тележка грузового вагона
Классы МПК: | B61F3/00 Тележки ходовой части B61F5/52 рамы тележек |
Автор(ы): | Дверников В.В., Золотовский А.В. |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество Алтайского вагоностроения |
Приоритеты: |
подача заявки:
2002-03-14 публикация патента:
27.02.2004 |
Изобретение относится к железнодорожному транспорту. Тележка грузового вагона содержит боковые рамы. По концам боковой рамы расположены буксовые проемы, оборудованные устройством, состоящим из нижней износостойкой накладки (4) -образного профиля, концы которой отштампованы по радиусу, близкому радиусу боковой рамы в буксовом проеме, и верхней профильной части, выполненной в виде хомута (6), охватывающего боковую раму в зоне буксового проема. Указанные части устройства соединены болтами (7). Технический результат, достигаемый при использовании изобретения, состоит в увеличении срока службы боковой рамы и упрощении процесса ремонта боковой рамы тележки грузового вагона. 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4
Формула изобретения
Тележка грузового вагона, содержащая литые боковые рамы, в средней части которых расположены проемы рессорного комплекта, а по концам - проемы для букс, отличающаяся тем, что буксовый проем боковой рамы оборудован устройством, состоящим из нижней профильной износостойкой накладки, выполненной в виде U-образного профиля, концы которой отштампованы по радиусу, близкому к радиусу боковой рамы в буксовом проеме, и верхней профильной части, выполненной в виде хомута, охватывающего боковую раму в зоне буксового проема, соединенных между собой болтами.Описание изобретения к патенту
Предлагаемое изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается конструкции грузовых тележек подвижного состава, в частности горизонтальной опорной поверхности в буксовом проеме боковой рамы тележки. Известна грузовая тележка, состоящая из колесных пар, боковых рам, букс и надрессорной балки ("Вагоны". Под редакцией Л.А.Шадура, М., Транспорт, 1980, с.182). Известна технология восстановления опорной поверхности в буксовом проеме боковой рамы путем наплавки в соответствии с технологической инструкцией ТИ-05-01-01/БР "Технологическая инструкция по восстановлению наплавкой изношенной опорной поверхности в буксовом проеме боковой рамы тележки грузового вагона". По существующей технологии для восстановления работоспособности рамы боковой тележки грузового вагона ее изношенные опорные поверхности после мойки, зачистки и подогрева до 250oС наплавляются электродуговой механизированной наплавкой в среде углекислого газа, а затем проводят механическую обработку и неразрушающий контроль качества наплавки. При эксплуатации восстановленных наплавкой боковых рам тележки имело место их аварийное разрушение. Недостатком известной конструкции боковой рамы тележки грузового вагона является сложность и ненадежность процесса восстановления опорной поверхности буксового проема боковых рам тележек. Наиболее близким техническим решением является разработанная "Уралвагонзаводом" тележка двухосная модели 18-100, состоящая из колесных пар, боковых рам, букс и надрессорной балки. Боковая рама выполнена литой, в буксовых проемах которой в верхней части приварены износостойкие пластины, опирающиеся на буксы. При эксплуатации тележек грузовых вагонов изнашивается горизонтальная опорная поверхность буксового проема, т.е. приваренные износостойкие пластины. Недостатком конструкции данной тележки является существующая технология восстановления, включающая замену износостойкой планки с применением огневой резки и сварки. В зоне термического воздействия возможно возникновение микротрещин в основном металле, которые в процессе эксплуатации тележек приводят к развитию трещин, к излому боковой рамы и к аварийному разрушению тележки грузового вагона. Проведенные исследования позволили установить основную причину разрушения:1. Формирование в зоне термического влияния неблагоприятной, так называемой видманштеттовой структуры, выпадение из аустенита и расплава карбонитридов по зоне сплавнения, которые способствуют локальному искажению кристаллических ячеек феррита, снижению подвижности дислокаций, особенно при отрицательных температурах, и, как следствие, затруднению процесса скольжения при деформации, что приводит к резкому снижению ударной вязкости и хрупкому разрушению, т.е. аварии. Исходя из вышесказанного, следует вывод, что известные конструкции боковой рамы тележки грузового вагона, существующая технология восстановления горизонтальной опорной поверхности буксового проема и замена износостойкой планки не соответствуют современным требованиям эксплуатации тележек грузовых вагонов и восстановлению опорных поверхностей буксового проема. Техническим результатом предлагаемой конструкции боковой рамы тележки грузового вагона является увеличение не только всего срока службы боковой рамы, но и срока безремонтной службы, упрощение процесса ремонта боковой рамы тележки грузового вагона. Для достижения технического результата тележка грузового вагона содержит боковые рамы, в средней части которых расположены проемы для рессорного комплекта, а по концам - проемы для букс, опирающиеся горизонтальной поверхностью бокового проема на буксу. Новым в тележке грузового вагона является то, что в буксовом проеме для предотвращения износа опорной поверхности боковой рамы она оборудована устройством, состоящим из нижней профильной износостойкой накладки, выполненной в виде -образного профиля, концы которой отштампованы по радиусу, близкому радиусу боковой рамы в буксовом проеме и верхней профильной части - хомута, охватывающего боковую раму в зоне буксового проема соединенными между собой болтами. Сущность предлагаемого изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 изображен общий вид тележки грузового вагона; на фиг.2 - общий вид устройства, предотвращающего износ горизонтальной опорной поверхности боковой рамы; на фиг.3 - разрез А-А фиг.2; на фиг.4 - вид Б на фиг.2. Тележка грузового вагона 1 содержит литую боковую раму 2 в буксовом проеме, снабженную устройством 3, предотвращающим износ опорной поверхности боковой рамы 2. Устройство 3 состоит из нижней профильной износостойкой накладки 4. Накладка 4 выполнена в виде -образного профиля, концы которого отштампованы по радиусу, близкому радиусу боковой рамы в буксовом проеме, и служат для фиксации в буксовом проеме и для предохранения от повреждений радиусных частей 5 проема боковой рамы 2 при эксплуатации. Верхняя профильная часть - хомут 6 охватывает верхнюю часть боковой рамы 2. Установленные в буксовом проеме накладка 4 и хомут 6 соединяются болтами 7. При износе нижней накладки 4 это устройство 2 легко демонтируется, т.е. раскручиваются 4 болта и производится замена нижней накладки 4 и закрепление ее теми же четырьмя болтами. Технический результат, получаемый от оборудования тележки грузового вагона предлагаемым устройством, позволит увеличить общий срок службы боковых рам до 30 лет и более, увеличить срок безремонтной службы боковых рам тележек и заменить процесс восстановления опорной поверхности в буксовом проеме с применением термического воздействия и сварки механическим, т.е. предлагаемым устройством. Применение предлагаемого устройства не требует изменения существующей типовой конструкции боковой рамы тележек грузовых вагонов, что обеспечивает возможность его использования как на тележках вновь строящихся вагонов, так и на тележках вагонов эксплуатационного парка.
Класс B61F3/00 Тележки ходовой части