способ бубнова для подъема затонувшего плавучего средства

Классы МПК:B63C7/12 путем наполнения воздухом или плавающими средствами и прочими материалами внутренней части затонувших судов или прочих объектов 
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Бубнов Александр Михайлович
Приоритеты:
подача заявки:
2001-08-27
публикация патента:

Способ подъема затонувшего плавучего средства включает в себя герметизацию последнего путем накрытия последнего защитным экранов с прижатием его к грунту и откачку воды из корпуса этого плавучего средства с заполнением освобождаемого от воды пространства наполнителем, более легким, чем вода, путем всасывания его внутрь корпуса. Защитный экран выполняют из эластичного водонепроницаемого материала с отверстиями для прохода шлангов для воды и наполнителя. Места прохода шлангов через защитный экран герметизируют. Такое осуществление способа обеспечит сокращение сроков подъема затонувшего плавсредства. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

1. Способ подъема затонувшего плавучего средства, включающий в себя герметизацию этого плавучего средства и откачку воды из его корпуса с заполнением освобождаемого от воды пространства наполнителем, более легким, чем вода, путем его всасывания внутрь корпуса, отличающийся тем, что герметизацию плавучего средства осуществляют накрыванием последнего защитным экраном и прижатием этого экрана к грунту путем размещения на экране по периметру плавучего средства груза, при этом защитный экран выполняют из эластичного водонепроницаемого материала с отверстиями для прохода шлангов для воды и наполнителя, причем места прохода шлангов через экран герметизируют.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что защитный экран выполняют с упрочняющей сеткой из эластичного полимерного материала.

3. Способ по п.1 или 2, отличающийся тем, что защитный экран выполняют из полимерного материала.

4. Способ по п.1, отличающийся тем, что груз выполняют в виде эластичного рукава, заполненного природным песком.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к судоподъемной технике и может найти применение при подъеме затонувших плавучих средств. Известен способ подъема затонувших плавучих средств, при котором корпус плавучего средства герметизируют (заделывают все отверстия местными пластырями, затычками и заглушками), подают в него сжатый воздух, который вытесняет воду из корпуса, в результате плавучее средство всплывает. (Джозеф Н.Горз "Подъем затонувших кораблей". Перевод с английского. Издательство "Судостроение", 1978.- с. 352, ил. 11, с. 137.

Известен также способ подъема плавучих средств, при котором корпус плавучего средства герметизируют, а затем по шлангам с помощью смеси воды и воздуха под давлением подают наполнитель в виде шариков размером с горошину из вспененного полистирола, состоящего на 98% из воздуха и на 2% из пластмассы, который вытесняет воду из корпуса, и плавучее средство всплывает (там же, с. 332).

Известные способы подъема затонувших плавучих средств нельзя использовать на большой глубине из-за сложности герметизации, особенно больших океанских лайнеров, из-за необходимости подачи сжатого воздуха или наполнителя под большим давлением, которое зависит от глубины подъема.

Из известных способов подъема затонувших плавучих средств наиболее близким к заявляемому является способ, при котором осуществляют герметизацию плавучего средства, откачивают воду из его корпуса, а освободившееся от воды пространство в корпусе заполняют наполнителем, в качестве которого используют воздух, поступающий через воздушные колодцы, соединяющие корпус затонувшего плавучего средства с поверхностью воды. Герметизацию осуществляют путем закрытия отверстий заплатами и заглушками различных размеров (там же, с. 133-135, 149-150).

Известный способ подъема затонувших плавучих средств не может быть использован на большой глубине из-за сложности герметизации плавучего средства и сложности изготовления средств доставки наполнителя - воздушных колодцев.

Техническая задача, которую решает предлагаемое изобретение, заключается в увеличении глубины подъема затонувшего плавучего средства путем упрощения процесса его герметизации и упрощения средств доставки наполнителя в корпус.

Техническая задача решается тем, что в способе подъема затонувших плавучих средств осуществляют герметизацию плавучего средства, откачивают воду из его корпуса, а освободившееся от воды пространство в корпусе заполняют наполнителем, более легким, чем вода, согласно предлагаемому изобретению освободившееся от воды пространство в корпусе заполняют наполнителем путем его всасывания внутрь корпуса, а для герметизации используют защитный экран, на котором по периметру плавучего средства размещают груз, прижимающий экран к грунту. Применяемый в способе защитный экран включает упрочняющую сетку, выполненную из эластичного прочного полимерного материала, защитный экран выполнен из эластичного прочного водонепроницаемого материала, а груз выполнен в виде эластичного прочного рукава, заполненного, например, природным песком.

Новые введенные в способ отличительные признаки позволяют получить новый технический результат, а именно, позволяют использовать предложенный способ для подъема затонувших на большой глубине плавучих средств за счет упрощения процесса герметизации и упрощения средств доставки наполнителя, кроме того, при использовании этого способа значительно снижается трудоемкость процесса герметизации.

