клиновая задвижка
Классы МПК: | F16K3/12 с клиновидным устройством седловых поверхностей |
Автор(ы): | Хасанов И.Ю., Хасанов Р.Ю., Дублистов Ю.Г. |
Патентообладатель(и): | Хасанов Ильмер Юсупович |
Приоритеты: |
подача заявки:
2002-02-26 публикация патента:
10.03.2004 |
Изобретение относится к области арматуростроения и предназначено для использования на трубопроводах, емкостях, аппаратах и других средствах для герметичного перекрытия проходного сечения в качестве запорного устройства. Клиновая задвижка содержит корпус, жесткий клин и седла. Корпус выполнен со съемной средней частью. Последняя имеет вид прямоугольной обечайки или обечайки с закруглениями по концам, так что в них плотно входит клин. Седла выполнены в виде продолжения присоединительных патрубков двух крайних частей корпуса. Патрубки выполнены выступающими в среднюю часть корпуса с возможностью обеспечения герметичной посадки клина и после неоднократной обработки контактных поверхностей клина и седел. Средняя часть корпуса и резьбовая часть шпинделя выполнены с высотой, обеспечивающей герметичную посадку клина также после неоднократной обработки и притирки контактных поверхностей клина и седел. Изобретение позволяет обеспечить ремонтопригодность, высокую герметичность и надежность работы клиновой задвижки. 4 з.п. ф-лы, 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
1. Клиновая задвижка, содержащая корпус, жесткий клин и седла, отличающаяся тем, что корпус выполнен со съемной средней частью, имеющей вид прямоугольной обечайки или обечайки с закруглениями по концам, так что в них плотно входит клин, седла выполнены в виде продолжений присоединительных патрубков двух крайних частей корпуса, причем патрубки выполнены выступающими в среднюю часть корпуса с возможностью обеспечения герметичной посадки клина и после неоднократной обработки контактных поверхностей клина и седел, кроме того, средняя часть корпуса и резьбовая часть шпинделя выполнены с высотой, обеспечивающей герметичную посадку клина также после неоднократной обработки и притирки контактных поверхностей клина и седел.2. Задвижка по п.1, отличающаяся тем, что в верхней части клина внутри установлена шайба с продольным шипом, входящим в паз гайки перемещения клина, обеспечивающей подъем и опускание клина по шпинделю.3. Задвижка по п.1, отличающаяся тем, что клин имеет вид сбоку равнобокой или неравнобокой трапеции, а со стороны патрубков - квадрата или круга с отсеченными сегментами так, что клин ходит по внутренним вертикальным плоскостям обечайки.4. Задвижка по п.1, отличающаяся тем, что средняя часть корпуса выполнена с отверстиями наверху под шпиндель с грунтбуксой и внизу под нижний регулировочно-фиксирующий винт хода клина.5. Задвижка по п.1, отличающаяся тем, что седла посадки клина выполнены в виде просто гладкой поверхности или поверхности с наплавками, либо в виде колец с гладкой поверхностью из пластичного материала, позволяющих производить их неоднократную обработку, притирку и замену.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области арматуростроения и может быть использовано на трубопроводах, емкостях, аппаратах и других средствах для герметичного перекрытия проходного сечения в качестве запорного устройства.Известен клапан обратный поворотный с разъемным корпусом (Гуревич Д.Ф., Шпаков О.Н., Справочник конструктора трубопроводной арматуры. - Л.: Машиностроение, 1987.- С 147, рис. 2.119), состоящим из двух половин, соединенных при помощи фланцев со шпильками. Между фланцами, присоединяемыми к трубопроводу, расположен запорный орган.Известное устройство может быть использовано только как обратный клапан.Наиболее близким техническим решением является клиновая задвижка с самоустанавливающимися седлами (пат. 2153115, РФ, МПК F 16 К 3/12 Аврин А.В. и др., заявл. 09.06.98; опубл. 2000, БИ №20), содержащая корпус, крышку, жесткий клин, самоустанавливающиеся седла, которые выполнены цилиндрической формы и снабжены шипами, устанавливающимися в расточке корпуса с зазорами, необходимыми для свободной установки седел, причем седла уплотнены относительно корпуса кольцом из пластичного материала, например графлексом, поджатием клина.Недостатком известного технического решения является трудоемкость и сложность восстановления герметичности задвижки после ее выхода из строя и сложность узла уплотнения.Изобретение решает техническую задачу обеспечения ремонтопригодности, повышения герметичности и надежности работы.