замок с сигнализацией открытого состояния
Классы МПК: | E05B45/12 срабатывающие от движения засова E05B65/32 с засовом, поворачивающимся вокруг оси |
Автор(ы): | Прудов Н.М., Ракин А.С., Кашкиров В.Е., Маслаков А.С., Груненков О.Е., Авдонин В.А. |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "АВТОВАЗ" |
Приоритеты: |
подача заявки:
2001-01-23 публикация патента:
10.03.2004 |
Изобретение относится к области скобяных изделий и касается замка с сигнализацией открытого состояния, содержащего расположенные в корпусе вильчатый плоский поворотный засов с выступом, выключатель с приводным штоком, установленным с возможностью перемещения внутрь выключателя, и расположенный между приводным штоком и выступом засова промежуточный пружинный элемент, выполненный в виде пластины, первый конец которой, образуя пружинный сегмент кольца, закреплен на выключателе. Второй конец пластины, простирающийся за габариты выключателя, снабжен краевым изгибом, взаимодействующим с выступом засова, образованным на его плоской поверхности и расположенным с возможностью перемещения по дуге относительно оси поворота засова. Данный замок имеет повышенную эксплуатационную надежность. 6 з.п.ф-лы, 5 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5
Формула изобретения
1. Замок с сигнализацией открытого состояния, содержащий расположенные в корпусе вильчатый плоский поворотный засов с выступом, выключатель с приводным штоком, установленным с возможностью перемещения внутрь выключателя, и расположенный между приводным штоком и выступом засова промежуточный пружинный элемент, выполненный в виде пластины, первый конец которой, образуя пружинный сегмент кольца, закреплен на выключателе, отличающийся тем, что второй конец пластины, простирающийся за габариты выключателя, снабжен краевым изгибом, взаимодействующим с выступом засова, образованным на его плоской поверхности и расположенным с возможностью перемещения по дуге относительно оси поворота засова.2. Замок по п.1, отличающийся тем, что засов выполнен из металла, при этом выступ засова выполнен заедино с ним из его материала.3. Замок по п.1, отличающийся тем, что засов выполнен из металла и снабжен пластмассовой оболочкой, при этом выступ засова выполнен из материала оболочки.4. Замок по п.1, отличающийся тем, что выступ выполнен в виде отдельной детали, жестко закрепленной на засове.5. Замок по одному из пп.1, 2, 3 или 4, отличающийся тем, что выступ образован на плоской поверхности засова между внешним контуром засова и осью его поворота.6. Замок по п.1 или 5, отличающийся тем, что приводной шток выключателя расположен вне контура плоской поверхности засова.7. Замок по п.1 или 5, отличающийся тем, что приводной шток выключателя расположен в контуре плоской поверхности засова.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к замкам с сигнализацией и может быть использовано для сигнализации об открытом замке двери автомобиля. Известен замок двери автомобиля с сигнализацией открытого состояния, описанный в заявке Японии 61-49471В (публ. 29.10.86 г.), содержащий установленный в корпусе замка вильчатый поворотный засов с выступом. Выключатель, выполненный в отдельном корпусе, установлен в корпусе замка так, что приводной шток выключателя обращен к засову. При повороте засова его выступ воздействует непосредственно на приводной шток, утапливая его в корпус выключателя до размыкания контактов. Однако долговечность такого замка с сигнализацией невысока, так как в процессе эксплуатации засов испытывает ударные нагрузки при закрывании двери, что приводит к износу засова и его оси. В результате уменьшается точность сопряжения засова и штока выключателя. Утапливание штока в корпус выключателя оказывается недостаточным для замыкания контактов. Известен замок с сигнализацией открытого состояния, описанный в авторском свидетельстве СССР 1735556 (публ. 23.05.92 г.). Известный замок содержит поворотный засов с выступом, выключатель, приводной шток которого обращен к засову, и промежуточный элемент, установленный между засовом и выключателем. Промежуточный элемент выполнен в виде цилиндрической пружины, один конец которой жестко зафиксирован на корпусе, а другой жестко соединен с узлом регулировки. Выступ засова и шток выключателя разнесены вдоль оси пружины к ее концам. При повороте засова его выступ воздействует на шток выключателя через пружину, положение которой в случае износа механизма замка может меняться узлом регулировки. Недостатком описанной конструкции