подводный аппарат с частичной компенсацией положительной плавучести
Классы МПК: | B63G8/22 регулирование плавучести с помощью водного балласта; оборудование для удаления воды из балластных цистерн |
Автор(ы): | Агеев М.Д., Горнак В.Е. |
Патентообладатель(и): | Институт проблем морских технологий Дальневосточного отделения РАН |
Приоритеты: |
подача заявки:
2003-03-05 публикация патента:
10.03.2004 |
Изобретение относится к судостроению, в частности к конструкции подводных аппаратов с регулируемой остаточной плавучестью. Подводный аппарат с частичной компенсацией положительной плавучести содержит систему управления остаточной плавучестью, включающую в себя насос и размещенную в легком корпусе емкость. Насос снабжен приемно-отливным патрубком, а емкость - приемным патрубком забортной воды. Емкость имеет внутренний объем VE=VВНЧ-VАЗП, где VE - внутренний объем размещенной вне прочного корпуса подводного аппарата емкости, м3; VВНЧ - объем водонепроницаемых частей подводного аппарата, выступающих над поверхностью воды при нахождении подводного аппарата без хода в надводном положении с осушенной емкостью, м3; VАЗП - аварийный запас положительной плавучести подводного аппарата в подводном положении с заполненной емкостью, м3. Достигается повышение эффективности управления подводным аппаратом в подводном положении, а также уменьшение веса подводного аппарата и снижение энергозатрат при управлении подводным аппаратом. 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
Подводный аппарат с частичной компенсацией положительной плавучести, содержащий систему управления остаточной плавучестью, включающую гидравлически соединенные между собой насос и размещенную вне прочного корпуса подводного аппарата емкость, отличающийся тем, что размещенная вне прочного корпуса подводного аппарата емкость снабжена в ее верхней части приемным патрубком забортной воды, входное отверстие которого размещено выше уровня воды при нахождении подводного аппарата без хода в надводном положении с заполненной емкостью, насос выполнен реверсивным и снабжен приемно-отливным Г-образным патрубком, колено которого размещено выше уровня воды, а приемно-отливное отверстие - ниже уровня воды при нахождении подводного аппарата без хода в надводном положении с осушенной емкостью, причем размещенная вне прочного корпуса емкость имеет внутренний объемVE=BВНЧ-VАЗП,где VЕ - внутренний объем размещенной вне прочного корпуса подводного аппарата емкости, м3;VВНЧ - объем водонепроницаемых частей подводного аппарата, выступающих над поверхностью воды при нахождении подводного аппарата без хода в надводном положении с осушенной емкостью, м3;VАЗП - аварийный запас положительной плавучести подводного аппарата в подводном положении с заполненной емкостью, м3.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области подводных судов, и в частности к подводным аппаратам с регулируемой остаточной плавучестью. Для эффективного управления в подводном положении и обеспечения самостоятельного всплытия в надводное положение в аварийных случаях подводные аппараты в подводном положении имеют относительно небольшую остаточную положительную плавучесть. Известно, что увеличение остаточной положительной плавучести затрудняет управление подводным аппаратом в подводном положении, а ее уменьшение, а тем более полная компенсация может привести в аварийных случаях к потери подводного аппарата из-за невозможности всплытия в надводное положение. Известен глубоководный подводный аппарат, содержащий систему стабилизации его плавучести, включающую резервуары плавучести, выполненные в виде прочного корпуса, заполненного газом, соединенные трубопроводами с электромагнитными клапанами между собой и с забортной средой. Каждый резервуар плавучести снабжен разделительной эластичной диафрагмой, размещенной внутри прочного корпуса (патент Российской Федерации 1543778, МПК 5 В 63 G 8/24, опубл. 27.10.99 г. в БИ 30). Известный глубоководный подводный аппарат значительно утяжелен из-за выполнения резервуаров прочными. Известен подводный аппарат, выполненный в виде подводного устройства, содержащий систему управления остаточной плавучестью, дифферентом и креном, включающую по крайней мере три полости для изменения плавучести за счет приема и сброса забортной воды, которая находится в упомянутых полостях под избыточным по отношению к забортному давлением за счет газа, находящегося в объеме полостей, при этом полости разнесены на корпусе транспортного подводного устройства для обеспечения создания моментов по крену и дифференту, при этом каждая полость сообщена с забортной средой через соответствующий клапан сброса воды и снабжена насосным агрегатом с невозвратным клапаном для приема воды в полость (патент Российской Федерации 2185304, МПК 7 В 63 G 8/22, 8/26, опубл. 20.07.2002 г. в БИПМ 20 - прототип). Недостатками известного подводного аппарата, содержащего систему управления остаточной плавучестью, являются относительные сложность и большой вес системы управления остаточной плавучестью, в связи с оборудованием ее устройствами для хранения газа высокого давления, запорной арматурой и использованием газа высокого давления для удаления забортной воды из полостей. Относительно сложным является и управление системой, а использование газа высокого давления к тому же может привести к разрушению полостей при неисправной арматуре подачи газа в емкости и сброса воды из емкости (низкая эксплуатационная надежность системы управления). Известный подводный аппарат с системой управления остаточной плавучестью по своей технической сущности и функциональному назначению является ближайшим аналогом заявляемого технического решения. "Подводный аппарат с частичной компенсацией положительной плавучести". При создании заявляемого подводного аппарата с частичной компенсацией положительной плавучести ставилась задача повышения эффективности управления подводным аппаратом с достижением следующих технических результатов:- обеспечение технической и технологической простоты, относительно небольших габаритов, относительно небольшого веса и высокой надежности работы системы управления остаточной плавучестью подводного аппарата;
- увеличение степени выноса над поверхностью воды антенн радиомодема, спутниковой навигационной системы, спутниковой радиосвязи и других узлов подводного аппарата при нахождении подводного аппарата без хода в надводном положении;
- значительное облегчение и существенное сокращение времени перевода подводного аппарата из надводного положения в подводное положение;
- обеспечение повышения эффективности управления подводным аппаратом в подводном положении;
- обеспечение самостоятельного всплытия подводного аппарата в надводное положение в аварийных ситуациях. Указанная задача решается, а заявляемые технические результаты достигаются в подводном аппарате с частичной компенсацией положительной плавучести. Аппарат снабжен системой управления остаточной плавучестью, содержащей гидравлически соединенные между собой реверсивный насос и размещенную вне прочного корпуса подводного аппарата емкость. Емкость в ее верхней части снабжена приемным патрубком забортной воды, входное отверстие которого размещено выше уровня воды при нахождении подводного аппарата без хода в надводном положении с заполненной емкостью. Реверсивный насос снабжен приемно-отливным

