способ обучения чтению с. белолипецкого и средство для его осуществления
Классы МПК: | G09B17/00 Обучение чтению |
Автор(ы): | Белолипецкий С.А. |
Патентообладатель(и): | Белолипецкий Сергей Алексеевич |
Приоритеты: |
подача заявки:
2002-03-26 публикация патента:
10.11.2003 |
Изобретение предназначено для обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста и позволяют повысить эффективность обучения. Каждый из 10 игровых элементов разделен на две части. Части соединены вместе с возможностью вращения относительно друг друга. Форма насадок совпадает с формой игровых элементов. Размер насадок выполнен с возможностью свободного размещения внутри насадки игрового элемента. Игровые элементы могут быть выполнены в виде кубика. Форма насадок может совпадать с формой вращающейся части игровых кубиков. Размер части насадок выполнен с возможностью размещения внутри насадки игрового кубика с насадкой. Часть насадок может быть выполнена более широкой, чем остальные. 2 с. и 11 з.п. ф-лы, 7 ил., 1 табл.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10
Формула изобретения
1. Средство для обучения чтению, выполненное в виде объемного комплекса, содержащего 10 игровых элементов и по меньшей мере 10 насадок с изображениями на поверхности, при этом каждый из игровых элементов разделен на две части, соединенные вместе с возможностью вращения относительно друг друга, форма насадок совпадает с формой игровых элементов, а размер насадок выполнен с возможностью свободного размещения внутри насадки игрового элемента. 2. Средство по п. 1, отличающееся тем, что игровые элементы выполнены в виде кубика. 3. Средство по п. 1 или 2, отличающееся тем, что форма насадок совпадает с формой вращающейся части игровых кубиков, а размер части насадок выполнен с возможностью размещения внутри насадки первого кубика с насадкой. 4. Средство по п. 1, отличающееся тем, что 10 насадок выполнены более широкими, чем остальные, причем форма граней более широких насадок совпадает с формой граней игровых кубиков, а их размер выполнен с возможностью свободного размещения внутри насадки игрового кубика, форма граней более узких насадок совпадает с формой граней вращающейся части игровых кубиков, а их размер выполнен с возможностью размещения внутри насадки игрового кубика с более широкой насадкой. 5. Средство по любому из пп. 2-4, отличающееся тем, что на одних гранях игровых кубиков нанесены изображения гласных букв, а на противоположных им гранях - изображения согласных букв и изображения с артикуляцией гласных букв. 6. Средство по любому из пп. 2-4, отличающееся тем, что на одной грани одного из игровых кубиков нанесены изображения букв "Б", "З", "Н", "Т", на противоположной ей грани игрового кубика нанесены изображения букв "А", "У", "О", "Ы", на другой грани игрового кубика нанесено изображение буквы "А", на противоположной ей грани игрового кубика нанесено изображение артикуляции буквы "А", на одной грани другого игрового кубика нанесены изображения букв "В", "К", "П", "Ф", на противоположной ей грани игрового кубика нанесены изображения букв "А", "У", "О", "Ы", на другой грани игрового кубика нанесено изображение буквы "У", на противоположной ей грани игрового кубика нанесено изображение артикуляции буквы "У", на одной грани третьего игрового кубика нанесены изображения букв "Г", "Л", "Р", "Х", на противоположной ей грани игрового кубика нанесены изображения букв "А", "У", "О", "Ы", на другой грани игрового кубика нанесено изображение буквы "О", на противоположной ей грани игрового кубика нанесено изображение артикуляции буквы "О", на одной грани четвертого игрового кубика нанесены изображения букв "Д", "М", "С", "Ц", на противоположной ей грани игрового кубика нанесены изображения букв "А", "У", "О", "Ы", на другой грани игрового кубика нанесено изображение буквы "Ы", на противоположной ей грани игрового кубика нанесено изображение артикуляции буквы "Ы", на одной грани пятого игрового кубика нанесены изображения букв "Ж", "Ш", "Ч", "Щ", на противоположной ей грани игрового кубика нанесены изображения букв "А", "У", "О", "Э", на другой грани игрового кубика нанесено изображение буквы "Э", на противоположной ей грани игрового кубика нанесено изображение артикуляции буквы "Э", на одной грани шестого игрового кубика нанесены изображения букв "Б", "З", "Н", "Т", на противоположной ей грани игрового кубика нанесены изображения букв "Я", "Ю", "Е", "И", на другой грани игрового кубика нанесено изображение буквы "Я", на противоположной ей грани игрового кубика нанесено изображение артикуляции буквы "Я", на одной грани седьмого игрового кубика нанесены изображения букв "В", "К", "П", "Ф", на противоположной ей грани игрового кубика нанесены изображения букв "Я", "Ю", "Е", "И", на другой грани игрового кубика нанесено изображение буквы "Ю", на противоположной ей грани игрового кубика нанесено изображение артикуляции буквы "Ю", на одной грани восьмого игрового кубика нанесены изображения букв "Г", "Л", "Р", "Х", на противоположной ей грани игрового кубика нанесены изображения букв "Я", "Ю", "Е", "И", на другой грани игрового кубика нанесено изображение буквы "", на противоположной ей грани игрового кубика нанесено изображение артикуляции буквы "", на одной грани девятого игрового кубика нанесены изображения букв "Д", "М", "С", "Ц", на противоположной ей грани игрового кубика нанесены изображения букв "Я", "Ю", "Е", "И", на другой грани игрового кубика нанесено изображение буквы "И", на противоположной ей грани игрового кубика нанесено изображение артикуляции буквы "И", на одной грани десятого игрового кубика нанесены изображения букв "Ж", "Ш", "Ч", "Щ", на противоположной ей грани игрового кубика нанесены изображения букв "Е", "И", на другой грани игрового кубика нанесено изображение буквы "Е", на противоположной ей грани игрового кубика нанесено изображение артикуляции буквы "Е". 