малое быстроходное грузовое судно
Классы МПК: | B63B3/00 Конструкции корпусов B63B13/00 Балластно-осушительные трубопроводы; самоотливное оборудование; шпигаты |
Автор(ы): | Шаманин Ю.Л., Иванов В.В., Моисеев Б.В. |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "Алюкорп" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1998-09-17 публикация патента:
27.06.2003 |
Изобретение относится к судостроению, в частности к судам для перевозки грузов, техники, оборудования и/или пассажиров. Малое быстроходное грузовое судно содержит корпус, палубу, ходовую рубку, двигательный отсек, ограждение палубы и аппарель в носовой части корпуса. Судно снабжено устройством для подачи и удаления балласта из герметичных емкостей, расположенных в несущем корпусе, который выполнен в виде понтона клиновидной формы в продольном вертикальном сечении, сужающегося в сторону носовой части. Двигатели размещены в двигательном отсеке со свободным объемом, соединяющемся с кормовой частью ходовой рубки через люк, выполненный в палубе. Ходовая рубка объединена с камбузом и туалетом в единый блок. Достигается упрощение конструкции судна, выход судна на режим глиссирования и удобство разгрузочных и погрузочных работ. 5 з.п. ф-лы, 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
1. Малое быстроходное грузовое судно, содержащее корпус, палубу, ходовую рубку, двигательный отсек, ограждение палубы и аппарель в носовой части корпуса, отличающееся тем, что снабжено устройством для подачи и удаления балласта из герметичных емкостей, которые расположены в корпусе, выполненном в виде понтона клинообразной формы в продольном вертикальном сечении, сужающегося в сторону носовой части. 2. Судно по п. 1, отличающееся тем, что в двигательном отсеке впереди двигателей образован свободный объем, соединяющийся с кормовой частью ходовой рубки через люк, выполненный в палубе. 3. Судно по п.1 или 2, отличающееся тем, что ходовая рубка объединена в единый блок с камбузом и с туалетом, располагаемыми позади кресел ходовой рубки, установленных на перекрытии, образующем полубак, в котором размещено электрооборудование и шкиперское оборудование, причем туалет выгорожен непроницаемыми переборками и имеет отдельную дверь на палубу. 4. Судно по любому из пп.1-3, отличающееся тем, что ходовая рубка и палуба соединены с корпусом через упругие элементы. 5. Судно по любому из пп.1-4, отличающееся тем, что двигательный отсек расположен между транцем и поперечной переборкой корпуса и выполнен в верхней части с люковым отверстием. 6. Судно по любому из пп.1-5, отличающееся тем, что понтон выполнен с перегородками, образующими герметичные емкости.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к судостроению, в частности к судам для перевозки различных грузов, в том числе техники и оборудования, а также пассажиров. Известно однопалубное судно с носовой аппарелью, грузовой палубой, надстройкой и моторным отделением в кормовой части судна. Рулевая рубка расположена на надстройке (Горбунов Ю.В. и др.. Судна для малых рек, М.: Транспорт, 1990, стр.127-129). Известно также однопалубное судно для перевозки различных грузов, наиболее близкое к предлагаемому решению, содержащее корпус, силовую (двигательную) установку в виде двигательного отсека, надстройку, ходовую рубку, машинное отделение, грузовую палубу, водонепроницаемое ограждение палубы, аппарель в носовой части корпуса судна (SU 1505835 А1, В 63 В 15/00, 07.09.89). Известны судна, в которых используются балластные отсеки, в которые при погрузке и выгрузке подается вода, а при транспортировке груза удаляется (см. авт. св. СССР 933542, кл. В 63 В 35/28 от 1982 г. или авт. св. СССР 1009889, кл. В 63 В 35/42 от 1983 г.). Известно устройство грузового судна, в котором имеет место выполнение корпуса в виде понтона, сужающегося к носовой части, однако в указанном устройстве не решена задача по упрощению процесса погрузки-разгрузки и обеспечению эффекта глиссирования (RU. 2033368 С1, В 63 В 35/42, 20.04.95). Известные судна не обладают достаточными маневренными и эксплуатационными качествами для обеспечения мобильной транспортировки небольших грузов малыми партиями одновременно по водохранилищам, магистральным и малым рекам, кроме того в них не регулируются ходовые характеристики судна за счет принятия или удаления балласта. Технический результат при использовании предложения заключается в создании простого по конструкции скоростного грузового судна с характеристикой и формой корпуса, обеспечивающими выход на режим глиссирования с грузом на борту, в том числе пассажиров, а также облегчение погрузочно-разгрузочных работ, посадки и высадки пассажиров, кроме того за счет подачи и удаления балласта можно регулировать режим