электрическая передача мощности тягового транспортного средства
Классы МПК: | B60L11/08 с генераторами и двигателями переменного тока |
Автор(ы): | Луков Н.М., Космодамианский А.С., Аксаков А.Р. |
Патентообладатель(и): | Российский государственный открытый технический университет путей сообщения |
Приоритеты: |
подача заявки:
2002-09-04 публикация патента:
27.06.2003 |
Электрическая передача мощности тягового транспортного средства содержит тяговый синхронный генератор, приводимый от теплового двигателя, блок возбуждения тягового синхронного генератора, асинхронные тяговые двигатели и блок управления передачей. Статорные обмотки тягового синхронного генератора подключены к статорным обмоткам двух одинаковых асинхронных тяговых двигателей. Роторные обмотки асинхронных тяговых двигателей соединены последовательно и подключены к электродвигателю постоянного тока, вал которого соединен с валом теплового двигателя, а обмотка возбуждения подключена ко второму блоку возбуждения посредством выпрямителя. Валы асинхронных тяговых двигателей соединены между собой и с осями движущих колес тягового транспортного средства. Статор одного из асинхронных тяговых двигателей выполнен поворотным и соединен с механизмом поворота, блок управления подключен к тепловому двигателю, блокам возбуждения тягового синхронного генератора и электродвигателя постоянного тока и к механизму поворота статора асинхронного тягового двигателя. Технический результат заключается в уменьшении габаритов, уменьшении массы, снижении стоимости и повышении КПД устройства. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
Электрическая передача мощности тягового транспортного средства, содержащая тяговый синхронный генератор, приводимый от теплового двигателя, блок возбуждения тягового синхронного генератора, асинхронные тяговые двигатели и блок управления передачей, отличающаяся тем, что статорные обмотки тягового синхронного генератора подключены к статорным обмоткам двух одинаковых асинхронных тяговых двигателей, роторные обмотки которых соединены последовательно и подключены к электродвигателю постоянного тока, вал которого соединен с валом теплового двигателя, а обмотка возбуждения подключена ко второму блоку возбуждения посредством выпрямителя, а валы асинхронных тяговых двигателей соединены между собой и с осями движущих колес тягового транспортного средства, статор одного из асинхронных тяговых двигателей выполнен поворотным и соединен с механизмом поворота, блок управления подключен к тепловому двигателю, блокам возбуждения тягового синхронного генератора и электродвигателя постоянного тока и к механизму поворота статора асинхронного тягового двигателя.Описание изобретения к патенту
Известны электрические передачи мощности тяговых транспортных средств постоянного и переменного тока. Электрические передачи мощности переменно-постоянного и переменно-постоянно-переменного тока имеют определенные преимущества перед электрическими передачами мощности постоянного тока. Известные электрические передачи переменно-постоянно-переменного тока содержат тяговый синхронный генератор с блоком возбуждения, тяговую выпрямительную остановку, тяговый преобразователь частоты и асинхронные тяговые двигатели [1-12] . Такие электрические передачи мощности разработаны на основе систем электрического привода осей движущих колес электрического тягового подвижного состава, на котором нет тягового синхронного генератора, а электрическая энергия подается от контактной сети. С учетом наличия на тяговом транспортном средстве тягового синхронного генератора могут быть разработаны электрические передачи мощности с применением асинхронных тяговых двигателей без использования преобразователей частоты, которые имеют определенные габаритные размеры, массу, стоимость, надежность. Предлагаемая электрическая передача мощности тягового транспортного средства содержит следующие элементы (см. принципиальную блок-схему на фиг.1): тяговый синхронный генератор 1, обмотка возбуждения которого подключена к блоку возбуждения 2, вал его соединен с валом теплового двигателя и с валом электродвигателя постоянного тока 4, обмотка возбуждения которого подключена ко второму блоку возбуждения 5; статорная обмотка тягового синхронного генератора подключена к статорным обмоткам асинхронных тяговых двигателей 6 и 7, роторные обмотки которых соединены последовательно и подключены к электродвигателю постоянного тока 4 посредством выпрямителя 8, а валы соединены между собой и с осями 9 движущих колес тягового транспортного средства; статор одного из асинхронных тяговых двигателей выполнен поворотным и соединен с механизмом поворота 10, а также блок управления 11 электрической передачей мощности тягового транспортного средства, подключенный к тепловому двигателю 3, блокам возбуждения 2 и 5 и к механизму поворота 10. Предлагаемая электрическая передача мощности тягового транспортного средства работает следующим образом. При максимальных окружных скоростях вращения



























1. Луков Н.М. Регулирование тепловозных тяговых электрических машин. - М.: ВЗИИТ, 1973. 2. Луков Н.М. Автоматические системы управления и регулирования тепловозов. - М.: МИИТ, 1983. 3. Луков Н.М. и др. Передачи мощности тепловозов. - М.: Транспорт, 1987. 4. Луков Н.М. Автоматизация тепловозов, газотурбовозов и дизель-поездов. - М.: Машиностроение, 1988. 5. Луков Н.М. Основы автоматики и автоматизации тепловозов. - М.: Транспорт, 1989. 6. Булгаков А. А. Частотное управление асинхронными тяговыми электродвигателями. - М.: Наука, 1966. 7. Винокуров В. А. , Попов Д.А. Электрические машины железнодорожного транспорта. - М.: Транспорт, 1986. 8. Степанов А.Д. и др. Передачи мощности тепловозов. - М.: Машиностроение, 1967. 9. Степанов А. Д. Автоматическое регулирование мощности в тепловозах и газотурбовозах. - М.: Машиностроение, 1964. 10. Камаев А.А. Конструкция, расчет и проектирование локомотивов. - М.: Машиностроение, 1981. 11. A.c. 300048 (СССР). Способ регулирования электрической передачи тепловозов /В.И.Липовка и др., БИ 28, 1972. 12. А.с. 300049 (СССР). Способ регулирования электрической передачи тепловоза /В.И.Липовка и др., БИ 28, 1972.
Класс B60L11/08 с генераторами и двигателями переменного тока