способ получения моторных топлив
Классы МПК: | C10G69/04 включая по крайней мере одну ступень каталитического крекинга в отсутствие водорода C10G69/08 включая по крайней мере одну ступень риформинга бензино-лигроиновых фракций |
Автор(ы): | Хавкин В.А. (RU), Каминский Э.Ф. (RU), Гуляева Л.А. (RU), Кастерин В.Н. (RU), Киселев В.А. (RU), Ёлшин А.И. (RU), Моисеев В.М. (RU), Сидоров И.Е. (RU), Томин В.П. (RU), Зеленцов Ю.Н. (RU), Левина Л.А. (RU), Кращук С.Г. (RU) |
Патентообладатель(и): | ОАО "Всероссийский научно-исследовательский институт по переработке нефти" (RU), ОАО "Ангарская нефтехимическая компания" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2002-11-26 публикация патента:
10.07.2004 |
Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности, в частности к способу получения моторных топлив. Сущность: проводят ректификацию нефти с получением мазута, вакуумную перегонку мазута с получением вакуумного дистиллята, выкипающего в интервале температур 330-520С, и гудрона. Вакуумный дистиллят подвергают каталитическому крекингу с выделением фракции, выкипающей в интервале температур 150-400С, а гудрон - замедленному коксованию с выделением фракции, выкипающей в интервале температур 150-400С. Эти фракции совместно подвергают гидрированию при объемной скорости подачи сырья 0,2-1,5ч-1, из полученного гидрогенизата выделяют фракцию, выкипающую в интервале температур 30-200С, которую используют в качестве компонента при получении бензина или для других технологических целей, и фракцию, выкипающую в интервале температур 130-350С, которую используют в качестве дизельного топлива. Технический результат - повышение степени очистки дизельных дистиллятов от серы при одновременном получении бензиновой фракции с требуемыми октановыми характеристиками. 4 з.п. ф-лы.
Формула изобретения
1. Способ получения моторных топлив, включающий ректификацию нефти с получением мазута, вакуумную перегонку мазута с получением вакуумного дистиллята и гудрона, который подвергают термической переработке, процесс гидрирования, смешение фракций с получением целевых продуктов, отличающийся тем, что вакуумный дистиллят подвергают каталитическому крекингу с выделением фракции, выкипающей в интервале температур 150-400С, а гудрон - замедленному коксованию с выделением фракции, выкипающей в интервале температур 150-400С, затем эти фракции совместно подвергают гидрированию при объемной скорости подачи сырья 0,2-1,5 ч-1, из полученного гидрогенизата выделяют фракции, выкипающие в интервале температур 30-200С и 130-350С, которые используют для получения целевых продуктов.2. Способ по п.1, отличающийся тем, что фракции каталитического крекинга и замедленного коксования, выкипающие в интервале температур 150-400С, смешивают в массовом соотношении от 90:10% до 10:90%.3. Способ по пп.1 и 2, отличающийся тем, что в смесь фракций каталитического крекинга и замедленного коксования, выкипающих в интервале температур 150-400С, перед гидрированием вводят 5-30 мас.% прямогонной дизельной фракции.4. Способ по пп.1-3, отличающийся тем, что процесс гидрирования проводят при давлении 25-30 МПа в присутствии никель-вольфрамового сульфидного катализатора при температуре 320-410С и отношении водородсодержащий газ/сырье 800-1500 нм3/м3.5. Способ по пп.1-4, отличающийся тем, что выделенную из гидрогенизата фракцию, выкипающую в интервале температур 30-200С, смешивают с фракцией прямой перегонки нефти, выкипающей в том же интервале температур, в массовом соотношении от 2:98% до 20:80% и подвергают каталитическому риформингу с предварительной гидроочисткой полученной смеси.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности, в частности к способу получения моторных топлив.Известен способ получения моторных топлив путем гидрокрекинга прямогонных нефтяных фракций с повышенными температурами конца кипения при температуре процесса 360-400С и давлении 25-30 МПа с последующей ректификацией гидрогенизата с целью выделения следующих фракций: Н.К. - 180С, 180-360С, 360С - К.К.