральным микроконтроллером в ходе одного цикла управления. На фиг.9 представлены угловые переменные, касающиеся определения ориентации группы по отношению к транспортному средству и окружающему пространству. На фиг. 10 схематически представлено управление двигателями колес во время уравновешивания и нормального передвижения. На фиг. 11 схематически представлено устройство управления группами во время уравновешивания и нормального передвижения. На фиг.12 представлена схема, относящаяся к фиг.10, показывающая устройство, посредством которого определяются переменные состояния, указывающие положение колес, с тем чтобы компенсировать влияние вращения групп. На фиг.13 представлен вариант конструкции изобретения, в котором предусмотрена выработка невизуальных выходных сигналов, с помощью которых человек может управлять транспортным средством. Сведения, подтверждающие возможность осуществления изобретения
Изобретение может быть выполнено в широком диапазоне вариантов его осуществления. Отличительным признаком многих из этих вариантов конструкции является использование пары расположенных в поперечном направлении вращающихся элементов, соприкасающихся с землей (самые нижние вращающиеся элементы, которые соосно расположены вокруг одной поперечной оси), с тем чтобы разместить над поверхностью человека, относительно которой человек перемещается. Элементы, соприкасающиеся с землей, приводят в движение двигателями. Во многих вариантах конструкции транспортное средство с находящимся на нем человеком во время передвижения по меньшей мере определенную часть времени имеет недостаточную собственную остойчивость относительно вертикали в продольной плоскости, но при этом оно относительно остойчиво по отношению к вертикали в поперечной плоскости. Продольная остойчивость достигается за счет применения системы автоматического управления, в которую включен двигатель, для работы этого двигателя совместно с элементами, соприкасающимися с землей. Как описано ниже, пара элементов, соприкасающихся с землей, может, например, представлять собой пару колес или пару колесных групп. В этих вариантах выполнения конструкции элементы, соприкасающиеся с землей, приводят в движение приводом от двигателя в системе автоматического управления таким образом, чтобы сохранять центр массы транспортного средства над точкой контакта элементов с землей независимо от возмущений и сил, действующих на транспортное средство. Вариант транспортного средства 18, показанный на фиг.1, включает в себя опорное устройство 211, в данном случае выполненное в виде платформы, на которой человек 13 может стоять или, в другом варианте, показанном на фиг.2, сидеть. Как показано на фиг.1, человек 13 стоит на платформе 211 и держится за захват 212 на рукоятке 213, прикрепленной к платформе 211, таким образом, что транспортное средство в таком исполнении может действовать подобно самокату. Соприкасающийся с землей модуль 26 транспортного средства включает пару колес 11, расположенных поперечно (боком) друг к другу и по одной и той же оси 22. Колеса помогают определить ряд осей, включая вертикальную ось Z-Z, поперечную ось Y-Y, параллельную оси колес, и продольную ось Х-Х, перпендикулярную оси колес. Плоскость, задаваемая вертикальной осью Z-Z и поперечной осью Y-Y, в некоторых случаях будет здесь называться "поперечной плоскостью", а плоскость, задаваемая продольной осью Х-Х и вертикальной осью Z-Z - "продольной плоскостью". Направления, параллельные осям Х-Х и Y-Y, называют соответственно продольными и поперечными направлениями. Можно видеть, что транспортному средству, когда оно опирается на пару колес 11 для соприкосновения с землей, свойственна собственная неустойчивость по отношению к вертикали в продольном направлении, однако оно относительно остойчиво по отношению к вертикали в поперечном направлении. Как показано на фиг.2, человека 13 можно перемещать на платформе 211, усадив его на кресло 34. Кресло 34 может быть установлено с возможностью поворота в шарнире 42 относительно платформы 211, что способствует переносу тяжести тела человека при наклоне, как это рассматривается ниже в качестве возможного способа управления движением транспортного средства. Кресло 34 может быть соединено с платформой 211 посредством рычага 38 и шарнира 40. Можно видеть, что в варианте осуществления конструкции, описанном на фиг. 1-2, для достижения относительной подвижности приходится жертвовать собственной продольной остойчивостью транспортного средства. Упрощенный алгоритм управления для обеспечения равновесия в варианте осуществления изобретения согласно фиг. 1, когда колеса задействованы для выполнения движения, представлен на блок-схеме фиг.3. Агрегат 61 эквивалентен уравнениям движения системы с модулем, соприкасающимся с землей и приводимым в движение одним двигателем, перед тем как применяется система автоматического управления. Т обозначает крутящий момент колеса. Буква


Коэффициенты К1, К2, К3 и К4 зависят от физических параметров системы и иных факторов, например силы тяжести. Упрощенный алгоритм управления согласно фиг.6 позволяет сохранять равновесие, а также близость к базовой точке на поверхности при наличии возмущений, например, таких, которые изменяют центр массы системы относительно базовой точки на поверхности вследствие движения человека или его контакта с другими лицами или объектами. Для того, чтобы разместить два колеса вместо одноколесной системы, представленной на фиг.6, крутящий момент, требуемый от левого двигателя, и крутящий момент, требуемый от правого двигателя, можно рассчитывать по отдельности обычным способом, описанным ниже применительно к фиг.10. Кроме того, отслеживание движения как левого, так и правого колеса, позволяет вносить коррекции для предотвращения нежелательного поворота транспортного средства и учитывать различия характеристик между двумя приводными двигателями. Для регулирования крутящего момента каждого двигателя может быть использован ручной интерфейс, например ручка управления. Ручка управления имеет оси, указанные на фиг.4. При работе этого варианта осуществления конструкции движение ручки управления вперед используют, чтобы обеспечить движение транспортного средства вперед, а обратное движение ручки управления вызывает движение транспортного средства назад. Подобным же образом левый поворот выполняют движением ручки управления влево. Для поворота вправо ручку управления перемещают вправо. Используемая здесь конфигурация обеспечивает возможность поворота транспортного средства на месте при перемещении ручки управления влево или вправо. Что касается движения вперед или заднего хода, то альтернативой воздействию на ручку управления является просто наклон вперед или назад, поскольку в этом случае уклономер или датчик продольного наклона (измеряющий