где VЕ - внутренний объем размещенной вне прочного корпуса подводного аппарата емкости, м3;
VВНЧ - объем водонепроницаемых частей подводного аппарата, выступающих над поверхностью воды при нахождении подводного аппарата без хода в надводном положении с осушенной емкостью, м3;
VАЗП - аварийный запас положительной плавучести подводного аппарата в подводном положении с заполненной емкостью, м3. Заявленное техническое решение и его наиболее близкий аналог (прототип) имеют следующие общие признаки:
- подводный аппарат (транспортное подводное устройство);
- система управления остаточной плавучестью;
- насос;
- размещенная вне прочного корпуса подводного аппарата емкость;
- гидравлическое соединение между собой насоса и емкости. Признаками, отличающими заявляемое техническое решение от прототипа являются:
- приемный патрубок забортной воды, которым снабжена в ее верхней части размещенная вне прочного корпуса емкость;
- расположение входного отверстия приемного патрубка заборной воды выше уровня воды при нахождении подводного аппарата без хода в надводном положении с заполненной емкостью;
- выполнение насоса реверсивным;
- снабжение насоса

- размещение колена

- выбор внутреннего объема емкости из соотношения VE=VBHH-VАЗП,
где VE - внутренний объем размещенной вне прочного корпуса подводного аппарата емкости, м3;
VВНЧ - объем водонепроницаемых частей подводного аппарата, выступающих над поверхностью воды при нахождении подводного аппарата без хода в надводном положении с осушенной емкостью, м3;
VАЗП - аварийный запас положительной плавучести подводного аппарата в подводном положении с заполненной емкостью, м3. Перечисленная совокупность общих и отличительных признаков позволяет получить заявленные технические результаты во всех случаях, на которые распространяется испрашиваемый объем правовой охраны. Снабжение системы управления остаточной плавучестью размещенной вне прочного корпуса подводного аппарата емкостью позволяет при откачке из емкости забортной воды в надводном положении увеличить вынос над поверхностью воды водонепроницаемых частей подводного аппарата, в частности антенн радиомодема, спутниковой навигационной системы, спутниковой радиосвязи и других его узлов, а при переходе подводного аппарата из надводного в подводное положение заполнением емкости забортной водой значительно облегчить (особенно в условиях волнения) и существенно сократить время погружения аппарата. Заполнение емкости обеспечивает повышение эффективности управления подводным аппаратом в подводном положении. Снабжение системы управления остаточной плавучестью реверсивным насосом, гидравлически соединенным с размещенной вне прочного корпуса емкостью позволяет осуществлять заполнение и осушение емкости. Снабжение реверсивного насоса приемно-отливным




Класс B63G8/22 регулирование плавучести с помощью водного балласта; оборудование для удаления воды из балластных цистерн