соединение труб
Классы МПК: | F16B2/18 кулачковые, рычажные, эксцентриковые или коленно-рычажные F16L15/00 Резьбовые соединения |
Автор(ы): | Дворников Л.Т. (RU), Пуляев И.В. (RU) |
Патентообладатель(и): | Сибирский государственный индустриальный университет (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2002-04-24 публикация патента:
20.06.2004 |
Соединение труб относится к области машиностроения, к соединению деталей, в частности труб. Соединение содержит ниппель. Последний выполнен с тремя посадочными цилиндрическими поверхностями. Одна из поверхностей концентрична продольной оси соединения. Две остальные цилиндрические поверхности эксцентричны оси соединения. Одна из труб выполнена с четырьмя посадочными цилиндрическими поверхностями. Вторая труба выполнена с тремя посадочными цилиндрическими поверхностями. Две из поверхностей эксцентричны по отношению к оси соединения. Третья поверхность концентрична оси соединения. Эксцентрические поверхности соединения выполнены с различными величинами эксцентриситетов относительно оси соединения. Обеспечивается быстрое и надежное соединение труб без использования резьб и утолщений. 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
Соединение труб, состоящее из соединяемых труб и промежуточного звена-ниппеля, отличающееся тем, что ниппель выполнен с тремя посадочными цилиндрическими поверхностями, одна из которых концентрична продольной оси соединения, а две других эксцентричны ей, одна из труб выполнена с четырьмя посадочными цилиндрическими поверхностями, две из которых концентричны и две эксцентричны оси соединения, при этом двумя, концентрической и эксцентрической, она взаимодействует с соответствующими поверхностями ниппеля, а другими двумя, концентрической и эксцентрической, она взаимодействует с соответствующими поверхностями второй трубы, вторая труба выполнена с тремя посадочными цилиндрическими поверхностями, две из которых эксцентрические по отношению к оси соединения, и ими она взаимодействует с соответствующими поверхностями первой трубы и ниппеля, а третья поверхность концентрическая и ею вторая труба взаимодействует с соответствующей поверхностью первой трубы, при этом эксцентрические поверхности соединения выполнены с различными величинами эксцентриситетов относительно оси соединения.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области машиностроения, а конкретно к соединению деталей, в частности труб.Известны конструкции разъемных неподвижных соединений [см. 1, с.340, 3-я строка снизу]. Они могут быть болтовыми, винтовыми, шлицевыми. Все эти соединения сложны в изготовлении и требуют нарезания резьб или шлицев.Наиболее близким к заявленному соединению является соединение трубопроводов [см.1, с.341, рис.б], принятое за прототип, состоящее из стальной трубы, штуцера, накидной гайки, зажимного кольца, ниппеля и уплотнительного кольца.Недостатком известного прототипа является то, что для соединения используется много промежуточных деталей и на месте соединения образуется выступ - утолщение трубопровода, что усложняет его применение.Задачей изобретения является создание конструкции, позволяющей быстро и надежно соединять трубы, без использования резьб и с устранением утолщений.Сущность изобретения заключается в том, что в соединении труб применено лишь одно промежуточное звено-ниппель. Отличие соединения состоит в том, что в соединении труб, состоящем из соединяемых труб и промежуточного звена-ниппеля, ниппель выполнен с тремя посадочными цилиндрическими поверхностями, одна из которых концентрична продольной оси соединения, а две другие эксцентричны ей. Одна из труб выполнена с четырьмя посадочными цилиндрическими поверхностями, две из которых концентричны и две эксцентричны оси соединения, при этом двумя - концентрической и эксцентрической она взаимодействует с соответствующими поверхностями ниппеля, а другими - концентрической и эксцентрической, она взаимодействует с соответствующими поверхностями второй трубы. Вторая труба выполнена с тремя посадочными цилиндрическими поверхностями, две из которых эксцентрические по отношению к оси соединения, и ими она взаимодействует с соответствующими поверхностями первой трубы и ниппеля, а третья поверхность концентрическая, и ею вторая труба взаимодействует с соответствующей поверхностью первой трубы, при этом все эксцентрические поверхности соединения выполнены с различными величинами эксцентриситетов относительно оси соединения.Понятия “концентрическая или концентричная и эксцентрическая или эксцентричная поверхности” в заявке используются в точном соответствии с трактовкой “Словаря русского языка” С.И. Ожегова. М.: Русский язык, 1984 с.260.Предлагаемое соединение представлено на чертеже. Соединение состоит из труб 1, 2 и ниппеля 3. Труба 1 контактирует с трубой 2 двумя цилиндрическими поверхностями А, В различного радиуса и с ниппелем 3 цилиндрическими поверхностями C, D различного радиуса. Труба 2 в свою очередь входит в контакт с ниппелем 3 цилиндрической поверхностью Е. Радиусы соединяемых цилиндрических поверхностей деталей различаются на величину зазоров между ними э и к. На чертеже обозначены: OO - продольная геометрическая ось соединения с радиусом R наружной поверхности труб, с радиусом r внутренней поверхности труб. Эта же ось является геометрической осью концентрических поверхностей: В первой трубы с радиусом r2 и D первой трубы с радиусом r4; O1O1 - геометрическая ось цилиндрической поверхности А первой трубы с радиусом r1; O2O2 - геометрическая ось цилиндрической поверхности С первой трубы с радиусом r3; O3O3 - геометрическая ось цилиндрической поверхности Е второй трубы с радиусом r5. Между взаимодействующими поверхностями труб и ниппелем предусмотрены зазоры соответственно: на поверхностях А - э1 на поверхностях В - к1, на поверхностях С - э2, на поверхностях D - к2, на поверхностях Е - э3. Буквы “к” и “э” означают, что рассматриваемые поверхности концентричны или эксцентричны относительно оси OO. С учетом зазоров радиусы ниппеля для поверхности С есть (r3-э2), для поверхности D - (r4+к2), для поверхности Е - (r5-э3), а радиусы второй трубы для поверхности А есть (r1-э1), для поверхности В - (r2+к1).