является сложность выполнения узла регулировки, содержащего крепежные детали и специальные отверстия в корпусе замка для его установки и работы. Кроме того, регулировка сигнализации осуществляется вручную, что создает определенное неудобство в эксплуатации. Наиболее близким по технической сущности является замок с сигнализацией открытого состояния, описанный в патенте РФ 2061163 (публ. 27.05.96 г.). Замок содержит корпус, в котором расположены вильчатый поворотный засов, выключатель сигнализации открытого состояния и промежуточный пружинный элемент. Засов содержит выступ на стороне, противоположной стопорному пазу. Выступ снабжен накладкой из материала с низким коэффициентом трения, например из пластмассы, для уменьшения износа пружинного элемента. Выключатель сигнализации открытого состояния выполнен в отдельном корпусе. Приводной шток выключателя обращен к засову. Между выступом засова и приводным штоком расположен промежуточный пружинный элемент. Промежуточный пружинный элемент выполнен в виде пластины, первый конец которой, образуя пружинное полукольцо, жестко закреплен на корпусе замка под углом к плоскости пластины, близким к прямому. Второй конец пластины прилегает с подпружиниванием к приводному штоку выключателя. Между первым и вторым концами пластины в зоне контакта с выступом засова образована жесткая упорная площадка, снабженная отогнутыми под прямым углом краевыми ребрами, плоскости которых параллельны плоскости засова. При закрывании двери автомобиля засов замка поворачивается на своей оси. Выступ засова воздействует на упорную площадку промежуточного пружинного элемента. Промежуточный элемент перемещается в сторону выключателя, утапливая его приводной шток свободным краем второго конца. При достижении штоком крайнего положения свободный край второго конца прекращает движение, в то же время продолжается перемещение края второго конца, связанного с упорной площадкой, до его примыкания к поверхности выключателя. Величина перемещения края второго конца, связанного с упорной площадкой, составляет запас хода выступа, необходимого для компенсации зазора, образующегося в результате износа оси или ее гнезда при эксплуатации замка. Однако надежность рассмотренного технического решения замка с сигнализацией недостаточна, поскольку многократный перегиб промежуточного элемента в зоне соединения упорной площадки (жесткого элемента, специально снабженного краевыми ребрами) со вторым концом приведет к излому пружинного элемента и отказу сигнализации. Кроме того, в описанной конструкции линейная скорость выступа засова прямо пропорциональная радиусу окружности, по которой он перемещается, достаточно велика в момент воздействия на упорную площадку промежуточного пружинного элемента, что приводит к дополнительным нагрузкам и снижает надежность замка с сигнализацией. Задачей изобретения является повышение надежности конструкции замка с сигнализацией. Указанная задача в замке с сигнализацией открытого состояния, содержащем расположенные в корпусе вильчатый плоский поворотный засов с выступом, выключатель с приводным штоком, установленным с возможностью перемещения внутрь выключателя, и расположенный между приводным штоком и выступом засова промежуточный пружинный элемент, выполненный в виде пластины, первый конец которой, образуя пружинный сегмент кольца, закреплен на выключателе, решается тем, что второй конец пластины, простирающийся за габариты выключателя, снабжен краевым изгибом, взаимодействующим с выступом засова, образованном на его плоской поверхности и расположенном с возможностью перемещения по дуге относительно оси поворота засова. Засов может быть выполнен из металла, при этом выступ засова выполнен за одно целое с ним из его материала. В другом случае засов может быть выполнен из металла и снабжен пластмассовой оболочкой, при этом выступ засова выполнен из материала оболочки. Как вариант исполнения, выступ может быть выполнен в виде отдельной детали, жестко закрепленной на засове. Выступ образован на плоской поверхности засова преимущественно между внешним контуром засова и осью его поворота. В зависимости от расположения выключателя его приводной шток расположен вне контура плоской поверхности засова или в указанном контуре. Сущность изобретения поясняется следующими чертежами. На фиг.1 показан замок с сигнализацией в открытом и закрытом состоянии с приводным штоком выключателя, расположенным вне контура плоского засова, на фиг. 2 выполнен поперечный разрез замка, изображенного