7. Средство по любому из пп. 2-4, отличающееся тем, что на противоположных гранях игровых кубиков нанесены цветовые полосы разного цвета, совпадение которых определяет основное положение игровых кубиков. 8. Средство по п. 4, отличающееся тем, что на гранях насадок, имеющих большую ширину, нанесены изображения букв, при этом на гранях одной из насадок нанесены изображения букв "Б", "З", "Н", "Т", на гранях другой насадки нанесены изображения букв "В", "К", "П", "Ф, на гранях третьей насадки изображены буквы "Г", "Л", "Р", "Х", на гранях четвертой насадки изображены буквы "Д", "М", "С", "Ц", на гранях пятой насадки изображены буквы "Ж", "Ш", "Ч", "Щ". 9. Средство по п. 4 или 8, отличающееся тем, что на гранях более широких насадок дополнительно нанесены образные изображения букв, например, "Б" - бусы, "В" - веревочка, "Г" - гвоздик, "Д" - домик из домино, "З" - змейка, "К" - крючок, "Л" - лестница, "М" - Миша и Маша, "Ш" - шишки, "Н" - носилки, "П" - подъезд, "Р" - ручка, "С" - сыр, "Ц" - цифра четыре, "Т" - телефон, "Ф" - фары, "Х" - ходули, "Ц" - цепочка, "Щ" - щетка. 10. Средство по п. 4, отличающееся тем, что на гранях более широких насадок нанесены изображения слогов, при этом на гранях одной из насадок нанесены изображения слогов "БА", "ЗА", "НА", "ТА", на гранях другой насадки нанесены изображения слогов "ВА", "КА", "ПА", "ФА", на гранях третьей насадки нанесены изображения слогов "ГА", "ЛА", "РА", "ХА", на гранях четвертой насадки нанесены изображения слогов "ДА", "МА", "СА", "ЦА", на гранях пятой насадки нанесены изображения слогов "ЖА", "ША", "ЧА", "ЩА". 11. Средство по п. 4, отличающееся тем, что на гранях более широких насадок нанесены образные изображения букв, при этом на гранях одной из насадок нанесены образные изображения букв, например, в виде бус, змейки - лыжни, носилок, телефона, на гранях другой, например, в виде веревочки, крючка, подъезда, фары, на гранях третьей, например, в виде гвоздя, лестницы, ручки, ходулей, на гранях четвертой, например, в виде домика, Миши и Маши, сыра, цепочки, на гранях пятой, например, в виде шишек, цифры четыре, щетки. 12. Средство по п. 4, отличающееся тем, что на гранях более узких насадок с внешней и внутренней сторон нанесены изображения букв, причем на одной из насадок изображены буквы на одной стороне "А", "А", "А", "А", на другой стороне "Я", "Я", "Я", "Я", на другой насадке на одной стороне "У", "У", "У", "У", на другой стороне "Ю", "Ю", "Ю", "Ю", на третьей насадке, на одной из сторон "О", "О", "О", "О", на другой из сторон "", "", "", "", на четвертой насадке на одной стороне "Ы", "Ы", "Ы", "Ы", на другой стороне "И", "И", "И", "И", на пятой насадке на одной стороне "Э", "Э", "Э", "Э", на другой стороне "Е", "Е", "Е", "Е". 13. Способ обучения чтению, заключающийся в использовании средства, выполненного по пп. 1-11, при этом изображения на поверхности частей средства размещают таким образом, что согласные буквы объединяют в четыре группы по алфавиту, каждая из которых включает в себя шипящую букву, в каждой группе согласных букв добавляют часть средства с гласной буквой "А", из получившихся слогов составляют слова конструкции - две буквы плюс две буквы, по мере изучения всех согласных букв и слогов с гласной буквой "А" изменяют конструкцию слов и составляют слова из двух слогов конструкции - две буквы плюс одна, затем к части средств с согласными буквами последовательно добавляют гласные "УОЫ", а затем "ИЕЮЯ", к полученным слогам добавляют различные согласные буквы и составляют слова конструкции - две буквы плюс одна, затем составляют слова конструкции - две буквы плюс две буквы путем чередования слогов с различными гласными, из слов вышеперечисленных конструкций составляют предложения.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области образования и обучения, а именно к способам и средствам обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста чтению с использованием игровых методов. Известен способ обучения грамоте по букварю Жуковой Н.С. / "ЭКСМО-Пресс", Москва, 2000 г./. Букварь основан на традиционном подходе к обучению и дополняет традиционный подход оригинальным (логопедическим) способом обучения ребенка, представления буквосочетания как цельного графического элемента - слога в качестве единицы чтения. Букварь не носит развлекательный или занимательный характера, задача - обеспечить ребенку наибыстрейшее овладение техникой чтения. Букварь предназначен для обучения чтению дошкольников. Знакомство с буквенным строем идет путем чередования слогов и слов различной степени сложности. Это не может привести к формированию твердых навыков правильного чтения. Начиная с 17 страницы вводятся трудные сочетания из трех букв типа "СМА", "УPC" и т. д. , затем дошкольнику предлагается чтение слов "СЛУХ", "ХЛАМ", "МАРШ", которые ему трудно произнести. Начиная обучение со слогов типа "УС", "AM" и заканчивая чтением слов типа "КУК-ЛА", "ИГ-РУШ-КА", ребенок привыкает останавливаться на согласных буквах, что приведет в дальнейшем к прерывистому чтению трудных или незнакомых слов и, как следствие, низкой скорости чтения. Автор не дает рекомендации читать слоги нараспев, делая акцент на гласных буквах, плавно переходя от одного слога к другому. А именно это является залогом правильной техники чтения. Известен способ обучения грамоте по системе Л.