При переработке наиболее легкого сырья (фракция 190-385С) не образуется остатка, выкипающего выше 360С, и применяют простую схему ректификации с выделением из гидрогенизата бензина.При переработке более тяжелого сырья (фракции, выкипающей в интервале 195-430С) проводят более сложную ректификацию с выделением как бензиновой, так и дизельной фракций. Остаток, выкипающий выше 360С, используют в качестве базы для получения масляных фракций.В результате получают экологически чистое дизельное топливо (летнее) марки ЭЧДТ с содержанием серы менее 0,05 мас.% и ароматических углеводородов менее 10 мас.%, а также глубокоочищенный бензин - сырье процесса каталитического риформинга. (А.Ф.Бабиков, Ю.Н.Зеленцов и др. Безостаточный вариант гидрокрекинга нефтяного сырья при высоком давлении. “Нефтепереработка и нефтехимия”, № 4, 1996 г., с. 18-20).Однако этот способ не позволяет решить вопрос переработки вакуумных дистиллятов (с К.К. до 500-560С), а направлен лишь на облагораживание дистиллятов с пониженными температурами конца кипения (385-434С), что существенно ограничивает ресурсы сырья, вовлекаемого в данный процесс. К недостаткам способа относится и невозможность его применения при переработке дистиллятов вторичных процессов (термического и каталитического крекинга).Известен двухстадийный способ получения моторных топлив, а именно экологически чистых дизельных топлив, путем гидрообессеривания сырья, содержащего 70% прямогонного дизельного дистиллята с 30% легкого газойля каталитического крекинга или газойля коксования с последующей гидродеароматизацией полученного гидрогенизата при температуре 350-390С и давлении 8-13 МПа. При этом получают дизельное топливо с остаточным содержанием серы до 0,05 мас.% и ароматических углеводородов до 20 мас.%. (Э.Ф.Каминский, В.А.Хавкин и др. Получение экологически чистых дизельных топлив. “Химия и технология топлив и масел”, №2, 1996, с. 14-15).К недостаткам данного процесса можно отнести следующие:- относительно слабое превращение полициклических ароматических углеводородов (до их остаточного содержания 10-12 мас.%), в то время как по перспективным нормам требуется не более 2% полициклических ароматических углеводородов;- весьма ограниченное вовлечение в сырьевую смесь дистиллятов вторичного происхождения (до 30 мас.%), что сужает сырьевую базу применения данного метода.Наиболее близким к заявляемому является способ получения углеводородного топлива, включающий ректификацию нефти с получением дистиллятных фракций, выкипающих в интервале температур (130-160)-(260-315)С и (260-315)-(330-400)С, и мазута. Фракцию (260-315)-(330-400)С подвергают гидроочистке. Мазут либо подвергают вакуумной перегонке с получением вакуумного дистиллята, выкипающего в интервале температур (300-400)-(480-520)С, и гудрона, который подвергают термической переработке с получением продуктов термической переработки гудрона, либо разделяют на два потока, один из которых подвергают термической переработке мазута с последующим смешением гидроочищенной дистиллятной фракции с вакуумным дистиллятом или мазутом и продуктами термической переработки гудрона или мазута, взятыми в количественном отношении соответственно 30-50, 25-65 и 5-25% от массы смеси.Гидроочистку проводят при температуре 320-340С, давлении 3-5 МПа, при объемной скорости подачи сырья 3-5 -1 в присутствии никель-молибденового или кобальт-молибденового катализаторов на оксиде алюминия.Целевыми продуктами известного способа являются прямогонное зимнее дизельное топливо - фракция (130-160)-(260-315)С и углеводородное технологическое топливо, полученное смешением фракций (с содержанием серы 0,6-0,8 мас.%). (Пат. РФ №1746702, кл. С 10 G 69/14, 1994).Недостатком данного способа является ограниченный выход дизельного топлива (получают только прямогонное дизельное топливо, выход которого в пересчете на нефть составляет всего 12-21 мас.%). При этом более высококипящие фракции и мазут, которые могли бы быть использованы при углублении процессов переработки нефти для получения дополнительного количества дизельного топлива, перерабатываются в менее ценное тяжелое углеводородное топливо с высоким содержанием серы 0,6-0,8 мас.%.