на фиг.1, на фиг.3 приведен замок с сигнализацией в открытом и закрытом состоянии с приводным штоком выключателя, расположенным в контуре плоского засова, на фиг.4 выполнен поперечный разрез замка, изображенного на фиг.3, на фиг.5 показан локальный разрез засова по месту расположения выступа. Замок с сигнализацией открытого состояния содержит корпус 1, в котором расположены вильчатый плоский поворотный засов 2 с выступом 3, выключатель 4 с приводным штоком 5, установленным с возможностью перемещения внутрь выключателя 4, и промежуточный пружинный элемент 6, расположенный между приводным штоком 5 и выступом 3 засова 2. Промежуточный пружинный элемент 6 выполнен в виде пластины, сформованной так, что ее первый конец 7, образуя пружинный сегмент 8 кольца, закреплен на выключателе 4. Второй конец 9 пластины, простирающийся за габариты выключателя 4, снабжен краевым изгибом 10, взаимодействующим с выступом 3 засова 2. Выступ 3 образован на плоской поверхности засова 2, предпочтительно между внешним контуром засова 2 и осью 11 его поворота, и расположен с возможностью перемещения по дуге относительно оси 11 поворота засова 2. Засов 2 выполнен, как правило, из металла, при этом выступ 3 засова 2 выполнен за одно целое с ним из его материала, в другом случае засов 2, выполненный из металла, может быть снабжен пластмассовой оболочкой 12, тогда выступ 3 засова 2 образован предпочтительно из материала оболочки 12. Возможно также выполнение выступа 3 в виде отдельной детали, жестко закрепленной на засове 2, например, сваркой или резьбовым соединением. Выключатель 4 установлен на плоскости, параллельной плоской поверхности засова 2, при этом приводной шток 5 выключателя 4 может быть расположен как в контуре, так и вне контура плоской поверхности засова 2. Замок с сигнализацией работает следующим образом. При закрывании двери автомобиля засов 2 замка, установленного в двери автомобиля, захватывает пазом 13 стопорный штифт 14, расположенный на кузове автомобиля, и поворачивается на своей оси 11. Выступ 3 засова 2 воздействует на краевой изгиб 10 второго конца 9 промежуточного пружинного элемента 6. Второй конец 9 элемента 6 перемещается относительно пружинного сегмента 8 в сторону выключателя 4, утапливая его приводной шток 5 зоной 15 между пружинным сегментом 8 и краевым изгибом 10. Пружинный сегмент 8 переходит в напряженное состояние. При достижении штоком 5 крайнего утопленного положения зона 15 прекращает движение, в то же время продолжается перемещение второго конца 9 с изгибом 10. Величина перемещения края второго конца 9 составляет запас хода выступа 3, необходимого для компенсации зазора, образующегося в результате износа оси 11 или ее гнезда при эксплуатации замка. При этом, чем длиннее второй конец 9 элемента 6, тем больше возможность его перемещения. Кроме того, появляется определенная свобода маневрирования местоположением выключателя 4. Таким образом, замок с сигнализацией сохраняет работоспособность до такого состояния, когда износ оси 11 засова 2 или ее гнезда достигнет величины, при которой перемещение выступа 3 засова 2 приводит к утапливанию штока 5 выключателя 4 зоной 15 промежуточного элемента 6. При этом не происходит последующего перемещения второго конца 9 промежуточного элемента 6. Кроме того, в описанной конструкции использованы пружинные свойства всего промежуточного элемента 6 без локализации участков повышенного напряжения, что повышает ее надежность. Предусмотренная конструкцией возможность расположения выступа 3 засова 2 ближе к его оси 11 позволяет снизить ударную нагрузку на промежуточный пружинный элемент 6 и на выключатель 4, что также повышает надежность замка с сигнализацией. При открывании замка засов 2 поворачивается в обратном направлении, отводя выступ 3 от промежуточного пружинного элемента 6. Шток 5 под действием своей возвратной пружины выходит из выключателя 4, пружинный сегмент 8 возвращает промежуточный элемент 6 в исходное состояние.Класс E05B45/12 срабатывающие от движения засова
Класс E05B65/32 с засовом, поворачивающимся вокруг оси
замок капота автомобиля - патент 2466254 (10.11.2012) | |
устройство для запирания тяжелых дверей - патент 2399738 (20.09.2010) | |
замок с электроприводом двери легкового автомобиля - патент 2386770 (20.04.2010) | |
замок для двери транспортного средства - патент 2165508 (20.04.2001) | |
дверной замок - патент 2161682 (10.01.2001) | |
замок двери кабины транспортного средства - патент 2081282 (10.06.1997) |