В.Занкова. Материал расположен в букваре первоклассника. Свои соображения по поводу данного букваря высказывают кандидат психологических наук С.Н.Костромина и школьный психолог Л. Г. Нагаева, авторы книги "Как преодолеть трудности в обучении чтению" (Издательство "Ось-89", Москва, 1999 г., стр.16). По словам авторов, знакомство с буквенным строем в этом букваре идет очень быстрыми темпами. Предполагается, что ребенок подготовлен к такому темпу и ему не нужно тратить много времени на формирование умения соединять буквы в слоги. Уже на 38 странице букваря предполагается, что ребенок знает все буквы и может читать достаточно большие по объему тексты. При таком построении процесса обучения не читающим или слабо читающим детям не обойтись без дополнительных занятий. Для того чтобы пользоваться этим букварем, ребенок должен уметь читать еще до школы. С этой точки зрения букварь выполняет свою функцию. С помощью этого букваря ученик будет знакомиться с грамматическим и звуковым строем языка, совершенствовать навык чтения. Однако в каждом классе есть несколько учеников (как показали исследования 15-20%), которые приходят в школу, либо не умея читать, либо испытывая различные трудности в овладенииИзвестна система обучения чтению по кубикам Н.Зайцева (Зайцев Н.А. "Письмо, чтение, счет"; "Лань", Санкт-Петербург, 1997, с. 16-20). Система обучения представлена на слоговых кубиках и таблицах, которые предназначены детям двух, трех и более старших возрастных групп, а также иностранцам, обучающимся русскому языку. Таким различным по возрасту и уровню знаний учащимся не может быть предложена одинаковая программа обучения. Зайцев берет за основу принцип обучения чтению по складам. Но, как известно, склад может состоять из различного числа элементов /от одного до десяти/. Автор пособия не систематизирует слова, состоящие из складов, различных по степени сложности, что затрудняет процесс обучения дошкольников. Это нарушает принцип перехода от простого к сложному. Более того, автор утверждает, что при обучении чтению не обязательно знать алфавит. В этом случае представленные на таблицах и кубиках многочисленные слоги возможно запомнить только путем механического повторения, что делает процесс обучения однообразным. Известно средство для обучения чтению - кубики Н.Зайцева (Зайцев Н.А. "Письмо, чтение, счет"; "Лань", Санкт-Петербург, 1997, с. 16, 20, 28, 61, иллюстрации: таблица 2). Конструкция кубиков выполнена таким образом, что каждый из 52 кубиков собирается из картонок. На гранях кубиков выполнены буквы и слоги из двух букв. Кубики распознаются по цвету, по объему, по звучанию наполнителя, раздающемуся при встряхивании кубиков, по вибрации наполнителя, по весу и по сочетанию различных признаков. Данное средство обучения сложное в изготовлении и требует специальной подготовки как обучаемого, так и обучающего. Большое количество кубиков создает трудности в поиске отдельных элементов, что приводит к дополнительной нагрузке. Известно средство для обучения чтению (Патент DE 934339136, МПК G 09 В 11/00), состоящее из нескольких игровых элементов, выполненных в виде кубиков, на боковую поверхность которых нанесены изображения букв. Количество кубиков соответствует количеству букв алфавита, причем на каждой боковой грани кубика нанесены различные буквы, а каждая буква имеет различный цвет. Недостатком данного изобретения является то, что отсутствуют слоги, как элемент чтения. Их приходится составлять путем подстановки одного кубика к другому. Наиболее близким аналогом заявленного способа обучения чтению и средства для обучения является средство для обучения чтению, выполненное в виде объемного комплекса, содержащего игровые элементы, разделенные на две части, соединенные вместе с возможностью вращения относительно друг друга и несущие на поверхности изображение букв, а также способ обучения чтению, заключающийся в использовании указанного средства (см. патент США 3750307, кл. G 09 В 17/00, 1973). Техническим результатом изобретения в части способа обучения является упрощение системы обучения и повышение уровня грамотности детей дошкольного и младшего школьного возраста за счет развития образного, ассоциативного мышления. В результате такого обучения дети учатся выделять в словах отдельные звуки, правильно их произносить и легко запоминать. Способ обучения максимально приближен к особенностям детского восприятия, построен на привычных для детей образах, учитывает их словарный запас. Техническим результатом в части средства для обучения является ускорение и упрощение процесса обучения за счет расширения дидактических возможностей устройства и повышения эффективности обучения, а также за счет использования многофункциональных игровых элементов с дополнительными приспособлениями, что дает возможность использовать минимальное количество игровых элементов, при выполнении многофункциональных задач при обучении. Технические результаты от использования предлагаемого способа и средства для обучения достигаются следующим образом. Средство для обучения чтению выполнено в виде объемного комплекса, содержащего 10 игровых элементов и по меньшей мере 10 насадок с изображениями на поверхности, при этом каждый из игровых элементов разделен на две части, соединенные вместе с возможностью вращения относительно друг друга, форма насадок совпадает