Вышеуказанный технический результат достигается тем, что в клиновой задвижке, содержащей корпус, жесткий клин и седла, согласно изобретению, корпус выполнен со съемной средней частью, имеющей вид прямоугольной обечайки, седла выполнены в виде продолжения присоединительных патрубков двух крайних частей корпуса, причем патрубки выполнены выступающими в среднюю часть корпуса с возможностью обеспечения герметичной посадки клина и после неоднократной обработки контактных поверхностей клина и седла, кроме того, средняя часть корпуса и резьбовая часть шпинделя выполнены с высотой, обеспечивающей герметичную посадку клина также после неоднократной обработки и притирки контактных поверхностей клина и седла. В верхней части внутри клина установлена шайба с продольным шипом, входящим в паз гайки перемещения клина, обеспечивающей подъем и опускание клина по шпинделю, причем клин имеет вид сбоку равнобокой или неравнобокой трапеции.Средняя часть корпуса закруглена сверху и снизу и выполнена с отверстиями наверху под шпиндель с грунтбуксой и внизу под нижний регулировочно-фиксирущий винт хода клина. Седла посадки клина выполнены в виде просто гладкой поверхности или поверхности с наплавками, либо в виде колец с гладкой поверхностью из пластичного материала, позволяющих производить их неоднократную обработку и притирку и замену.На фиг.1 дана принципиальная схема задвижки в варианте с клином в виде равнобокой трапеции; на фиг.2 - разрез по А-А фиг.1.Задвижка содержит корпус, состоящий из трех частей: крайних 1, 2 и съемной средней 3, шпиндель 4, связанный с приводом 5 и уплотнительным узлом (грунтбуксой) 6, нижний регулировочно-фиксирующий винт 7, седла 8, являющихся продолжением присоединительных патрубков двух крайних частей 1, 2 корпуса, причем их выступающие части в среднюю 3 часть корпуса обеспечивают неоднократную обработку и герметичную посадку клина 9, шайбу 10 с шипом 11, входящим в паз гайки 12, движущихся вместе с клином по шпинделю 4 в свободное пространство средней части корпуса 3, шпилек 13, зажимающих среднюю часть корпуса между двумя крайними частями, винты 14, зажимающие грунтбуксу.Контактные поверхности клина и седел проходят обработку и притирку перед сборкой задвижки и перед присоединением ее к месту установки, при этом меняются длины патрубков и соответственно меняются размеры седел, поэтому необходимо, чтобы средняя часть корпуса и резьбовая часть шпинделя были выполнены с такой высотой, которая и после неоднократной обработки контактных поверхностей клина и седел обеспечивала полное закрытие задвижки и герметичную посадку клина. Одновременно это позволяет в разобранной задвижке при снятии средней части корпуса провести обработку контактных поверхностей запорных элементов на месте в механической мастерской.Регулировочно-фиксирующий винт хода клина не позволяет клину опуститься ниже заданной величины, в результате чего обеспечивается безопасность и полная герметичность нижней части задвижки, причем винт содержит контргайку 15 для исключения самопроизвольного раскручивания винта.Варианты присоединения клиновой задвижки к месту установки могут быть фланцевые, резьбовые с наружной винтовой нарезкой, под сварку (фиг.1), причем клин может иметь вид сбоку равнобокой или неравнобокой трапеции, а со стороны патрубков квадрата или круга с отсеченными сегментами.Задвижка работает следующим образом.При вращении шпинделя 4 при помощи привода 5 он вворачивается в гайку 12, закрепленную в верхней части клина и при помощи шайбы 10 с шипом 11 с тем, чтобы гайка при вращении шпинделя не проворачивалась, клин поднимается по шпинделю до уровня, обеспечивающего полное открытие сечения патрубка. Закрытие задвижки в обратной последовательности. При вращении в обратную сторону шпиндель выворачивается из гайки и клин опускается в седло. Причем неоднократная обработка контактных поверхностей клина и седел учтена высотой средней части корпуса и резьбовой части шпинделя, что обеспечивает полное закрытие задвижки и герметичную посадку клина.Таким образом, предлагаемая конструкция клиновой задвижки по сравнению с прототипом обеспечивает возможность ремонта задвижки без большого труда и громоздкого специального оборудования за счет выполнения ее со съемной средней частью, обеспечивает высокую герметичность и надежность в работе задвижки. Подобная разъемная конструкция запорного органа, удобная в ремонте и восстановлении герметичности, может быть использована и в другой трубопроводной арматуре с притертыми поверхностями.Класс F16K3/12 с клиновидным устройством седловых поверхностей