гидравлический механизм ударного действия
Классы МПК: | E21C37/00 Способы или устройства для отбойки породы с погрузкой или без нее E02F5/32 рыхлители |
Автор(ы): | Панин Ю.В. (RU) |
Патентообладатель(и): | Панин Юрий Васильевич (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2002-05-24 публикация патента:
20.05.2004 |
Изобретение относится к ударным механизмам, которые могут быть использованы в машинах для разработки скальных пород и мерзлых грунтов в горной и строительной промышленностях. Механизм содержит корпус с газовым аккумулятором энергии, взводящую камеру, в которой последовательно расположены ступенчатый клапан и боек с головкой и двухсторонним штоком, снабженный двумя опорами, расположенными в корпусе по обе стороны от головки, которая в конце рабочего хода бойка образует с корпусом щелевой дроссель, переливную полость, периодически связанную со взводящей камерой и имеющую возможность трансформироваться в напорную полость с сохранением постоянной связи с подклапанной полостью. Клапан механизма размещен в полости дополнительно установленной в корпусе втулки с образованием переливной полости, периодическая связь которой со сливной магистралью выполнена через радиальное отверстие во втулке и сливную полость, образованную проточкой по наружной поверхности втулки и внутренней поверхностью корпуса. Упомянутое радиальное отверстие во втулке, обеспечивающее трансформацию переливной полости в напорную полость, выполнено дроссельным. Изобретение обеспечивает повышение эксплуатационных характеристик и надежности механизма. 1ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
Гидравлический механизм ударного действия, содержащий корпус с газовым аккумулятором энергии, взводящую камеру, в которой последовательно расположены ступенчатый клапан и боек с головкой и двухсторонним штоком, снабженный двумя опорами, расположенными в корпусе по обе стороны от головки, которая в конце рабочего хода бойка образует с корпусом щелевой дроссель, переливную полость, периодически связанную со взводящей камерой и имеющую возможность трансформироваться в напорную полость с сохранением постоянной связи с подклапанной полостью, отличающийся тем, что клапан механизма размещен в полости дополнительно установленной в корпусе втулки с образованием переливной полости, периодическая связь которой со сливной магистралью выполнена через радиальное отверстие во втулке и сливную полость, образованную проточкой по наружной поверхности втулки и внутренней поверхностью корпуса, причем упомянутое радиальное отверстие во втулке, обеспечивающее трансформацию переливной полости в напорную полость, выполнено дроссельным.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к ударным механизмам и машинам, которые могут быть использованы в качестве сменного рабочего оборудования к экскаваторам и погрузчикам для рыхления мерзлых грунтов, вскрытия асфальтобетонных покрытий, дробления негабаритов и других аналогичных работ в горной и строительной отраслях промышленности.Известен гидравлический механизм ударного действия, кинематическая схема которого предусматривает последовательное расположение в корпусе подвижных звеньев, содержащий корпус с газовым аккумулятором энергии и взводящую камеру, в которой расположен боек с головкой и ступенчатый клапан, образующий своей наружной поверхностью и корпусом переливную полость, периодически связанную со взводящей камерой. На внутренней поверхности корпуса в верхней части переливной полости выполнены канавки, образующие своей поверхностью и ступенчатым клапаном щель в виде лабиринта, при этом ступенчатый клапан установлен в корпусе с возможностью периодического перекрытия указанного лабиринта и образования напорной полости. Внутренней поверхностью ступенчатого клапана и головкой бойка образована подклапанная полость, имеющая возможность сообщаться с напорной полостью. Переливная полость постоянно сообщена со сливной магистралью, а взводящая камера - с напорной магистралью [1].Недостатком известного механизма ударного действия является то, что при выбранном конструктивном исполнении не обеспечивается предотвращение перекоса бойка, так как при взводе боек опирается на корпус только в своей хвостовой части, в результате чего не достигается герметичного разделения взводящей камеры от подклапанной полости, что приводит к неустойчивой работе механизма.К недостаткам известного механизма следует также отнести наличие ударных взаимодействий клапана и бойка с корпусом в процессе работы, что приводит к их разрушению и потере работоспособности.Наиболее близким решением по технической сущности и достигаемому результату является принятый в качестве прототипа гидравлический механизм ударного действия, кинематическая схема которого предусматривает последовательное расположение в корпусе подвижных звеньев, содержащий корпус с газовым аккумулятором энергии, взводящую камеру, в которой последовательно расположены боек с головкой и двухсторонним штоком, опирающимся на две опоры, расположенные в корпусе по обе стороны от головки, которая в конце рабочего хода бойка образует с корпусом щелевой дроссель, периодически взаимодействующий с бойком ступенчатый клапан, образующий своей наружной поверхностью и корпусом переливную полость, постоянно связанную со сливной магистралью и имеющую возможность трансформироваться в напорную полость путем перекрытия ступенью клапана радиального отверстия в корпусе с сохранением постоянной связи с подклапанной полостью, которая образована внутренней поверхностью ступенчатого клапана и торцевой поверхностью штока. Взводящая камера постоянно связана с напорной магистралью [2].