с формой игровых элементов, а размер насадок выполнен с возможностью свободного размещения внутри насадки игрового элемента. Игровые элементы могут быть выполнены в виде кубика. Форма насадок совпадает с формой вращающейся части игровых кубиков, а размер части насадок выполнен с возможностью размещения внутри насадки игрового кубика с насадкой. Десять насадок могут быть выполнены более широкими, чем остальные, причем форма граней более широких насадок совпадает с формой граней игровых кубиков, а их размер выполнен с возможностью свободного размещения внутри насадки игрового кубика, форма граней более узких насадок совпадает с формой граней вращающейся части игровых кубиков, а их размер выполнен с возможностью размещения внутри насадки игрового кубика с более широкой насадкой. На одних гранях игровых кубиков нанесены изображения гласных букв, а на противоположных им гранях - изображения согласных букв и изображения с артикуляцией гласных букв. На одной грани одного из игровых кубиков нанесены изображения букв "Б", "З", "Н", "Т", на противоположной ей грани игрового кубика нанесены изображения букв "А", "У", "О", "Ы", на другой грани игрового кубика нанесено изображение буквы "А", на противоположной ей грани игрового кубика нанесено изображение артикуляции буквы "А", на одной грани другого игрового кубика нанесены изображения букв "В", "К", "П", "Ф", на противоположной ей грани игрового кубика нанесены изображения букв "А", "У", "О", "Ы", на другой грани игрового кубика нанесено изображение буквы "У, на противоположной ей грани игрового кубика нанесено изображение артикуляции буквы "У", на одной грани третьего игрового кубика нанесены изображения букв "Г", "Л", "Р", "X", на противоположной ей грани игрового кубика нанесены изображения букв "А", "У", "О", "Ы", на другой грани игрового кубика нанесено изображение буквы "О", на противоположной ей грани игрового кубика нанесено изображение артикуляции буквы "О", на одной грани четвертого игрового кубика нанесены изображения букв "Д", "М", "С", "Ц", на противоположной ей грани игрового кубика нанесены изображения букв "А", "У", "О", "Ы", на другой грани игрового кубика нанесено изображение буквы "Ы", на противоположной ей грани игрового кубика нанесено изображение артикуляции буквы "Ы", на одной грани пятого игрового кубика нанесены изображения букв "Ж", "Ш", "Ч", "Щ", на противоположной ей грани игрового кубика нанесены изображения букв "А", "У", "О", "Э", на другой грани игрового кубика нанесено изображение буквы "Э", на противоположной ей грани игрового кубика нанесено изображение артикуляции буквы "Э", на одной грани шестого игрового кубика нанесены изображения букв "Б", "З", "Н", "Т", на противоположной ей грани игрового кубика нанесены изображения букв "Я", "Ю", "Е", "И", на другой грани игрового кубика нанесено изображение буквы "Я", на противоположной ей грани игрового кубика нанесено изображение артикуляции буквы "Я", на одной грани седьмого игрового кубика нанесены изображения букв "В", "К", "П", "Ф", на противоположной ей грани игрового кубика нанесены изображения букв "Я", "Ю", "Е", "И", на другой грани игрового кубика нанесено изображение буквы "Ю", на противоположной ей грани игрового кубика нанесено изображение артикуляции буквы "Ю", на одной грани восьмого игрового кубика нанесены изображения букв "Г", "Л", "Р", "X", на противоположной ей грани игрового кубика нанесены изображения букв "Я", "Ю", "Е", "И", на другой грани игрового кубика нанесено изображение буквы "", на одной грани девятого игрового кубика нанесены изображения букв "Д", "М", "С", "Ц", на противоположной ей грани игрового кубика нанесены изображения букв "Я", "Ю", "Е", "И", на другой грани игрового кубика нанесено изображение буквы "И", на противоположной ей грани игрового кубика нанесено изображение артикуляции буквы "И", на одной грани десятого игрового кубика нанесены изображения букв "Ж", "Ш", "Ч", "Щ", на противоположной ей грани игрового кубика нанесены изображения букв "Е", "И", на другой грани игрового кубика нанесено изображение буквы "Е", на противоположной ей грани игрового кубика нанесено изображение артикуляции буквы "Е". На противоположных гранях игровых кубиков нанесены цветовые полосы разного цвета, совпадение которых определяет основное положение игровых кубиков. На гранях насадок, имеющих большую ширину нанесены изображения букв, при этом на гранях одной из насадок нанесены изображения букв "Б", "З", "Н", "Т", на гранях другой насадки нанесены изображения букв "В", "К", "П", "Ф, на гранях третьей насадки изображены буквы "Г", "Л", "Р", "X", на гранях четвертой насадки изображены буквы "Д", "М", "С", "Ц", на гранях пятой насадки изображены буквы "Ж", "Ш", "Ч", "Щ". На гранях более широких насадок дополнительно нанесены образные изображения букв, например "Б" - бусы, "В" - веревочка, "Г" - гвоздик, "Д" - домик из домино, "З" - змейка, "К" - крючок, "Л" - лестница, "М" - Миша и Маша, "Ш" - шишки, "Н" - носилки, "П" - подъезд, "Р" - ручка, "С" - сыр, "Ц" - цифра четыре, "Т" - телефон, "Ф" - фары, "X" - ходули, "Ц" - цепочка, "Щ" - щетка. На гранях более широких насадок нанесены изображения слогов, при этом на гранях одной из насадок нанесены изображения слогов "БА", "ЗА", "НА", "ТА", на гранях другой насадки нанесены изображения слогов "ВА", "КА", "ПА", "ФА", на гранях третьей насадки нанесены изображения слогов "ГА", "ЛА", "PA", "XA", на гранях четвертой насадки нанесены изображения слогов "ДА", "МА", "СА", "ЦА", на гранях пятой насадки