способ контроля состояния железнодорожного пути
Классы МПК: | G01C5/00 Измерение высоты; измерение расстояний поперек линии визирования; нивелирование между отдельными пунктами; топографические нивелиры E01B35/00 Применение измерительной аппаратуры и приспособлений при сооружении рельсовых путей |
Автор(ы): | Матвеев С.И., Коугия В.-Р.А., Манойло Д.С., Железнов М.М. |
Патентообладатель(и): | Московский государственный университет путей сообщения |
Приоритеты: |
подача заявки:
2002-06-06 публикация патента:
10.04.2004 |
Изобретение относится к диагностике железнодорожных путей и может быть использовано для автоматизации выправки плана и профиля железнодорожного пути при текущем их содержании. Способ контроля состояния железнодорожного пути осуществляется путем координатной привязки показаний путеизмерительных устройств к реперной сети с использованием бортового компьютера, установленного на выправочной машине. На обследуемом участке железнодорожного пути привязку производят к системе координат реперной сети. Для этого используют базу данных реперной системы, в которую вводят вычислительные координаты, отметки и пикетаж реперов с промерами расстояний до ближайшего рельса. На основе этих данных программным путем строят цифровую модель углов поворота трассы обследуемого участка пути. Затем совмещают системы координат путеизмерительного устройства и реперной сети. Далее получают точную непрерывную координатную модель, по которой судят о состоянии железнодорожного пути для постановки в проектное или другое оптимальное положение. Технический результат состоит в повышении эффективности работы путевых машин и механизмов, предназначенных для выправки пути. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
Способ контроля состояния железнодорожного пути, осуществляемый путем координатной привязки показаний путеизмерительных устройств к реперной сети с использованием бортового компьютера, установленного на выправочной машине, отличающийся тем, что на обследуемом участке железнодорожного пути привязку производят к системе координат реперной сети, используя базу данных реперной системы, в которую вводят вычисленные координаты, отметки и пикетаж реперов с промерами расстояний до ближайшего рельса, далее на основе этих данных программным путем строят цифровую модель углов поворота трассы обследуемого участка пути, затем совмещают системы координат путеизмерительного устройства и реперной сети, далее получают точную непрерывную координатную модель, по которой судят о состоянии железнодорожного пути для постановки в проектное или в другое оптимальное положение.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к диагностике железнодорожных путей и может быть использовано для автоматизации выправки плана и профиля железнодорожного пути при текущем их содержании.В известном способе выправки (Л-1) железнодорожную кривую размечают вручную, через одинаковые интервалы, измеряют стрелы изгиба от хорд, или координаты оси пути в этих точках. Затем по той, или иной схеме вычисляют проектные данные и сдвижки пути в точках деления кривой. Величины сдвижек вводят в бортовой компьютер выправочной машины, которая и осуществляет выправку кривой в точках деления. При автоматизированной съемке стрел вагоном-путеизмерителем или путеизмерительной системой выправочных машин для достижения необходимой точности определения фактического положения пути требуется привязка системы координат, в которой работает машина, к трехмерной прямоугольной системе координат реперной сети. Для этих целей разработаны специализированные дорогостоящие и к сожалению малоэффективные оптико-электронные устройства (Л-2).Наиболее близким по технической сущности является способ выправки железнодорожного пути, описанный в (Л-1). Он и взят за прототип.Прототип не обеспечивает точную и эффективную выправку железнодорожного пути в плане и в профиле.Технический результат заявляемого объекта выражается в повышении эффективности работы путевых машин и механизмов, предназначенных для выправки пути.Сущность заявляемого изобретения состоит в том, что для выправки железнодорожного пути используют базу данных реперной системы, в которой вычислены координаты, отметки и пикетаж реперов с промерами расстояний и превышений до ближайшего рельса. По этим данным определяют координаты, отметки и пикетаж точек головки рельса, образующих точную цифровую модель рельса (ЦМР) в системе трехмерных прямоугольных координат реперной сети.