Задачей предлагаемого изобретения является углубление степени очистки дизельных дистиллятов от серы при одновременном получении бензиновой фракции с требуемыми октановыми характеристиками.Поставленная задача решается способом получения моторных топлив, включающим ректификацию нефти с получением мазута, вакуумную перегонку мазута с получением вакуумного дистиллята, выкипающего в интервале температур 330-520С, и гудрона, который подвергают термической переработке, процесс гидрирования, смешение фракций с получением целевых продуктов. Способ отличается тем, что вакуумный дистиллят подвергают каталитическому крекингу с выделением фракции, выкипающей в интервале температур 150-400С, а гудрон - замедленному коксованию с выделением фракции, выкипающей в интервале температур 150-400С, затем эти фракции совместно подвергают гидрированию при объемной скорости подачи сырья 0,2-1,5 ч-1, из полученного гидрогенизата выделяют фракции, выкипающие в интервале температур 30-200С и 130-350С, которые используют для получения целевых продуктов.Причем:- фракции каталитического крекинга и замедленного коксования, выкипающие в интервале температур 150-400С, смешивают в массовом отношении от 90:10% до 10:90%.- в смесь фракций каталитического крекинга и замедленного коксования, выкипающих в интервале температур 150-400С, перед гидрированием при необходимости вводят 5-30% прямогонной дизельной фракции.- процесс гидрирования проводят при давлении 25-30 МПа в присутствии никель-вольфрамового сульфидного катализатора при температуре 330-410С и отношении водородсодержащий газ/сырье 800-1500 нм3/м3.- для получения бензина более высокого качества при необходимости фракцию, выделенную из гидрогенизата и выкипающую в интервале температур 30-200С, смешивают с фракцией прямой перегонки нефти, выкипающей в том же интервале температур, в массовом отношении от 2:98% до 20:80%, и полученную смесь подвергают гидроочистке с последующим каталитическим риформингом. Это связано с тем, что бензин, выделяемый из гидрогенизата, не всегда соответствует требованиям, предъявляемым к октановому числу бензина.Прием совместного гидрирования смесей легких газойлей каталитического крекинга и термических процессов для получения дизельных топлив известен. (В.М. Моисеев, В.И. Гурдин и др. Направления развития производства топливной продукции. “Химия и технология топлив и масел”, №3, 2000 г., с. 27-28). Однако при этом в качестве сырья гидрирования используют более узкие фракции: 173-350С -каталитического крекинга и 159-296С - коксования при отношении 50:50%, что существенно ограничивает ресурсы сырья, вовлекаемые в данный процесс, при этом получают дизельное топливо с недостаточной степенью очистки от серы.В предлагаемом способе используют в качестве сырья гидрирования смесь более широких фракций каталитического крекинга и замедленного коксования (150-400С), а также более широкий диапазон массового соотношения этих фракций, поступающих на гидрирование - от 90:10% до 10:90%.Использование смеси более широких фракций каталитического крекинга и замедленного коксования, а также более широкого диапазона массового соотношения этих фракций и осуществление процесса гидрирования при заявленных значениях объемной скорости подачи сырья (пониженные значения скорости подачи сырья 0,2-1,5 ч-1) позволяют значительно расширить ресурсы используемого сырья, а также увеличить выход дизельных топлив с пониженным содержанием серы с одновременным получением высококачественных бензиновых фракций.Сущность изобретения иллюстрируется следующими примерами.Пример 1.Из западносибирской нефти ректификацией выделяют мазут, затем вакуумной перегонкой из мазута получают вакуумный дистиллят 350-520С и гудрон. Вакуумный дистиллят подвергают каталитическому крекингу с выделением фракции 150-350С (Н.К. - 150С, 10 об.% - 235С, 50 об.% - 269С, К.К. - 350С, плотность при 15С 920 кг/м3, содержание серы 1,2 мас.%, содержание ароматических углеводородов 60%), а гудрон - замедленному коксованию с выделением фракции 150-400С (Н.К. - 150С, 10 об.% - 205С, 50 об.% - 260С, 90 об.% - 360С, содержание серы 1,0 мас.