нанесены изображения слогов "ЖА", "ША", "ЧА", "ЩА". На гранях более широких насадок нанесены образные изображения букв, при этом на гранях одной из насадок нанесены образные изображения букв, например, в виде бус, змейки - лыжни, носилок, телефона, на гранях другой, например, в виде веревочки, крючка, подъезда, фары, на гранях третьей, например, в виде гвоздя, лестницы, ручки, ходулей, на гранях четвертой, например, в виде домика, Миши и Маши, сыра, цепочки, на гранях пятой, например, в виде шишек, цифры четыре, щетки. На гранях более узких насадок с внешней и с внутренней сторон нанесены изображения букв, причем на одной из насадок изображены буквы на одной стороне "А", "А", "А", "А", на другой стороне "Я", "Я", "Я", "Я", на другой из насадок на одной стороне "У", "У", "У", "У", на другой стороне "Ю", "Ю", "Ю", "Ю", на третьей насадке на одной из сторон "О", "О", "О", "О", на другой из сторон "", "", "", "", на четвертой насадке на одной стороне "Ы", "Ы", "Ы", "Ы", на другой стороне "И", "И", "И", "И", на пятой насадке на одной стороне "Э", "Э", "Э", "Э", на другой стороне "Е", "Е", "Е", "Е". Согласно изобретению способ обучения чтению заключается в использовании средства, выполненного по п.п. 1-11 формулы, при этом изображения на поверхности частей средства размещают таким образом, что согласные буквы объединяют в 4 группы по алфавиту, каждая из которых включает в себя шипящую букву, в каждой группе согласных букв добавляют часть средства с гласной буквой "А", из получившихся слогов составляют слова конструкции - две буквы плюс две буквы, по мере изучения всех согласных букв и слогов с гласной буквой "А", изменяют конструкцию слов и составляют слова из двух слогов конструкции - две буквы плюс одна, затем к части средств с согласными буквами последовательно добавляют гласные "УОЫ", а затем "ИЕЮЯ", к полученным слогам добавляют различные согласные буквы и составляют слова конструкции - две буквы плюс одна, затем составляют слова - конструкции - две буквы плюс две буквы путем чередования слогов с различными гласными, из слов вышеперечисленных конструкций составляют предложения. Изобретение поясняется чертежами:
фиг.1 - конструктивное выполнение кубика;
фиг.2 - конструктивное выполнение кубика с повернутыми гранями;
фиг.3, фиг.4 - конструктивное выполнение узких насадок;
фиг. 5, фиг. 6, фиг. 7 - конструктивное выполнение широких (буквенных, слоговых и образных) насадок. Слоговые конструкции, используемые в изобретении:
1) в зависимости от количества согласных букв открытые слоги (на конце гласная буква) разделяются на односложные (а, у, о, ы, э, я, ю, , и, е) - согласные буквы отсутствуют, двусложные (по, ру, ты и т.п.) - одна согласная буква и трехсложные (кру, слы, три и т.п.) - две согласные буквы;
2) различное сочетание односложных, двусложных, трехсложных слогов и согласных букв называется конструкцией; например, слово "флаг" имеет конструкцию 3-1 (трехсложный слог плюс одна согласная буква), а слово "игра" - конструкцию 1-3 (одна гласная буква плюс трехсложный слог);
3) конструкции делятся на простые и сложные. Простыми считаются конструкции 2-1 и 2-2. Они рассматриваются на начальном этапе обучения. Остальные конструкции считаются сложными и применяются при отработке техники слитного чтения;
4) слова простых конструкций написаны через черточку, а сложных - слитно. Гласные буквы в словах во всех конструкциях выделены красным цветом;
5) по количеству гласных конструкции разбиты на три группы: "А", "АУОЫЭ", "ЯЮИЕ";
6) согласная буква имеет короткое звучание только в конце слова;
7) слова с тремя согласными буквами в начале и двумя на конце типа "СКЛАД", "МАРШ"
на этапе становления техники чтения не рассматриваются. Способ обучения осуществляется следующим образом. Процесс разбивается на несколько уроков, в обязательной последовательности. С использованием, например, игровых элементов в виде крутящихся кубиков с жесткими и мягкими насадками. 1. Произнесение буквы "А" нараспев с правильной артикуляцией и интонацией, ориентируясь на изображение буквы "А" в виде "учительницы" с открытым ртом. 2. Запоминание согласных букв путем сравнения их с многоцветными образными изображениями (жестких насадок с изображением букв и образов). 3. Изучение слогов с буквой "А" на насадках. 4. Последовательное чтение слогов на насадках: "БАВАГАДАЖА"; "ЗАКАЛАМАША"; "НАПАРАСАЧА"; "ТАФАХАЦАЩА". 5. Тренировка произнесения коротких /согласные буквы/ и длинных /слоги/ звуков на буквенных и слоговых насадках: Б-БА, В-ВА, Г-ГА, Д-ДА, Ж-ЖА и т.д. . 6. Чтение на крутящихся кубиках "А", "У", "О", "Ы", "Э" слогов с гласной "А" путем вращения левых половинок кубиков: "БАЗАНАТА"; "ВАКАПАФА"; "ГАЛАРАХА"; "ДАМАСАЦА"; "ЖАШАЧАЩА". 7. Составление слов с гласной буквой "А" с помощью вращающихся кубиков "А", "У", "О", "Ы", "Э". Например, требуется составить слово "КАША". Преподаватель показывает ребенку, на каких кубиках нужно искать слоги "КА" и "ША". Путем вращения левых половинок кубиков ребенок находит нужные слоги и составляет из них слово "КАША" и читает его с правильной артикуляцией и интонацией. 8. Применив насадки (надев их на слоговые), на каждой слоговой насадке читаем видоизмененные (произошла замена гласной "А" на гласные "У", "О", "Ы") слоги "БАЗАНАТА", "ВУКУПУФУ", "ГОЛОРОХО", "ДЫМЫСЫЦЫ", "ЖЭШЭЧЭЩЭ". 9. Применив мягкие буквенные насадки (надев их на жесткие слоговые) на всех 5-ти слоговых насадках читаем видоизмененные слоги "БАВУГОДЫЖЭ", "ЗАКУЛОМЫШЭ", "НАПУРОСЫЧЭ", "ТАФУХОЦЫЩЭ". 