Далее программным путем образуют разреженную двумерную цифровую модель углов поворота трассы (ЦМУ) обследуемого участка пути. Эта разреженная эталонная модель строится по координатам, хранящимся в базе данных реперной системы путем решения обратных геодезических задач. Для этого вычисляют дирекционные углы хорд аi, и острые углы перекрывающихся треугольников еi,, еi+1. Затем определяют двумерный массив точных координат криволинейных полярных координат М вида: М=(ai, si), где si - пикетаж центральной точки i-го участка кривой (см. фиг.1).Массив М можно представить в виде графика функции a(s). См. фиг.2.Затем по данным вагона-путеизмерителя или путеизмерительного устройства выправочной машины строят приближенно привязанную к пикетажу s передаточную функцию углов , в которой углы поворота аni вычисляют по формуле где i+1, i - измеренные стрелы;dsni - интервал цифрования (расстояние между соседними стрелами);=206265.Наклонные (соответствующие круговым кривым) и горизонтальные (соответствующие прямым) участки графиков аппроксимируют прямыми линиями методом наименьших квадратов. Пересечения прямых образуют две ломанные конфигурации: точную (А В С D Е...) и приближенную (а в с д е...).Далее путем двумерных аффинных преобразований А, переводят конфигурацию (а в с д е...) в точную конфигурацию (А В С Д Е...), что является ключевым моментом автоматизированной привязки координатной системы путеизмерительного вагона (машины). После этого координаты ai, si любой точки конфигурации (а в с д е...) пересчитываются в точные координаты аTi, STi по известному правилу преобразования векторов из одной координатной системы в другую где А - матрица аффиннного преобразования координат;n - число точек конфигурации.Таким образом, пикетаж путеизмерительного устройства приближенно, с точностью порядка 1 м, совмещают с пикетажем реперной сети. Элементы матрицы аффинных преобразований находят обобщенным методом наименьших квадратов по способу С.И.Матвеева, изложенному, например, в работе - Матвеев С.И. Цифровое трансформирование аэрокосмических снимков с измеренными координатами центров фотографирования /Труды МИИТа, вып.915, 1998, с. 29-31/.Путеизмерителем выполнены непрерывные измерения расстояний по рельсовой нити и стрел при постоянной длине хорды d. Для обработки данных путеизмерителя принимают следующие исходные данные: координаты хнач, yнач некоторой начальной точки ЦМР и ее пикетаж sнач и дирекционный угол нач предыдущего прямого участка.Учитывают следующие соотношения. Изменение направления на длине хорды d равно Длина кривой, опирающейся на хорду=R.Связь длины хорды с радиусом кривизныd=2Rsin(/2).Связь длины кривой с углом поворота Производная направления от пикетажа По результатам измерения стрел вычисляют дирекционные углы и координаты точек, которые по пикетажу соответствуют контрольным точкам ЦМР Получим второй массив координат для контрольных точек ЦМР Начальные значения координат контрольных точек ЦМР принимают исходными. При этом вычисляются невязки x=x’-x, y=y’-y, используемые при вычислении координат промежуточных точек.Координаты промежуточных точек вычисляются по формулам (1)-(3) и исправляются поправками x, у, получаемыми интерполированием пропорционально расстоянию от предыдущей точки ЦМР между одноименными поправками к предыдущей и последующей контрольным точкам ЦМР.Таким образом, получают высокоточную непрерывную цифровую (координатную) модель рельса, или оси плана пути в системе координат реперной сети с точностью 5-10 мм. Эта модель готова для автоматизированной выправки кривых при введении ее в бортовые компьютеры выправочных машин и механизмов, оснащенных программным обеспечением для выправки пути не по стрелам, а по координатам, что единственно позволяет приводить путь к проектному очертанию.Источники информации, принятые во внимание при составлении заявки на изобретение:1. Технические требования. Специальная реперная система контроля состояния железнодорожного пути в профиле и плане: Технические требования. - М.: МПС РФ, 1998, 29 с.2. Попович М.В. Механизированная выправка железнодорожного пути. 2000, 125 с.Класс G01C5/00 Измерение высоты; измерение расстояний поперек линии визирования; нивелирование между отдельными пунктами; топографические нивелиры
Класс E01B35/00 Применение измерительной аппаратуры и приспособлений при сооружении рельсовых путей