Данный механизм ударного действия находит практическое применение и отличается простотой конструкции, малой протяженностью каналов и высоким кпд.Недостатком данного механизма является то, что при рабочем ходе его бойка рабочая жидкость, поступающая от гидравлического источника питания во взводящую камеру, перетекает далее в сливную магистраль без совершения полезной работы и разгон бойка осуществляется лишь за счет энергии находящегося в аккумуляторной полости газа, запасенной в период взвода бойка. В итоге не реализуются возможности механизма по достижению максимальной энергии удара при установленной мощности гидравлического источника питания и величине зарядки аккумуляторной полости.Недостатком данного механизма является также низкая эксплуатационная надежность и долговечность трубопроводов, рукавов высокого давления и соединительной арматуры из-за большой амплитуды колебания давления в сливной магистрали, что приводит к их разрушению и потере работоспособности механизма.Задача изобретения состоит в повышении эксплуатационных характеристик и надежности гидравлического механизма ударного действия.Поставленная задача решается тем, что в гидравлическом механизме ударного действия, содержащем корпус с газовым аккумулятором энергии, взводящую камеру, в которой последовательно расположены ступенчатый клапан и боек с головкой и двухсторонним штоком, снабженный двумя опорами, расположенными в корпусе по обе стороны от головки, которая в конце рабочего хода бойка образует с корпусом щелевой дроссель, переливную полость, периодически связанную со взводящей камерой и имеющую возможность трансформироваться в напорную полость с сохранением постоянной связи с подклапанной полостью, согласно изобретению клапан механизма размещен в полости дополнительно установленной в корпусе втулки с образованием переливной полости, периодическая связь которой со сливной магистралью выполнена через радиальное отверстие во втулке и сливную полость, образованную проточкой по наружной поверхности втулки и внутренней поверхностью корпуса, причем упомянутое радиальное отверстие во втулке, обеспечивающее трансформацию переливной полости в напорную полость, выполнено дроссельным.Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображен разрез механизма.Механизм ударного действия содержит корпус 1 с газовым аккумулятором энергии 2, взводящую камеру 3, в которой последовательно с возможностью перемещения вдоль оси механизма размещены боек 4 и ступенчатый клапан 5. Боек имеет головку 6, верхний 7 и нижний 8 (по чертежу) штоки и расположен в корпусе в нижней 9 и верхней 10 опорах. Верхняя опора 10 имеет каналы 11 для прохода рабочей жидкости. Кромка верхнего штока 7 притуплена по минимальному радиусу. Головка 6 при движении бойка 4 на удар имеет возможность образовывать с корпусом 1 в нижней части взводящей камеры 3 щелевой дроссель 12.Ступенчатый клапан 5 размещен в полости втулки 13, установленной в корпусе 1, меньшая внутренняя расточка которой 14 является опорой клапана, а большая внутренняя расточка втулки 13 и наружная поверхность клапана 5 образуют переливную полость 15, которая периодически связана со взводящей камерой 3 через радиальные отверстия 16 в клапане 5 и подклапанную полость 17.Переливная полость 15 периодически сообщена со сливной магистралью 18 через дроссельное радиальное отверстие 19, выполненное во втулке 13, и сливную полость 20, образованную проточкой по наружной поверхности втулки 13 и внутренней поверхностью корпуса 1.Клапан 5 размещен в полости втулки 13 с возможностью периодического перекрытия дроссельного отверстия 19 ступенью 21, в результате чего верхняя часть переливной полости трансформируется в напорную полость 22, которая через радиальные отверстия 16 связана с подклапанной полостью 17.Клапан 5 при взаимодействии со штоком 7 бойка 4 образует узкую кольцевую контактную поверхность 23, а со стороны газовой камеры 2 имеет пустотелую крышку 24, ограничивающую движение клапана вниз (по чертежу). Взводящая камера 3 постоянно сообщена с напорной магистралью 25.Механизм работает следующим образом.В исходном состоянии боек 4 находится в крайнем нижнем (по чертежу) положении и опирается на шток рабочего инструмента (на чертеже рабочий инструмент не показан) или головкой 6 бойка 4 на торцовую поверхность взводящей камеры 3. Клапан 5 под давлением сжатого газа, находящегося в полости 2, находится в крайнем нижнем положении (по чертежу) и крышкой 24 опирается на торцовую поверхность втулки 13.Рабочая жидкость от источника давления (не показан) по напорной магистрали 25 поступает в взводящую камеру 3, откуда по каналам 11 в верхней опоре 10, радиальным отверстиям 16 в клапане 5, переливную полость 15, радиальное отверстие 19 в сливную полость 20, а из нее - в сливную магистраль 18. Так как переливная 15 и сливная 20 полости сообщены между собой дроссельным отверстием 19 в стенке втулки 13, то между этими полостями образуется перепад давления, величина которого определяется диаметром отверстия 19.