10. Вращая левые половинки крутящихся кубиков "А", "У", "О", "Ы", "Э", последовательно читаем: на кубике "А" - "БАТАНАЗА", на кубике "У" -"ВУФУПУКУ", на кубике "О" -"ГОХОРОЛО", на кубике "Ы"- "ДЫЦЫСЫМЫ". 11. К буквенным насадкам с согласными буквами приставляются крутящиеся кубики с гласными буквами. Ребенок читает получившиеся слоги и составляет с ними слова. Например, "МЫ" - мыло, "РУ" - ручка. 12. Составление слов с помощью вращающихся кубиков "А", "У", "О", "Ы", "Э". Например, требуется составить слово "СОВА". Преподаватель показывает, на каком кубике нужно искать слог "СО", а на каком слог "ВА". Ребенок крутит поочередно эти кубики и, найдя нужные слоги, составляет из них слово "СОВА". 13. Применив узкие буквенные насадки (надев их на слоговые), на каждой жесткой слоговой насадке читаем видоизмененные (произошла замена гласной "А" на "Я", "Ю", "", "И", "Е", ) слоги "БЯЗЯНЯТЯ", "ВЮКЮПЮФЮ", "ГЛРХ", "ДИМИСИЦИ", "ЖЕШЕЧЕЩЕ". 14. Применив узкие буквенные насадки (надев их на слоговые), на всех 5-ти слоговых насадках читаем видоизмененные слоги . 15. Вращая левые половинки кубиков "Я", "Ю", "", "И", "Е", последовательно читаем: на кубике "Я" - "БЯТЯНЯЗЯ", на кубике "Ю" - "ВЮФЮПЮКЮ", на кубике "" - "ГХРЛ", на кубике "И" - "ДИЦИСИМИ". 16. К буквенным насадкам с согласными буквами приставляются крутящиеся кубики с гласными буквами. Ребенок читает получившиеся слоги и придумывает с ними слова. Например, "МЯ" - мячик, "ДЕ" - девочка. 17. Составление слов с помощью вращающихся кубиков "Я", "Ю", "", "И", "Е". Например, требуется составить слово "МОРЕ". Преподаватель показывает, на каком кубике нужно искать слог "МО", а на каком слог "РЕ". Ребенок крутит поочередно эти кубики и, найдя нужные слоги, составляет из них слово "МОРЕ". Средство для обучения, выполненное, например, виде 10 крутящихся кубиков (фиг. 1, фиг.2), каждый из которых разделен на две части, соединенные вместе и имеющие возможность вращения вокруг оси относительно друг друга, что позволяет с легкостью менять слоги, подбирая темп и вариативность в зависимости от уровня развития каждого ребенка, а также буквенные (фиг.3), слоговые (фиг. 4) и образные (фиг.5, фиг.6) насадки с четырьмя гранями, которые могут надеваться на крутящиеся кубики, расширяя тем самым возможности урока. С помощью такого комплекса можно успешно работать как с 3-х летними детьми, развивая их образное мышление, так и с учениками младших классов, желающих повысить свою технику чтения. Устройство кубиков. Расположение букв на крутящихся кубиках "А", "У", "О", "Ы", "Э" /кубик с буквой "А" на боковой грани будем называть коротко кубик "А" и т. д./. На левой половинке кубика "А" расположены буквы "БЗНТ", кубика "У" - "ВКПФ", кубика "О" - "ГЛРХ", кубика "Ы" - "ДМСЦ", кубика "Э" - "ЖШЧЩ". На правых половинках этих кубиков расположены гласные буквы "АУОЫ". На кубике "Э" буква "Ы" заменена на букву "Э", т.к. буквы "ЖШЧЩ" с буквой "Ы" не пишутся. Расположение букв на крутящихся кубиках "Я", "Ю", "", "И", "Е". На левой половинке кубика "Я" расположены буквы "БЗНТ", кубика "Ю" - "ВКПФ", кубика "" - "ГЛРХ", кубика "И" - "ДМСЦ", кубика "Е" - "ЖШЧЩ". На правых половинках этих кубиков расположены гласные буквы "ЯЮЕИ". На кубике "Е" буквы "Я" и "Ю" отсутствуют, т.к. буквы "ЖШЧЩ" с этими буквами не пишутся. Предусмотрена замена буквы "Е" на "" путем добавления точек над буквой "Е". Цветные ориентировочные полоски на крутящихся кубиках. На передних гранях обеих половинок крутящихся кубиков выполнены полоски разного цвета. Положение крутящегося кубика называется основным, если цвета полосок на обеих половинках совпадают по цвету. В основном положении крутящийся кубик вставляется в буквенную насадку так, чтобы цвет полосок совпал с цветом грани буквенной насадки. Буквенные (широкие) насадки "БЗНТ", "ВКПФ", "ГЛРХ", "ДМСЦ", "ЖШЧЩ" (фиг. 5). Буквенные насадки имеют четыре грани (две боковые грани отсутствуют), за счет чего они могут надеваться на крутящиеся кубики. Насадка "БЗНТ" надевается на кубик "А", "ВКПФ" - на кубик "У"; "ГЛРХ" - на кубик "О"; "ДМСЦ" - на кубик "Ы"; "ЖШЧЩ" - на кубик "Э". На гранях буквенных насадок расположены согласные буквы и их одноцветные образные аналоги. А именно: "Б" - бусы, "В" - веревочка, "Г" - гвоздик, "Д" - домик из домино, "Ж", "З" - змейка, "К" - крючок, "Л" - лестница, "М" - Миша и Маша, "Ш" - шишки, "Н" - носилки, "П" - подъезд, "Р" - ручка, "С" - сыр, "Ц" - цифра четыре, "Т" - телефон, "Ф" - фары, "X" - ходули, "Ц" - цепочка, "Щ" - щетка. Слоговые насадки (фиг.4) "БАЗАНАТА", "ВАКАПАФА", "ГАЛАРАХА", "ДАМАСАЦА", "ЖАШАЧАЩА" имеют четыре грани (две боковые грани отсутствуют), за счет чего они могут надеваться на крутящиеся кубики. Насадка "БАЗАНАТА" надевается на кубик "Я", "ВАКАПАФА" - на кубик "Ю", "ГАЛАРАХА" - на кубик "", "ДАМАСАЦА" - на кубик "И", "ЖАШАЧАЩА" - на кубик "Е". Замечание: Слоговые насадки целесообразно использовать в сочетании с буквенными насадками при изучении слов конструкции 2-1. Образные насадки (фиг.5 и фиг.6) с многоцветными изображениями согласных букв. Образные насадки имеют четыре грани (две боковые грани отсутствуют), за счет чего они могут надеваться на крутящиеся кубики. На гранях первой насадки изображены, например, бусы, змейка-лыжня, носилки, телефон; на гранях второй, например, веревочка, крючок, подъезд, фары; на гранях третьей, например, гвоздь, лестница, ручка, ходули; на гранях четвертой, например, домик, Миша и Маша, сыр, цепочка; на гранях пятой, например, шишки, цифра четыре, щетка. Замечание: На этапе изучения букв образные насадки