Между геометрическими осями цилиндрических поверхностей труб и ниппеля предусмотрены эксцентриситеты: между OO и O1O1 эксцентриситет e1, между ОО и O2O2 эксцентриситет е2, между ОО и O3O3 эксцентриситет е3.Ниппель выполнен с тремя цилиндрическими посадочными поверхностями С, D и Е, две из которых С с радиусом (r3-э2) и Е с радиусом (r5-э3) эксцентричны относительно оси OO, а третья D с радиусом (r4-к2) концентрична оси OO. Первая труба выполнена с четырьмя цилиндрическими поверхностями А, В, С и D, две из которых - А с радиусом r1 и С с радиусом r3 эксцентричны оси OO, а две другие - В с радиусом r2 и D с радиусом r4 концентричны оси OO. Вторая труба выполнена с тремя цилиндрическими поверхностями А, В и Е, две из которых А с радиусом (r1-э1) и Е с радиусом r5 эксцентричны относительно геометрической оси соединения OO, а третья В с радиусом (r2+к1) концентрична оси OO.Процесс соединения сводится к относительному повороту одной трубы 1 или 2 относительно второй 2 или 1 в любую сторону. Вследствие относительного поворота труб произойдет относительный поворот всех деталей соединения, в том числе ниппеля, и заклинивание соединения по концентричным и эксцентричным цилиндрическим поверхностям.Перед заклиниванием во время сборки соединения ниппель 3 необходимо поместить в соответствующие проточки труб 1 и 2. Для свободной сборки соединения и предусмотрены зазоры к1, э1, э2, к2 и к3.Работает соединение следующим образом. При приложении к одной из труб крутящего момента произойдет относительный поворот труб 1, 2 и ниппеля 3 вокруг продольной оси соединения OO, что приведет к заклиниванию трубы 1 относительно ниппеля 3 на поверхностях С, D и трубы 2 на поверхностях А, В, а также трубы 2 относительно ниппеля 3 на поверхности Е. При этом в результате взаимодействия на поверхностях контакта А, В, С, D, Е труб 1, 2 и ниппеля 3 возникнут расклинивающие реакции и силы трения, которые удержат за счет самоторможения трубы 1, 2 и ниппель 3 от разъединения.Особенностью предлагаемого соединения является то, что соединение имеет одинаковые внутренний и наружный диаметры на местах стыков, то есть на местах стыков не возникает ни утолщений, ни впадин, что позволяет расширить область применения предлагаемого соединения.Рассоединение происходит в обратном порядке, то есть относительным поворотом труб в сторону, обратную заклиниванию.Работоспособность предлагаемого соединения доказывается следующим рассуждением. На стадии заклинивания соединение работает как механизм, т.е. происходит вполне определенное относительное движение звеньев. Известно, что по формуле Чебышева П.Л. [см. 2, с.39 формула (2.5)] подвижность механизма определяют по формуле где W - подвижность системы,n - число подвижных звеньев,р5 - число одноподвижных кинематических пар - шарниров,р4 - число двухподвижных кинематических пар.В предлагаемом соединении для заклинивания, например, относительно трубы 1, принятой за неподвижную, имеют возможность двигаться два звена - ниппель 3 и вторая труба 2, т.е. n=2. Шарниров в соединении нет, т.е. р5=0, двухподвижных соединений (одно относительное движение проскальзывание, второе - вращение) необходимо по (1) иметьp4=3n-W=32-1=5Именно пять соединений р4 используется в заявленном соединении. Труба 1 выполнена с четырьмя посадочными цилиндрическими поверхностями А, В, С, D, двумя из которых С, D она взаимодействует с поверхностями ниппеля 3 и двумя поверхностями А, В с трубой 2, а вторая труба 2 выполнена с тремя посадочными цилиндрическими поверхностями А, В, Е, взаимодействующими двумя поверхностями А, В с трубой 1 и одной поверхностью Е с ниппелем 3, ниппель 3 выполнен с тремя посадочными цилиндрическими поверхностями С, D, E, двумя из которых С, D он взаимодействует с трубой 1 и одной поверхностью Е взаимодействует с трубой 2. Всего посадочных поверхностей в соединении пять А, В, С, D, Е.Источники информации1. Крайнев А.Ф. Детали машин. Словарь-справочник. - М.: Машиностроение, 1992. - 480 с.: ил.2. Артоболевский И.И. Теория механизмов и машин. - М.: Главная редакция физико-математической литературы, 1975. - 640 с.: ил.Класс F16B2/18 кулачковые, рычажные, эксцентриковые или коленно-рычажные
фиксатор для быстросъемных соединений - патент 2486377 (27.06.2013) | |
устройство для крепления модульного элемента в воздушном судне - патент 2478166 (27.03.2013) | |
устройство стопорное - патент 2461741 (20.09.2012) | |
разъемное соединение - патент 2399800 (20.09.2010) | |
автомобильный стеклоочиститель - патент 2381119 (10.02.2010) | |
быстросоединяемое соединение - патент 2360151 (27.06.2009) | |
устройство для фиксации рычажного замка - патент 2321780 (10.04.2008) | |
соединение труб - патент 2313701 (27.12.2007) | |
разъемное соединение - патент 2302562 (10.07.2007) | |
рычажный замок - патент 2267450 (10.01.2006) |
Класс F16L15/00 Резьбовые соединения