способ оценки энергосберегающих свойств моторных масел
Классы МПК: | G01N33/30 для целей смазки |
Автор(ы): | Бартко Р.В., Золотов В.А. |
Патентообладатель(и): | 25 Государственный научно-исследовательский институт Министерства обороны Российской Федерации (по применению топлив, масел, смазок и специальных жидкостей - ГосНИИ по химмотологии) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2001-08-03 публикация патента:
10.06.2003 |
Изобретение относится к области исследования смазочных масел, в частности к способу оценки энергосберегающих свойств моторных масел, и может применяться при разработке новых моторных масел для оценки их энергосберегающих свойств, а также использоваться при подборе масел к двигателю. Сущность изобретения: в способе оценки энергосберегающих свойств на вибрационном трибометре SRV с парой трения "кольцо-плоскость" замеряют коэффициент трения первого масла (Kтp1) при нагрузке на пару трения (50
1) Н, температуре пары трения (80
1)oС, амплитуде и частоте перемещения трущейся пары (1,5
0,1) мм и (50
1) Гц соответственно, и коэффициент трения второго масла (Ктр2) при идентичных условиях, а об энергосберегающих свойствах второго масла судят по зависимости, полученной экспериментальным путем. Техническим результатом изобретения является повышение информативности способа за счет возможности количественной оценки энергосберегающих свойств масел. 2 ил., 3 табл.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4




Формула изобретения
Способ оценки энергосберегающих свойств моторных масел, включающий замер коэффициента трения на вибрационном трибометре с парой трения "кольцо-плоскость" при заданных нагрузке на пару трения, температуре пары трения, амплитуде и частоте перемещения трущейся пары, отличающийся тем, что замеряют коэффициент трения первого масла (Ктр1) при нагрузке на пару трения (50



Э=а

где Э - показатель энергосберегающих свойств масла (экономия топлива), %;
а и в - постоянные величины, полученные экспериментальным путем: а=0,17; в=1,41;


Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области исследования смазочных масел, в частности к способу оценки энергосберегающих свойств моторных масел, и может применяться при разработке новых моторных масел для оценки их энергосберегающих свойств, а также использоваться при подборе масел к двигателю. Как известно, повышение надежности и экономичности техники является актуальной задачей. Данную задачу решают как за счет дальнейшего конструктивного совершенствования техники, так и за счет улучшения качества используемых смазочных материалов. В частности, за счет снижения потерь энергии на преодоление сил трения, обеспечиваемого проявлением антифрикционного действия применяемых моторных масел, можно снизить на 5-12% расход топлива при эксплуатации техники, а также затраты на ее обслуживание и ремонт [1. Бунаков Б.М., Григорьев М.А., Первушин А.Н. Моторные масла и топливная экономичность ДВС. - Автомобильная промышленность, 1984, 3, с.9-11], связанные с увеличением межремонтных сроков работы двигателей. Известен метод испытаний масел на стенде с беговыми барабанами. Сущность метода заключается в испытании полноразмерного образца техники на режимах эксплуатации, моделирующих реальные условия ее применения. В ходе испытаний с помощью расходомеров замеряется мгновенный и суммарный расход топлива, который позволяет судить о способности масел обеспечивать экономию топлива при их применении в технике. Недостатками данного метода являются высокая стоимость и продолжительность испытаний [2. Говорущенко Н.Я. Экономия и снижение токсичности на автомобильном транспорте. - М.: Транспорт, 1990, с.112-119]. Перед авторами стояла задача: разработать оперативный лабораторный способ оценки энергосберегающих свойств масел с допустимой степенью достоверности. При проведении исследований и просмотре научно-технической литературы, патентной информации был обнаружен ряд лабораторных методов оценки антифрикционных свойств моторных масел, позволяющих оценивать способность испытуемых масел снижать трение при их применении в двигателе и качественно судить об их энергосберегающих свойствах. Известен способ оценки антифрикционных свойств смазочных масел на машинах трения с точечным контактом пары трения, например на машине КТ-2 [3. Смазочные материалы: Антифрикционные и противоизносные свойства. Методы испытаний: Справочник / P.M. Матвеевский, В.Л. Лашхи, И.А. Буяновский и др. - М.: Машиностроение, 1989, с.28]. Также известен способ оценки антифрикционных свойств смазочных масел на машинах трения с линейным контактом пары трения, например на машине Тимкена [3. Смазочные материалы: Антифрикционные и противоизносные свойства. Методы испытаний: Справочник / P.M. Матвеевский, В.Л. Лашхи, И.А. Буяновский и др. - М.: Машиностроение, 1989, с.25]. Сущность данных способов оценки заключается в определении силы или момента трения при испытании смазочных материалов в условиях различных термомеханических нагрузок. Общим недостатком вышеперечисленных способов оценки антифрикционных свойств смазочных масел является длительность испытаний, обусловленная продолжительной предварительной приработкой пары трения из-за достаточно быстрого увеличения площади контакта в ходе опыта. Также известен способ оценки антифрикционных свойств смазочных масел на трибометрах с контактом поверхностей трения по площади, лишенный недостатков приборов с точечным и линейным контактами, например на машине СМТ-1 [3. Смазочные материалы: Антифрикционные и противоизносные свойства. Методы испытаний: Справочник / P.M. Матвеевский, В.Л. Лашхи, И.А. Буяновский и др. - М.: Машиностроение, 1989, с.31]. Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому изобретению является взятый за прототип способ оценки антифрикционных свойств смазочных масел на вибрационном трибометре SRV с возвратно-поступательным движением пары трения "кольцо-плоскость" [3. Смазочные материалы: Антифрикционные и противоизносные свойства. Методы испытаний: Справочник / P.M. Матвеевский, В.Л. Лашхи, И.А. Буяновский и др. - М.: Машиностроение, 1989, с.32]. Несмотря на то что данный способ относительно вышеперечисленных имеет преимущества - синусоидальное изменение скорости скольжения пары трения, аналогичное происходящему в цилиндропоршневой группе двигателя внутреннего сгорания, позволяющее в большей степени моделировать условия работы масла в двигателе, - однако не позволяет судить об экономии топлива при применении конкретного масла в двигателе. Технический результат предлагаемого изобретения - повышение информативности способа за счет возможности количественной оценки энергосберегающих свойств масел. Указанный технический результат достигается тем, что в способе оценки энергосберегающих свойств моторных масел, включающем замер коэффициента трения на вибрационном трибометре с парой трения "кольцо-плоскость" при заданных нагрузке на пару трения, температуре пары трения, амплитуде и частоте перемещения трущейся пары, причем замеряют коэффициент трения первого масла (Kтр1) при нагрузке на пару трения 50



Э=а

где Э - показатель энергосберегающих свойств масла (экономия топлива), %;
а и в - постоянные величины, полученные экспериментальным путем:
а=0,17; в=1,41.


На фиг. 1 схематично показан узел трения вибрационного трибометра SRV, реализующий способ оценки энергосберегающих свойств масел. Узел трения состоит из основания 1 с нагревателем 2, нижнего фиксатора 3, держателя 4 с верхними фиксаторами 5 и пары трения - плашки 6 и кольца 7. Подача нагрузки на пару трения, ее нагрев и приведение в возвратно-поступательное движение производится в автоматическом режиме. Сопротивление относительному перемещению пары трения фиксируется тензодатчиком и в виде коэффициента трения (Ктр1, Ктр2) выводится на самописец (на фиг.1 не показаны). Способ реализуется следующим образом. На очищенную и обезжиренную плашку 6 наносят 2 мл первого масла и закрепляют при помощи нижнего фиксатора 3 на основании 1. Кольцо 7 при помощи верхних фиксаторов 5 закрепляется в держателе 4. Пару трения нагревают до 80





1. Бунаков Б. М. , Григорьев М.А., Первушин А.Н. Моторные масла и топливная экономичность ДВС. - Автомобильная промышленность, 1984, 3, с.9-11. 2. Говорущенко Н. Я. Экономия и снижение токсичности на автомобильном транспорте. - М.: Транспорт, 1990, с.112-119. 3. Смазочные материалы: Антифрикционные и противоизносные свойства. Методы испытаний: Справочник / P.M. Матвеевский, В.Л. Лашхи, И.А. Буяновский и др. - М.: Машиностроение, 1989, с.25, с.28, с.31, с.32 (прототип).
Класс G01N33/30 для целей смазки