антифрикционный композиционный материал
Классы МПК: | C08J5/16 изготовление изделий или материалов с низким коэффициентом трения B32B15/08 из синтетических смол C08L27/08 гомополимеры или сополимеры винилиденхлорида C08K3/04 углерод |
Автор(ы): | Бланк Е.Д. (RU), Виноградов С.Е. (RU), Герцык М.А. (RU), Никитин В.А. (RU), Орыщенко А.С. (RU), Петров В.М. (RU), Пономарев А.Н. (RU), Рыбин В.В. (RU), Слепнев В.Н. (RU), Чистяков В.В. (RU), Шекалов В.И. (RU) |
Патентообладатель(и): | Федеральное государственное унитарное предприятие Центральный научно-исследовательский институт конструкционных материалов "Прометей" (RU), Закрытое акционерное общество "Астрин-Холдинг" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2002-11-21 публикация патента:
10.10.2004 |
Изобретение относится к области производства антифрикционных материалов, которые могут быть изготовлены методом порошковой металлургии и использованы в различных отраслях промышленности. Материал состоит из бронзового пористого каркаса, содержащего в порах политетрафторэтилен с наполнителем, в качестве которого используют полиэдральные многослойные углеродные наноструктуры фуллероидного типа в виде частиц размером 20-200 мкм при их концентрации в политетрафторэтилене в пределах от 0,0025 до 0,025 мас.%. Технический результат заключается в высокой износостойкости. 1 табл.
Формула изобретения
Антифрикционный композиционный материал, включающий бронзовый пористый каркас и политетрафторэтилен с наполнителем, отличающийся тем, что в качестве наполнителя политетрафторэтилена использованы полиэдральные углеродные наноструктуры фуллероидного типа в виде частиц размером 20-200 мкм при их концентрации в политетрафторэтилене 0,0025-0,025 мас.%.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области производства антифрикционных материалов, которые могут быть изготовлены методом порошковой металлургии и использованы в различных отраслях промышленности.
Бронзофторопластовые материалы, особенно армированные стальной подложкой, находят широкое применение в различных отраслях промышленности вследствие того, что они сочетают высокую прочность армированной подложки и/или пористого бронзового каркаса с хорошими антифрикционными свойствами фторопласта (политетрафторэтилена). Вместе с тем недостатком материала является низкая износостойкость (ресурс работы). Для устранения указанного недостатка предлагаются различные варианты модификации политетрафторэтилена наполнителями, повышающими ресурс работы. Так, в патенте №756950 (Великобритания), кл. 140, J, К, (1:3F), опубл. 12.09.56, принятого в качестве прототипа, предложен материал, представляющий собой биметаллическую ленту с основой из стали, на которую нанесен пористый слой бронзы (бронзовый каркас), образованный спеканием сферических частиц бронзы. Поры бронзового каркаса заполнены смесью политетрафторэтилена с наполнителем, в качестве наполнителя используется свинец в количестве до 20 мас.%. Недостатком прототипа является низкая изностойкость материала.
Задачей изобретения является повышение износостойкости антифрикционного композиционного материала.
Поставленная задача решается за счет того, что в антифрикционном композиционном материале, состоящем из бронзового пористого каркаса, содержащего в порах политетрафторэтилен с наполнителем, в качестве наполнителя политетрафторэтилена использованы полиэдральные многослойные углеродные наноструктуры фуллероидного типа в виде частиц размером 20-200 мкм при их концентрации в политетрафторэтилене в пределах от 0,0025 до 0,025 мас.%.
Введение фуллероидов способствует более интенсивному прохождению процесса спекания политетрафторэтилена, а также его упрочнения за счет более прочных мелкодисперсных частиц фуллероидов.
Введение фуллероидов в количестве менее 0,0025 мас.% не дает желаемого эффекта, более 0,025 мас.% приводит к повышению коэффициента трения и увеличению коэффициента износа по сравнению с заявленными концентрациями.
Примеры реализации изобретения приведены в таблице. Опробование проведено на материале, изготовленном из порошка бронзы по ТУ 02 18451-11-96, водной суспензии политетрафторэтилена марки Ф-4Д по ТУ 6-05-1246-76, модифицированный фуллероидными наномодификаторами по ТУ 1319-001-319684-01.
Полиэдральные многослойные углеродные наноструктуры были получены из корки катодного депозита, образующегося при термическом распылении графитового анода в атмосфере гелия, и нами идентифицированы. Имея в своем составе большое количество свободных радикалов, они способствуют более интенсивному протеканию процесса спекания и упрочняют материал, способствуя повышению его износостойкости и ресурса работы.
Введение политетрафторэтилена, модифицированного фуллероидными наномодификаторами, в поры бронзового каркаса проводилось посредством вакуумной пропитки суспензией Ф-4Д, после чего было проведено несколько циклов нанесения суспензии посредством окунания с последующей сушкой.
Определение триботехнических характеристик проводилось на машине трения относительно контртела из нержавеющей стали марки 08Х18Н10Т при следующих режимах:
1) давление 50 МПа (500 кг/см2), скорость 0,004 м/сек, PV=2 кг м/см2 сек;
2) давление 30 МПа (300 кг/см2), скорость 0,25 м/сек, PV=75 кг м/см2 сек.
Смазка осуществляется пресной водой. Коэффициент трения подсчитан по формуле
f=T/FN,
где Т - сила трения;
FN - усилие, прикладываемое к контртелу.
Относительный критерий износа (J) расчитывается по формуле
J=h/pL, где h - линейный износ, см;
р - удельное давление, кг/см2;
L - путь трения, см.
Приведенные в таблице данные подтверждают правильность предложенного решения и выбранных концентраций.
Экономический эффект изобретения определяется повышением срока службы подшипников в 1,5-2 раза.
Экологический эффект определяется возможностью эксплуатации подшипников в естественных водоемах в составе гидротурбин со смазкой водой.
Технический результат, достигаемый в заявленном изобретении, заключается в повышении износостойкости заявленного композиционного материала, ориентировочно в 1,5-2 раза.
Класс C08J5/16 изготовление изделий или материалов с низким коэффициентом трения
Класс B32B15/08 из синтетических смол
Класс C08L27/08 гомополимеры или сополимеры винилиденхлорида