%, плотность при 15С 875 кг/м3). Газойлевые фракции каталитического крекинга (150-350С) и коксования (150-400С) смешивают в массовом отношении 90:10% и подвергают гидрированию на никель-вольфрамовом сульфидном катализаторе при давлении 30 МПа, температуре 410С, объемной скорости подачи сырья 0,2 ч-1 и отношении водородсодержащего газа к сырью 1500 нм3/м3. Гидрогенизат разделяют ректификацией на бензиновую фракцию 30-200С (10% отгона) и дизельную фракцию 200-350С.Полученная бензиновая фракция 30-200С имеет октановое число 45 и может быть использована при получении высокооктанового бензина при смешении с соответствующей фракцией прямой перегонки нефти или для других технологических целей.Для получения высокооктанового бензина бензиновую фракцию 30-200С смешивают с фракцией прямой перегонки нефти, выкипающей в том же интервале температур, в массовом отношении 20:80%, полученную смесь подвергают каталитическому риформингу с предварительной гидроочисткой полученной смеси. Гидроочистку проводят при давлении 3,5 МПа, температуре 360С, объемной скорости подачи сырья 2,5 ч-1, отношении водородсодержащего газа к сырью 300 нм3/м3 на алюмо-кобальт-молибденовом катализаторе. Каталитический риформинг проводят при давлении 1,5 МПа, температуре 490С, объемной скорости подачи сырья 1,5 ч-1, мольном отношении водорода к сырью 6:1, на полиметаллическом катализаторе серии ПР. Получают высокооктановый компонент автобензина (И.О.Ч.=95).Полученная дизельная фракция 200-350С имеет следующие показатели:- цетановое число 52;- плотность при 15С 845 кг/м3;- содержание полициклических ароматических углеводородов 0,2 мас.%- содержание серы 0,0005 мас.%.Фракционный состав: перегоняется до 250С 65 об.%, перегоняется до 350С К.К.-345С,95 об.% перегоняется при температуре 335С;- предельная температура фильтруемости -24С,и отвечает перспективным требованиям на экологически чистое дизельное топливо.Пример 2.Из западносибирской нефти ректификацией выделяют мазут, затем вакуумной перегонкой из мазута получают вакуумный дистиллят 350-520С и гудрон. Вакуумный дистиллят подвергают каталитическому крекингу с выделением фракции 150-400С (Н.К. - 150С, 10 об.% - 240С, 50 об.% - 280С, 90 об.% - 360С, плотность при 15С 980 кг/м3, содержание серы 1,3 мас.%, содержание ароматических углеводородов 80%), а гудрон - замедленному коксованию с выделением фракции 150-340С (Н.К. - 150С, 10 об.% - 199С, 50 об.% - 241С, К.К. - 340С, содержание серы 1,0 мас.%, плотность при 15С 875 кг/м3). Газойлевые фракции каталитического крекинга (150-400С) и коксования (150-340С) смешивают в массовом отношении 10:90% и подвергают гидрированию на никель-вольфрамовом сульфидном катализаторе при давлении 25 МПа, температуре 320С, объемной скорости подачи сырья 1,5 ч-1 и отношении водородсодержащего газа к сырью 800 нм3/м3. Гидрогенизат разделяют ректификацией на бензиновую фракцию 30-130С (35% отгона) и дизельную фракцию 130-350С.Полученная бензиновая фракция 30-130С имеет октановое число 47 и может быть использована при получении высокооктанового бензина при смешении с соответствующей фракцией прямой перегонки нефти или для других технологических целей.Для получения высокооктанового бензина бензиновую фракцию 30-130С смешивают с фракцией прямой перегонки нефти, выкипающей в том же интервале температур, в массовом отношении 2:98%, полученную смесь подвергают каталитическому риформингу с предварительной гидроочисткой полученной смеси. Гидроочистку проводят при давлении 3,7 МПа, температуре 370С, объемной скорости подачи сырья 2,5 ч-1, отношении водородсодержащего газа к сырью 290 нм3/м3 на алюмо-никель-молибденовом катализаторе. Каталитический риформинг проводят при давлении 1,5 МПа, температуре 495С, объемной скорости подачи сырья 1,5 ч-1, мольном отношении водорода к сырью 6:1, на полиметаллическом катализаторе серии ПР. Получают высокооктановый компонент автобензина (И.О.Ч.=95).Полученная дизельная фракция 130-350С имеет следующие показатели:- цетановое число 52;- плотность при 15С 820 кг/м3;- содержание полициклических ароматических углеводородов 0,1 мас.