1. Переменные, определенные в мировой системе координат, именуются с помощью одного прописного подстрочного индекса. Мировая система координат - это система координат, привязанная к Земле (инерциальная). 2. Переменные, определенные в относительной системе координат, именуются с использованием двойного подстрочного индекса. Подстрочные индексы указывают конечные точки переменной. Порядок индексов указывает на знак переменной. Например,


На фиг. 9 представлены переменные угловых характеристик и характеристик движения, имеющие отношение к определению ориентации группы относительно транспортного средства и пространства. Эти переменные характеризуются так, как указано в таблице. На фиг.10-12 представлены блок-схемы, показывающие алгоритмы управления, приемлемые для использования совместно с узлами управления согласно настоящему изобретению для обеспечения остойчивости транспортного средства согласно рассматриваемым в заявке вариантам конструкции, при балансировании на паре колес как во время движения, так и в фиксированном положении. На фиг.10 представлено устройство управления остойчивостью транспортного средства, представляющее собой устройство управления двигателями правых и левых колес. Устройство имеет входы для сигналов































Это вычисление производят на участке 3515.



Подобным же образом линейные левую и правую скорости












Хотя предшествующие варианты изобретения описаны с точки зрения применения одной панели с микроконтроллером, в некоторых вариантах конструкции мы считаем перспективным использование нескольких параллельно работающих микропроцессоров. Еще в одном варианте конструкции используют четыре разных микропроцессора, действующих параллельно, каждый из которых выдает сообщение на шину обмена данными, что позволяет микропроцессорам контролировать друг друга. Также предусмотрен интерфейс специалиста по техническому обслуживанию, позволяет специалисту изменять коэффициенты усиления, перепрограммировать процессор и т.д. Четыре разных процессора управляют разными компонентами системы следующим образом: микропроцессор 1 управляет кнопкой коленного и бедренного соединений и ручкой управления (по осям Х и Y); микропроцессор 2 управляет измерением расстояния, проверкой наличия (человека), контролем батарей и интерфейсом пользователя (тем самым управляя режимами транспортного средства); микропроцессор 3 управляет алгоритмом балансирования посредством групп; микропроцессор 4 управляет алгоритмом балансирования посредством колес. При необходимости в зависимости от сложности измерения расстояния и других проблем могут быть применены и другие процессоры. При этом нет необходимости в ограничении количества процессоров. Преимущества параллельной обработки, реализуемой этим вариантом, таковы: надежность (каждый микропроцессор действует независимо, так что нарушение работы одного микропроцессора не означает нарушения всех функций); возможность более легкой разработки резервных систем; пониженные энергетические требования (несколько менее мощных микропроцессоров, которые совместно обладают такой же энергоемкостью, как и персональный компьютер); одновременная работа (несколько более медленных микропроцессоров могут действовать с такой же скоростью обработки данных, как у персонального компьютера). Дополнительные варианты осуществления изобретения. Настоящее изобретение также может быть выполнено в ряде дополнительных вариантов конструкции. Нами установлено, что транспортное средство согласно изобретению может надлежащим образом действовать в качестве протеза для лиц с нарушенной вследствие какого-либо заболевания (например, болезни Паркинсона или нарушения слуха) или дефекта способностью сохранять равновесие или выполнять передвижение. Протез, которым становится предложенное транспортное средство, функционирует как продолжение собственных систем равновесия и движения человека, поскольку транспортное средство имеет контур обратной связи, который учитывает изменения положения центра тяжести транспортного средства, связанные с перемещением человека относительно него. Таким образом, предоставление транспортного средства такого рода инвалиду является способом оснащения его протезом, позволяющим осуществлять управление движением и равновесием, которое в ином случае было бы невозможным. Мы наблюдали волнующее восстановление возможности управления равновесием и передвижением у лиц, страдающих болезнью Паркинсона, которые использовали транспортное средство согласно вариантам осуществления настоящего изобретения. Если принять во внимание сложную роль оператора при использовании различных вариантов осуществления транспортного средства для обеспечения передвижения при изменяющихся условиях, не удивительно, что вообще и при использовании этих вариантов обычно весьма важна визуальная ориентация и информация о перемещении. Тем не менее могут иметь место обстоятельства, когда получение визуальной информации или ухудшено (из-за темноты или инвалидности), или недостаточно. Еще в одном варианте осуществления конструкции согласно изобретению в транспортном средстве применены один или несколько невизуальных выходных сигналов для индикации ориентации или направления и скорости. Такие выходные сигналы могут быть осязаемыми (тактильными) или акустическими (звуковыми); выходные сигналы модулируют посредством модулятора для отображения скорости и ориентации транспортного средства. На фиг.13, например, показан случай акустического выходного сигнала, создаваемого генератором 531 и модулируемого модулятором 532, имеющим вводы 533 и 534 соответственно для сигналов скорости и ориентации. В этом случае может быть применен повторно воспроизводимый звуковой сигнал, где частота повторения звука может быть использована для индикации скорости, а высота звука может быть использована для указания направления движения и ориентации (например, вперед с более высоким звуком; назад с пониженным, а вертикально - со средним звуком), при этом степень изменения высоты звука указывает на степень наклона, то есть угол продольного наклона транспортного средства (используя эффект сопоставления высоты звука с углом продольного наклона транспортного средства).