Для включения механизма в работу боек 4 поджимается рабочим инструментом (не показан) до момента взаимодействия штока 7 с внутренним конусом клапана 5. При этом образовавшаяся подклапанная полость 17 герметично отделяется от взводящей камеры 3 узкой кольцевой контактной поверхностью 23, так как внутренняя конусная поверхность клапана 5 взаимодействует с торцом штока 7, кромка которого притуплена по минимальному радиусу.Рабочая жидкость, поступающая из напорной магистрали 25 во взводящую камеру 3, преодолевая усилие газового аккумулятора энергии 2, начинает перемещать боек 4 и клапан 5 в верхнее положение (по чертежу). При этом давление газа в аккумуляторной полости 2 будет повышаться за счет уменьшения объема газа при входе в полость 2 клапана 5, а рабочая жидкость из переливной полости 15 начнет вытесняться через дроссельное отверстие 19 в сливную полость 20, а из последней - в сливную магистраль 18. На протяжении всего холостого хода (взвода бойка) возникающий между переливной 15 и сливной 20 полостями перепад давления, определяемый сопротивлением истечению рабочей жидкости через дроссельное отверстие 19, недостаточен для разъединения бойка 4 и клапана 5.При перекрытии ступенью 21 дроссельного отверстия 19 верхняя часть переливной полости трансформируется в напорную полость 22, в которой давление повысится. Так как напорная полость 22 связана радиальными отверстиями 16 с подклапанной полостью 17, то повышенное давление разъединит боек 4 и клапан 5.После того, как произойдет разъединение бойка 4 и клапана 5, между внутренним конусом клапана 5 и кромкой верхнего штока 7 образуется кольцевая щель малой протяженности и с малым сопротивлением, так как шток 7 взаимодействует с внутренним конусом клапана 5 по узкой кольцевой контактной поверхности, через которую рабочая жидкость будет поступать из взводящей камеры 3 в подклапанную полость 17, канал 16, переливную полость 15, дроссельное отверстие 19 и сливную полость 20 в сливную магистраль 18.Давление во взводящей камере 3 упадет до величины, определяемой дросселирующим действием радиального отверстия 19, а боек 4 под действием энергии аккумулятора 2 начнет перемещаться вниз на удар (рабочий ход).При этом сохраняющееся на всем протяжении рабочего хода повышенное давление в подклапанной полости 17, определяемое дросселирующим действием радиального отверстия 19, способствует разгону бойка до большей скорости, т.е. позволяет использовать для разгона бойка энергию рабочей жидкости, что приводит к увеличению энергии удара.Кроме того, повышенное давление рабочей жидкости в подклапанной полости 17 способствует сохранению широкой кольцевой щели между клапаном 5 и кромкой штока 7 на протяжении всего рабочего хода, что обеспечивает повышенный расход жидкости для заполнения увеличивающегося объема переливной полости 15 в период рабочего хода и не позволяет клапану 5, как имеющему массу значительно меньшую, чем боек 4, догнать боек 4 раньше, чем он успеет совершить полный рабочий ход, что привело бы к потере энергии удара.При нанесении бойком 4 удара по инструменту (не показан) боек останавливается, а клапан 5 под действием давления в газовом аккумуляторе энергии 2 набегает на шток 7 бойка 4 и сопрягается с ним. Далее цикл повторяется.При снижении сопротивления со стороны разрушаемой породы боек 4, не доходя опоры 9, являющейся ограничителем хода бойка, проходит щель 12 в виде лабиринта, образованную головкой 6 и корпусом 1, в результате чего происходит рассеивание кинетической энергии бойка и он останавливается.Клапан 5 не может взаимодействовать со штоком 7 бойка 4, когда боек находится в крайнем нижнем положении, так как для ограничения хода клапана 5 установлена крышка 24. Для сохранения объема газовой камеры 2 крышка 24 выполнена пустотелой. Механизм автоматически отключается от работы.Для повторного включения механизма в работу в импульсном режиме необходимо поджать боек 4 через инструмент (не показан) до взаимодействия штока 7 с внутренним конусом клапана 5. Далее цикл повторяется.Таким образом, из приведенного описания работы механизма ударного действия видно, что реализация предлагаемого технического решения позволяет использовать для разгона бойка кроме энергии сжатого в аккумуляторной полости газа дополнительно энергию рабочей жидкости, а также исключить возможность преждевременного взаимодействия клапана с бойком в период рабочего хода и тем самым исключить снижение энергии удара, т.е. повысить эксплуатационные характеристики и надежность механизма.Образование дополнительной сливной полости и согласование ее объема с объемом переливной полости с дополнительной установкой двух и более сливных магистралей позволяет устранить влияние параметров сливной магистрали на работу механизма, а также уменьшить амплитуду колебания давления рабочей жидкости в сливной магистрали, что благоприятно сказывается на надежность и долговечность трубопроводов, рукавов высокого давления и соединительной арматуры.Установка для ограничения хода клапана пустотелой крышки позволяет автоматически отключить механизм при падении сопротивления со стороны разрушаемой породы, сохранив при этом энергетические характеристики механизма.Источники информации, принятые во внимание[1] Патент РФ №2071560, кл. Е 21 С 3/20, 1995.[2] Патент РФ №2143072, кл. Е 2 С 37/00, 1999.Класс E21C37/00 Способы или устройства для отбойки породы с погрузкой или без нее