%;- содержание серы 0,001 мас.%.Фракционный состав: перегоняется до 250С 65 об.%, перегоняется до 350С К.К.-345С, 95 об.% перегоняется при температуре 335С;- предельная температура фильтруемости -24С,и отвечает перспективным требованиям на экологически чистое дизельное топливо.Пример 3.Из западносибирской нефти ректификацией выделяют мазут, затем вакуумной перегонкой из мазута получают вакуумный дистиллят 330-520С и гудрон. Вакуумный дистиллят подвергают каталитическому крекингу с выделением фракции 200-350С (Н.К. - 205С, 10 об.% - 249С, 50 об.% - 271°С, К.К. - 345С, плотность при 15С 973 кг/м3, содержание серы 1,2 мас.%, содержание ароматических углеводородов 80%), а гудрон - замедленному коксованию с выделением фракции 150-330С (Н.К. - 145С, 10 об.% - 199С, 50 об.% - 229С, К.К - 325С, содержание серы 0,9 мас.%, плотность при 15С 853 кг/м3). Газойлевые фракции каталитического крекинга (200-350С) и коксования (150-330С) смешивают в массовом отношении 50:50% и подвергают гидрированию на никель-вольфрамовом сульфидном катализаторе при давлении 25 МПа, температуре 365С, объемной скорости подачи сырья 1,0 ч-1 и отношении водородсодержащего газа к сырью 1000 нм3/м3. В целях облегчения ведения процесса (снижение теплоты процесса, увеличения нагрузки по сырью) в смесь фракций каталитического крекинга и замедленного коксования перед гидрированием вводят 30 мас.% прямогонной дизельной фракции 200-350С, содержащей 0,6 мас.% серы. Гидрогенизат разделяют ректификацией на бензиновую фракцию 30-200С (30% отгона) и дизельную фракцию 200-350С.Полученная бензиновая фракция 30-200С имеет октановое число 45 и может быть использована при получении высокооктанового бензина при смешении с соответствующей фракцией прямой перегонки нефти или для других технологических целей.Для получения высокооктанового бензина бензиновую фракцию 30-200С смешивают с фракцией прямой перегонки нефти, выкипающей в том же интервале температур, в массовом отношении 10%:90%, полученную смесь подвергают каталитическому риформингу с предварительной гидроочисткой полученной смеси при условиях, аналогичных примеру 1. Получают высокооктановый компонент автобензина (И.О.Ч.=95).Полученная дизельная фракция 200-350С имеет следующие показатели:- цетановое число 52;- плотность при 15С 840 кг/м3;- содержание полициклических ароматических углеводородов 0,3 мас.%;- содержание серы 0,001 мас.%;Фракционный состав: перегоняется до 250С 60 об.%, перегоняется до 350С К.К. - 340С 95 об.%,перегоняется при температуре 335С;- предельная температура фильтруемости -25С,и отвечает перспективным требованиям на экологически чистое дизельное топливо.Пример 4.Проводят аналогично примеру 3 за исключением того, что в смесь газойлей каталитического крекинга и замедленного коксования (50:50%) перед гидрированием вводят 5% прямогонной дизельной фракции 200-350С. Из гидрогенизата выделяют ректификацией бензиновую фракцию 30-200С и дизельную фракцию 200-350С.Полученная бензиновая фракция 30-200С имеет октановое число 46.Высокооктановый компонент бензина имеет И.О.Ч.=95Полученная дизельная фракция 200-350С имеет следующие показатели:- цетановое число 52- плотность при 15С 845 кг/м3;- содержание полициклических ароматических углеводородов 0,3 мас.%;- содержание серы 0,001 мас.%.Фракционный состав: перегоняется до 250С 65 об.%, перегоняется до 350С К.К. - 340С 95 об.% перегоняется при температуре 335С;- предельная температура фильтруемости -25С,и отвечает перспективным требованиям на экологически чистое дизельное топливо.Из представленных примеров следует, что предлагаемый способ позволяет получить экологически чистое дизельное топливо с содержанием серы 0,0005-0,001 мас.% и содержанием полициклических ароматических соединений 0,1-0,3 мас.%, что отвечает перспективным требованиям на экологически чистое дизельное топливо, а также компонента автобензина с требуемыми октановыми характеристиками (И.О.Ч.=95).Класс C10G69/04 включая по крайней мере одну ступень каталитического крекинга в отсутствие водорода
Класс C10G69/08 включая по крайней мере одну ступень риформинга бензино-лигроиновых фракций