Предлагаемое изобретение, поясняемое чертежами, где на фиг.1 представлена система подъема затонувших плавучих средств, а на фиг.2 - схема проведения модельных испытаний предлагаемого способа.

Способ реализуют при помощи системы подъема затонувших плавучих средств (фиг. 1). Система содержит базовое надводное судно 1 и обслуживаемые им систему шлангов 2 и насосов 3 с пультом управления для откачки воды, средство доставки наполнителя в корпус затонувшего плавучего средства 1, включающее изолированный от окружающей водной среды резервуар с наполнителем 4, соединенный шлангами 5 с корпусом плавучего средства 1, и средство для герметизации затонувшего плавучего средства 1, включающее защитный экран 6 с упрочняющей сеткой 7 и груз 8, выполненный в виде эластичного прочного рукава, заполненного природным песком. Места прохода шлангов через защитный экран загерметизированы. Защитный экран выполнен из эластичного прочного водонепроницаемого полимерного материала, а упрочняющая сетка 7 выполнена из эластичных полимерных веревок. Количество шлангов 2 и насосов 3 выбирается в зависимости от веса и габаритов плавучего средства 1 (от количества водонепроницаемых отсеков). Нижние концы шлангов 2 расположены в нижней части затонувшего средства. В качестве резервуара с наполнителем используется воздух над поверхностью воды.

Способ осуществляют следующим образом.

Затонувшее плавучее средство герметизируют, накрыв сверху защитным экраном 6 с упрочняющей сеткой 7, который по периметру плавучего средства прижимают грузом 8 к грунту. Насосами 3 по шлангам 2 откачивают воду из корпуса плавучего средства. В процессе откачивания воды из корпуса защитный экран 6 постепенно обжимает плавучее средство. При дальнейшем откачивании воды из корпуса объем внутри защитного экрана 6 достигает наименьшей величины, когда он полностью прилегает к затонувшему плавучему средству. В этот момент происходит разрежение пространства внутри корпуса плавучего средства, в результате этого наполнитель (воздух) засасывается внутрь корпуса через шланги 5. Таким образом, происходит замещение воды внутри корпуса плавучего средства наполнителем, который легче воды. В качестве наполнителя, кроме воздуха, может быть использован газ или жидкость, например бензин. Подъемная сила создается внизу корпуса, и, когда она становится больше веса затонувшего плавучего средства, оно всплывает.

Для подтверждения возможности осуществления изобретения были проведены модельные испытания предложенного способа подъема затонувших плавучих средств.

В качестве затонувшего плавучего средства использовали (фиг.2) пластмассовую бутыль 9 объемом 5 литров, соединенную с грузом 10 весом 4,5 кг. На боковой поверхности бутыли выполнено отверстие 11 диаметром D=50 мм, а вверху бутыли 9 расположена горловина 12 диаметром D=40 мм. Глубина воды в ванне составляла 330 мм. Бутыль 9 с грузом 10 была погружена на дно ванны. Высота воды над поверхностью бутыли 9 составляла 150 мм. Бутыль 9 закрыли защитным экраном 13, выполненным из полиэтиленовой пленки толщиной 10 мк, размером 800х800 мм.

По периметру бутыли 9 экран 13 был прижат к дну ванны грузом 14, выполненным в виде рукава, сшитого из полиэтиленовой пленки толщиной 100 мк. Внутренний диаметр рукава D=20 мм, длина L=1000 мм. Рукав наполнен природным песком. Бутыль 9 находилась в ванне в горизонтальном положении, отверстие 11 находится в самой верхней части бутыли 9. Через отверстие 11 и соответствующее ему отверстие в защитном экране 13 были пропущены внутрь бутыли резиновый шланг 15 для откачивания воды диаметром D=16 мм, длиной L=1200 мм и полиэтиленовый шланг 16 диаметром D=3 мм, длиной L=800 мм для засасывания воздуха. Нижний конец шланга 15 расположен в нижней точке объема бутыли 9. Места прохода шлангов через защитный экран 13 были загерметизированы липкой лентой. В качестве насоса использовали самопроизвольное откачивание жидкости, т. е. точка откачивания воды 18 находилась выше точки вытекания воды 19. После начала откачивания воды через шланг 15 из бутыли 9 защитный экран 13 постепенно плотно обжимает бутыль 9. Затем наступает момент, когда через шланг 16 в корпус бутыли 9 начинает засасываться воздух, о чем свидетельствуют пузырьки воздуха, поступающие в бутыль. Уровень воды в бутыли 9 постепенно уменьшается, затем она всплывает. В наших испытаниях бутыль 9 вместе с грузом 10 всплыла на поверхность воды через 2 минуты 40 секунд после начала откачки воды из бутыли.

Таким образом, проведенные модельные испытания подтверждают возможность осуществления предложенного способа подъема затонувших плавучих средств.

Наверх