глиссирования. Технический результат достигается тем, что в судно, содержащее корпус с палубой и двигательным отсеком, ходовую рубку, ограждение палубы и аппарель в носовой части корпуса, снабжено устройством для подачи и удаления балласта из герметичных емкостей, которые расположены в корпусе, выполненном в виде понтона клинообразной формы в продольном вертикальном сечении, сужающегося в сторону носовой части и с минимально возможной высотой кормы, определяемой размерами двигателей, размещенных в двигательном отсеке между транцем и поперечной переборкой корпуса. Причем ходовая рубка устанавливается на палубе в непосредственной близости к двигательному отсеку. Выполнение корпуса в виде понтона клинообразной формы обеспечивает упрощение конструкции, уменьшение массогабаритных характеристик, упрощение процесса погрузки и разгрузки. Облегчение носовой части по отношению к кормовой благоприятно сказывается на обеспечении угла глиссирования при эксплуатации с грузом и выходе на режим глиссирования, который позволяет двигаться с более высокой скоростью, для регулирования угла глиссирования может использоваться также устройство для подачи и удаления балласта из герметичных емкостей. Уменьшенная высота носовой части корпуса определяет более низкое положение аппарели относительно необорудованного берега, уменьшающее ее длину и облегчающее погрузку-разгрузку транспортируемых грузов. Для доступа к двигателям в условиях, неблагоприятных для их обслуживания, в двигательном отсеке впереди двигателей образован свободный объем, соединяющийся с кормовой частью ходовой рубки через люк. Для уменьшения размеров и веса ходовой рубки и одновременно обеспечения удобства экипажа последняя объединена в единый блок с камбузом и с туалетом, располагаемыми в ее кормовой части позади кресел для рулевого и матроса, установленных в ее передней части на перекрытии, образующем полубак, в котором размещено электрооборудование, причем туалет выгорожен непроницаемыми переборками и снабжен отдельной дверью, выходящей на палубу. Формы корпуса и рубки образованы преимущественно плоскими поверхностями, что снижает трудоемкость его постройки. Выполнение понтона с перегородками, образующими герметичные емкости, помимо погрузочно-разгрузочных работ и регулировки угла глиссирования повышает живучесть и безопасность судна. Сущность изобретения поясняется чертежами. На фиг.1 изображено судно, вид сбоку. На фиг.2 изображено судно, вид сверху. Судно состоит из несущего корпуса 1, выполненного в виде клинообразного в продольном вертикальном сечении понтона, сужающегося к носовой части, ходовой рубки 2, ограждения 3 и аппарели 4. Понтон может быть выполнен составным или с перегородками для образования герметичных емкостей, сообщенных с устройством для подачи и удаления балласта (не показано). В корпусе, имеющем палубу 5, размещен в его кормовой части между транцем 6 и поперечной переборкой 7 двигательный отсек 8 с двигателями 9. В передней части ходовой рубки 2 на полубаке 10 установлены кресла 11 для рулевого и матроса, а в кормовой части размещены камбуз 12 и туалет 13, выгороженный переборками 14 и снабженный отдельной дверью 15. Выход в ходовую рубку осуществляется через дверь 16. В полубаке 17 размещены электрооборудование и шкиперское оборудование. Двигательный отсек 8 закрыт сверху люковым закрытием 18. Впереди двигателей 9 имеется свободный объем, соединяющийся с кормовой частью ходовой рубки 2 через люк 19. Аппарель 4 имеет возможность поворота посредством механизма 20. Ходовая рубка 2 и палуба 5 могут быть соединены с корпусом через упругие элементы (не показаны). Палуба позади рубки 2 закрыта тентом 21. Погрузка (разгрузка) или высадка (посадка) пассажиров судна осуществляется через опущенную аппарель 4. При этом благодаря клиновидности корпуса палуба 5 и аппарель 4 образуют пологую поверхность, которая облегчает погрузку (разгрузку) или выход и вход пассажиров на грузовую палубу транспортного средства своим ходом. Кроме того, обеспечивается удобство погрузочно-разгрузочных работ за счет регулирования осадки судна путем подачи в герметичные емкости воды и слива ее после их окончания. В зависимости от загрузки судна меняется его угол глиссирования и за счет перераспределения балласта между герметичными емкостями можно его отрегулировать, обеспечив судну необходимые ходовые характеристики. Ремонт и обслуживание двигателей осуществляется через люковое закрытие 18, что делает удобным доступ в двигательный отсек 8, а в неблагоприятных погодных условиях доступ может быть осуществлен через люк 19, установленный в кормовой части ходовой рубки 2.Класс B63B3/00 Конструкции корпусов
Класс B63B13/00 Балластно-осушительные трубопроводы; самоотливное оборудование; шпигаты