целесообразно использовать в сочетании с буквенными насадками. Буквенные (узкие) насадки "ААААЯЯЯЯ", "УУУУЮЮЮЮ", "ОООО", "ИИИИ", "ЭЭЭЭЕЕЕЕ". Узкие буквенные насадки имеют четыре грани. За счет отсутствия двух боковых граней эти насадки могут надеваться на слоговые. Узкие буквенные насадки имеют две рабочих стороны /внешнюю и внутреннюю/. Вывернув узкую насадку наизнанку, можно заменить буквы "АААА", расположенные на одной стороне, на "ЯЯЯЯ", расположенные на другой. Аналогично можно заменять буквы "У" на "Ю", "О" на "", "Ы" на "И", "Э" на "Е" на других насадках. Таким образом меняются слоги "БАЗАНАТА" (одноцветные) на слоги "БАЗАНАТА" (буквы "А" - красного цвета) или на слоги "БЯЗЯНЯТЯ", слоги "ВАКАПАФА" на "ВУКУПУФУ" или "ВЮКЮПЮФЮ", слоги "ГАЛАРАХА" на "ГОЛОРОХО" или "ГЛРХ", слоги "ДАМАСАЦА" на "ДЫМЫСЫЦЫ" или "ДИМИСИЦИ", слоги "ЖАШАЧАЩА" на "ЖЭШЭЧЭЩЭ" или "ЖЕШЕЧЕЩЕ". Способ обучения с помощью объемного слогового комплекса осуществляется следующим образом. Уроки 1, 2, 3, 4. Изучение согласных букв. Гласная "А". Слоги и слова с гласной "А". 1) Работа с широкими образными насадками (5 насадок с многоцветными изображениями согласных букв):
урок 1 - Бусы, Веревочка, Гвоздик, Домик;
урок 2 - Змейка-лыжня, Крючок, Лестница, Маша и Миша, Шишки;
урок 3 - Носилки, Подъезд, Ручка, Сыр, цифра Четыре;
урок 4 - Телефон, Фары, Ходули, Цепочка, Щетка. Цель: а/ запомнить названия предметов на картинках;
б/ научить находить сходство между предметом на картинке и соответствующей буквой;
в/ научить выделять первую букву в слове. Как работать: (для примера рассмотрим картинку с изображением бус). Показывая ребенку картинку, преподаватель рассказывает стишок про бусы и букву "Б". Затем на картинку накладывается прозрачная пленка. Преподаватель совместно с ребенком раскрашивает бусы фломастером и называет получившееся на пленке графическое изображение буквой "Б", по первой букве в слове "бусы". Отмечается сходство между бусами на картинке и буквой "Б" на пленке. Несколько раз преподаватель вместе с ребенком повторяют слово "бусы", выделяя голосом букву "Б". Аналогично проводится работа и с другими картинками. 2) Работа с широкими буквенными насадками (за каждой буквой нарисован ее предметный аналог):
Цель: научить ребенка мыслить логически (за неизвестной буквой спрятались бусы; в слове "бусы" первая буква "Б"; значит, неизвестная буква - "Б"). Как работать: преподаватель показывает кубик с буквой, которую ребенок старается назвать. Если это не получается, то они рассуждают вместе и приходят к выводу, что это буква "Б". 3) Работа с широкими слоговыми насадками (на насадках слоги с буквой "А"):
Цель: а/ научить ребенка читать нараспев слоги с гласной "А";
б/ акцентировать внимание ребенка на первой согласной букве. Как работать: преподаватель называет первую /согласную/ букву, а ребенок "читает нараспев" слог с гласной "А", широко открывая рот. Уроки 5, 6. Повторение согласных букв, слов. Чтение слов конструкции 2-1. Чтение слов конструкций 2-2 и 2-1 в различных сочетаниях. 1) Повторение согласных букв и их предметных аналогов на буквенных и образных насадках:
Цель: напомнить ребенку связь между буквой и предметным аналогом. Как работать:
Урок 5. Преподаватель показывает насадку с буквой, а ребенок называет предмет, нарисованный за ней. Урок 6. Преподаватель называет предмет, нарисованный за буквой, а ребенок - саму букву. 2) Чтение слов /урок 5/:
ША-Р, ЧА-Й, СА-Д, ГА-З, ЗА-Л, ЛА-К, МА-К, ПА-Р, ТА-З, ЧА-С, ША-Г, БА-Л. Далее эти слова будем называть конструкцией 2-1 (две буквы плюс одна буква). 3) Чтение слов конструкций 2-2 и 2-1 /урок 6/:
а) сначала читаются все слова одной конструкции, а затем другой;
б) сначала читаются несколько слов одной конструкции, а затем несколько слов другой;
в) слова читаются поочередно. Замечание: Перед чтением слов на уроке 5 рассказывается сказка, которая поможет ребенку понять технику чтения этих слов. Уроки 7, 8, 9, 10. Гласные "АУОЫЭ". Слоги, слова и предложения с гласными "АУОЫЭ". 1) Чтение слогов с гласными "АУОЫ" (крутящиеся кубики "АУОЫЭ" подставляются к согласным буквам на буквенных насадках):
Урок 7 (кубик "А")
"БАВАГАДАЖАЗАКАЛАМАШАНАПАРАСАЧАТАФАХАЦАЩА". Урок 8 (кубик "У")
"БУВУГУДУЖУЗУКУЛУМУШУНУПУРУСУЧУТУФУХУЦУЩУ". Урок 9 (кубик "О")
"БОВОГОДОЖОЗОКОЛОМОШОНОПОРОСОЧОТОФОХОЦОЩО". Урок 10 (кубик "Ы")
"БЫВЫГЫДЫЗЫКЫЛЫМЫНЫПЫРЫСЫТЫФЫХЫЦЫ". Цель: научить ребенка читать нараспев слоги с гласными "АУОЫ". Как работать:
Широко открывая рот, ребенок читает нараспев слоги с гласной "А". Сложив губы трубочкой, читает нараспев слоги с гласной "У". Округлив губы читает нараспев слоги с гласной "О". Растянув губы в улыбке, читает нараспев слоги с гласной "Ы". Рекомендация: повторить отдельно те согласные буквы, на которых ребенок "споткнулся". 2) Чтение нараспев гласных букв в различных сочетаниях (на крутящихся кубиках):
урок 7 - "АУОЫЭ"; урок 8 - "УОЫЭА"; урок 9 - "ОЫЭАУ"; урок 10 -"ЫЭАУО". Цель: а/ отработать артикуляцию; б/ запомнить гласные буквы. Как работать:
а/ перед произнесением ребенком гласной буквы, преподаватель подсказывает артикуляцию /например, преподаватель говорит: "губы трубочкой" - ребенок произносит: "У" и т. д./. б/ преподаватель показывает губами артикуляцию той гласной буквы, которую не может "пропеть" ребенок и обращает его внимание на это. 3) Чтение нараспев слогов с гласными "АУОЫЭ" (крутящиеся кубики "АУОЫЭ" последовательно присоединяются к согласным буквам на буквенных насадках или используются самостоятельно):
а/ с пятью согласными буквами /всего 5 слогов/:
урок 7 - "БАВУГОДЫЖЭ";
урок 8 - "ЗАКУЛОМЫШЭ";
урок 9 - "НАПУРОСЫЧЭ";
урок 10 - "ТАФУХОЦЫЩЭ". б/ с пятью согласными буквами в пяти различных сочетаниях /всего 25 слогов/:
Для примера возьмем урок 7 - "БАВУГОДЫЖЭ; ВУГОДЫЖЭБА; ГОДЫЖЭБАВУ; ДЫЖЭБАВУГО; ЖЭБАВУГОДЫ". Аналогично проводятся уроки 8, 9, 10. 4) Чтение слов "ДЫ-М, СЫ-Р, БЫ-К, ЛУ-К, ШУ-М, ЗУ-Б, ДО-М, КО-Т, СО-К, ЧА-С, ША-Р, МА-Й". Как работать: если ребенок не может сразу прочитать эти слова, то нужно работать постепенно:
а/ преподаватель называет слово, а ребенок "читает" его с правильной артикуляцией и интонацией, самостоятельно передвигая указательный пальчик слева направо. После этого преподаватель объясняет значение прочитанного слова;
б/ преподаватель называет первую согласную букву и подсказывает артикуляцию гласной буквы, а ребенок "читает" слово до конца. После этого преподаватель напоминает значение этого слова;
в/ преподаватель подсказывает только гласную букву;
г/ преподаватель называет первую /согласную/ букву только в тех словах, чтение которых вызывают у ребенка затруднение. 5) Чтение слов и предложений с гласными буквами "АУОЫ":
урок 7 - "А"; урок 8 - "У"; урок 9 - "О"; урок 10 - "Ы". Уроки 11, 12, 13, 14, 15. Гласные "ЯЮИЕ". Слоги, слова и предложения с гласными "ЯЮИЕ". 1) Чтение слогов с чередующимися гласными (на крутящихся кубиках):
урок 11 - "ЫИ", урок 12 - "ЭЕ", урок 13 - "O", урок 14 - "АЯ", урок 15 -"УЮ". Цель: а) перейти от слогов с гласными "АУОЫЭ" к слогам с гласными "ЯЮИЕ". б) обратить внимание ребенка на то, что парные гласные имеют похожую артикуляцию, но различное по высоте звучание. Как работать: объяснение можно начать со "школьной" истории" (на примере пары "ЫИ"). Суть ее состоит в том, что учительница "Ы" поет "взрослым" голосом, а ее дочка "И" - "детским". Поэтому когда они учат читать нараспев согласную букву "Р", то она должна это делать разными голосами. С мамой "Ы" - "толстым" голосом - "РЫ", а с дочкой "И" - "тонким" голосочком - "РИ". И т.д. 2) Чтение слогов с гласными "ЯЮИЕ" (крутящиеся кубики "ЯЮИЕ" присоединяются к согласным буквам на буквенных насадках или используются самостоятельно):
урок 11 - "И"; урок 12 - "Е"; урок 13 - ""; урок 14 - "Я"; урок 15 - "Ю". Для примера возьмем гласную "":
"БВГДЗКЛМШНПРСЧТХЩ". Цель: отработка скорости чтения. Как работать: а/ читать нараспев; б/ читать на скорость. 3) Чтение нараспев гласных букв в различных сочетаниях (на крутящихся кубиках):
урок 11 - "ИЕЯЮ";
урок 12 - "ЕЯЮИ";
урок 13 - "ИЕЯЮ";
урок 14 - "ЯЮИЕ";
урок 15 - "ЮИЕЯ". Цель: а/ отработка артикуляции при произнесении этих гласных; б/ запоминание гласных букв. Как работать:
а/ перед произнесением ребенком гласной буквы, преподаватель подсказывает артикуляцию /например, преподаватель подсказывает: "ротик круглый" - ребенок произносит: "" и т. д./. б/ преподаватель показывает губами артикуляцию той гласной буквы, которую не может произнести ребенок, и обращает на это его внимание. 4) Чтение нараспев слогов с гласными "ЯЮИЕ" (крутящиеся кубики "ЯЮИЕ" присоединяются к согласным буквам на буквенных насадках или используются самостоятельно):
а/ с пятью согласными буквами: урок 11 - "БЯВЮГДИЖЕ"; урок 12 - "ЗЯКЮЛМИШЕ"; урок 13 - "НЯПЮРСИЧЕ"; урок 14 - "ТЯЮХЦИЩЕ". б/ с пятью согласными буквами в пяти различных сочетаниях. Для примера возьмем урок 11:
. в/ с двадцатью согласными буквами /всего 20 слогов, рассматриваются на уроке 15/. 6) Чтение слов и предложений с гласными буквами "ЯЮИЕ":
урок 11 - "И", урок 12 - "Е", урок 13 - "", урок 14 - "Я", урок 15 - "Ю". Система С. Белолипецкого доступна в применении как родителям, так и педагогам. Зная только одну гласную букву "А" и несколько согласных, ребенок уже начинает читать слова и специально составленные тексты. Используя метод постепенности, система С. Белолипецкого позволяет перейти от чтения слов с гласной "А" к чтению слов сначала с гласными "АУОЫЭ", а затем с гласными "ЯЮИЕ". Каждому этапу обучения соответствуют группы слов различных буквенных конструкций и соответствующие предложения. Таким образом, ребенок незаметно для себя начинает читать не только слова и предложения, но и небольшие рассказы. Обучение чтению по системе С.Белолипецкого предполагает безслоговое, напевное произнесение слов с правильным ударением. Поэтому обучение идет без отрыва от богатого русского языка, без механического повторения слогов, а постепенно ведет ребенка к конечному результату, чтению доступных его пониманию текстов. Эффективность и отличие системы С.Белолипецкого от других методик с особой наглядностью проявляется в добукварный период. Помочь научить читать дошкольников помогает различный наглядный материал: "буковки - воспитательницы", по-разному открывающие ротики; дырочка вместо ротика у буквы "А", напоминающая ребенку, что рот надо широко открыть; изображения указательных пальчиков на карточках со словами, которые помогают ребенку последовательно читать слоги, вырабатывая навык слежения; ассоциативные образы букв, в виде хорошо знакомых ребенку предметов, изображенные как отдельно, так и непосредственно за буквами, которые служат их лучшему запоминанию. В таблице приведены данные соответствия уроков и приобретаемых навыков при обучении ребенка чтению по способу С.Белолипецкого. Данный способ можно использовать в школе и дошкольных учреждениях, а также при индивидуальных занятиях дома. Вспомогательные средства, например, в форме кубиков с насадками просты в изготовлении. Их можно изготовить даже в домашних условиях.
Класс G09B17/00 Обучение чтению